Интернет-журнал Республика Карелия

А вы бы смолчали?

Сергей Николаев 17 сентября 2013
Голосовать -10 | +30 +
Сергей Николаев. Фото: из личного архива автора

Сергей Николаев. Фото: из личного архива автора

* * *

Селить на планете каких-нибудь троллей,

и эльфов на бой отправлять из Рязани…

Мы столько уже чепухи напороли,

нащёлкали фоток, настроили зданий,

что кажется: мир не вполне интересен –

и жёлудь на ветке, и дрозд в перелеске,

зевок вызывает целебная плесень,

и Баха кантаты, а голос нас детский

скорее пугает, скорее о смерти

напомнить готов, о грехе суицида,

и даже малыш карандашиком чертит

не будку собачью, а пояс шахида.

 

Что, спросите, делать? Отвечу: не знаю!

Но лично бы я удивился рассвету,

ребёнку бы сказку придумал про Заю

и злую Лисицу. И жизнь я вот эту

не стал бы бранить понапрасну, а только

за то, что всё шуточки вместо печали,

за то, что страну разорили и Волга

грязней год от года… А вы бы смолчали?

 

* * *

Ложь теперь называется «имидж», «реклама», «пиар».

Человек – это то, что о нём говорят в интернете,

чтобы знали на каждом углу, на любом континенте:

имя – это не доблесть: оно превратилось в товар.

 

Страшно жить потому, что ползёт по экрану курсор,

и стихи всё дешевле, и, кажется, вовсе исчезли.

Телевизор кричит, что кого-то купили для «Челси».

Тролль на сайте мне пишет, что я «исписался – позор!»

 

Ну, позор и позор… Постою на балконе. Туман

предосенний клубится и виснет, как ночь, на деревьях.

И припомнится ясно о чести, о римлянах древних:

«В грудь мечом императора… да, за подобный обман...».

 

* * *

Осенний сумрак. Холодно и жутко.

Попутчика язвительная шутка

о том, что жизнь – заразная болезнь.

И хочется сказать ему: «Не лезь!»,

достать листок исписанный и молча

следить, как за окном ложиться волчья

страна, в которой лужи и грибы.

Но не уйти от полки и судьбы,

от сквозняка – он дует из-под шторки,

и проводница чай разносит горький

и звякает стаканом о стакан.

А поезд улетает к облакам,

где истина, где бедными словами

нельзя ни защититься, ни убить.

Мы начинаем чай смущённо пить,

и дождь висит над мокрыми путями.

 

* * *

Сколько слов

бесполезных потрачено?

Сколько пролито слёз и чернил?

Только набело жизнь, а не начерно

сочиняется. Только начни

переделывать глупую, странную,

тут она и закончится – ел

вроде только что в садике манную

с маслом кашку, и вдруг за предел

бытия просквозил, и в глубокую

мать сырую землицу ушёл…

Так терпи эту трудную, горькую

и прекрасную жизнь, и ещё

справедливую, хищную, зоркую,

ту, что любит тебя горячо!

 

* * *

В подтёках жёлтых солнечной смолы

столетних сосен крепкие стволы

и озера купель для омовений, –

всё состоит из мелких превращений

простого в сложное и мертвенной золы

в живые ткани птиц, людей, растений

под синим светом ведающих звёзд.

Но, запалив рябиновую гроздь,

осенний ветер дышит на вершины,

и мы священным страхом одержимы!

 

* * *
Мчится ветер, отчаянный, резкий, гончий,
бледной птицей разбившийся о стекло.
Снегопад – это страшная нежность ночи,
в наших окнах метельное молоко.

Мы присядем на кухне, как два пришельца,
звёздолётом сквозь тысячи тысяч лет
занесённых в легенду земного леса,
лук порежем на чёрный, толковый хлеб.

Чайных ложечек звоном, вчерашней болью
разбодяжим полночные огоньки…
Верно, стали мы оба вселенской голью.
Жаль, что счастье – полвечности напрямки.

 

* * *

А когда мы с тобой остаёмся одни,

ты мне голову нежно кладёшь на плечо.

Если долго смотреть на ночные огни,

станет сладко в груди и в глазах горячо.

 

И покажется: сердце одно на двоих,

и душа на двоих оказалась одна.

Я возьму твои руки, печален и тих,

вот и вспомнится фея из детского сна –

 

эти ясные глазки, упавшая прядь,

золотистое платье, смешной башмачок…

Улыбнёшься и скажешь: «Серёженька, сядь,

расскажи мне про счастье своё, дурачок!»

 

* * *

Хочешь, я буду твоим костылём?

Помощью скорой с уколом в сустав?

Хочешь, я фото твоё над столом

в рамке повешу и буду в уста

каждое утро… А если слова

мало что значат, я твой навсегда!

Видишь ли, жизнь – все её жернова –

вертит текучая злая вода!

Муку-муку на роскошный пирог

нам насыпают – возьми! Не жалей!

Я, как чахоткой, тобой занемог, –

хворь эта смерти внезапной сильней!

 

* * *

Мохнатый плед – акрил и шерсть –

и книга – Мандельштам –

о том, что жизнь – скорее жесть,

чем сладкий мёд. А там

проснёшься утром: голова

и поясница – всё

болит! Проклятые слова!..

Но всё-таки везёт,

что у меня обиды нет

на то, что жизнь страшней

напалма, водки и ракет,

ведь именно над ней

прозрачный свет звезды горит

хозяйка-ночь светла,

пока мохнатый плед хранит

на две души тепла.

 

* * *

Замер в квартале последний звук,

и, обкусав усы,

коты поделили своих подруг

и шкурки от колбасы.

 

Осталось небо в окне и мы,

чокнутые слегка.

Казалось, не было ни страны,

ни горя, ни огонька.

 

И ты сказала: «А хочешь быть

мудрее, чем Гераклит?».

А я ответил: «Хочу любить

тебя, и душа болит!»

 

А дальше всё промелькнуло, как

положено на земле.

Я сам, наверное, не дурак

с морщинами на челе.

 

Сижу и мыслю, что ночь вокруг,

и, обкусав усы,

коты поделили своих подруг

и шкурки от колбасы.

 

* * *
Что если мы Богу всевластному снимся
во сне о горячих и тающих звёздах?
Ты кто? Ты, наверное, куст барбариса
в соцветьях и почках, в колючках-занозах?
Но только себя сознающий, несущий
плоды эти мелкие с горькой кислинкой

так, словно ты сам – это тот, Всемогущий,
кто всё нам прощает, и, словно по дикой,
нетоптаной чаще бредёшь удивлённый:
да кто ж это всё насадил так, устроил,
что хочется плакать от счастья, колонны
стволов обнимая, идущие строем?
А если мы есть под сиянием солнца,
и ты – настоящий, и я – неподдельный,
то пусть эта жизнь нам опять улыбнётся
со всей своей грубой морокой смертельной.

  • Спасибо автору, «забесплатно» такое удовольствие получил!

    В преамбуле сказано, что это поэтический мастер-класс. Не точно и не верно по сути. Таланту нельзя научиться, это не кошель из бересты плести.

    Голосовать - 0 | +10 +
    Леонид Вертель
    17.9.2013 в 09:09
    • Стихи понравились. Имеют художественную и человеческую ценность.

      Голосовать - 0 | +5 +
      Татьяна Драгныш
      17.9.2013 в 10:57
  • Хорошие стихи. Тот случай, когда «...и дышат почва и судьба» (с)

    Голосовать - 0 | +7 +
  • Такому человеку веришь !

    Голосовать - 0 | +4 +
    спасибо
    17.9.2013 в 13:55
  • Как просто и как честно. Спасибо!

    Голосовать - 0 | +4 +
    Елена
    17.9.2013 в 15:51
  • я уже назвал Сергея оптимистическим страдальцем, а он взял и не обиделся. Его стихи — если не молитва, то призыв к молитве.

    Голосовать - -1 | +3 +
    пантелеев
    17.9.2013 в 23:35
  • Очень, очень хорошо!

    Спасибо.

    Голосовать - 0 | +2 +
    18.9.2013 в 21:21
  • Когда же уже, наконец, наступит понимание, что наличие жены-инвалида (простите) или алкоголизма в анамнезе не есть индульгенция к банальности стихов.

    Голосовать - -7 | +2 +
    Муравей
    19.9.2013 в 14:22
    • а вот хамить не надо

      Голосовать - -1 | +3 +
      пантелеев
      19.9.2013 в 21:51
      • А вот в чем, собственно, заключается хамство, уважаемый?

        Уберите фотографию, биографию, указания на пол и возраст, а то, что останется — прочтите. И если у Вас есть хоть немного здравого смысла и чувства юмора, Вы будете посмеиваться. Наличие поэтического вкуса я не предполагаю.

        Голосовать - -6 | +1 +
        муравей
        19.9.2013 в 22:45
        • Сергей не пьет. То есть, абсолютно (по причине собственной инвалидности). Инвалидностью своей супруги не бравирует, и не от него эта информация (раз уж Вы упомянули-упрекнули). Согласен, что стихи Николаева мрачноваты, безнадега какая-то в них. Но это не досуг, не игра. Это он и есть, его жизнь. Такая же безнадежная и обреченная, как и его стихи. Имеет он право об этом рассказать ? Не будьте легкомысленными, говоря о нем и его творчестве. Зачем упомянули жену-инвалида ? В упрек ему ? А в чем его вина ? "Наличие жены-инвалида... ". Стыдно потом будет. Интернет, как болото, все утопит. И Вы забудете. И он стерпит. У него этих царапин на душе — одной больше, одной меньше.

          Голосовать - -2 | +5 +
          Андрей Пантелеев
          20.9.2013 в 20:03
        • А вот зачем вы сказали то, что сказали?

          Вам недостаточно было просто сказать, что стихи, на ваш взгляд, плохие и банальные?

          Очень дурно вы поступили, по-моему.

          Голосовать - -1 | +2 +
          Анастасия
          20.9.2013 в 23:00
          • Не уверен, что мне нужно писать это. Но мудрость не отвечающих на заведомую безнадёгу, как ни пытался, — освоить не сумел. Поэтому, попробую ответить за комментатора «муравей». И заранее прошу его простить меня за такое самоуправство...

            Во-первых, господа морализаторы, все столь задевшие ваши чувства сведения об авторах (именно так: авторах!) содержатся в биографических справках. Факт, по-видимому, оставивший вас равнодушными... Кстати, мне тоже не совсем ясно, к чему сообщать такие подробности, вроде бы никак не связанные с масштабом поэтического дарования их обладателей. Но этот вопрос — не комментатору «муравей» должно адресовать.

            Во-вторых, упомянутый «а. в анамнезе», как мне представляется, имеет отношения не к Сергею Николаеву, а касается другого автора «Абзаца», также в своё время не совсем уклюже «отрекламированного» редакторами блога. Объединив двух поэтов в рамках одного суждения, «муравей» описал явление, тенденцию, по мнению этого постоянного читателя и комментатора блога «А», имеющую место в блоге. Так это или не так, — это другой вопрос, выходящий за рамки данной конкретной ситуации, и уж точно — за пределы примерно прогнозируемой мною компетенции господ морализаторов.

            И в-третьих. На мой взгляд, именно благие усилия помянутых господ как раз и привлекли внимание к тем деталям, в цитировании которых оные господа сочли нужным уличить комментатора «муравей».

            Голосовать - -2 | +2 +
            Андрей Тюков
            21.9.2013 в 13:32
            • Вы были правы в своей неуверенности: вам действительно не следовало всего этого писать.

              Тут все очень просто: если человек пишет то, за что потом сам же в скобках сразу извиняется — этого писать не нужно. Еще бы начал с пресловутой фразы "Не хочу никого обидеть, но... "

              Голосовать - -2 | +1 +
              Анастасия
              21.9.2013 в 14:40
            • Не завидую Вашей уверенности, Анастасия. Постоянная однозначность и ясность Ваши у меня лично вызывают в памяти известные строки В. Маяковского... Вы — такая... безапелляционная. По-моему, даже и не пытаетесь понять собеседника. Специально для Вас и таких же «ясных», повторяю: вся «порочащая» автора информация содержится, а) в краткой био, б) в посте А. Пантелеева (о состоянии здоровья поэта). Ваше морализирование здесь отличает избирательность, которую Вы продемонстрировали как минимум дважды. Простите мне резкий тон. Я не имею намерения и надобности оскорбить Вас, или вызвать Вашу ответную резкую реакцию. Мне лишь хотелось бы пробить Вашу стену, чтобы Вы поняли отличие доброты от человекоугодничества, и что это вещи принципиально разные. «Не делайтесь рабами человеков» (1 Кор. 7:23). Это ещё и то означает, что можно сказать неприятное, если это нужно сказать, и сказать всякому и каждому. Если таково есть «изволение сердца». А сердце, как известно, не обманет. Ничего личного.

              Голосовать - 0 | +2 +
              Андрей Тюков
              22.9.2013 в 18:41
            • При всей многословности и ваши многие высказывания, мягко говоря, не лишены безапелляционности.

              Голосовать - -3 | +1 +
              Анастасия
              22.9.2013 в 19:38
            • Благодарю Вас, уважаемый Андрей Иванович, что ответили вместо меня с неизменно присущим Вам умом и тактом.

              Но та чудовищная бестактность, которую позволил себе автор биографической справки и которая, по-видимому, резанула только меня, заставляет объясниться.

              Что хотели нам сообщить? Что поэт женат? Вполне уместно. Так бы и написали: живет с супругой Натальей Николаевной (Музой Ивановной, Лаурой Андреевной, наконец). Из всей информации, которую возможно сообщить о любимой судя по подборке женщине поэта — имя-отчество, профессия, род занятий, увлечения и т.д.  — посчитали необходимым и достаточным сообщить то, что сообщили. Зачем? Ответьте сами.

              Да, стихи рождаются из обстоятельств. Но никогда стихи обстоятельствами не оправдываются. В этом, я полагаю, высшее уважение к поэту — принимать его всерьез.

              Голосовать - -1 | +2 +
              муравей
              22.9.2013 в 20:49
            • Бестактность резанула только вас, поскольку остальные, по-видимому, биографическую справку попросту не прочитали. Но уж после вашего комментария пройти мимо нее было просто невозможно.

              А возмущение по поводу справки, видимо, стоило адресовать лично человеку, отвечающему за «Абзац».

              Голосовать - -1 | +2 +
              Анастасия
              22.9.2013 в 21:13
            • Анастасия, замечание Ваше совершенно справедливо. Есть за мной такие грешки. Стараюсь бороться с ними и надеюсь с — Вашей помощью — искоренить.

              Голосовать - 0 | +1 +
              Андрей Тюков
              23.9.2013 в 13:41
  • Рад новой публикации, хотя уж и не надеялся: ведь недавно были якобы «прощальные» выступления поэта в Нац.библиотеке и кафе Crema.

    Случайно нашёл ссылку на книгу «НЕПРОЧНОЕ НЕБО – Стихи 2001–2008 года» в формате pdf:

    www.folioverso.ru/bibl/neprochnoe_nebo.pdf

    – думаю, здесь она не помешает (если «нельзя» – уберите).

    Книга в целом, по-моему, смотрится гораздо симпатичней, чем любая из трёх (всё-таки куцых) стихотворных подборок поэта на «Абзаце».

    Подчерк чем-то напоминает творческую манеру Бориса Рыжего. Или это просто «ленинградская школа» (Глеб Семёнов, Глеб Горбовский, Александр Кушнер, Евгений Рейн), которая, даже породив пару монстров (Бродский и Соснора), осталась вполне жизнеспособной и творчески независимой.

    Голосовать - -1 | +2 +
    ded pavlo
    19.9.2013 в 19:35
    • про Соснору это Вы зря

      Голосовать - 0 | 0 +
      пантелеев
      19.9.2013 в 21:52
      • А я, Андрей, про Соснору не оскорбительно, а, наоборот, даже рядом с «литературным бронтозавром» его поставил. Ну что я могу поделать, если не люблю всяческие искусственные (хоть витиевато-изысканные, хоть здраво-рассудочные) конструкции, которые с настоящей поэзией, по-моему, и близко не стояли?

        «Что ты пасёшься над телом моим, Белая Лошадь? »

        Или:

        «Эрос не рос.

        Ведь дева была без подушки. В ванне, одна.

        Отключили краны и душ.

        Я ее поливал кипятком. Шипела.

        Но эрос не рос…»

        Соснорой я когда-то был, к слову, «слегка пришиблен», захлёбываясь вчитывался в «Рогнеду» и прочее творчество. Да ведь и «Слово о полку» не каждому удавалось переводить (перекладывать). И похвала Николая Асеева в то время кое-что да значила… Сейчас, слава Богу, всё это практически позади. Новых стихов, которые на душу бы легли, у Виктора Александровича что-то не видать, да он ведь и сам как будто определил своим последним творением «Феогнида», звукотрепещущую массу коего я, извиняюсь, так и не осилил, благополучно отодвинув в самом начале.

        Да ладно, хватит про «авторитетов», сойдёмся на том, что Сергей Николаев – поэт неподдельный. А кому понять не дано – молча посочувствуем. Поэзию ведь нельзя «доказать». Чай, не арифметика-алгебра.

        Голосовать - -1 | +2 +
        ded pavlo
        20.9.2013 в 00:04
        • согласен, что на любителя. Поэзия, требующая от читателя равной эрудиции (как минимум). Впрочем, про Соснору в другой раз. Не о нем сегодня речь .Соснора жив, но очень стар. Не за далекими горами о нем посмертные беседы (извините за цинизм, но Соснора этих строк не прочтет).

          Голосовать - 0 | 0 +
          Андрей Пантелеев
          20.9.2013 в 20:11
  • Воля ваша, а чего-то я не понимаю тут ничего. По-моему, совершенно непроваренные (непроверенные) строки, сложенные по принципу: «Главное — нАчать» (М. Горбачёв), а камены, уж верно, вынесут куда-нибудь. Ярким примером такого подхода к сложению стихов можно считать самое первое (и самое неудачное, на мой взгляд) .....творение. Итак, берём в порядке поступления: тролли, эльфы, чепуха, фотки, здания, жёлудь, дрозд, целебная плесень (вызывающая зевок (?!), Баха кантаты, голос детский, смерть, грех суицида, малыш, карандашик, будка собачья и пояс шахида — прошу прощения, но это не я такой многозоркий, это автор, — и всё это, значит, вносим в реестр, согласно размеру и какой-никакой рифме. А дальше пусть читатель корчится, трёт плешь бархоткой: при чём тут эльфы из Рязани (!), почему интерес автора к миру в такой степени зависит от нащёлканных фоток и построенных зданий, а детский голос напомнить готов о суициде, я уж умолчу о даровитом малыше, который в курсе, как выглядит пояс шахида... Где смысловые связи? Скрепы — где? Где внутренний свет, готовый озарить это ирландское рагу с явной претензией на обобщающие выводы «за жизнь»? Какая-то накладная, описывающая склад случайных вещей на задворках мысли...

    Там, где автор не старается быть философом, в бытовых ситуациях, в лирических (о, кабы не Гераклит!!!), там он вполне доступен, и даже приятен. Но...

    «Страшно жить потому, что ползёт по экрану курсор»... А чего же в этом такого страшного? По курсору экран — да, вот тут есть, чего устрашиться...

    «За окном ложиться (sic) волчья страна, в которой лужи да грибы». Долго вчитывался в характеристику страны, по-моему, в ней чего-то не хватает... «лужи да грибы» — это снова принцип случайных слов?

    «Всё состоит из... превращений... мертвенной золы в живые ткани». Ну, это в Средневековье алхимики верили, что из неорганики (зола) возможно создать органику. Автор — последний алхимик нашего времени? Или попросту — не подумавши?

    «Чайных ложечек звоном, вчерашней болью разбодяжим полночные огоньки»... Ох, до чего же это лирично и красиво... А по смыслу? «Разбодяжить» — разбавить, развести. Попробуйте, разбавьте огоньки! Боюсь, даже и полночные не получится...

    Можно продолжать, но зачем?

    PS. Мне — честно! — очень импонирует стремление организовать мир поэтически, сообразуясь с опытом ума и сердца поэта. Но для успеха данного предприятия необходимо сперва самоорганизоваться до какого-то уровня постижения, отличного от первого, начального, имя ему — рефлексия. Что, в русле задорновской псевдоэтимологии, я интерпретировал бы как «скисший рефлекс».

    Голосовать - -5 | +1 +
    Андрей Тюков
    19.9.2013 в 20:19
    • Он так видит этот мир. И он прав.

      Голосовать - -1 | +4 +
      Андрей Пантелеев
      19.9.2013 в 22:04
      • Если вообразить себя бредущим по дикой чаще кустом барбариса, обуянным манией величия, то неудивительно, что жизнь будет улыбаться, иногда довольно грубо.

        Голосовать - -2 | +2 +
        муравей
        20.9.2013 в 12:11
    • Мне, например, первое стихотворение понятно.

      И эльфы понятны, и фотки.

      Как в том дурацком фильме: "Видишь суслика? — Нет. — И я не вижу. А он есть! "

      Если чего-то не видят, это еще не значит, что его нет.

      Голосовать - -1 | +1 +
      Анастасия
      20.9.2013 в 23:05
      • Верно. Так же верно и обратное: если говорят, что видят, это не значит, что — есть :) )

        Но я-то не утверждал, что «не вижу». Я говорил, что «чего-то не понимаю тут ничего»...

        Разница есть? Вы видите её? :)))

        Голосовать - 0 | 0 +
        Андрей Тюков
        22.9.2013 в 19:18
  • «Любил он явленья природы —

    мимозу, грозу, осетра,

    котлеты, коньяк, корнеплоды

    и сон без кальсон до утра».

    Не знаю, чьё, — эти строки цитирует (?) герой повести В. Шефнера «Сестра печали». Я привёл их здесь, потому что они, на мой взгляд, как нельзя лучше отражают суть творческого метода С. Николаева. Только строки эти иронические. С. Николаев пишет всерьёз.

    В конце концов, если без барбариса, то главное в поэзии — что? Точное, ёмкое слово. Хорошо, если неожиданное, не с первой полки; хорошо, если умное; совсем неплохо, если вписано корнями в некую культурную традицию – тогда поэт уверенно стоит на плечах гигантов, как все вообще хорошие поэты и делают, вот насчёт Гомера не уверен...

    И даже латинцы, после которых нельзя всерьёз говорить о Пушкине, как в нестандартном состоянии печени кощунствует мужчина у Мариенгофа. А ведь, правда: нельзя... «Унесённый ветром, затерялся в толпе аромат этих роз» — это же... целый роман в несколько слов! Здесь всё, вплоть до эпохи, когда могли писать так волшебно. Целый мир... и никаких «реестров» и перечислений, слепых мыслекотят в поисках мамы-головы...

    Польза от большинства авторов и комментаторов «Абзаца», между прочим, ещё и в том, что после них уж-жасно тянет на книжный развал, что-нибудь настоящее разыскать и купить за копейки. И читать, читать «до утра»... Губернаторы. Не те, которые помпадурствуют в регионах; не кормчие (gubernator – кормчий на латыни); а те, которые играют такую незавидную и такую необходимую роль в конезаводстве. Губернатором на тамошнем жаргоне именуют жеребца, которого запускают перед случкой, чтобы «разогрел» кобылу. Ну, там, нежности, вздохи, махи гривой и призывно-обещающее ржанье... А потом этого дурака выводят, и входит герой-любовник. И, поскольку дама уже готова, он, не тратя дорогого времени на «конфеты-букеты», без осечки делает своё нужное народному хозяйству дело. «Горькая правда земли» (с).

    Что глубже — следы валенок, или?.. Оставляю всех любителей поэзии с Кириллом Ковальджи («Белый лес. Пугливая дремота...»). Найдите, не пожалеете. А после — вернитесь сюда. И всё станет ясно. Если дано.

    Голосовать - -2 | +3 +
    Андрей Тюков
    20.9.2013 в 13:39
    • Насчет «если дано» — это уже некоторый перебор, имхо.

      Голосовать - -2 | +3 +
      Анастасия
      20.9.2013 в 23:11
      • "Насчёт «если дано» — это косвенная отсылка к посту от 29.09.2013. в 00:04, автор ded pavlo, последний абзац.

        Голосовать - 0 | 0 +
        Андрей Тюков
        22.9.2013 в 18:24
        • Какой же Вы, Андрей Иванович, однако, пророк и провидец! 29.09.2013 ещё не наступило, а Вы уже «в курсе»!

          Голосовать - -1 | +2 +
          ded pavlo
          23.9.2013 в 07:02
          • Увы, и не провидец, и не пророк, а просто — к старости ослаб глазами... Имелся в виду пост от 20.09. Да Вы, я думаю, и сами уже догадались.

            Голосовать - -1 | 0 +
            Андрей Тюков
            23.9.2013 в 13:38
  • Да ладно

    Голосовать - 0 | 0 +
    Оппонент
    21.9.2013 в 14:15
  • Мне кажется, первое стихотворение, представленное С.Николаевым -вполне современно и совпадает с клиповым мышлением, которое все же теперь доминирует.Особенно у молодежи. Печальный факт это или нет--это веяние времени.

    Стихи К.Ковальджи прекрасны и поэтичны. Не спорю. Но то-- другая эпоха. Жаль, что она прошла.

    Голосовать - 0 | +1 +
    лесная чаща
    22.9.2013 в 12:12
    • «Эпоха ушла»? Позвольте не согласиться! Эпоха не ушла, пока мы здесь. Пока лесная чаща — это не только энное количество га, которые можно вырубить и застроить коттеджами, но — как в русских сказках — некое мистическое место, где встречаются миры: этот и тот, cкажем, поэтический...

      Я, впрочем, стихотворение К. Ковальджи вспомнил здесь не с назидательной (боже сохрани) целью, а просто в качестве иллюстрации опыта, очень несложного на первый взгляд, в котором из немногих простых слов создаются и образ, и настроение, и та мистика, без которой нет поэзии. Подчёркиваю: немногих слов...

      Стихи про валенки и боты мне наизусть читал в армии петербуржец, интеллигентнейший парень. У него при этом лицо светилось, как яблоко-антоновка в полумраке... И как же мне было странно и страшно видеть, как спустя полгода службы, будучи инициирован в «черпаки», любитель изящной словесности «гоняет» молодой призыв. Поэзия, к сожалению, никого не делает лучше: ни читателей, ни поэтов. Но пытаться нам никто не запретит... не так ли?

      Голосовать - 0 | +2 +
      Андрей Тюков
      22.9.2013 в 18:21
  • Вы хочете Кирилла Ковальджи? Их есть у меня!

    «Это было в Китае

    посредине Москвы,

    это вечность была,

    а не вечер столичный.

    В неподвижной стране

    я бы замер, как бог, но увы:

    и в Китае – мобильник,

    нарушитель чудес

    неприличный…»

    (Полностью стихотворение «ОДНАЖДЫ ВЕЧЕРОМ… (Даше и Лине)» можно увидеть хотя бы тут:

    www.kovaldji.ru)

    Ну и что в нём такого уж замечательного (кроме явного перепева Игоря Северянина: «Это было у моря, где лазурная пена…»)? «Глубокие внутренние рифмы» – и всё? Ах, нет, ещё и «нарушитель чудес неприличный»!

    Или (там же):

    «Со всех сторон Достоевский

    сует мне свои сюжеты...

    — Простите, Федор Михайлович,

    но Вам потакать не желаю,

    не желаю я быть героем

    гениальных русских трагедий —

    пусть считают меня идиотом! »

    Нечто подобное (поиски своей «местечковой» правды) можно найти в самых разных местах: даже в поздних стихах и песнях Александра Городницкого (и ещё много у кого), – но в столь твердолобом виде встречается не часто.

    А вот примерно так поэт Ковальджи начинался:

    «В сыром предутреннем тумане

    Я зайцем прибыл в Кишинев,

    Решив или набить карманы,

    Или остаться без штанов...

    Но так как я еще неопытен,

    Не смыслю в сделках ничего,

    То без штанов — скажу вам шепотом —

    Останусь я скорей всего...»

    kuvaldn-nu.narod.ru/koval...zhi-yunstihi.htm

    Оттуда же, не удержавшись, выдёргиваю и это:

    «Вот последний промелькнул экзамен,

    Десять лет учёбы за спиной.

    В жизнь вступая, расстаюсь с друзьями

    И с тобой, городок родной.

    Ты такой уютный и зелёный,

    На дома твои и улиц сеть

    Вышел я со школьного балкона

    На прощанье вдоволь поглядеть...

    Ярким светом запылало лето,

    Счастьем дышит ветерок-шалун.

    Снова молод ты, дитя столетий,

    Город древний, ты чудесно юн...»

    Как вам нравится фраза: «Вышел я со школьного балкона / На прощанье вдоволь поглядеть...» Вышел с балкона! Да ещё и со школьного! Вдобавок «На дома твои и улиц сеть…»! И рифмовка чудо как оригинальна: «лето – столетий», «шалун – юн»!

    Конечно, я не выискивал в стихотворном навозе жемчужин, а взял первые попавшиеся образцы. Но ведь все они опубликованы и претендуют на попадание в вечность.

    Трогательная смесь Асадова с Маршаком для меня так и останется изящной безделушкой:

    СЛЕДЫ

    «Белый лес. Пугливая дремота

    И морозный неподвижный дым.

    Валенки и маленькие боты

    На снегу оставили следы.

    Валенки ступали в снег весомо,

    Боты — как-то легче и нежней.

    Вздрогнула синица. Хрупким комом

    Снег, шурша, осыпался с ветвей…

    Маленькие боты вдруг пропали.

    Не ищи — напрасные труды.

    Валенки, однако, оставляли

    Более глубокие следы».

    Глубокая философия на пустом ровном месте.

    Как сказано безымянным автором в Интернете:

    «Душа хочет романтики, жопа — приключений, сердце — любви, легкие — дыма, печень — алкоголя, тело — разврата.

    Никому ничего не даю. Все сидят злые».

    Голосовать - -1 | +2 +
    ded pavlo
    23.9.2013 в 07:20
    • Туше, видит Бог, туше!)))))))))))

      Голосовать - -1 | +1 +
      Анастасия
      23.9.2013 в 11:30
  • А это Сергей Николаев (всё из книги «Непрочное небо»):

    www.folioverso.ru/bibl/neprochnoe_nebo.pdf

    * * *

    Нехитрые пожитки: полукеды

    истлевшие, кувшин с отбитой ручкой,

    служивший со времён ещё Победы,

    и ложки мельхиоровые кучкой —

    всё это разложила на газете

    старуха возле книжного киоска.

    А с белой головы холодный ветер

    платок срывает грубо, злобно, жёстко.

    Но сгрудившийся лёд застыл во взгляде

    старухи (взгляд такой случайно встретить

    едва ли хватит сил, а в Ленинграде

    блокадном, может быть, она и смерти

    не очень-то боялась)... Но лавина

    прохожих, человеческая накипь,

    стремится мимо, мимо, мимо, мимо

    в компьютерный стеклянный супермаркет.

    * * *

    От коньяка пьяна Лариса лишь слегка,

    а мы совсем трезвы — трезвы, как на параде!

    Сидим в пустом кафе — три старых дурака:

    — А помнишь, ты писал в клеёнчатой тетради?..

    — Да брось, Володя! Я забыл про ерунду!..

    — Нет, разве ерунда? — волнуется Лариса.

    — Не всё ли нам равно? Давайте за еду! —

    и вилочкой в салат: лучок, немного риса,

    креветки a la russe... Игра не удалась.

    Как пылесосы Bosсh, свободны мы в полёте,

    и Бог глядит на нас, как в омут водолаз.

    Нет, словно террорист в горящем самолёте!

    * * *

    Часы, ботинки и пиджак,

    сорочку и бумажник

    я покупал не просто так —

    я был лихой монтажник.

    Я получал за двести рэ

    и брал себе в столовке

    компот, яичницу, пюре,

    салатик из морковки.

    Ах, было время да прошло!

    Теперь я стал поэтом.

    Мне тоже очень хорошо,

    но денег нет при этом.

    Могу пойти куда хочу,

    свободный и голодный.

    Как балку, рифму волочу

    и текст неоднородный.

    И нет на мне ни пиджака,

    ни галстука, заметьте.

    Хочу — валяю дурака,

    плюю на всё на свете:

    на двести рэ и на компот,

    на то, что коммуналка.

    Вполне свободен только тот,

    кому себя не жалко!

    Сергей Николаев, что бы там литературное болото ни квакало, хороший русский поэт. Не нравится – читайте других (на худой конец, себя, любимых, перечтите).

    Голосовать - -1 | +3 +
    ded pavlo
    23.9.2013 в 07:31
    • Неудачные строки у всех бывают. И даже у Вас. Кстати, почему бы Вам уже не представиться почтеннейшей публике, дед Павлович? :)

      Голосовать - -2 | +2 +
      Андрей Тюков
      23.9.2013 в 13:11

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие