Интернет-журнал Республика Карелия

Тоскую. Люблю. Пью вино

Валерия Маркелова 15 ноября 2012
Голосовать -15 | +58 +
Тоскую. Люблю. Пью вино

Жара

Было очень жарко. Хуже, чем в аду. Солнце, словно лимонное желе, растекалось по раскаленному небу. Дышать было почти нечем. Казалось, вместо воздуха выдыхаешь струю огня. Полный автобус потных драконов. Все изнемогали. А сидящий рядом ливанец умудрялся строить мне глазки. На нем была пестрая рубашка и от него невкусно пахло. Тело трещало по швам. Никогда еще в жизни я так не хотела добраться поскорее до пункта назначения. Ливанец сидел и чему-то улыбался. Мне безумно хотелось стукнуть по его блестящей влажной лысине, но вместо этого я отвернулась и попыталась уткнуться носом в окошко: не тут-то было — я резко откинулась назад, едва успев спасти свой нос от ожога. Ливанец громко засмеялся, а потом легонько коснулся моего колена. Ошпарило кипятком. Я невольно заорала по-русски: «Отвали, урод!» Почувствовав угрозу в голосе, он отнял руку, но улыбаться не перестал, а все пялился на мои голые ноги. Мне захотелось убить его прямо здесь, в автобусе, на потеху публике. Представьте, я бы не раскаялась. Наверное. Списала бы все на жару. И ведь оправдали бы! Я закрыла на минутку глаза и стала представлять себя в роли злобной убийцы. Как вдруг вновь ощутила его потную ладошку у себя на левом колене. Однажды я была на испанской корриде, и в память отчетливо врезался бешеный взгляд быка, несущегося на матадора. Так вот, тот бык тут же бы отбросил копыта, увидев мой взгляд, брошенный на ливанца. «Ноу проблем, ноу проблем, — испуганно заверещал дядька, -  вотер, онли вотер фо ю», — он протягивал мне бутылку с живительной влагой. Я отрицательно помотала головой, хотя была готова отдать полжизни за один-единственный глоток. Ну не могла же я взять воду у человека, которого минуту назад хотела убить! Закипавшая было злость стала  утихать. Как будто кто-то сжалился и решил убавить огонь на плите.

Спустя время ливанец осторожно поинтересовался: «А ю ок?». «Ес, ок, бат хот. Вери хот», — ответила я, и даже уже не так враждебно. Видимо, на этом его инглиш заканчивался, и он отчаянно залепетал на арабском. Естественно, я ничегошеньки не поняла, но он перестал меня раздражать.

Он всё говорил и говорил, что-то показывал на пальцах, тыкал на часы, в окошко, на меня и улыбался. В какой-то момент я словила себя на том, что тоже улыбаюсь. Широко и с удовольствием. Шипы потупели. Жара потихоньку спадала.

Можно было жить дальше...

Когда прошлое становится легендой

Сегодня совершенно случайно столкнулась с Люси. Она была задумчивой и очень красивой. И у нее на лбу было написано, как она рада меня видеть.

Когда-то именно Люси привила мне жажду к свежим эмоциям и острым ощущениям. Чему я, надо сказать, уже давно не рада. Ей двадцать пять, ее легкомысленность и любознательность не знают предела, она ранима, впечатлительна, принимает многое близко к сердцу и почти с каждым может найти общий язык. И в этом мы с ней  почти  близнецы. Наверное, единственное, что нас отличает, – это ее незнание чувства меры. Вернее, нежелание ощущать эту меру. Что мой авантюризм по сравнению с ее? Как говорится, робко смотрит в пол.

С Люси нас связывали не только дружеские отношения. Нам было по шестнадцать, и мы друг другу нравились. Тот самый возраст, когда мало что понимаешь, но всё хочешь попробовать. Даже ради эксперимента. Опыт лишним не бывает. Мы с каким-то безудержным азартом были вовлечены в нашу придуманную игру. Окружающие над нами лишь потешались, не воспринимая всерьез и думая, что мы дурачимся. А нам по большому счету было наплевать на мнение других. Главное, что было забавно, ново и весело. К тому же она потрясающе целовалась и никогда не проигрывала в карты. В общем, была девчонкой хоть куда.

Потом я влюбилась в друга брата, и наши с ней отношения сами собой сошли на нет. И с тех самых пор мое внимание привлекали исключительно мужчины. Не знаю, была ли я на самом деле увлечена Люси как женщиной, но почему-то рядом с ней я чувствовала непередаваемые приливы нежности и ласки. Меня влекло к ней и физически, и эмоционально. И как не хочется в этом признаваться, но она обладала магически огромным влиянием надо мной. Влиянием, которое больше никто и, надеюсь, уже никогда не сможет «использовать против» меня. Я готова была следовать за ней, как преданная собака, по пятам. И как у меня получилось «с неё соскочить», до сих пор трудно объяснить.

Прошлое — оно и в Африке прошлое. Его невозможно взять и зачеркнуть, отменить или легкой рукой стереть из памяти. Что было, то было. И только порой, за рюмкой портвейна, думаешь, а было ли оно вообще? Казалось бы, всё уже забыто, зарыто, похоронено, а тут — бац — и вдруг твои, никому сейчас не нужные воспоминания начинают возрастать в цене.

Она узнала меня первой. Подошла и молча обняла. Меня передернуло, как от разряда тока. И мне стало вдруг так стыдно за всё то, что было между нами. Но уже в следующую секунду мне стало вдвойне стыдно за эти трусливые мысли. Как бы мы ни относились друг к другу, но были все-таки подругами. Люси спасала меня  из таких передряг... из таких авантюр, что даже мыслишка о том, что я могу о чем-то жалеть, осквернила бы наше с ней знакомство. Но это ощущение брезгливости, омерзения, отвращения не покидало меня. И я ничего не могла с этим поделать. Одно только ее прикосновение к моей коже могло вызвать рвотный рефлекс. Она почувствовала это. Да любой бы почувствовал, глядя на мою сморщенную и скривленную физиономию. Ненавижу себя. Я бы точно стукнула, будь я на ее месте. А Люси деликатно улыбнулась: «Не буду задерживать тебя, милая, будет время – позвони» — и растаяла в вечерних сумерках.

Естественно, никаких номеров телефонов у нас нет. И я представляю, что она ощущала, тактично произнося эту вежливую фразу. А вы даже представить не можете, что ощущаю сейчас я.

Я поняла, что прошлое давно ушло, но и настоящее еще не появилось.

Одно утешение: шрамы не болят.

Потом

Познакомилась я сегодня с одним странным человеком. Назовем его Алексеем Эдуардовичем. Собственно, странен он был только своим незвучным именем, в остальном же полностью пленил мой разум. Думаю, на пару дней. Ведь всё так быстротечно. Как там в философии гедонизма лорда Генри: «Есть только здесь и сейчас, никаких потом»? Возможно.

Алексей Эдуардович полдня восхищался моей молодостью, о которой я почему-то вовсе даже не вспоминаю. Рассуждал о красоте, эмоциональных порывах, безрассудстве.

И убеждал меня в том, что я могу всё, ведь у меня есть две главные привилегии в жизни: красота и молодость. На что я вдруг с того ни с сего разревелась. Он грубо вытер слезы со щек костяшками пальцев, а затем очень нежно дотронулся до губ. «Ты не осознаешь того, что ты можешь. И поймешь это только тогда, когда почти себя потеряешь», – улыбнувшись, сказал Алексей Эдуардович. А затем заговорил о погоде, о том, как он ждет снега, Нового года и приезда его маленькой внучки Дашеньки.

Но я почти его не слышала, автоматически кивая головой и растягивая фальшивую улыбку на пол-лица. Мне было больно. Как будто кто-то со всей силы воткнул в сердце острый кинжал и проворачивал его внутри меня вновь и вновь, накручивая на клинок мои страхи, принципы и убеждения. И кровь сочилась, забрызгивая белую блузу, а сердце едва заметно пульсировало, замедляя свой ход.

И в тот момент мне так смертельно захотелось, чтобы было это «потом». Вот это «потом» трогательное, а это «потом» ласковое, вот это «потом» умиротворенное, а это «потом» безнадежное...

И так бы я и сидела, погружаясь во что-то вязкое, мягкое и теплое, если бы мои столь новые для меня ощущения не прервал Алексей Эдуардович. Видя мои смятение и тревогу, он резко оборвал наш «сеанс».

Я вскочила, уже на лету хватая пальто и перчатки, и, не попрощавшись, выпорхнула на улицу. Но стоило мне вырваться на воздух, как я почувствовала себя еще хуже, еще больнее, еще зависимее, еще несвободнее. Мне некуда было идти. И я слонялась по мокрым улицам города, пытаясь следовать своей тени, которая еле-еле отражалась в холодных темных лужах на асфальте.

Я шла домой, сама того не сознавая. Заученной дорогой. Прямо. Влево. Влево. Прямо. Направо. Повернув ключ в замочной скважине, я наконец очнулась. И первым делом взглянула на себя в зеркало. «Я решу всё сама. Без чьей-либо помощи. Я справлюсь», -  ухмыльнувшись своему отражению в гладкой поверхности, я перекрестилась.

И только тогда чья-то легкая рука вынула из сердца кинжал.

Sur ciel de...

По большому счету у женщины в жизни есть три выбора: семья, карьера или гордое, но дьявольски авантюрное одиночество. Не густо. Тут вам не до Ильи Муромца с камнем посреди дороги. И уж тем более не до «ускользающего» мира Альбера Камю.

Стать преданной супругой и добродетельной матерью многого стоит, в принципе как и независимой, успешной и амбициозной дамочкой, но знаете ли вы, насколько велика заслуга человека, который живет в одиночестве и безвестности?

Не знаете? Вот и я не знаю. Это я так, к слову. А после бутылки белого слова из меня льются нескончаемым потоком.

Разговаривала тут я с Сартром давеча. Посредством книжных страниц, конечно. Сделав пару глотков вина, я попыталась вступить с ним в спор. Он убеждал меня, что все мы заброшены в этот мир. Кем и зачем — не столь важно. Главное, что нас наделили свободой, не забыв при этом указать нам наше место, наделить  позицией, правами и обязанностями. Тоскуйте, беспокойтесь, страдайте! И осознавайте себе на здоровье свою свободу.

А вот мне просто хочется поехать в Париж, купить себе узкое черное платье, прогуляться по Монмартру, выпить чашку капуччино и выкурить пару длинных сигар. Да, чуть не забыла, насладиться удивительным голосом Пиаф, раздающимся почти из каждого парижского кафе...

А вы мне тут — свобода, выбор, смысл жизни...

Понимаю, если бы мне надо было вставать завтра в шесть часов утра, чтобы идти зарабатывать себе на кусок хлеба, я бы вряд ли сейчас упоенно беседовала с Жан-Полем и Альбером...

Но соглашусь с ними в одном: «Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния».

Как говорится, не знаете, в чем смысл жизни? Попробуйте создать его сами.

Тоскую. Люблю. Пью вино.

Фото из личного архива Валерии Маркеловой

  • Молодец. Искренне. Ни в коем случае не бросайте писАть.

    Голосовать - -4 | +17 +
    Р. Мустонен
    15.11.2012 в 09:02
  • А я бы сказал, не только искренне, но и талантливо. Прочел с удовольствием. Спасибо! Рад за автора.

    И, оказывается, нет необходимости в словесной эквилибритстике, приколах, фишках, заумного словоблудия.

    Голосовать - -5 | +14 +
    Леонид Вертель
    15.11.2012 в 10:45
  • Ничего личного, но это просто пошлость, самолюбование и незрелость. Как это может нравится? Ведь ни слога, ни идеи. Удивительно...

    Голосовать - -15 | +10 +
    Старушка
    15.11.2012 в 11:26
  • С-спади, меня уже достали наши писательницы-девственницы с их девичьими дневниками. Редакторша в анонсе заинтриговала: читайте, мол, и комментируйте про «дьявольски авантюрное одиночество». Я подумала, что какая-нибудь умная, свободная тетка про свои приключения написала и философски их осмыслила-переосмыслила. И опять я получила кудель слов о неизведанном...

    Голосовать - -19 | +13 +
    Света
    15.11.2012 в 12:36
  • Не очень понимаю, что тут может быть интересно кому-то, кроме самого автора?... Надо ж как-то отличать терапевтическое письмо от писательства...

    Голосовать - -12 | +8 +
    Ксения
    15.11.2012 в 12:46
  • мужикам понравилось, теткам нет... почитать штоле

    Голосовать - -3 | +3 +
    оно
    15.11.2012 в 13:35
    • я ниче не поняло :(

      Голосовать - -9 | +4 +
      оно
      15.11.2012 в 13:39
  • Уважаемые «медамы», нет ли в ваших комментах чего-то от ревности? Знаю, мне понравиться совсем не просто. Но это как раз тот случай, когда я с удовольствием хвалю автора.

    Голосовать - -9 | +19 +
    Леонид Вертель
    15.11.2012 в 13:49
  • Хороший рассказ. Акварельно, искренно, тонко.

    Голосовать - -10 | +17 +
  • «По большому счёту в жизни женщины есть три выбора: семья, карьера и гордое, но дьявольски авантюрное одиночество» (lead к прозе В. Маркеловой, виден только на главной странице).

    По-видимому, здесь мы имеем дело с чётвёртым выбором «в жизни женщины»: женская ироническая проза... «Она (Люси) была задумчивой и очень красивой». Так может написать только очень ироничная, и только женщина.

    «Тоскую. Люблю. Пью вино». Где тоска? Любовь? Где вино, наконец? Ведь, не пьянит эта проза. И старики Сартр и Камю градуса, увы, не прибавили...

    Такая проза хорошисток нынче рассеяна во множестве повсюду, написанная одинаковым усреднённым бесчувственным языком. Несложная философия героини — вся, от чёрного платья до длинных сигар — выросла из одного маленького пассажа советской литературы. Помните, «Курьер»? Там профессорская дочка говорит о своей мечте: мол, хочу ехать в красивой спортивной машине, и чтобы на мне был длинный алый шарф, а на сиденье рядом — магнитофон и маленькая белая собачка... Сравните. Только в нашем случае «мечта» воплощается в Париже. Что ж, времена изменились. А дочь профессора — нет.

    Уж лучше бы ты был коньяк, Камю.

    Голосовать - -15 | +20 +
    Андрей Тюков
    15.11.2012 в 14:31
    • И что тут еще добавишь?

      Голосовать - -4 | +5 +
      муравей
      15.11.2012 в 19:57
    • Хотела спросить, что Вы нашли в этой в высшей степени женской глянцевой лирике ироничного, но постеснялась (не литераторы мы).

      Мне кажется, что Вы единственный здесь, кто проявил к автору реальное уважение, оценив плоды его (автора) творчества по гамбургскому счету.

      Был у нас на курсе один профессор, преподавал сопромат (не тот, прикладной, который в институтах, а сугубую теорию, помню только слова «тензорный анализ»). До войны — чемпион Ленинграда по каким-то танцам, потом воевал. Много про него легенд ходило. Умнейший и очень ироничный человек.

      Когда приходили студенты на зачет, он всегда говорил: сначала пусть зайдут девочки. И всем девочкам он ставил пятерки. Всегда. А потом (тут были каждый раз вариации) пусть зайдут мальчики в синих галстуках, например. Счастливцы тоже получали пятерки. Судьба остальных была ужасна.

      И правда ведь: где девочки и где сопромат. Девочки не обижались. И даже мальчики в синих галстуках не обижались.

      Почему-то вспомнилось.

      Голосовать - -3 | +3 +
      муравей
      17.11.2012 в 20:35
      • 2 муравей.

        Вы всё поняли правильно. A priori уважаю всех пишущих как людей, которым мало одной жизни. Что касаемо «иронии» у автора, то объяснение моей иронии можно найти чуть ниже (вот всегда они почему-то ниже, объяснения и причины).

        Вообще, по поводу критики и разного рода мнений расскажу такую притчу.

        Одного еврея укорили:

        — Гершеле, говорят, ты в Бога не веришь!

        — Кто говорит?

        — Люди говорят, Гершеле!

        — Зачем слушать людей? Спросите лучше у Бога!

        Вот придём мы все на Парнас, наденем вторую обувь. Там и увидим.

        PS. И вовсе Вы не муравей :)

        Голосовать - -4 | +3 +
        Андрей Тюков
        17.11.2012 в 21:31
        • двое не верят)))

          Голосовать - 0 | +3 +
          муравей
          19.11.2012 в 22:36
  • в контакте у Валерии давно висят в заметках разные эссе. и выбранные сюда, к сожалению, далеко не лучшие . ну, автору виднее)

    Голосовать - -1 | +1 +
    севка
    15.11.2012 в 14:37
  • Уважаемые карельские писатели! Раиса Мустонен, Леонид Вертель, Григорий Салтуп! Вы же умные люди и, что самое главное, люди со вкусом. Я сужу об этому по вашим работам. Так объясните же мне, что вам тут понравилось, что вы тут хвалите? Допустим, что искренно. Но где тонко и талантливо? Про Алексея Эдуардовича? Или во фразе: "Как там в философии гедонизма лорда Генри... "? Перефразируя автора, об этих экзерсисах можно сказать только одно: «Пошлое — оно и в Африке пошлое».

    Голосовать - -10 | +16 +
    Соловей
    15.11.2012 в 14:51
    • Извините, «СОЛОВЕЙ», но с анонимными оппонентами на форумах я не общаюсь. Брезгую. Как сзазал А.П.Ч. («Из дневника одной девицы»), — «Возможно, это приличный человек, а может, какой-то подонок».

      На карельских форумах слишком много анонимных подонков.

      Голосовать - -2 | +6 +
      • Григорий Борисович, а мы как раз у великих и учимся. У Антона Павловича больше 40 псевдонимов было. Так это он про Интернет не знал, а так бы у как развернулся .:)

        Голосовать - -5 | +1 +
        kuznecik
        19.11.2012 в 10:55
  • Да, Андрей Иванович правильно заметил о своеобразном клонировании красного шарфа в ироничной женской прозе. Госпожа Маркелова мечтает показать странному, непонятному миру маленькое черное платье, а госпожа Жемойтелите размахивает перед носом тупого, несовершенного чиновника импортными трусами и лифчиком.

    Голосовать - -9 | +4 +
    Света
    15.11.2012 в 17:43
    • Тогда уж вспомним женщину-мать и человека-жену Елену Литвин. Она всех перевесит)))

      Голосовать - -3 | +7 +
      Светосвят Святосветович
      15.11.2012 в 18:19
      • Не, Литвин очень простая. Читателям не нравится глумиться над такими. Потому что они обижаются не как поэты, а как бабы. Скучно...

        Голосовать - -12 | +3 +
        Света
        16.11.2012 в 11:13
  • Валерия, вы удивительно красивая и самодостаточная молодая женщина. Не оставляйте стараний — пишите, любите..А еще сделайте правильный вывод из явной неудачи с выбором произведения для дебюта на этом ресурсе, где вы -не своя. И подумайте, почему, например, А.Тюков который год «мечет биссер» (комменты), завоевывая (успешно) своих читателей. Спасибо Яне: в последнее время «Абзац» стал в «Республике» единственным живым блогом.

    Голосовать - -5 | +10 +
    Н.К.
    15.11.2012 в 18:10
  • Прошу прощения.. Лабуда какая-то. Будьте скромнее и проще. Как будто что-то из себя выдавливает автор... А «писАть и пИсать нужно, когда очень хочется».(М.Жванецкий).

    Голосовать - -10 | +10 +
    Михаил.
    15.11.2012 в 19:37
  • По большому счёту : нет у женщины трёх выборов, а есть Судьба. Как она распорядится, так и будет. Не пей вино в одиночестве, а то, ведь, оно и будет распоряжаться.

    Голосовать - -3 | +6 +
    kuznecik
    15.11.2012 в 19:39
  • Гладко пишет вообще. И девушка красивая.

    Голосовать - -1 | +8 +
    student
    15.11.2012 в 20:00
    • Согласен. Гладкая девушка, красиво пишет, да.

      Голосовать - -1 | +9 +
      Светосвят Святосветович
      15.11.2012 в 21:07
      • Девушка красивая в кустах лежит нагой.

        Другой бы изнасиловал, а я лишь пнул ногой

        Голосовать - -4 | +3 +
        неуместная ассоциация
        19.11.2012 в 22:41
  • Все прекрасно. И дело не в конкретике вовсе, как видно тов. Тюков желает (зависть, зависть!), а в общем неуловимом настрое, в том, что между слов. Именно это, господа хорошие и имели в виду «наши писатели». Чехова почитайте, завистники! Там именно то же самое! Хотя не верю, что светы и мани Чехова читали, зато ведь чукча не читатель, а, как известно, писатель!)

    Есть и изъяны, как без них? Вот, например: «...она обладала магически огромным влиянием надо мной». Властью можно обладать, не влиянием)

    Ну, и из области опыта:

    «Одно утешение: шрамы не болят». Не было у вас шрамов, девушка)

    Продолжайте, обязательно продолжайте и не слушайте никого. Хотя я думаю, что уже не остановить)) Однако это не значит, что нельзя соскользнуть в канаву. Бойтесь грехов — что там у нас было из области смертных — гордыня, кажется?)

    Голосовать - -3 | +12 +
    Хмм
    16.11.2012 в 00:43
    • «Эк у вас Гоголи-то словно грибы родятся»

      Голосовать - -5 | +3 +
      муравей
      18.11.2012 в 16:52
  • «Ненужные воспоминания начинают возрастать в цене» — это замечательно, надо бы вернуться туда! Легкость цепляет, категоричность отталкивает, такое впечатление, что писали два разных человека одновременно: есть стиль, но не хватает жизненного опыта)) Однако — спасибо, зацепило, как принято говорить, почему-то появилось хорошее настроение.

    Голосовать - -2 | +9 +
    Larisa Krasavtseva
    16.11.2012 в 03:17
  • Чтение отдаленно напомнило беллетристику в духе Франсуазы Саган. Хотя, несколько скучновато. Но вполне может быть. Авторесса может расти, чего ей и желаю искренне.

    Голосовать - -1 | +3 +
    Оппонент
    16.11.2012 в 09:08
  • Знаете, есть такая китайская мудрость: если есть воможность сказать — да или нет, то истина находится посередине. Разброс мнений именно об этом и говорит. Мне лично понравилось.

    И еще процитирую, уже Жванецкого: "Я никогда не буду женщиной. А интересно, что они чувствуют... "

    Голосовать - -2 | +9 +
    Дмитрий Вересов
    16.11.2012 в 10:33
  • Солидарен с «Хмм». Главное в художественном произведении находится «между слов».

    Голосовать - -3 | +11 +
    Леонид Вертель
    16.11.2012 в 11:29
    • При таком внешнем сходстве с Натальей Сергеевной Бондарчук времен «Соляриса» (см. Валерия Маркелова ВКОНТАКТЕ) она еще и в обсуждении публикации не участвует!!!

      Голосовать - -1 | +1 +
      Коллективное бессознательное
      16.11.2012 в 13:29
  • Что удивительно — я тоже заметил сходство. И это один из моих любимых фильмов...

    Голосовать - -1 | +7 +
    Дмитрий Вересов
    16.11.2012 в 18:11
  • Мне не понравилось. Такое годится для личного дневника, туда все годится.

    Голосовать - -9 | +6 +
    Anna
    17.11.2012 в 01:07
  • Я все понять не могу, что не так с Алексеем Эдуардовичем? Ну, провел он ей костяшками пальцев по губам, а у нее кинжал в груди и целая глава рассказа. Пальто схватила, на улицу выпорхнула, на воздух вырвалась, кинжал в груди, человека не слышит, в смятении вся. Случалось-то чего? Это у них, у девушек, любовь так накатывает?.. А потом перекрестилась и чья-то легкая рука вынула кинжал. Вот же не догадалась сразу перекреститься.

    Голосовать - -11 | +7 +
    Александр Фукс
    17.11.2012 в 10:59
  • Вдруг подумалось: а что, если бы не было здесь фото автора? :)

    Читаем невнимательно, пишем ещё менее (акварели глаза позамаслили?). Особенно отличились наши галантные писатели, всех переплюнули.

    Вот, взыскательный («мне понравиться совсем не просто! ») и сам давно старающийся понравиться женской аудитории ресурса (кажется, на этот раз получилось), член Союза писателей совершает открытие: оказывается, можно писАть (спасибо и Вам, Раиса Генриховна, а то ведь читатель мог бы не то подумать) и без «фишек», и без «приколов». Неизвестные мне, по-видимому, литературоведческие термины, ну да не суть... Можно, Леонид! Можно писать и без грамматики с орфографией, что блестяще доказывает словесное оформление Вашего «открытия». Или это такой «прикол»?

    «Хороший рассказ», — поддержал соседа по горе писатель Г. Салтуп. Не заметив, что здесь не один рассказ, а целых четыре разных... эссе. Зато — «акварельно» написано... «Акварельность» пока подождёт, а перейдём сразу к Чехову. Ну! Оказывается, Чехов — это «то же самое», что и Валерия Маркелова, это пишет кандидат наук и сотрудник Института языка и литературы (!) КНЦ РАН. Хотелось бы конкретики и, если и не научного, то хоть какого-то пояснения: что именно «то же самое» — язык, тематика, пенсне?!

    Поэту Дмитрию Вересову, я заметил, в последнее время нравится всё. Вы знаете, Дмитрий, без ложного кокетства скажу: если нравятся и Маркелова, и Тюков, то это не может не насторожить. Это уже литературный пантеизм какой-то... Потому, что (если говорить не о признаках явления, а о его «ядре») А. Тюков — это диагноз, а В. Маркелова, на мой взгляд, вообще не больна... Узнать, что чувствуют женщины, оно любопытно, да. Только, боюсь, женские чувства принципиально не отличаются от мужских (формы эмоционального поведения, те отличаются). А вот что действительно было бы интересно узнать, так это — как они думают. К сожалению, представленные здесь тексты ВМ не проливают ровно никакого света на вопрос.

    Я назвал эссе Валерии иронической прозой. Разумеется, это не так. Если и есть здесь какая-то ирония, то вся моя. Появился такой внелитературный формат: заметка в социальной сети. В своём блоге, на своей страничке. Автор там и пророк, и судия. Чужие не заходят. Дружественная проза обо всём и как угодно («А после бутылки белого слова из меня льются нескончаемым потоком». — ВМ). В случае выхода за пределы «гетто» зачастую возникает ощущение «кинжала в сердце» у неподготовленного читателя, не имеющего под рукой белого вина, или чего покрепче. Кстати, о пресловутом кинжале. Выше шла речь об акварельности прозы ВМ. Ходульно-кинжальная образность вышла из употребления даже в такой специфической и мало подверженной колебаниям рынка среде, как женские любовные романы, в мягких обложках которые. Такую стилистику называть «акварельной»... Ну, не знаю.

    Автору. Рисковать такими фразами, как «А вы даже представить не можете, что ощущаю сейчас» вообще не стоит. Мы для того и пишем, чтобы рассказать и показать, и чтобы читатель «представил». Зачем же публично расписываться в своей профессиональной беспомощности? И не стоит воображать своего читателя вахлаком в тулупе, читающим вслух журнал «Крокодил» на трухлявом пеньке за краем Ойкумены. Вахлак может обидеться.

    Голосовать - -11 | +14 +
    Андрей Тюков
    17.11.2012 в 17:16
    • Ну, вот, пришёл Тюков и всем шрамов наставил. Эт не потому, что он кровожадный, а для раскрутки комментов. Не зря же всех поимённо перечислил и поцарапал. Царапаться он у кошаков научился, я так думаю.

      Пока у автора хоть один читатель есть, имеет смысл мысли записывать.

      Голосовать - -4 | +11 +
      kuznecik
      17.11.2012 в 19:37
    • А. ТЮКОВУ ---"«Хороший рассказ», — поддержал соседа по горе писатель Г. Салтуп. Не заметив, что здесь не один рассказ, а целых четыре разных... эссе. Зато — «акварельно» написано... " — на мой взгляд, здесь именно один рассказ: «АВТОПОРТРЕТ», как бывает в живописи, автор на одном холсте отображает себя с двух-трех точек зрения и даже сквозь искаженное зеркало.

      Меня привлек в этот тексте особый ритм, некое порхание бабочки за стеклом, «легкое дыхание» (по И.И.Б.) персонажа-автора и её возраста.

      Есть почти неуловимая свежесть настоящей жизни.... Она между строк, в ритме, во взглядах, в жестах.

      Сейчас каждый грамотноизлагающий общеизвестные истины гражданин имеет право называть себя писателем. Поэтому тонны и мега-гигобайты банальщины, которую после первых двух строк читать не тянет.

      Поэтому я перестал считать себя «писателем», а подписываюсь6 «прозаик».

      Не уверен, что Автора ждет блестящая карьера:

      «А может бытьЮ и то:

      Поэта, обыкновенный ждал дел,

      Прошли бы юношества лета,

      В нем пыл бы жизни ...

      ....

      ...

      ... и умер посреди детей, плаксивых баб и лекарей»

      А сейчас, в данный момент, в тексте есть еще «ПЫЛ ЖИЗНИ».

      И это меня привлекло.

      Голосовать - -2 | +6 +
      • Извините, допустил оЧепятки, поправляюсь:

        А. ТЮКОВУ ---"«Хороший рассказ», — поддержал соседа по горе писатель Г. Салтуп. Не заметив, что здесь не один рассказ, а целых четыре разных... эссе. Зато — «акварельно» написано... "

        — на мой взгляд, здесь именно один рассказ: «АВТОПОРТРЕТ», как бывает в живописи, автор на одном холсте отображает себя с двух-трех точек зрения и даже сквозь искаженное зеркало.

        Меня привлек в этом тексте особый ритм, некое порхание бабочки за стеклом, «легкое дыхание» (по И.И.Б.) персонажа-автора и её возраста.

        Есть почти неуловимая свежесть настоящей жизни.... Она между строк, в ритме, во взглядах, в жестах.

        Сейчас каждый грамотноизлагающий общеизвестные истины гражданин имеет право называть себя писателем. Поэтому тонны и мега-гиго-байты банальщины, которую после первых двух строк читать не тянет.

        Поэтому я перестал считать себя «писателем», а подписываюсь6 «прозаик».

        Не уверен, что Автора ждет блестящая карьера:

        «А может быть, и то:

        Поэта, обыкновенный ждал дел,

        Прошли бы юношества лета,

        В нем пыл бы жизни ...

        ....

        ...

        ... и умер посреди детей, плаксивых баб и лекарей»

        А сейчас, в данный момент, в тексте Валерии Маркеловой есть еще «ПЫЛ ЖИЗНИ» (в быту «пыл жизни» иногда наывают «даром», «талантом» и т.д. ).

        И это меня привлекло.

        Голосовать - -2 | +6 +
        Г.Салтуп
        19.11.2012 в 10:31
        • 2 Г. Салтуп.

          «Есть почти неуловимая свежесть настоящей жизни.... Она между строк, в ритме, во взглядах, в жестах» (В. М.).

          И даже в жестах? Силён настоящий прозаик: разглядеть в тексте жесты — не каждому дано... А не соблаговолите, Григорий Борисович, процитировать пару жестов, для наглядности? Заранее признателен...

          Голосовать - -8 | +5 +
          Андрей Тюков
          19.11.2012 в 11:10
          • А.Тюкову — «Силён настоящий прозаик: разглядеть в тексте жесты — не каждому дано»

            ...... мелко передергиваете, А.Т.! Или шлангом прикидываетесь?

            «ЖЕСТЫ» текста (на мой взгляд) в его нервном живом ритме, в мгновенных переходах от внутреннего монолога к картинке с натуры... .

            Один из множества примеров:

            " Как бы мы ни относились друг к другу, но были все-таки подругами. Люси спасала меня из таких передряг... из таких авантюр, что даже мыслишка о том, что я могу о чем-то жалеть, осквернила бы наше с ней знакомство. Но это ощущение брезгливости, омерзения, отвращения не покидало меня. И я ничего не могла с этим поделать. Одно только ее прикосновение к моей коже могло вызвать рвотный рефлекс. Она почувствовала это. Да любой бы почувствовал, глядя на мою сморщенную и скривленную физиономию. Ненавижу себя. Я бы точно стукнула, будь я на ее месте. А Люси деликатно улыбнулась: «Не буду задерживать тебя, милая, будет время – позвони» — и растаяла в вечерних сумерках. "

            ....

            У меня с таким « легким дыханием» в текстах напряг. Комковато пишу, грубо. И потому позавидовал тому, чем сам не обладаю. Хорошо сделано! Без наруженности и пота от «сотен тонн словесной руды».

            Голосовать - -3 | +11 +
            • 2 Г. Салтуп.

              Григорий Борисович, я так и не понял ничего о «жестах текста», быть может в силу новаторства Вашего открытия... Обширная цитата тоже ничего не прояснила. Ну, по всей видимости, это проблемы моей персональной косности и недалёкости (а может, прикидываюсь?). Цитата: «Я бы точно стукнула, будь я на ее месте». Конец цитаты. Сколько здесь лёгкого дыхания, сколько тонкого познания человеческой натуры, какое филигранное мастерство владения словом... Напрасно Вы прибедняетесь, Григорий Борисович, уверяя нас, что так не можете. ТАК — можете...

              Голосовать - -9 | +4 +
              Андрей Тюков
              19.11.2012 в 20:04
  • Андрей, м. б. возраст, но я стал сентиментален. Я вижу недостатки, но лучше похвалю, чтобы автор и дальше писал. Поскольку талант есть.

    И если мне за что хвалить, то я просто промолчу. Это — о других писателях...

    Голосовать - -4 | +9 +
    Дмитрий Вересов
    17.11.2012 в 17:37
    • 2 Дмитрий Вересов.

      Дмитрий, из Ваших комментариев я сумел понять только одно: Вам понравилось, потому что автор женщина, а женщины вызывают интерес у Вас и у М. М. Жванецкого. Никаких других аргументов не нашёл. Понравилось — не понравилось, можно и так, конечно. И это, по большому счёту, самый правильный путь. Он же — путь абсолютного большинства читателей. Но ведь должно быть что-то ещё, помимо никем неоспариваемой гендерной принадлежности (и привлекательности). «Я почувствовала себя еще хуже, еще больнее» (sic) — это тоже нуждается в редактировании, коль скоро вышли из «Контакта»... И если намереваемся продолжить. А в том, что продолжение последует, я почему-то и не сомневаюсь...

      Голосовать - -11 | +8 +
      Андрей Тюков
      17.11.2012 в 18:18
  • Андрей, никаких гендерльмных проблем у меня нет. Мне понравилась проза, и я об этом написал.

    Голосовать - -2 | +6 +
    Дмитрий Вересов
    17.11.2012 в 19:12
  • Уважаемый Андрей, напрасно Вы ищете какое-то двойное дно в моем комменте. Напрасно. Я совершенно искренне похвалил молодого автора, потому что тексты мне понравились.

    Почему понравились? Вопрос не такой простой. Наверное, предвидя его, еще до Вашего «обличительного» поста (позавидовал Вашему молодому задору), чуть ниже я написал: "Главное в художественном произведении находится «между слов». " Мне кажется, всё зависит от читателя. Кто-то узрел это «между слов», кому-то оно открылось, а кому-то и нет. Мы ведь все разные.

    Голосовать - -3 | +9 +
    Леонид Вертель
    17.11.2012 в 20:32
  • горячие карельские писатели и Фукс! Драться изволите на кинжалах или как?

    Голосовать - -3 | +3 +
    секундант
    17.11.2012 в 20:47
  • Только на сковородках!

    Голосовать - -1 | +7 +
    Дмитрий Вересов
    17.11.2012 в 21:41
  • Плох тот поэт, который не может объяснить смысл написанного им стихотворения. Сказал не помню кто, но человек не простой. Почему невозможно объяснить, что же именно находится «между слов», почему приходится обозначать некую принадлежность к «лос элехидос» (вижу-с, вижу-с, но вам не скажу!), этого мне не понять, наверное, никогда... Пойду-ка я, откопаю подшивку журнала «Крокодил» за 1976 год, сяду на пенёк пирожком... :)

    Голосовать - -11 | +9 +
    Андрей Тюков
    17.11.2012 в 21:43
    • Категорически не согласен!

      Плох тот поэт, чьи стихи можно быстро и проще пересказать прозой и растолковать для слабоумных. Значит, не поэзия была, а рифмоплетство.

      Не хрен было мудиться, бумагу пачкать и рифмы выискивать!

      "Нынче ветренно и волны с перехлестом... " — перескажите прозой адекватно А. Тюков, — Нобелевку дадут.

      Голосовать - -4 | +8 +
      • 2 Г. Салтуп.

        Уважаемый Григорий Борисович! Вы совершенно напрасно ополчились на великого (не будете отрицать?) поэта (не будете спорить?) Данте Алигьери. Именно слова Данте я и передавал по памяти, когда писал: «Плох тот поэт, который не может объяснить смысл написанного им стихотворения». У него сказано: «сонета», — но, согласитесь, это не меняет общий смысл высказывания...

        Вы меня простите, но мой опыт подсказывает, что «ноги» филиппик и диатриб, подобных Вашим, в 9 случая из 10 «растут» из голимого невежества. Ничего личного.

        Голосовать - -11 | +5 +
        Андрей Тюков
        19.11.2012 в 20:20
        • На каждый тезис найдется свой антитезис. Хватит давить на публику авторитетами классиков, всегда можно найти другого классика, не менее авторитетного, с противоположным мнением. Но зачем?

          Голосовать - -2 | +9 +
          Шекспир
          20.11.2012 в 00:02
          • 2 Шекспир.

            Не знаю, как Вы, классик, а я всегда предпочитал спорить с аргументами в руках. Обычно у меня хватает своих, но иногда что-то вспомнится из «Библиотеки школьника», знаете ли... Большого греха в этом я не вижу. Пусть уж это лучше будет шпага от Гамлета, чем «шланг» от Салтупа Г. Б.

            Голосовать - -8 | +3 +
            Андрей Тюков
            20.11.2012 в 13:36
            • Какой вы, однако, кокетка, Андрей Тюков. То «Библиотека школьника», то «диатрибы» и прочие «лос элехидос»... Проще надо быть, и народ к вам потянется.

              Голосовать - 0 | +7 +
              Шекспир
              20.11.2012 в 16:15
  • Ну вот, Тюков готов уже и обидеться. Да будет Вам, Андрей. Смотрите на жизнь веселее.

    Голосовать - -4 | +9 +
    Леонид Вертель
    17.11.2012 в 22:13
    • 2 Л. Вертель.

      Леонид, в следующий раз я поставлю не один, а два смайлика. Продублирую, так сказать, весёлость. Персонально для Вас.

      Голосовать - -7 | +3 +
      Андрей Тюков
      19.11.2012 в 11:29
  • Зинаида Гиппиус жила по принципу: "Если надо объяснять, то не надо объяснять. " Пытаюсь подражать ей в этом лет 20 уже, да получается не всегда — увы и ах. Вот и сейчас любопытно, почему А.И. Тюков «сидит пирожком» на «Республике», где больше половины чтива — формат «ВКОНТАКТЕ»? Почему гамбургский счет применяется избирательно?

    Голосовать - -3 | +6 +
    Н.К.
    17.11.2012 в 22:44
    • Чувствуя себя лишней на этом дружеском междусобойчике, все же из чистого любопытства позволю себе спросить.

      Вы что же и вправду считаете, что если бы «избирательного» комментария г.Тюкова не было, то это как-то бы повлияло на качество обсуждаемого текста? Или боитесь, что девушка от обиды писАть бросит? Другой бы за честь почел.

      Говорят, все, что нас не убивает, делает нас сильнее. Вот и посмотрим.

      Голосовать - -4 | +3 +
      муравей
      18.11.2012 в 17:21
  • Те, кто послабже уже отреагировали на царапки. Остались Салтуп и Мустонен. Паузу держат.

    Играй, Андрей,

    Не знай печали...

    Голосовать - -4 | +5 +
    kuznecik
    17.11.2012 в 22:58
  • Отровенное хамство как-то не приветствуется на этом сайте. Поэтому — лучше не отвечать...

    Голосовать - -1 | +6 +
    Дмитрий Вересов
    18.11.2012 в 05:12
  • Уважаемая администрация, удалите, пожалуйста, хамство с этой площадки. Оно недопустимо нигде, тем паче в литературной теме «Абзац».

    В противном случае придется покинуть этот «трамвай».

    Голосовать - -3 | +9 +
    Леонид Вертель
    18.11.2012 в 11:42
  • М. Вабзжелезняк и Маня — это, Света, твои псевдонимы? Совсем вразнос пошла?

    Голосовать - -1 | +6 +
    Шекспир
    18.11.2012 в 18:57
  • А еще, к слову, историю вспомнил из детства.

    Классе в пятом-шестом, чтобы я под ногами не мешался, мама меня отправила в продленную группу дня на лето. Если кто не знает – это как бы пионерлагерь, только при школе. Весь день там живешь, и пр., а вечером – домой. Так вот, был тогда случай один. После тихого часа паника какая-то вдруг поднялась. Воспитатели, которые сплошь учителя школьные, каблуки истоптали от возмущения. В школьном, естественно, мужском туалете, кто-то стены говном измазал. Удивлению директора школы не было предела. Выход нашли один: нас всех выстроили рядом с этим туалетом в одну шеренгу. Всех мальчиков. И минут пятнадцать читали морально-этические проповеди о страшной каре, которая постигнет того, кто сотворил такой шедевр постмодернизма. И, конечно, давили на честь, совесть и, наконец, на самое больное место каждого школьника – на родителей, которые в случае невыдачи «преступника» будут собственноручно отмывать стены школьного туалета. Напоследок давили на трусость, от которой, скорее всего, автор содеянного не переживет ближайшую ночь и в муках скончается от угрызений совести. В общем, спустя какое-то время тройной напор (директора и двух учителей), видимо, возымел свою силу и, так и не признанный «художник», пылая от стыда чуть ли не бордовым, сделал-таки шаг вперед. Объяснив затем перед всеми, что причина его неожиданного и такого нестандартного вдохновения – элементарное отсутствие туалетной бумаги. Не мог он, простите, не вытерев, выйти из туалета и, таким образом, «восстал» против системы, в которой не предусмотрена бумага.

    Я вот к чему. Столько, с первого взгляда воспитанных, более того, читающих и думающих людей (раз такие непростые слова в такие сложные предложения составляют), а по сути… Так всё и норовят об стену, да об стену.

    Одно дело мазать, а другое – отмывать…

    Голосовать - -8 | +4 +
    • писательская илита? Ваши комментарии напоминают то самое г... на стене обсуждения.

      Голосовать - -7 | +4 +
      зритель
      18.11.2012 в 22:28
    • 2 Сергей Маркелов.

      Сергей, я долго думал-думал, отвечать, не отвечать... всё-таки пост общего характера, в отличие от тех, что были удалены. Решил ответить и дать совет: вдруг пригодится на будущее... Сергей, когда соображаешь метафоры и проводишь аналогии, нужно быть чертовски осторожным и внимательным. Это ж такая тонкая материя, тоньше бритвенного лезвия: норовил полоснуть супостата — а изрезался сам, да кровью забрызгал тех, кого защищал. Ну, Вы-то не кровью, простите, всех выкрасили в один цвет: и сдержанного «муравья», и весёлого «кузнечика», и псевдо-интеллектуала с претензией на понос. И посреди этого стоите в белом ОЗК. Образность анально-фекального свойства (по Менегетти) указывает на редукцию ценностной составляющй личных отношений, но главное то, что образность Ваша двусмысленно смотрится в отношении Вашей подзащитной. Вам не кажется? Присмотритесь — какое место занимает она в аналогии... На Вашем месте я попросил бы удалить именно этот, программный пост. А не те два или три, в которых Вы именно тем и занимались, в чём упрекаете нас... И даже «блог» не пощадили, тот самый, который Вас самого дважды донёс до читателя.

      Кровь играет, горяча,

      Тянет рубануть с плеча,

      Мудрость обнимает ногу,

      Умоляет: не серчай...

      Некому оказалось обнять ногу?

      Голосовать - -6 | +6 +
      Андрей Тюков
      19.11.2012 в 11:27
      • Спасибо, Валерия! История с вашим дебютом помогла и мне вспомнить питерские семинары-тренинги Антонио Менегетти: уж очень впечатлил контраст между увиденным и прочитанным (не комментарии, конечно). Ищите Мастера! И все у вас получится!

        Голосовать - 0 | +5 +
        Н.К.
        19.11.2012 в 19:32
  • ПОЛНЫЙ АБЗАЦ, ОДНАКО...

    Голосовать - -3 | +4 +
    Боярыня Морозова
    18.11.2012 в 20:37
    • Так, боярыня, тряпку в руки и наводи порядок!

      Голосовать - -2 | +8 +
      kuznecik
      18.11.2012 в 22:11
  • Шекспиры авторитетами давят! Рятуйте! Я смотрю, за отсутствием волов и огнегривых львов, пошёл валом левый тролль... Это сколько угодно, но мне лично неинтересно. Не тот накал... не те «жесты текста» (с).

    Голосовать - -5 | +2 +
    Андрей Тюков
    20.11.2012 в 16:26
  • А.Тюков, а не вы ли тут 'левый тролль'? Он же и 'псевдоинтеллектуал с претензией на понос'? Меня терзают смутные сомнения на этот счет.

    Голосовать - -2 | +7 +
    какаду
    20.11.2012 в 19:24
    • Зато, у меня нет ни малейшего сомнения относительно того, кто здесь «анонимный подонок», — определение, данное Г. Салтупом, — спасибо, Григорий Борисович! Извините, если кого-то задело: привык называть вещи своими именами и от своего имени.

      Голосовать - 0 | +2 +
      Андрей Тюков
      23.11.2012 в 16:41
      • Хоть в этом-то мы с вами, Андрей Тюков, солидарны.

        «Анонимные подонки» на различных интернетовских форумах отнюдь не литературные псевдонимы писателей.

        Я и сам частенько пользуюсь псевдонимами в своих прозаических текстах.

        Но обсуждение (полемика) именно на литературных форумах должно идти с открытыми забралами...

        Поэтому я предлагаю вам (и всем другим оппонентам с открытыми забралами) не отвечать на реплики анонимных подонков...

        В отличии от вас, Андрей, для меня в литературе главное, — «Как», а не «Что», — и сравнивая «Филиппики» Аристотеля с «Катилинариями» Цицерона, я чаще всего на стороне «Катилинарий»...

        И пусть современники-афиняне слушая «Филиппики» кричали "Долой Филиппа! " и собирали войско поплитов, а современники-римляне, слушая "Доколе ты, о Катилина, будешь испытывать терпение наше... " говорили в Сенате: — «Как хорошо говорит Цицерон», и расходились по домам, не пытаясь пресечь заговор Катилины, — ВРЕМЯ ВСЕ ЖЕ ВСТАЛО на сторону «Как».

        На сторону «Катилинарий»...

        Начиная с 16 века во всех европейских университетах красноречию студентов-юристов учили по «Катилинариям», а само название «Филиппки» стало созвучно понятию «яростная, целенапрвленная, но излишне резкая речь против кого-либо»... И красноречию по ним не учили.

        «КАК» в Искусстве всегда . выше и долговечней, чем «ЧТО».

        Живой пример, третья фраза в тексте В. Маркеловой:

        «Солнце, словно лимонное желе, растекалось по раскаленному небу»...

        На мой вкус, — удивительная звукопись, почти в каждом слове этой фразы есть буква (звук, если угодно), — «Л», и от его произношения «про себя» у читателя невольно возникает почти физическое ощущение чего-то липкого, жаркого и неприятного... Словно от прикосновения к Липкой Ленте дЛя Ловли мух.

        Я почти уверен, что у Автора такая звукопись — проявление природного дара, а не продуманной и упорной борьбы с тоннами словесной руды. «единого слова ради».

        А «дар», а его, как и «талант», надо ценить.

        Голосовать - 0 | +2 +
        • Поправка (весьма существенная) — автором Филиппик (речей против Филиппа 2-го, отца А.Македонского) был ДЕМОСФЕН, а Аристотель, его современник, был учителем у Александра... И на старуху бывает проруха... Извините.

          Голосовать - 0 | +1 +
  • На форуме именитые подонки удивляют и раздражают даже больше, чем анонимные. Как и в жизни. Извините, если кого-то задело.

    Голосовать - -2 | +5 +
    какаду
    24.11.2012 в 12:04

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие