Интернет-журнал Республика Карелия

Балет и немножко нервно

Анна Гриневич 5 октября 2011
Голосовать 0 | +40 +
Балет и немножко нервно

Слава Богу, дожила до таких времен, когда на сцене можно увидеть зрелище,  интерпретировать которое практически невозможно. Была в Музыкальном театре на премьере двухчастного действия «Stravinsky’s opuses».

— Ну, как тебе?

— Ага, интересно...

И что? И как понимать, если не смыслишь в контемпорари данс, а тебе рассказывают этим языком историю, которая была придумана три века назад, да еще и связана со специальным театром дель арте. Для Стравинского – автора музыки «Пульчинеллы» — это был, кажется, один из первых неоклассических опытов. В основе его произведения – неоконченная пьеса Перголези, которой Игорь Стравинский «приписал» свои ноты и очень вольно, по мнению современников, ее инструментировал.

Такая вот непростая цепочка обстоятельств, связанная с нашим балетом, наверняка достойна грамотного комментария профессиональных музыкальных и балетных критиков. Я же со своей колокольни смотрю только на действие.

 

Мне нравится, что действие начинается раньше музыки. Открывается театр, и на сцену выносят действующих лиц – марионеток театра. Появляется реквизит и элементы декорации. Они прекрасны, поскольку страшно лиричны, лаконичны и в здорово поставленном свете выглядят как элементы какого-то грустного сна.

Вообще все веселье, связанное с переодеваниями, розыгрышами, волшебством и чудесами, здесь условно. А финальный абсурд, когда вместо одного Пульчинеллы на сцене возникают сразу четыре одинаковых фигуры, среди которых бедная Пимпинелла должна найти своего мужа, и вовсе выглядит драматично.

Не имея возможности судить о танцевальной технике и степени оригинальности приемов, я понимаю только, что режиссер Владимир Варнава красиво стилизует историю, задает нормальный ритм происходящему и по возможности расставляет акценты. Кажется, что артисты — это специальные танцовщики модерна, они вполне органично существуют в определенной им пластике, а сам танец, лишенный изящества классических па, получается таким карнавальным и не каноническим.

 

Вторая часть премьеры – «Весна священная». Говорят, что премьера этого балета Игоря Стравинского в Париже в начале прошлого века была скандальной – люди настраивались на комфорт, а получили вот это отчаянное произведение про отречение и жертвенность. Нашу «Весну священную» поставил датский хореограф Мартин Форсберг. И у него, с его западным мышлением, весна, обряды и ритуал жертвоприношения переплавились совсем в другую тему. Он ставил про то, как человек перестает быть самим собой, попадая в хорошо отлаженную производственную систему-машину. Здесь это – офис, картинка из каких-то известных кинофильмов о будущем. Пространство сцены ограничено по высоте опущенными максимально прожекторами, глубину пространства обозначает широкий объемный коридор. Серые холодные стены, белый свет, униформа. Основное действие ограничено этими рамками. Самые важные моменты вынесены на авансцену. Вообще иностранцы здорово работают с пространством. В программке указан художник по свету – Крисандер Брун. Он какой-то гений, не иначе. Свет здесь объемный, интересный, а контровой свет, выделяя силуэты, здорово работает на идею.

 

Идея мне понятна, но, может, не очень близка из-за своей определенности. «Холодно, холодно, холодно. Пусто, пусто, пусто. Страшно, страшно, страшно…» И не про любовь.

Завораживает работа артистов. Говорят, что эта легкость и единое дыхание спектакля давались им физически очень тяжело. Они точно танцуют заданные рисунки, в их пластике – ужас унификации. Метаморфозы, которые происходят с человеком, попавшим в этот производственный кошмар, — иллюстрация к текстам экзистенциалистов.

Общий тон постановки «Опусов» какой-то не местный. Наверняка спектакль будут показывать на фестивалях, и оценивать его будут более толковые зрители. Будем наблюдать дальше…

Фото: Виталий Голубев,  Николай Алексеев.

  • ой да да

    все так... полностью согласна с Вами, Аннушка

    жаль, что мыслей так не умею выражать.

    поэтому подписываюсь.

    давно не ходила в Музыкальный- и эти две постановки были как бальзам на душу.

    безумно рада и всей труппе, и Мартину Форсбергу, и Владимиру Варнаве.постановки разные по стилю, но обе харизматичны.

    спасибо

    Голосовать - 0 | 0 +
    Марина Галаничева
    5.10.2011 в 09:34
    • Good to see a tleant at work. I can\'t match that.

      Голосовать - 0 | 0 +
      Lynell
      19.10.2011 в 19:21
    • What's it take to boemce a sublime expounder of prose like yourself?

      Голосовать - 0 | 0 +
      Lidia
      21.10.2011 в 04:14
  • Все очень ясно описано. Жаль, не удалось попасть...

    Голосовать - 0 | 0 +
    Чентемиров
    5.10.2011 в 11:12
    • Posts like this britghen up my day. Thanks for taking the time.

      Голосовать - 0 | 0 +
      Lyzbeth
      21.10.2011 в 05:20
  • так 19-ого теперь, Георгий

    мне понра

    правда омрачило немного с букетом (old.old.rk.karelia.ru/201...olno/#comments)- а так все хорошо

    Голосовать - 0 | 0 +
    Марина Галаничева
    5.10.2011 в 11:46
  • Балет замечательный, труппа в очень хорошей форме, сценография Капелюша стильная, лакоинчая и прекрасная... В общем, волшебство театра состоялось, а вот по фотографиям об этом судить трудно. Не понятна политика театра относительно фотографов. Либо вообще запрещают снимать, либо только на поклонах, как в случае со Стравинским. А те снимки, которые из театра просачиваются в СМИ и социальные сети, сделаны мыльницей, желтые из-за неправильно выставленного баланса белого, иногда случайны. Потенциального зрителя такая картинка не увлечет. Хорошо еще, что Анна написала очень понятно о том, что происходит на сцене.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Юлия Утышева.
    5.10.2011 в 12:20
    • О да, Юлия, все верно. Это, кстати, не только в Музыкальном театре. Помню, экс-художественный руководитель Филармонии Виктор Горин требовал от операторов снимать с одной точки. А фотографам запрещал вставать с места (не в центре зала, разумеется, а так, с краешку, никому не мешая). Совок, что тут скажешь.

      Голосовать - 0 | 0 +
      Чентемиров
      5.10.2011 в 14:08
  • Да, про фотографии верно!

    Голосовать - 0 | 0 +
    Анна Гриневич
    5.10.2011 в 12:23
  • Как жаль, что я не могла этого увидеть

    Голосовать - 0 | 0 +
    Юлия
    5.10.2011 в 13:41
  • А никто не хочет поговорить отдельно о первом произведении? Например о том, что в звук был глуховат, что танцоры тянули то носок, то пятку. Что действие часто уходило за кулисы так, что боковым рядам плохо было видно...Меня вот в первой части не покидало ощущение «сырости». Или мне показалось? Ведь во втором отделении были те же танцовщики?

    Голосовать - 0 | 0 +
    Петр
    5.10.2011 в 13:44
    • я не хочу

      Голосовать - 0 | 0 +
      Марина Галаничева
      5.10.2011 в 14:15
    • Alright alright alright that's eaxctly what I needed!

      Голосовать - 0 | 0 +
      Ebony
      21.10.2011 в 05:56
  • Петр, тебе показалось.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Иван
    5.10.2011 в 14:29
  • Мне тоже страшно интересно узнать мнение об этих спектаклях людей, которые разбираются в балетном искусстве. Что звук глухой — не заметила. Действие, по-моему, было построено грамотно. Конечно, из ложи видно сцену не так хорошо, как из середины партера. Так это нормально же..)))

    Голосовать - 0 | 0 +
    Анна Гриневич
    5.10.2011 в 14:45
  • я восхищалась с середины партера

    когда я восхищаюсь- мне не до разбора полетов

    полет был очень хорош для меня

    Голосовать - 0 | 0 +
    Марина Галаничева
    5.10.2011 в 14:48
  • Аня так кайфово написала, обзавидовался, жалко, что не видел и свет хороший был .....)

    Голосовать - 0 | 0 +
    Михаил Никитин
    5.10.2011 в 15:20
  • 19-ого!

    Голосовать - 0 | 0 +
    театрал
    5.10.2011 в 15:45
    • уже не получится ((

      Голосовать - 0 | 0 +
      Михаил Никитин
      5.10.2011 в 16:26
  • Аня, действительно, все очень точно и искренне.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Анна Токарева
    5.10.2011 в 15:51
  • to Анна Гриневич: "Мне тоже страшно интересно узнать мнение об этих спектаклях людей, которые разбираются в балетном искусстве. " Мне тоже!!

    Голосовать - 0 | 0 +
    Петр
    5.10.2011 в 16:20
    • мне тоже- чисто интуитивно на эмоциях и харизме всей труппы и хореографов рада.

      то ребята труппа-ТРУДЯГИ- молодцы!!!! слаженный механизм постановки аж пробрал до мозга косте.

      поэтому мне тоже интересен кто то из знающих-разбирающихся

      Голосовать - 0 | 0 +
      Марина Галаничева
      5.10.2011 в 18:20
    • И мне! :-) А то донельзя странная беседа тут происходит...

      Голосовать - 0 | 0 +
      Смешна :-)
      6.10.2011 в 00:01
      • не нравится беседовать с нами-не беседуйте)))

        делов то

        Голосовать - 0 | 0 +
        Марина Галаничева
        6.10.2011 в 10:37
  • В Петрозаводске вообще нет театральной критики никакой никто не способен грамотно разобрать спектакль будь то балет или драма или мюзикл а театры от этого очень страдают начинают нравиться сами себе из Москвы и Питера критиков приглашать дорого

    Голосовать - 0 | 0 +
    Ирина
    5.10.2011 в 17:32
  • Петр и Ирина, вам нужен кто-то, кто решит за вас- хорошо это или плохо?

    Критика тоже не беспристрастна, любая премия — субъективна.

    Дайте труд своей душе, прислушайтесь к своим чувствам и сердцу!

    Ну разве Вы не читали в анонсе, что:- "Спектакль обращен к людям, способным воспринимать мыслящее искусство и понимающим, что происходит в нашей современной жизни. "

    Чтобы что-то понять в увиденном, нужен интеллектуальный труд. ТРУДИТЕСЬ!!!

    Голосовать - 0 | 0 +
    Иван
    5.10.2011 в 20:34
  • Понравились обе части, но по разному.

    После первой было общее ощущение легкости, подъема, карнавала.

    Вторая часть завораживает, гипнотизирует. Действие еще не закончилось, а уже знаешь, что обязательно придешь посмотреть еще раз.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Сергей
    5.10.2011 в 21:42
  • Мне кажется, что Анна очень хорошо все описала, пусть с точки зрения дилетанта, но она поняла суть театралльного действа! Молодец!

    Голосовать - 0 | 0 +
    Юлия Утышева
    7.10.2011 в 00:16
    • Юля, Анна Гриневич действительно все верно описала, но на счет дилетанта -явно перебор.

      Голосовать - 0 | 0 +
      Иван
      7.10.2011 в 18:26
      • Information is power and now I'm a !@#$ing dcitoatr.

        Голосовать - 0 | 0 +
        Makaela
        21.10.2011 в 03:31
  • Хе-хе, тут мнение самой авторицы, что она не сильна в балете, ноя согласна, что на самом деле Анна все прекрасно поняла! Молодец! Что касается ощущений от двух одноактоовых балетов. Володя Варнава молодец! Это его первая серьезная работа в качестве балетмейтсера. И она удалась! Выдержана в жанре комеди дель арте. Много пркрасных визуальных сцен, которые просто хочется снимать!

    Я, кстати, тоже дилетант, просто люблю балет! Весна священная тоже прекрасна по-своему, мне тут сложно судить, потому чтовидале балет Пины Бауш. Перенос очень глубокой философской вещи о жертвоприношении в эстетику офиса, мне кажется, несколько принижает суть произведения Стравинского, но в зависимости от подготовки зрителя, могут возникнуть ассоциации с государственной машиной, ломающей судьбы людей, и это мощно! В общем понравились оба балета!

    Голосовать - 0 | 0 +
    Юлия Утышева
    7.10.2011 в 22:03
  • Для Петрозаводска очень сильная работа! Поэтому пожелание театру — дайте возможность фотографам снимать спектакли! У вас будет много прекрасных снимков!

    Голосовать - 0 | 0 +
    Юлия Утышева
    7.10.2011 в 22:08
    • и еще давайте возможность восхищаться вами- дарить букеты

      ))))

      Голосовать - 0 | 0 +
      Марина Галаничева
      9.10.2011 в 23:38
  • Аня, какой необыкновенный стиль, кажется, что между строк звучит вальс. Завидую!

    Голосовать - 0 | 0 +
    Лариса Красавцева
    9.10.2011 в 02:12

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие