Интернет-журнал Республика Карелия

Фронт навсегда?

Вадим Штепа 10 мая 2011
Голосовать 0 | 0 +
Фронт навсегда?

В Европе 8 мая отмечается как день окончания войны и примирения. В этот день не принято устраивать военных парадов и громких торжеств – люди радуются миру и скорбят по миллионам жертв той глобальной катастрофы. Кроме того, при всем почтении к своей истории европейцы все же живут в современном мире, не зацикливаясь на ежегодных ритуалах поклонения славному прошлому…

Историки вывели любопытную закономерность – победителям свойственно преемствовать многие черты побежденных. Это проявлялось с древних времен: некогда гонимые христиане, придя к власти, сами принялись жестоко преследовать «еретиков». Вот и сегодня – нигде в мире 9 мая не бывает более воинственно-парадных настроений, чем в стране, которая наиболее пострадала от той войны.

В европейских странах 9 мая празднуют День Европы – как символ сближения и взаимопонимания наций. В России же на эту дату до сих пор смотрят из прошлого, превращая ее, напротив, в вечный символ войны «наших» и «фашистов» (этим итальянским словом здесь принято называть все народы, с которыми тогда воевала Красная Армия, да и вообще каждого, кто смеет усомниться в ее «освободительной миссии»).

Обратимся к интересной, хотя и мало обсуждаемой теме – откуда и почему в СССР возник сам этот праздник?

Не спешите удивляться, но реальный 1945 год здесь совсем ни при чем. День Победы стал официальным праздником (выходным днем) лишь с 1965 года. По советской традиции, в которой каждый следующий правитель «опровергал» предыдущего, брежневский режим тогда предал забвению хрущевскую мечту о скором «построении коммунизма». Но становилось непонятным – ради чего же существует этот режим, что является исторической целью правящей коммунистической партии? И политтехнологи тех лет нашли выход в усиленной разработке мифологии Великой Отечественной войны, компенсируя этот кризис советского самосознания «гордостью победителей».

Тем самым они катастрофически перевернули весь советский менталитет – если в 1950-60-е годы он вдохновлялся проектами будущего (знаменитое «шестидесятничество», техноромантика, расцвет фантастики и т.д. ), то теперь его опрокинули в прошлое и стали соотносить всю текущую реальность с результатами второй мировой войны. Показательно, что в эпоху брежневского «застоя» (1965—1985) на тему той войны было поставлено неизмеримо больше памятников, написано книг, снято фильмов, спето песен, чем за все предыдущее двадцатилетие, миновавшее сразу после ее окончания...

Иными словами, от исторического творчества советская система перешла тогда к тотальному консерватизму. В «победу коммунизма» уже никто всерьез не верил, но зато было найдено универсальное самооправдание — «мы уже победили». Поэтому крах СССР был неизбежен – в последние свои годы он уже не стремился ни к какому прогрессивному развитию, а желал лишь «удержать историю»…

Как ни странно, после «бурных девяностых», в нулевые годы этот консервативный пафос возродился, и стал даже крепче, чем в советские времена. «Великая Победа» вообще уже превратилась в ultima ratio удержания РФ как остатка СССР, ибо никаких новых объединяющих ценностей в постсоветские годы так и не возникло (за исключением, конечно, денег – но они хорошо воспитывают патриотизм лишь у тех, кто причастен к «трубе»). Вот и снимаются десятки дорогих, хотя и бездарно-одинаковых фильмов, призванных «увековечить» и вдолбить в головы новых поколений этот пропагандистский мем. Особо рьяные чиновники доводят эту «вахту памяти» до беспамятства... А сравнивать уровень жизни ветеранов победившей и побежденных армий как-то не слишком принято, хотя в свободных сетевых дискуссиях это стало уже расхожим аргументом.

Весьма наглядным методом популяризации этого праздника стала «георгиевская ленточка». Однако те, кто придумал и раскрутил этот бренд, видимо, по незнанию истории, упустили массу неудобных для себя и забавных парадоксов. Например, Карл Густав Эмиль Маннергейм, воевавший во вторую мировую войну против Советской Армии, был еще в первую, на службе в армии российской, награжден орденом Святого Георгия и георгиевским оружием. Почему нельзя помнить этого героя и гордиться им?

 

 

Президент Медведев возлагает венок к могиле маршала Маннергейма, 2009.

 

 

Вообще, создается впечатление, что усиленной «великопобедной» пропагандой пытаются «забить» и вывести из поля общественного внимания массу исторических фактов, не укладывающихся в красивую официальную картинку. К примеру, если культ Сталина сегодня возрождать уже как-то немодно, то многие идеологи и чиновники нашли ему «замену» в образе маршала Жукова. В 2000 году его бюст появился и в Петрозаводске, хотя к Карельскому фронту этот деятель никакого отношения не имел. Точнее, имел ко всем солдатам на всех фронтах одинаковое отношение: «Бабы еще нарожают». Некоторыми историками эта апокрифическая фраза оспаривается, но соотношение военных потерь говорит само за себя.

Иные факты оспаривать невозможно – просто их и поныне предпочитают замалчивать. Например, то, что столица Карелии в 1941 году была разрушена не финскими оккупантами, но отступающими «нашими». А при оккупации в городе возникли концлагеря, узников которых выгоняли разбирать эти завалы. Конечно, организацию этих лагерей ничем оправдать невозможно, и непредвзятые финские историки (см. например, Юкка Куломаа «Финская оккупация Петрозаводска. 1941—1944», 2006) ее не оправдывают. Но вот многие историки российские (оставшиеся вполне советскими), обрушиваясь с праведным гневом на оккупантов, волшебным образом забывают, что в довоенной Карелии действовали куда более массовые и жестокие концлагеря, вроде Беломорканала. Так что не следовало бы изображать агрессивный ГУЛАГ этакой «утраченной свободой»…

 

 

Один из памятников на Карельском перешейке. Обратите внимание на даты. Какую «родину» защищали в другой стране?

 

 

История второй мировой войны нуждается именно в непредвзятом изучении, в совместных конференциях, где бы выслушивались и сопоставлялись аргументы различных сторон. И если устраивать музейные фотовыставки, то почему бы параллельно не продемонстрировать снимки и с другой стороны фронта? Именно это и способно обеспечить историческую объективность. А всякий односторонний подход с неизбежностью порождает резонные подозрения посетителя, что от него утаивают правду о тех давних событиях…

С точки зрения регионального брендинга, Карелия как раз и могла бы стать пилотным российским регионом, где изучение военной истории будет происходить в режиме европейского примирения. Но пока у нас до сих пор создают «образ врага», война по сути дела продолжается…

… Однако постмодернистская реальность неизбежно доводит эту милитаристскую истерию до абсурда и гротеска. Как сообщает «Столица на Онего», «... молодежь Петрозаводска посоревнуется в наматывании портянок во время игры, посвященной Дню Победы». Итак, главным символом этого праздника стали портянки. И, конечно, каждый участник игры получит ту самую ленточку. Главное, чтобы не перепутали!

 


  • Жаль, что фотовыставка в Краеведческом музее, вдохновила автора на столь дурно пахнущую статью. Правда жаль...

    Голосовать - -3 | 0 +
    Евгений Барышев
    10.5.2011 в 21:18
    • Позвольте, сударь, осведомиться о Ваших критериях благоухания? Это вековечная односторонняя пропаганда? Или это Вы победили на конкурсе советских портянок? =)

      Голосовать - 0 | +2 +
      Вадим Штепа
      10.5.2011 в 23:40
      • Критерий, Вадим, один — уважение к себе и людям. Судя по всему, Вам не знакомо ни одно, ни другое. Вам еще надо очень много работать над собой, чтобы получить право называться европейцем. не теряйте времени!

        Голосовать - -1 | 0 +
        Евгений Барышев
        11.5.2011 в 08:53
        • Страна советов! =) Евгений, уважительная полемика с оппонентом состоит в приведении конкретных контраргументов к изложенным идеям. А Вы, заметьте, не привели ни одного, пустившись в нелепые эмоциональные поучения. Но они мне совершенно не интересны... Поучайте лучше ваших паучат! (с)

          Голосовать - 0 | +2 +
          Вадим Штепа
          11.5.2011 в 15:44
          • Что и требовалось доказать.

            Голосовать - -1 | 0 +
            Евгений Барышев
            11.5.2011 в 17:35
  • Когда же редакция прикроет эту ночную вазу крышкой?

    Голосовать - -2 | 0 +
    10.5.2011 в 21:25
    • В ночных вазах водятся анонимные кузнечики... =)

      Голосовать - 0 | +1 +
      Вадим Штепа
      10.5.2011 в 23:31
      • Заходил я под своим именем на твой сайт, так меня забанили там. Не любите жёсткого отпора.

        Голосовать - -1 | 0 +
        11.5.2011 в 17:48
  • Я понимаю, что жить и бороться за «самостийность» и «чистоту рассы»карелов с такой фамилией сложно.Может Вам к врачу? На Краснофлотской есть милое местечко-психоневрологический диспансер.

    Голосовать - -2 | 0 +
    • Где Вы нашли у меня что-то про «чистоту рассы»? Что такое «расса» вообще? У Вас глюки? Спешите по указанному адресу — как хорошо его выучили! =)

      Голосовать - 0 | +2 +
      Вадим Штепа
      10.5.2011 в 23:28
  • Pingback: Жертвы пропаганды или память хранящие?

  • Вадим, спасибо за статью. Мы за проблематизацию. А за музей отвечу: в большой степени выставка «Солдаты Карельского фронта» для нас 1) выставка документальных фото no comments При том, мы отдаем отчет, что это в немалой степени — постановочные фото 2) При этом выставка — это публикация малоизвестных и практически до сих пор непубликовавшихся фото из наших фондов — по понятным причинам, «взгляд с другой стороны» в тогда Центральном государственном музее КФССР не комплектовался. Т.е. у нас просто нет уникальных финляндских фото. Отчасти взгляд с разных сторон фронта был реализован в нашей прошлогодней выставке «перед аттакой. Карельский фронт 1942—1944» kgkm.karelia.ru/site/section/197 Как пример российской проблематизирующей выставки советую «Солдаты. Soldaten. Soldiers» museum.fondpotanin.ru/dia...853/description/

    Голосовать - 0 | 0 +
    11.5.2011 в 10:26
    • Денис, спасибо за оценку. Но согласись, что заведомая «постановочность» многих фото на выставке делает ее скорее не документальным, но пропагандистским феноменом. Что же касается объективного взгляда, думаю, на перспективу вам было бы интересно разработать совместную выставку с музеем «Кареликум». Вот именно по типу «Солдаты. Soldaten. Soldiers» — о военном поколении как таковом, образах и артефактах той эпохи (спасибо за ссылку).

      Голосовать - 0 | +2 +
      Вадим Штепа
      11.5.2011 в 15:54
    • На этой проблематизирующей выставке догадались звезду и свастику скрестить. Не понимают, что делают, в буквальном смысле. Даже центральную фотографию с девушкой на мотоцикле перевернули. Вывернуть всё на изнанку — вот ваш принцип.

      Голосовать - -1 | 0 +
      11.5.2011 в 18:25
      • Так что удивительного? Люди живут в «постмодернистской реальности».

        Голосовать - -1 | 0 +
        Евгений Барышев
        11.5.2011 в 19:01
      • Звезда и свастика любезно соседствовали еще на совместном советско-германском параде в Бресте в 1939 году. Полюбуйтесь — www.liveinternet.ru/users...4/post140980950/ Так что организаторы выставки ничего не придумали. А если Вы не знаете исторических фактов — будете выворачивать свои фантазии...

        Голосовать - 0 | +2 +
        Вадим Штепа
        11.5.2011 в 20:06
        • А! Так выставка посвящена предвоенным годам?! Что ж Вы сразу-то не сказали?1 Только не очень понятно, почему называется выставка «Сролдаты карельского фронта», историчный Вы наш?!

          Голосовать - -2 | 0 +
          Евгений Барышев
          11.5.2011 в 20:34
        • На выставке звезду и свастику совместили. Кроме того, большая разница между «до войны» и «после войны».

          Голосовать - -2 | 0 +
          11.5.2011 в 20:35
          • Парад в Бресте был не ДО войны, а уже В ХОДЕ Второй мировой войны, когда СССР и Германия на двоих поделили Польшу. Но Вы начинаете отсчет войны только с 1941 года — и агрессию СССР против Польши, Финляндии и балтийских стран «не замечаете»...

            Голосовать - 0 | +3 +
            Вадим Штепа
            11.5.2011 в 21:36
  • Позволю себе напомнить: "Где умный человек прячет лист? В лесу.... Если нет леса, он его сажает. И, если ему надо спрятать мёртвый лист, он сажает мёртвый лес... А если ему надо спрятать мёртвое тело, он прячет его под грудой мёртвых тел... " (Г. К. Честертон, «Сломанная шпага»). На войне погибают лучшие. «Под грудой мёртвых тел» спрятан золотой генофонд русской нации, её человеческий потенциал, её будущее. После победы (по сути, Пирровой) началась деградация, прежде всего нравственная деградация народа, и этот процесс остановить уже невозможно. В 1941-45 гг. России была нанесена смертельная рана, потому и вспоминаем так болезненно всё с войной связанное. Нация, лишённая будущего, с необходимостью опрокидывается в прошлое. И прошлое становится для неё будущим. Отсюда и триумфальное возвращение на подиум главного кутюрье эпохи — товарища Сталина. Сапоги... скоро загрохочут?

    Голосовать - 0 | +3 +
    Андрей Тюков
    11.5.2011 в 13:14
    • Андрей, согласен с Вами — значение Второй мировой войны для России действительно фундаментальное. Но главная проблема в том, следует ли отождествлять состоявшееся тогда крушение сталинской антиутопии с концом русской нации как таковой? Ибо если да — к чему сегодня все эти разговоры о «модернизациях» и т.д. ?..

      Голосовать - 0 | +1 +
      Вадим Штепа
      11.5.2011 в 16:09
      • Вадим, я в этом плане скорее «гумилёвец», поэтому ни малейшего оптимизма относительно судеб нации не питаю. Что до «модернизаций», то... поскольку право на мат имеет на данном ресурсе только один человек, Виталя Альбатрос, то я лучше воздержусь.

        Голосовать - 0 | 0 +
        Андрей Тюков
        11.5.2011 в 16:39
  • Вадим, хочу сказать, что многим европейцам нравится наш вариант памяти этой даты. Так что не нужно всех под одну гребенку.

    Голосовать - -1 | 0 +
  • Спасибо за статью, Вадим.

    Голосовать - 0 | +2 +

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие