Интернет-журнал Республика Карелия

Атаман не хочет потрясений

Голосовать -25 | +50 +
Атаман не хочет потрясений

Александр Михайлович Савельев – настоящий казачий атаман, руководитель общества казаков Карелии. Атаман – должность выборная, но его статус не меняется уже 12 лет. Внешне он не похож ни на одного казака с картины Репина, и его темперамент отличается от свободной удали Степана Разина. Между тем атаман способен проявлять жесткость в отношении вещей, которые кажутся ему недостойными.

В повседневной жизни предводитель казаков служил на флоте, потом работал на ОТЗ, преподавал в профтехучилище и был тренером по восточным единоборствам, в частности, по борьбе джиу-джитсу. Сейчас он генеральный директор успешного коммерческого предприятия. У него двое сыновей, воспитанных в казачьих традициях, и внучка.

— Вас давно выбрали атаманом?

Вообще-то я возглавляю общественную организацию «Объединенное общество казаков Республики Карелия» с 1998 года.

— И с самого начала были атаманом?

— Нет, первые два года был товарищем атамана, заместителем. В 2000 году меня избрали атаманом этого общества. Потом, когда было создано реестровое Отдельское казачье общество Республики Карелия, атаманом снова  выбрали меня. Это было в феврале 2011 года.

— А где ваша борода и усы?

— Усы и бороды – у стариков. У нас есть совет стариков, которые хранят традиции, занимаются воспитанием, могут давать советы… Атаман – больше административная должность. По действующему закону атаманом может быть человек старше 35 лет.

— А вы с какого возраста казак?

— В советские времена казаки не афишировали свое происхождение. Но я с детства знал, что я казак, с Кубани. Как только казачество признали и отнесли его к репрессированным народам, образовалась первая казачья организация «Союз казаков России». Сейчас в казачьих обществах по всей России насчитывается порядка 7 миллионов человек. Существует 12 казачьих войск. На Северо-Западе есть свой Отдельный Северо-Западный казачий округ с базой в Петербурге, объединяющий казачьи общества всех регионов Северо-Запада.

— Вы сами организовали у нас это движение?

— Мы организовали тех людей, которых волновало их происхождение. Потом уже присоединились другие, которым близки традиции и идеи казачества.

— Что вас подвигло на создание казачьего общества? Историческая несправедливость?

— Я всерьез изучал историю. В 1918 году Свердлов подписал циркулярное письмо о физическом уничтожении казачества. В некоторых регионах после чисток, устроенных советской властью, осталось от 15 до 20 процентов казачьего населения. В 1990-е годы казаки стали объединяться, чтобы восстановить историческую справедливость. Был издан указ о включении казаков в состав репрессированных народов.

Казак – это человек служивый. С детского возраста он готовился к службе. Казаки поднимались и шли, когда что-то  случалось в стране. Только в войне 1812 года казаки выставили 512 полков. А полки были по 500 человек.

— А в Великой Отечественной войне, насколько мне известно, столько же людей перешло на сторону врага!

— А украинская дивизия «Галичина»? А российская освободительная армия, где было полно и русских, и татар, и кого угодно. А мусульманский корпус? На стороне фашистов воевали те, кто считал, что сражается против большевизма, ущемившего их права!  Это было продолжение гражданской войны. Я не оправдываю тех людей. Но виновны не те, кто воевал, а те, кто это организовал. Как казаки могли относиться к большевикам, когда в казачьи станицы приходили части особого назначения, составленные из людей, для которых чужая жизнь не стоила ничего, убивали стариков, сохраняющих память о роде, насиловали женщин, а потом прокалывали их штыками?

— Вас тоже служивым воспитывали?

— Я срочную службу проходил в воздушно-десантных войсках, потом закончил военно-морское училище, был офицером. Комиссовался по состоянию здоровья.

— Где вы потом работали?

– Работал инженером на ОТЗ, преподавал в системе профтехобразования, занимался тренерской деятельностью. Много лет я был тренером-инструктором по рукопашному бою и по пулевой стрельбе. Потом стал тренером по джиу-джитсу. Мне кажется, что стремление к тому, чтобы в любой момент суметь защитить себя и свою семью, воспитывалось именно в семье, сохраняющей казачьи традиции.

 Вообще у казака слово «свобода» не очень в чести. У него другое слово – «воля».  Воля как свобода выбора человека.   

— Казачество – это вроде диаспоры или своего рода силовая организация?

Почему-то все сильно испугались, когда появились казачьи патрули в Москве. Начали шуметь, что это ущемление прав других. Но ведь общественность в лице казаков имеет определенные навыки, которые могут пригодиться в охране порядка. Правда, закон во многом ограничивает наши действия…

В отличие от представителей диаспор, казаки по первому зову выступали на защиту государства. Многие погибли на кавказских линиях, защищая их от персов и турок в XIX веке. А ведь это была не их  земля!

— Может, казаки – это партия такая?

— До недавнего времени казачество воспринимали только как фольклор. Как людей, которые танцуют на сцене, нарядившись в свои костюмы, размахивая нагайками. На самом деле казаки – люди действия. У нас есть определенные дела, которые мы по мере сил исполняем. Мы помогаем охранять общественный порядок, участвуем в экологических мероприятиях, проводим беседы с молодежью. Правда, мы не можем полностью посвятить этому свое время, потому что мы все люди работающие. Сейчас наша деятельность основана только на энтузиазме. Объединяет нас общий взгляд на картину мира.

— Когда говорят про казаков, то сразу представляется такой Степан Разин и такое удалое «э-ге-гей». Сохранилась эта удаль в нынешних казаках?

— Это представление о казаках воспитано определенной пропагандой. Казаками были и основатель русского кинематографа Александр Ханжонков, и путешественники Дежнев и Хабаров. Много известных людей, помимо Степана Разина, были казаками! Вообще у  казака слово «свобода» не очень в чести. У него другое слово – «воля».  Воля как свобода выбора человека.

— Это не слова просто?

– Надо по ним жить. Есть и такие люди, которые хотят пробиться в выборные должности. У нас таких нет. Жизнь все расставляет по местам.

Инсталляция – это когда человек перед дверью нагадил, а перформанс – когда позвонил в дверь, хозяин вышел, и вот тогда нагадил…

— Вы по паспорту казак?

— В паспорте сейчас не пишут национальность. Но записался на переписи как казак.

— Значит, вы не русский?

— Сейчас многие ученые приходят к  тому, что казачество – это русскоязычный субэтнос. Хотя многие считают, что это смешанные славянские и тюркские народы. В казаки не принимали по паспорту. Казаки – братья. Они вместе. По сполоху поднялись и — за родину.

— А вы как себя во власти чувствуете?

— Я не люблю этого. Но взялся за гуж, не говори, что не дюж. Если я могу, то делаю. Если меня что-то не устраивает, никто не заставит.

Я 14 лет жизни отдал возрождению казачества и бросать это дело не собираюсь. Сейчас вот съездим в Петербург, посмотрим, что скажет поменявшееся руководство окружной комиссии. Долго тянется процедура по созданию еще одного казачьего войска, которое должно быть и в Северо-Западном округе. Единственный округ, где нет такого войска.

— Питерские казаки вообще очень активны. Охраняют порядок, закрывая спектакли и выставки современного искусства…

— Этим занимаются не только казаки, но и просто верующие люди. Таким образом они пытаются защитить свою духовность, как они ее понимают.

— Казаки! Именно они решили, что актер Мозговой не должен показывать «Лолиту», а директор Эрмитажа теперь пишет объяснительные прокурору по поводу выставки братьев Чепмен…

— Я тоже скептически отношусь к современному искусству. Запад считает одним из ярчайших проявлений современного искусства выступление Pussy Riot. Их даже на статус «людей года» выставил журнал «Time»! Я не хочу, чтобы мы со своей толерантностью дошли до того, что происходит сейчас на Западе. Я не хочу, чтобы у нас забирали детей из семьи из-за жалобы ребенка, который хочет гамбургер, а ему дают мясо. Чтобы опекунские организации вмешивались бы в дела моей семьи. Я не хочу, чтобы нетрадиционные выставляли напоказ свою нетрадиционность.

И в искусстве сейчас много показного, а не настоящего. Процентов 80 современных авторов выставляются ради эпатажа. Все эти инсталляции и перформансы! Инсталляция – это когда человек перед дверью нагадил, а перформанс – когда позвонил в дверь, хозяин вышел, и вот тогда нагадил… Это не искусство! Когда выставляют человеческие скелеты, обвешанные мясом, это не искусство. Вот вы не согласны с казаками, которые выступают против выставок и спектаклей, которые не устраивают их с точки зрения морали, совести и прочего. А что вы скажете о мусульманах, которые приговаривают к смерти за стихи и жгут посольства за карикатуры?

Толерантность – это терпимость. Я не хочу терпеть то, что мне не нравится. Я считаю, что люди должны добиваться взаимопонимания и взаимоуважения друг к другу. Если это будет, то не надо никакой толерантности! В США, выбирая из двух кандидатов – белого и негра-гомосексуалиста – обязательно выберут второго! Чтобы не проявлять неполиткорректность. Я не хочу, чтобы такое у нас здесь творилось!

— А что бы вы сделали?

– Да пусть они делают что угодно! Сейчас в Санкт-Петербурге принят закон о наказании не за гомосексуализм, а за пропаганду его. И в искусстве тоже.

У меня нет резонов быть жестким в беседе с вами. Вы не представляете опасности ни для меня, ни для моей семьи, ни для казачества.

— Мне кажется, что искусство развивается по своим законам. И Малевича в свое время не все понимали…

— Я и сейчас не понимаю, что это такое…

— Про искусство, по идее, должны говорить профессиональные искусствоведы…

— Вы знаете, кто идет в театральные критики? Неудавшиеся драматурги. Искусствоведы – неудавшиеся художники. Тот, кто может творить, тот творит. А кто не может, обсуждает.

— Вы не правы, по-моему.

— У меня родители были журналистами. Я вырос в семье, где постоянно в гостях были настоящие мастера: Живых, Зайончковский… Люди, которые творили искусство. Я с ними общался, поэтому в определенной степени могу судить… Для того, чтобы судить, не надо иметь диплом искусствоведа, надо что-то иметь в голове и в сердце. Этого достаточно. Это сложный момент. Нетрадиционных не было у казаков – их сразу казнили. Жестко, но времена были жесткие.

— Казаки, в общем, люди жесткие. Вы тоже такой?

— Человек проявляет себя в зависимости от обстоятельств. У меня нет резонов быть жестким в беседе с вами. Вы не представляете опасности ни для меня, ни для моей семьи, ни для казачества. И потом я разделяю слова и действия.

— Были ситуации, когда нужно было действовать?

— Всякое бывало. Не хотел бы об этом говорить.

— Много человек в вашем обществе?  

— Если брать по количеству людей, которые прошли через нас, то человек 500 по Карелии. Сейчас  – человек 150. Мы никого насильно не держим.

— Сколько времени у вас уходит на общественную деятельность?

— Много.

— Это вроде увлечения или вам хочется изменить мир?

— Те, кто пытается изменить мир, заливают его кровью. Мне этого не нужно. Увлечение? Может быть. Мужчина не должен бросать дело, которое он делает. Найдутся другие – уйду.

— А какое у вас звание?

— У казаков не звания, а казачьи чины. У меня – войсковой старшина, соответствующий подполковнику.

— А в реальной жизни?

— Я комиссовался старшим лейтенантом-инженером.

— Стало выше?

— Это для других важно, а мне все равно.

 - Вам в депутаты, например, Законодательного собрания, не хотелось бы попасть?

— Лично мне – нет. А люди могли бы. Сейчас трудно прийти во власть, не поступившись чем-то важным для себя. Мне предлагали стать кандидатом в депутаты, но я отказался.

— Вы петь умеете?

— С этим проблемы. У нас есть ансамбль, где прекрасно поют другие.

— А какая песня у вас любимая?

— На днях умер Константин Ваншенкин. Одна из любимых песен моего отца и меня – «Я люблю тебя, жизнь».

— Не казачья, вроде.

— А песни-новоделы, которые поют Розенбаум или Бабкина, — казачьи? Никакого отношения к казачеству не имеют. У Таривердиева есть песня из фильма «Адам женится на Еве». Там такая строчка: «Торгует чувством тот, кто перед светом все чувства выставляет напоказ». Я думаю так же.

— Мне даже не верится, что вы можете на кого-то голос повысить…

— Обманчивое впечатление. Я на службе голос сорвал. Потом пришлось заново учиться командовать в строю. А зачем кричать, если в спокойном разговоре можно добиться большего?

— У вас есть цель?

— Мне не хочется потрясений. Я буду стараться, чтобы не позволить им совершиться.

 

 

  • Какой интересный человек. Всё правильно говорит. Молодец.

    Голосовать - -6 | +4 +
    Наталья
    20.12.2012 в 10:05
  • То — искусство, это — не искусство... Время рассудит. Я вот не понимаю примитивизм, не в большом восторге от кубизма и лучизма, да и вообще многие «измы» меня совершенно не цепляют, но я не считаю, что мое мнение по этому поводу должно иметь какое-то определяющее значение. Многие авангардные течения не воспринимались публикой, а потом становились классикой.

    Не хочу терпеть то, что мне не нравится? Мне не нравится религия, не нравятся автомобили ВАЗ, не нравятся толстые люди, не нравятся романы Донцовой, не нравятся отечественные сериалы, не нравятся штаны Dsquared (или как там эта жуть называется?). Мне начинать со всем этим бороться? Или признать, что у других могут быть свои вкусы и не лезть к ним со своими идеями?

    Я считаю, что уважение к другим людям отчасти как раз и заключается в том, чтобы признавать за ними право на другие мнения и вкусы. И ортодоксальные мусульмане в этом вопросе ничуть не лучше ошалевших казаков, которые с чего-то решили, что им виднее, какое произведение должна увидеть публика. Не нравится — не смотрите сами, но не смейте мешать другим самостоятельно делать выбор.

    Голосовать - -4 | +29 +
    Лукреция
    20.12.2012 в 11:28
    • Всё верно, Лукреция! Присоединяюсь. В высказываниях атамана превалируют категоричность и скрытая агрессия ко всему, что он считает неверным. Всё должно быть только так, как он считает!

      «Толерантность – это терпимость». Неточное, обрезанное понимание. Точнее будет: толерантность — это принятие того, с чем, возможно, не согласен, но что не оказывает решающего влияния на твою жизнь либо вообще ее никак не касается. На этом-то как раз и достигаются взаимопонимание и взаимоуважение, за которые якобы ратует атаман. Но его рассуждения с порога и начисто отвергают и то, и другое. К примеру, искусство, которое он и его единомышленники не приемлют, не требует от них ничего — ни понимания, ни уважения. Оно не к ним адресуется и на них как на поклонников совершенно не рассчитывает. Но им этого почему-то мало. Им непременно надо, чтобы подобное искусство перестало существовать. Такое вот «взаимопонимание».

      Голосовать - -3 | +16 +
      уточним?
      20.12.2012 в 12:46
    • А я думаю, что не стОит писать пространные посты, посвященные оценке мнения физрука об искусстве. Давайте ещё всерьёз обсудим отношение домохозяек к теории относительности Эйнштейна.

      Голосовать - -2 | +12 +
      Фук
      20.12.2012 в 14:41
      • А я думаю, не стОит упрощать проблему. Домохозяйки, несогласные с теорией относительности Эйнштейна, закрытия университетских кафедр физики пока не требуют. Начнут — и их вынуждены будем обсуждать. И даже пространные посты по этому поводу писать.

        Голосовать - -1 | +7 +
        уточним?
        20.12.2012 в 15:42
  • Настоящий мужчина. Таким и должен вырасти каждый юноша!!! Без соплей и по совести!

    Голосовать - -18 | +8 +
    Олег
    20.12.2012 в 11:56
    • Я бы сказал «без соплей и со специфическим отношением к чужому мнению». А совесть — понятие слишком субъективное, не оценить есть она, или нет. А так — без соплей, и готовый поучать всех, кого не понимает, если посчитает нужным — и с нагайкой. При любой власти — жандармы. И говорят, что ради блага Отчизны, а на самом деле — с удовольствием. Цапки.

      Голосовать - 0 | +9 +
      Дмитрий
      20.12.2012 в 19:27
  • Абсолютно не понимаю казаков. Зашоренные люди, живущие по древним правилам и понятиям, сами себе придумывают псевдовоенную форму, присваивают казачьи титулы и звания, награждают себя орденами и медалями. Ряженые !

    Но пусть будут, без артистов и клоунов жизнь скучна.

    Голосовать - -5 | +18 +
    Ким
    20.12.2012 в 14:02
    • А как вы понимаете скажем зулусов?

      Голосовать - -2 | +2 +
      • А я с ними — не пересекался...

        А с этими ... — неоднократно. Увы!

        Плюс должен отметить, что товарисч «казак» плохо знает историю.

        Голосовать - -2 | +4 +
        кук-52
        20.12.2012 в 18:10
        • А по-моему, совсем не плохо! С чего вы это взяли?

          Голосовать - 0 | +6 +
          21.12.2012 в 00:48
          Автор поста
          • Плохо, Аня, плохо он знает историю. Об этом чуть ниже.

            А для начала хотелось бы у него спросить: в советское время он тоже считал себя «репрессированным»? И на чьей стороне он, лично, воевал бы в годы ВОВ? В 90-е годы перед Ельциным выстроилась «очередь» из «репрессированных народов», и каждый кричал: "Мы — самые «репрессированные»! Дайте нам побольше льгот и привилегий! А также — суверенитета! " А Ельцин им — «Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить». ("Кемска волость? Да забирайте! " (с)) И казаки туда же: "Мы — "репрессированный народ! ". Какой такой НАРОД? Не русский, что ли? «Субэтнос», видите ли.Осталось ли в них хоть что-то от Русского Духа?

            Теперь о главном: о необходимости «казачкам» вспомнить историю.

            А именно документ под названием "Замечаниях и предложениях по генеральному плану «Ост» рейхсфюрера войск СС”, попавший в распоряжение нюрнбергского военного трибунала —

            vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/HISTORY/OST.HTM

            Цитата из раздела «К вопросу о будущем обращении с русским населением» —

            " а) Прежде всего надо предусмотреть разделение территории, населяемой русскими, на различные политические районы с собственными органами управления, чтобы обеспечить в каждом из них обособленное национальное развитие... Русскому из горьковского генерального комиссариата должно быть привито чувство, что он чем-то отличается от русского из тульского генерального комиссариата. Нет сомнения, что такое административное дробление русской территории и планомерное обособление отдельных областей окажется одним из средств борьбы с усилением русского народа ... "

            Голосовать - -2 | +4 +
            Титова Марина
            21.12.2012 в 11:22
  • Олегу: Одно замечу: без соплей и по совести желательно вырасти каждому мужику, и «национальности» тут ни при чем.

    Голосовать - -1 | +7 +
    Хмм
    20.12.2012 в 14:49
  • А почему атаман Семенов бухает на аватаре? Не знает, что русский — значит трезвый? Это возмутительно!

    Голосовать - -2 | +3 +
    Тамара Яковлевна
    20.12.2012 в 17:32
  • От современного казачества за версту несет «махровым» царизмом не случайно большевики объявили их вне закона, а нынешние власти с ними заигрывают мало им еще официальных «силовиков».

    Голосовать - -2 | +15 +
    michail
    20.12.2012 в 18:55
  • Не удалась множественная провокация у Анны, пиу пиу, мужичок ответил, как мужичёк вполне чёткий. А казаки показаны немощными бестолочами, всем медаль.

    Голосовать - -7 | +1 +
    param
    22.12.2012 в 05:51
  • Молодец, Александр Михайлович! Органичный, понятный и решительный человек, категорически не желающий никому понравиться или подыграть! Вот все бы российские мужчины были такими, и страна была бы другой! Но ведь не такие! Себя боятся, слово честное сказать боятся, не способны на поступок, умничают, скулят, ехидничают: «ряженые», «истории не знает», "физрук... " Такие, как казак Савельев, историю делают, они знают и чувствуют то, что им знать и чувствовать нужно. А на остальные ваши сопли им глубоко наплевать! К слову, и сайт ваш такой же нудяще-скуляще-сопливый. Захотелось раскрутить казака, чтоб выставить шутом гороховым и потешиться, ан не вышло.

    Голосовать - -5 | +1 +
    Васильев
    25.12.2012 в 11:23
  • Не говорите ерунды. Я с уважением отношусь к Александру Михайловичу и ко всем своим героям. Вообще, на мой взгляд, он очень хорошо рассказал о казачестве. В вопросе про искусство я с ним не согласилась, но здесь не было иронии никакой. Читайте текст!

    Голосовать - 0 | +4 +
    25.12.2012 в 12:53
    Автор поста

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие