Интернет-журнал Республика Карелия

Знаешь ли ты…

Анастасия Софронова 11 октября 2012
Голосовать -7 | +95 +
Знаешь ли ты…

Ирландская молитва

Буду по меньшей мере,
как монах из Эйре:
какой-то отец или брат О'Лири,
про кого и не скажешь, существовал ли.
Господи, я ведь всего лишь лирик,
я — из тех, что в жизни не воевали.
Буду гимны петь безголосо
да царапать глоссы
на полях палимпсестов.
Перевирать стихи — ни складу, ни ладу,
буду пасти овец и знать свое место.
...Но когда осадят —
честно
держать
осаду.

 

Подражание Бродскому

Мой Телемак. Все эти острова
и континенты выдумал картограф.
Куда ни глянь, вокруг одна таласса,
приветствуя, ликует: «Греки! греки!»,
не различая ни имён, ни лиц,
и менее всего — национальность.
Мой Телемак, давно уже меня
не ждёт Итака. Только — «итого».
И под чертою список кораблей
как строки обвинительного акта.
Плакаты «их разыскивает» от
небрежных взглядов выглядят, скорей,
как зеркала. И каждый узнаёт в них
себя, соседей, городские власти.
А я, наверно, в зеркало взглянув,
себя тогда и вовсе не увижу.
Так кто к тебе вернётся, Телемак?

(Не лучше ли признать в себе Элладу
и, извини мой русский, запилить
такие Фермопилы напоследок,
чтоб, знаешь: даром, всем, и чтоб никто?!)

 

Репетиция

English Vocal Consort of Helsinki

 

Играли в крипте. Маленький орган

звенел для репетиции негромко,

слова со смехом путали певцы,

и дирижёр ещё пустому залу

насмешливо и ласково кивал.

Я пряталась за каменной колонной.

Оранжевый весёлый рюкзачок

казался мне ужасно неуместным

в евангельской пустыне: в этот день

она лежала здесь, под Кафедралом.

Да, затаилась. Если бы могла,

то я одной бы музыкой дышала,

боясь, что этих ангелов могу

нечаянно отвлечь, и помешать их —

чему? Концерту? Таинству? Молитве?

Не искусившись, грозным «отойди»

закончил обладатель баритона,

многоголосьем разразился хор,

а тенор с мефистофельской бородкой

меня заметил вдруг и подмигнул.

 

Как в первый раз...

Как будто в первый раз Гомер сегодня
проговорил чуть слышно: «Гнев, богиня...»
предчувствуя уже, как слово дрогнет
на языке и как, подобно глине,
покорной гончару, застынет в форме.
Когда, зевая, подымалась Эос
с постели звёздной —
как, должно быть, пелось,
как старец становился пьян и молод,
как сам язык и ласково, и грозно
его манил, бросая в жар и холод,
и, следуя ему, всё выше рос он.
Как в первый раз, полночно и тревожно,
как скульптор, засыпающий за лепкой,
так — бормотать, язычески и слепо,
в стихе и рифме быть неосторожной,
как будто прежде не было поэтов —
так можно ли писать?
— Лишь так и должно.

 

Заклинание

После нас потоп – что речной разлив;

так ступай босой в плодородный ил,

замеси, как тесто, и прорасти –

у корней и кос побережных ив

забери упругую гибкость жил,

подними украдкой и спрячь в горсти.

После нас пожарище: пыль-зола,

так расти, как сорная сныть-трава,

так ладони выкраси – угольком –

чтобы ночь сестрицей тебя звала;

в темноте разбойников укрывай,

по опушке леса иди тайком.

После нас болотится озерцо,

так цеди сквозь ряску зелёный сок

и стрекоз мелькающих не тревожь.

Так, в рябой воде отразив лицо,

наполняй берёзовый туесок

и неси в руках, успокоив дрожь.

После нас – молчание ноября,

но тебе неведомо «умирать» –

как ручью, как сумеркам и сосне.

Так иди, о будущем не скорбя:

дни легко, как листья, теряй и трать –

и они, глядишь, прорастут к весне.

 

Родная речь

Где пламя лижет узкую ладонь

Застывшего в смущении святого;

Где тень, любовь, политика и сон

Крадут черты лица. Где губы слово

Нечаянно покинув, как картечь

То расщепляет кость, то бьёт навылет.

Где время есть язык. Родная речь,

Которую носители забыли.

Но лексиконный рандомный набор

(Как «хани», «бро» и «лув» из сериалов)

Вставляешь так небрежно в разговор,

Как будто родом сам из тех кварталов.

Тогда и там (что, собственно, одно) —

Безликий, опалённый, молчаливый, —

Грамматики узнаешь временной

Эссивы, партитивы, иллативы.

Тогда напишешь, глядя вдаль и встарь,

Как на холме, от ила полосатом,

Ной возжигает жертвенный алтарь,

И дым идёт, как письма адресату.

 

 

Знаешь ли ты…

River Wild

 

Знаешь ли ты,

как дети боятся масок,

разрисованных лиц

и очков от солнца —

всего, что скрывает

глаза и души?

Дети умнее нас.

Дети знают,

какие твари

живут в чулане.

Корми их после заката,

ласкай, целуй их.

А после — выпусти на арену

и там прикончи

под рёв стотысячный Колизея:

«The game is on!»

— Знаешь ли ты, что это такое:

едва дышать

от минуту назад

придуманной боли?

— «Я сожгу твоё сердце».

Всего лишь.

А пока на песке арены

мы судорожно

цепляемся друг за друга,

удивляясь:

«Что это, кровь?» —

дети играют в сыщиков

и злодеев.

И ничего не боятся.

Фото: Мария Курило

  • Меня завораживает поэзия Насти. Околдовывает. Мешает только перенасыщенность «умными» словами. Спасибо. Хотелось бы знать, чем занимается эта девушка, сколько лет.

    Голосовать - 0 | +6 +
    Р.М.
    11.10.2012 в 10:31
  • Простите, не заметила справку. Но хотелось бы поподробнее.

    Голосовать - 0 | +2 +
    Р.М.
    11.10.2012 в 10:34
  • СпасиБо! Здорово!

    Голосовать - 0 | +1 +
    Kalyavalya
    11.10.2012 в 10:36
  • Очень даже. А последнее, так и просто прекрасно ИМХО.

    Голосовать - 0 | +1 +
    Хельг
    11.10.2012 в 11:05
  • Похоже, настоящий поэт.

    Голосовать - 0 | +2 +
    student
    11.10.2012 в 11:19
  • Интеллектуальная поэзия не всегда отчёт о прочитанных книжках. В ней может быть сильное, яркое личное начало, к которому лирика вообще тяготеет. Кайф интллектуальной поэзии во многом и есть это богатое сочетание личного и надличного. Вот если бы этим стихам ещё немного личного лирического темперамента!

    Голосовать - -1 | +3 +
    Наталья Шилова
    11.10.2012 в 11:30
  • Сто коров принесли себя вечнопьяным, жертвуя;

    Сколько дыма, пепла, лавровых венков б/у для и.о.!

    И вот, наконец, сто первая

    Оказалась — Ио...

    Голосовать - -3 | +3 +
    Андрей Тюков
    11.10.2012 в 14:16
  • Анастасия, я скажу ещё прозой. Вы — поэт. Это счастье — узнать Ваши стихи.

    Голосовать - 0 | +5 +
    Андрей Тюков
    11.10.2012 в 14:18
  • Стихи очень хорошие. Удачи автору!

    Голосовать - 0 | +4 +
    Дмитрий Вересов
    12.10.2012 в 09:32
  • Всегда с жалостью смотрел на творения местных поэтов. Но здесь... Такие стихи хочется учить наизусть и читать вслух.

    Голосовать - -1 | +4 +
  • Пробежал глазами, вернулся, перечитал внимательно. А ведь да.

    Голосовать - 0 | +2 +
    Alexander Yakimov
    14.10.2012 в 17:06
  • Увидела Бродского и много кого еще. Никакой Анастасии не увидела. Нет ее здесь. Профессионально сделанная «цитатная поэзия». Каких-либо эмоций не могущая вызывать по определению.

    Голосовать - -3 | +2 +
    МММ
    15.10.2012 в 13:55
  • Автор — да вот же он, с оранжевым весёлым рюкзачком, за колонной. Ему улыбается тенор с мефистофельской бородкой... Как на полотнах Возрождения, скромно стоит в «массовке», не привлекая внимания, ничем не обнаруживая своё присутствие. И никто не знает, что он здесь — главный...

    Когда, в первый и последний раз, я поднялся на Акрополь, то меня поразила нереальность всего обретённого. Мне объяснили, что вообще-то эти камни, которые туристы норовят утащить «на память», уже давным-давно ненастоящие, не те, не древнегреческие. Что необходимый визуально запас памяти регулярно возобновляет грузовик, пополняющий Акрополь в отсутствие вороватых поклонников. Полегчало. Вторичная реальность...

    Свою вторичную реальность Анастасия Софронова строит из настоящих камней, принадлежащих реальности первичной. Не размазывая по небу несуществующие красные самолёты, она видит и показывает нам знаки, которые были до самолётов и до нас, и будут после.

    Культурная одиссея, путь на Итаку пролёг через всю ойкумену. Она будет расширяться, эта ойкумена, с каждым новым островом, Улисс никогда не вернётся домой.

    Улисс уже дома.

    Голосовать - 0 | +1 +
    Андрей Тюков
    17.10.2012 в 13:31
  • спасибо огромное!

    Голосовать - 0 | 0 +
    17.10.2012 в 23:51
  • Настоящая поэзия так и должна: одних привлекать и завораживать, других отталкивать, третьи к ней вообще равнодушны. Спасибо автору (и публикаторам) за эту подборку. И всё-таки хотелось бы Анастасию Софронову слегка предостеречь: нельзя так безалаберно тратить себя на явно учебные «подражания» (Бродскому и Kº) и прочую литературщину. Зачем это? Разве что от молодого «избытка сил»? Вам, несомненно, даден свой голос и умение владеть Словом, – отнеситесь к этому дару более ответственно, избавляйтесь от лишнего груза «общих словес», какими бы красивыми и умными они ни казались.

    Голосовать - 0 | +1 +
    ded pavlo
    18.10.2012 в 14:28
  • чЮжие мысли, чЮжие образы, слова чужие = начитанная девочка... а где свое?

    Голосовать - -4 | 0 +
    Alisa
    18.10.2012 в 22:41
    • Своё – душа, способная преломить даже не всем интересные и понятные аллюзии века. Душа не испорченная, не избалованная пошлыми комплиментами. Своё – взгляд свежий, не затуманенный модной поволокой. А дальше всё в руках Божьих, что не мешает и самостоятельной работе.

      «Мысли, образы, слова…» – нет в этом дежурном наборе ничего нового. Всё уже неоднократно использовано. Но сложить из всем известных слов (без нарочитого, надоедливого оригинальничания) убедительную картину бытия и быта, так чтобы и другие поверили (и не обманулись), – в этом и заключается талант истинного поэта.

      Голосовать - 0 | +1 +
      ded pavlo
      20.10.2012 в 07:26
  • Спасибо, Ася. Пусть я и не искушен настолько в поэзии, насколько бы этого хотел, но ты меня всегда вдохновляла.

    Голосовать - 0 | +1 +
    EB
    30.5.2013 в 10:49

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие