Интернет-журнал Республика Карелия

Загнанные «лошади»

Григорий Воеводин 21 января 2011
Голосовать 0 | 0 +
Загнанные «лошади»

В ноябре 2005-го я вел первый в своей жизни прямой радиоэфир на недавно открывшейся радиостанции «Авторадио-Петрозаводск». Программа тогда называлась «День шофера», гостем ее стал сенатор от Карелии Владимир Александрович Федоров. Почему именно он, думаю, пояснять не надо: Владимир Александрович долгое время возглавлял российскую гоставтоинспекцию; с кем, как не с ним, стоило провести первый «День шофера» на частоте 103,1 FM?

Говорили тогда о многом. В том числе, и довольно подробно, — о дорогах и транспортном налоге. Пытались понять, как так получилось, что привычный дорожный налог вдруг стал транспортным, как поступления от него распределяются между бюджетами разных уровней и на что расходуются; куда подевались дорожные фонды и насколько их упразднение было оправдано. И, главное, как все это сказывается и скажется на объемах дорожного строительства и ремонта дорог как по России в целом, так и отдельно в Карелии и ее столице.

Картинка вырисовывалась в целом довольно безрадостная. Транспортный налог перестал быть целевым, привязанным к расходам на дороги. Это дало возможность региональным да и федеральным властям тратить поступающие от автомобилистов деньги, руководствуясь лишь сиюминутной целесообразностью. В итоге многие регионы просто-напросто «забили» на дороги. Всякий раз находились куда более важные финансовые дыры, которые требовалось затыкать. К чему это привело, мы прекрасно знаем.

Кроме всего прочего, система ставок транспортного налога, рассчитываемая исходя из количества «лошадок» под капотом авто, вовсе не выглядела справедливой по многим причинам. Непонятно было, почему разрыв в ставке налога для автомобиля с 98-сильным движком и, к примеру, 103-сильным может быть кратным 2, 3 а то и 5. В Карелии за авто до 100 сил мы платим по 6 рублей, а со 100 до 150 «лошадей» — уже по 30! Ничего себе разница, да? Особенно если учесть, что по нашим улицам ездит множество недорогих, в принципе, автомобилей с мощностью только чуть больше 100 сил. И еще куча подобных вопросов, отвечать на которые никто особо не торопился. А если и пытался, то выглядело это примерно как бессмертная фраза Жеглова «Я сказал!».

Тогда, во время беседы в прямом эфире «Авторадио», возник резонный вопрос: а почему нам не взять на вооружение опыт множества стран, ничуть не менее цивилизованных, чем Россия? Стран, где налог с владельцев транспортных средств входит в виде акцизов в розничную цену топлива. Где каждый автовладелец платит этих налогов тем больше, чем больше покупает топлива, то есть чем больше ездит.

В 2005-м это звучало как нечто из далекого будущего. В 2010-м это будущее стало реальностью. Весной и в начале лета прошлого года началась работа по замене транспортного налога на специальный дополнительный акциз в розничной цене топлива.

***

«И действительно, у такой схемы много серьёзных плюсов:

  • социальная справедливость: больше ездишь, эксплуатируешь дороги – больше платишь;
  • рассрочка платежей по всему году;
  • 100-процентная собираемость транспортного налога вместо сегодняшней 80-процентной;
  • распределение средств по территориям пропорционально интенсивности движения на них;
  • экономия в связи с ликвидацией бухгалтерии, канцелярии и самого штата налоговых инспекторов и судебных приставов, занимающихся сбором и выколачиванием ТН;
  • стимулирование приобретения экономичных автомобилей.

Но есть у нее и минусы:

  • увеличение стоимости транспортной составляющей всех товаров и услуг;
  • сложность расчета налога для транспорта, использующего электроэнергию, а также специфического транспорта, на который налоги высоки: снегоходов, катеров, гидроциклов, самолетов и т.п. 
  • утеря льгот ветеранами и инвалидами, аграриями и военными.

Даже поверхностному взгляду ясно, что плюсы гораздо весомее, а почти все минусы могут быть преодолены дополнительными выплатами соответствующим категориям населения, как это и делается в западных странах с транспортным налогом, включенным в стоимость топлива».

Юрий Гейко, ведущий программы «Автоликбез» на «Авторадио»

От себя дополню Юрия Васильевича еще одной «непоняткой» новой схемы. Я имею в виду тех, кто вынужден будет переплачивать за топливо, используя его не в автомобилях, а, к примеру, в мини-тракторах и мотоблоках на своих садовых участках, в бензопилах и электрогенераторах. Похоже, здесь льготами и выплатами проблему не урегулировать, и людям придется-таки платить по полной.

***

Работа по замене налога на дополнительный акциз завершилась к началу осени. Только вот, простите, опять хотели как лучше. Потому что если в самом начале, когда идею только начали обсуждать, звучала она несколько иначе последующего своего воплощения. Предполагалось, что с введением дорожной составляющей в акцизах на топливо транспортный налог в его нынешнем виде будет упразднен полностью, а собираемые в виде акциза деньги станут действительно «дорожными», целевыми. Мы приготовились в последний раз заплатить транспортный налог за 2010 год и даже не особо расстроились предстоящему повышению цен на топливо, связанному с новым акцизом, понимая, что эта система все-таки куда более справедливая. И вдруг... Вдруг выяснилось, что акцизы повышают, это да. Но при этом транспортный налог никто отменять не собирается. Регионам всего лишь позволили снизить базовые ставки в два раза. Не предложили даже, а всего лишь позволили. Напомните, пожалуйста, какие регионы налог снизили? Ну, давайте: раз, два, три...

Мы попали в ситуацию по сути двойного налогообложения.

***

Попробуем немножко разобраться в механике процесса и чуть посчитать.

С 1 января в розничной цене топлива появился дополнительный дорожный налог, примерно рубль на литр, хотя говорить о рубле можно лишь приблизительно, поскольку методика тоже изменилась: теперь чем выше экологический класс топлива, тем ниже ставки акцизов. Нефтяников стимулируют производить и продавать более экологичное топливо, и это правильно. Но в среднем все равно получается рубль, его и возьмем за основу наших весьма приблизительных (не экономист я) расчетов.

Этот дополнительный рубль в 2011 году будет полностью уходить в федеральный бюджет. Правительство и министр финансов Кудрин посчитали, что таким образом в течение года удастся собрать более 80 миллиардов, которые целевым образом предполагается направить на дороги: почти половину — на федеральные, около 5 миллиардов — на сельские, а половину вернуть в виде субсидий в регионы. Не исключено, кстати, что именно эти самые деньги имелись в виду, когда на недавней встрече Андрея Нелидова с Владимиром Путиным последний пообещал Карелии федеральную помощь на реконструкцию нескольких дорог и мостов, в том числе — на знаменитый Гоголевский путепровод в Петрозаводске.

Несмотря на то, что дорожный рубль 2011 года будет уходить в бюджет федеральный, региональные бюджеты ничего не теряют. Хотя бы потому, что, повторюсь, в этом году мы платим транспортный налог за 2010-й год по старым ставкам, и эти деньги полностью учтены в бюджете республики.

Зато со следующего года начнется интересное... Добавится еще один рубль в розничную стоимость литра топлива. И этот рубль уже останется в регионах. С 2013 года — еще рубль, распределение будет идти 50 на 50, то есть полтора рубля — в федеральный бюджет, полтора — в региональный. Добавлю, что на сегодня принято решение считать эти деньги дорожными и только дорожными. Предполагается возродить как федеральный, так и региональные дорожные фонды. Но это дело будущего, пусть и недалекого. Нас же интересует, как это ни прозаично, собственный карман. Нам нужны нормальные дороги, мы готовы за них платить, но хочется, чтобы плата эта была соразмерна нашим возможностям и не росла в разы год от года.

***

В среде автомобильной общественности нарастает ропот. Прикинув и посчитав, мы вдруг обнаружили, что с 2012 года, если ничего не изменится, мы станем гораздо больше платить за бензин, но, кроме того, нам никто не отменит транспортный налог. Между тем целевые деньги на дорожное строительство со следующего года в бюджете Карелии появятся. Отсюда вопрос. Или, точнее, предложение: с транспортным налогом надо что-то делать!

Что делать, каким образом? Отменить налог полностью и для всех не позволяют федеральное законодательство и простое чувство самосохранения. Выпадающие доходы в таком случае будут весьма значительными. Следовательно, надо его менять. И в первую очередь подумать о тех, чьи доходы невелики. Причем изменив не только ставки налогов, но и некоторые принципиальные подходы.

Что я имею в виду? Прежний подход предполагал, что не сильно богатые у нас ездят исключительно на автомобилях с мощностью двигателя до 100 «лошадок». Соответственно, ставка налога для таких авто была щадящей (федеральная базовая — 5 руб, в Карелии — 6 рублей с каждой «лошади»). Но последнее время появилось множество совершенно недорогих иномарок с мощностью движка где 103, где 105, где 115 лошадиных сил. Владельцам этих машин приходится платить уже по 30 рублей за «лошадь». Разница, согласитесь, очень существенная. Знаю несколько историй, когда люди вынуждены были идти на хитрость: пригонялась, предположим, из-за границы бэушная иномарка с мощностью движка в 105 сил, а уже в России делалась экспертиза, которая показывала, что на самом деле под капотом у машины всего 98 «лошадей».

В общем, надо понять, что между машинами с 90-сильным движком и 105-сильным особой разницы нет. И убрать порог в 100 сил. Это первое. И главное: необходимо существенно снизить, а то и вовсе отменить транспортный налог для автомобилей мощностью до 150 лошадиных сил.

Такая возможность у региональных властей есть, было бы желание. С введением новых акцизов базовые федеральные ставки были снижены в 2 раза. Для машин до 100 сил вместо 5 рублей — 2,50; для машин свыше 100 и до 150 сил — 3,50 вместо 7 рублей. Кроме того, регионам предоставлено право вообще отменить налог для автомобилей мощностью до 150 сил.

Этим правом власти Карелии не просто могут, а обязаны воспользоваться! Если не отменить налог, то хотя бы снизить его до федеральных базовых ставок. При этом, полагаю, имеет смысл обратить свой взор и на более мощные автомобили. Давайте будем справедливыми. Во-первых, на наших дорогах не так уж и мало стареньких, но все еще мощных внедорожников, владельцы которых — вовсе не олигархи. Во-вторых, даже если на навороченном авто ездит человек небедный, стоит учитывать, что чем больше мощность машины, тем больше бензина или соляры ей требуется, соответственно, автовладелец с лихвой заплатит налогов, включенных в стоимость топлива. Примерно то же — насчет мотоциклов мощностью больше 38 сил. Сейчас такой мотоциклист платит по 50 рублей за каждую лошадиную силу.

Да, я понимаю, что с кондачка такой вопрос не решить, необходимо все считать. Но для этого у нас целый Минфин существует, чтобы считать. И еще комитет по бюджету в Законодательном собрании.

Считайте, дамы и господа! Только не затягивайте...

Нет мнений Добавить мнение?
Еще нет ни одного мнения.

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие