Интернет-журнал Республика Карелия

Быть счастливым – вредно

Голосовать -6 | +44 +
Быть счастливым – вредно

Наталья Егорова двойственна. В рабочее время она одна из лучших графических дизайнеров Петрозаводска. В офисе рассуждает очень трезво и здраво, и любой ее креатив наполнен внятным смыслом.
Но спроси ее, что она будет делать после работы или на выходных…  И тут будьте готовы услышать совершенно дикие вещи. Этим летом она красила траву в зеленый цвет и снимала это на видео. До этого отправляла письма на адрес давно умершего человека и ждала ответа. 

Впрочем, если кому-то это и кажется сумасшествием, то точно не профессиональным искусствоведам и владельцам выставочных галерей. Как художник Наташа выставляет свои работы и в Петрозаводске, и в Москве, и за рубежом. 

— Красить траву в зеленый цвет. А до этого — вырезать из пенополистирола гигантские «блинчики». Что это?

— Это две работы на одну тему – «Псевдоморфозы» (та, что с «блинчиками») и «Псевдоморфозы-2» (та, что с травой).

— Уже начиная с названия ничего не понятно. 

— Псевдоморфоза – это когда внешняя форма не соответствует внутреннему содержанию. В природе такое бывает, например, с минералами. Мумии людей или животных, консервы, что мы едим, – это тоже варианты псевдоморфозы. Есть обычное течение жизни, когда плод растет, созревает, затем его съедают или он становится переспелым и, в конце концов, гниет. Но можно нажать на кнопку save и законсервировать его в каком-то моменте времени. Консервы – это, с одной стороны, смерть овощей, потому что изменяются их свойства  и внутреннее содержание. Но, с другой стороны, в наследство от свежего овоща достается внешняя форма – в противном случае плод попросту сгнил бы, ничего от себя не оставив. Внешность передается от одного предмета к другому, как эстафетная палочка! Это разрушает привычную для понимания пару «форма — содержание». Меня это взволновало, и я начала работу, стала искать визуальное воплощение этой идеи. Тогда меня и привлек феномен «блинчиков», которые мы пускаем камнями по воде.

— Да, я помню, ты училась пускать «блинчики» и хотела как-то законсервировать этот момент — и воду, и «блинчики», то, что через секунду исчезает. Мне казалось, это нереально.

— Я искала то, что поможет передать форму, наполняясь другим содержанием. В этом суть псевдоморфозы.

Ученые с уверенностью говорят, что при определенных условиях песок ведет себя как ультрахолодная жидкость. С другой стороны, песок и вода — две противоположности. Этот контраст мне и был нужен. Я сделала инсталляцию с 1,5 тонны песка в большой стеклянной ванне. Вместе с математиками рассчитывала, какого диаметра и какой глубины должны быть следы от «блинчиков», вырезала форму этих «блинчиков» из пенополистирола.
По содержанию  – песок, а по форме — срез поверхности воды, запечатленной в момент реальной игры в «блинчики». Песок, ведущий себя как вода. Один мой друг сказал, что в этом есть что-то эротичное — одна форма, разное наполнение.

— А крашеная трава?

— А трава – продолжение темы, только уже применительно не к жизни, а к искусству. Псевдоморфоза – это сбой в природе, а искусство по сути – такой же сбой. Художники — больные люди, мы никак не укладываемся в социальную систему. Нам в ней тесно, ей с нами неудобно. Зачем творческие люди нужны вообще? На это можно ответить вопросом: а что бы мы тогда знали о самих себе, если бы не было искусства? Материя вся давно сгнила. Мысль — тем более, она улетучивается сразу. На века остается только то, с чем играет человек – в виде музыки, текстов, визуального искусства. Понять, чем жили люди в древности, можно только по результатам их игры, обычно хранящимся в музее. Искусство — это и есть игра, псевдоморфоза.

— А к траве-то это какое отношение имеет?

— Красить зеленую траву в зеленый цвет – что это, как не игра? Но именно эта игра и позволяет сохранить траву зеленой навсегда, сама по себе она бы просто засохла.

— Вот когда ты все подробно разжуешь, сразу все твои проекты кажутся очень осмысленными. Но без объяснительной записки ничего не поймешь.

— Потому что многие по-прежнему считают, что визуальный ряд отдельно, текст — отдельно. А в современном искусстве  текст – не пояснение, он взаимодействует с визуальной частью, причем на равных. Я не отделяю одно от другого. Хотя многие возмущаются: «Что это за искусство, если сначала я должен прочитать концепцию?».

— Тем не менее никто – ни простые ценители, ни профессиональные искусствоведы — не перестали восхищаться картинами мастеров того же Ренессанса. Вы же, современные художники, отрицаете старые формы так, словно они никому не нужны. 

— Я не отрицаю старые формы. Но я считаю, что искусство не может быть только традиционным. Мир – большая биосистема, которая постоянно эволюционирует. А художник, что, должен быть одноклеточным организмом, сохранившимся с древних времен без изменений? Не может быть так, что мир — сам по себе, а искусство — само по себе.
Что стало с живописью, когда изобрели фотоаппарат? Исчезла одна из основных ее функций – запечатлевать текущий момент. И спустя какое-то время и началась новая веха в искусстве, когда художники старались отразить не внешнее, а внутреннее состояние.

Что происходит сейчас? Современные технологии переворачивают нашу жизнь, стираются границы между наукой и повседневной жизнью, наукой и искусством. Если изобретаются 3D-принтеры, которые печатают внутренние органы человека, то как художник – по сути, новатор – может не пользоваться новыми возможностями? Мы же не под колпаком живем.

— А когда московская арт-группа «Война», например, рисует на Литейном мосту в Питере фаллос, который встает во время разводки моста, – в чем тут новаторство и искусство? По-моему, это прикол, по мнению людей постарше – хулиганство. Но искусство? В чем отличие этой акции от трех букв, написанных на заборе? 

— Искусство – это высказывание в той или иной форме. Но не просто высказывание, а в единственно возможной точке пространства. Они сделали это не на первом попавшемся мосту, а на определенном (этот мост видно из окон питерского ФСБ – прим. авт.). И они стали предвестниками политических ситуаций, которые сейчас развиваются в России. Потому что художник – он как металлоискатель, ивовый прут.  Художники — тонко чувствующие существа, они отображают некие процессы в обществе, которые пока еще не видны всем, но скоро станут очевидными.

— Наверное, надо быть очень тонко чувствующим человеком, чтобы, как Марсель Дюшан, увидеть предмет искусства в унитазе.

— Это была поворотная точка в искусстве. Дюшан перенес писсуар из туалетной комнаты в выставочное пространство. И стало понятно, что предметом искусства может стать любой предмет – важно лишь поместить его в нужный контекст.

— Тогда давай возьмем одну из твоих арт-акций, которая меня тоже поразила, – ты отправляла письма Юнгу. Давно умершему знаменитому психиатру. Что это было, в какой такой «нужный контекст» ты поместила это более чем странное, на мой взгляд, действо?

— Чем прекрасна жизнь, так это тем, что многое в ней решает случайность — случайная встреча, случайная фраза. Для своей персональной выставки в Москве я готовила видеоработы и крупноформатные рисунки, выполненные в технике автоматического письма. Автоматическое письмо – это такое нефильтрованное высказывание, когда ты пишешь, не задумываясь о том, что именно пишешь.

Кто-то спросил у меня: «А что ты будешь делать с этими рисунками после выставки?».  И тогда я задумалась: действительно, что мне с ними делать? Кому я пишу? И буду ли писать дальше?

Эти рисунки, как любое автоматическое письмо, были письмами подсознания. Я сама не могу их осмыслить и объяснить своим зрителям. А кто мог бы лучше всех рассказать о подсознании и его посылах? Карл Густав Юнг. Поэтому я и решила отправить эти письма ему. Нашла адрес его последнего проживания и отправила в Швейцарию 2 бандероли.

Мне пришло любезный ответ из Фонда Юнга: «Как нам распорядиться тем, что вы прислали? Мы открыли вашу посылку, но не смогли прочитать». Конечно, не смогли, они ведь – не Юнг.

— А ты думаешь, Юнг смог бы?

— Ну, он же «читал» Пикассо. А я опоздала. Поэтому мои попытки прочитать сигналы подсознания не удались. Но точку для себя я поставила – а ограничься я лишь рамками выставочного пространства, мне бы ее не хватало.

— С тобой иногда пообщаешься – как на другой планете побываешь.  А простые девичьи радости тебе доступны? Влюбиться, например?

— Когда влюбляешься – это сильно мешает работе. Влюбившись, погружаешься в мир другого  человека: какую музыку он слушает, что читает и т.д. И уже не можешь адекватно отображать свой внутренний мир. Поэтому иногда я пресекаю это чувство, художнику вредно быть счастливым.

— По-моему, ты единственный знакомый мне человек, кто считает, что счастье вредно…

— Просто дело в том, что не быть художником я не могу. А не быть счастливой – могу.

 

  • А как же насчет того, что любовь является катализатором творчества и знаменитое выражение «только влюбленный имеет право на звание человека» (или как-то так)? Рационализм современников местами просто зашкаливает, по-моему... где возьмете эврику для творчества?

    Голосовать - 0 | 0 +
    Хмм
    1.11.2012 в 19:28
  • И насчет природы не надо — в ней все органично, даже если так не кажется...это все человеческие прибамбаски, маленький он еще, человечек, все ему познавать надо, да вот не познает никак)

    Голосовать - 0 | 0 +
    Хмм
    1.11.2012 в 19:31
  • Интересный человек. Неоформленный только. Ещё один представитель Homo ludens, но под сильным прессом собственного ratio. Зачем же придумывать объекты играющему собой? Юнг... Написала — и всё. Как предмет искусства, это уже состоялось. А «Юнг» — это маркетинг и промоушен, эгоморфоза на потребу Зрителю... Как только это перестанет пользоваться спросом, так и закончится болезненное состояние, здоровенькие пойдём на кухню. Макароны продувать — тоже вполне себе акция. Не хуже покраски травы.

    Голосовать - -1 | +6 +
    Андрей Тюков
    1.11.2012 в 19:49
  • «здоровенькими на кухню», хааа, ну вы может и пойдете. А этот «неоформленный человек» однажды до того заработался в мастерской, что ее оттуда увезли на скорой. Не может остановиться, до того ей нравятся ее «игры». И то, что она говорит, что «может не быть счастливой» — по-моему, лукавство. Просто счастье для нее не в макаронах для любимого, вот и все.

    Голосовать - -1 | +3 +
    Мимо проходил
    1.11.2012 в 20:59
    • 2 Мимо проходил.

      Как я убеждаюсь у же не в первый раз, тут все друг друга знают. Ну, меня-то вы не знаете, поэтому — придётся поверить мне на слово. За свою жизнь я встречал таких людей, и красящих траву, и манипулирующих своим двойником, обычно в сторону деформации последнего, — ну, например, свои фото разрывать, это визульный двойник, или писать Юнгу, это уже Двойник с большой буквы. Ничего страшного в этом обычно нет, а в нежном подростковом возрасте почти все через эти игры прошли, так или иначе. Но дело в том, что если игра не заканчивается и в достаточно взрослом возрасте, то финалов может быть два. Если всё действительно всерьёз — «скорая помощь». Если просто игра — макароны... А третьего не дано. Увы...

      Голосовать - -1 | +8 +
      Андрей Тюков
      1.11.2012 в 21:24
      • ВизуАльный двойник. Опечатка.

        Голосовать - 0 | +2 +
        Андрей Тюков
        1.11.2012 в 21:25
      • Наталье надо было не Юнгу, а вам, Андрей Тюков, писать)) вы намного больше любого психоанатлитика знаете о жизни и о том, что всех нас ждет. и как это на этом сайте до сих пор «Персону» с вами не сделали? было бы интересно посмотреть-почитать)

        Голосовать - -1 | +5 +
        Мария Кузнецова
        1.11.2012 в 22:42
        • 2 Мария Кузнецова.

          «Астрам плевать на астрологию». В оригинале: «The stars are indifferent to astrology». Мой вариант, как всегда, звучит двусмысленно и свежо...

          Мария, мне понравилась Ваша работа, хотя с героиней я уже встречался (заочно), но ряд моментов стал открытием и для меня, несмотря на все мои «знания». Здесь дело не совсем в «знаниях», а просто — «рыбак рыбака видит издалека», если Вы понимаете, что я имею... то и я, в свою очередь, пойму Вашеимение.

          Голосовать - 0 | +1 +
          Андрей Тюков
          2.11.2012 в 14:04
          • всегда интересно читать ваши комментарии здесь, думаю, вы уже акой же полноценный автор Республики, как и заялвенные блоггеры))

            спасибо за оценку моей работы, но я думаю, если получилось интересно, то благодаря Наташе, а не мне.

            Голосовать - 0 | 0 +
            Мария Кузнецова
            2.11.2012 в 14:15
  • Классное интервью, простое и доступное, но новое и такое игровое, вроде обо всех этих непонятных вещах от современного искусства, но под простачка очень хорошо и просветительски подано. Маша, ты молодец. А про героиню было интересно узнать подробней. Видела только ее первую или одну из первых выставок «Сфумато» — уже тогда она обратила на себя внимание. Приятно знать, что так мощно развилась и глубоко зашла.

    Голосовать - -1 | +5 +
    Ермолина
    1.11.2012 в 23:41
    • спасибо, Наташа (которая Ермолина)!

      А Наташка (которая Егорова) — вообще талантище, умница и трудяга, у нее скоро новая выставка в Москве. Она уже давно не петрозаводского уровня художник — в Птз ее держит то, что здесь она может заниматься тем, что ей нравится, не оглядываясь на коммерческий успех проекта. В столице так не получится.

      Голосовать - 0 | +4 +
      Мария Кузнецова
      2.11.2012 в 01:13
  • Фантастика фотографии!!! Тоже на выставку!

    Голосовать - 0 | +2 +
    НН
    2.11.2012 в 00:51
  • Работа Натальи Егоровой стала одним из самых заметных произведений на недавно открывшейся в Москве выставке современного искусства «Тень времени» 

    www.kommersant.ru/doc/2072180

    izvestia.ru/news/540041

    www.zagolovki.ru/article/22Nov2012/isvo

    Голосовать - 0 | 0 +
    Мария Юфа
    25.11.2012 в 15:44

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие