Интернет-журнал Республика Карелия

Четыре человека в мире

Наталья Шилова 14 сентября 2012
Голосовать -3 | +55 +
Четыре человека в мире

Если у тебя нет книги, какой же ты поэт? Чем больше печатают, тем громче имя. Чем громче имя, тем лучше поэт. Журналист «Республики» читает стихи поэта, у которого не вышло ни одной книги.

 

Цветут рябины, и сирени

Невзрачные благоухают;

Суля инсульты и мигрени,

Дурное солнце полыхает.

 

И зонтики каких-то пряных

Цветов каких-то безымянных

Себя возносят над травою,

От духоты полуживою.

 

Над этой красотою тленной,

Над этой жизнью неудачной

Летит пустой, полупрозрачный

Пакет из полиэтилена.

 

Слава Интернету, в Сети появился сайт со стихами петрозаводчанки Лидии Корниловой.

Никак не думала, что буду писать об этом. Несколько лет назад я вообще не думала, что буду когда-нибудь писать о стихах. Это было время, когда на каких-то дебатах Дмитрий Кузьмин ли, или ещё кто-то из представителей поэтического бомонда на вопрос, почему упал интерес к поэзии, ответил вроде бы очень разумно. Было сказано, что хороших стихов стало слишком много. Гениальных больше не стало, а хороших стало очень много. Так много, что все уже устали их читать. Сказано это было лет десять назад. А сейчас, наверное, что-то изменилось. А может быть, хорошего вообще много не бывает.

В действительности есть сто причин, по которым я этого могла и не писать. Например, Лидия Корнилова поэт совершенно не моего поколения. Моего поколения её дети, а с поэтом у нас солидная временная дистанция. Это, впрочем, только де-юре, голая цифирь. Де-факто перед нами поэт с таким тотальным приятием мира и людей в нём, которое с ходу разрушает любые поколенческие границы:

 

В наушниках черных ребята

В троллейбусе едут куда-то,

В ушах у ребят провода,

Их музыка с ними всегда.

 

Блаженны заткнувшие уши

От наших безумных речей,

Блаженны замкнувшие души

Хотя бы на пару ключей!

 

С другой стороны,  эти классические хореи и ямбы, эти точные рифмы...  Я не против ямбов, отнюдь. Просто так уж сложилось, что в современной, живой поэзии реагирую на иные, более замысловатые орнаменты. А тут покой, природа, ямбы...

 

И воздух нынче не такой,

И тишина иного рода,

Чем летом, — потому природа

Готовится вкусить покой...

 

«Такой Тютчев, этого только не хватало», — думаешь и готовишься уже закрыть страницу, как «Тютчев» вдруг забредёт в какой-нибудь ночной ларёк на остановке, и понимаешь, что это какая-то уже совсем другая история:

 

Изнемогая от рыданий,

О чем ты воешь, ветр ночной,

Когда звездой суицидальной

Ларек сияет мелочной?

 

И эта другая история полна роскошной меланхолии. Стихи Лидии Корниловой большей частью грустные, а в лучших местах – трагичные. Трагичные – потому что умные и потому что почти все о смерти, даже в тех случаях, когда слово не названо.

 Эти стихи такие умные, что сами о себе всё хорошо знают.

Только подумаешь, что много в них знакомого, вроде уже бывшего, и вдруг заметишь, как часто автор начинает со слова «опять»: «Опять колотят по коврам...», «Опять не выдали зарплату...». Да – было, да – кругом нас вторичность, банальность. И это не жизнь и смерть на романтических котурнах уникальности. Это жизнь и смерть, которые смотрят на нас сквозь мутное стекло повседневности, сквозь окно троллейбуса («Мои троллейбусные сёстры...»), видят нас в суете мини-рынков, в провинциальных дворах под стук выбиваемых ковров, среди груд мусора и тряпья в секонд-хенде:

 

Так или иначе,

Жизнь твоя прошла.

Вот твоя удача —

Куча барахла.

 

Вот твоя награда —

Мусора мешок,

Тлена и распада

Сладкий запашок.

 

Эта меланхолия сладострастна, но она спасает от грошовой сентиментальности самосожалений. Стихи Лидии Корниловой не жалоба, они сам стоицизм. И сколь бы мрак ни теснил, есть против него рецепт — слова. Не просто слова, конечно, а лучшие слова в лучшем порядке. Так Сэмюэль Кольридж, ещё один меланхолик, определил когда-то поэзию.

И ещё ирония. Ирония – проверенное средство против навязчивого «пластмассового мира» (если вспомнить выражение меланхолика же Егора Летова).

 

Душа оживает, земля расцветает,

Бессмертная муха по дому летает,

Убьешь — а она возродится,

Летает и всюду садится.

История в стиле Хичкока…

Зато не совсем одиноко.

 

У поэта Лидии Корниловой нет книг. Несколько лет назад должна была выйти одна, но почему-то не вышла. Такой хороший и такой тайный поэт.

 

Меня ли боги не взыскали?

Четыре человека в мире

Моей негромозвучной лире

Внимали и рукоплескали.

 

Четыре человека в мире —

Четыре сердца неизменных,

Четыре маленьких Вселенных,

Всего четыре.

 

Фото из архива Лидии Корниловой

  • Очень хорошие стихи. Это — поэзия. Без пафоса и нравоучений, без желания поразить. То, что больше всего мне нравится — сказанное вполголоса, словно бы себе. Как у Ходасевича: "...Бог знает, что себе бормочешь, Ища пенсне или ключи... " Но это «подслушанное» не отпускает долго тебя. Автору — всего наиулучшего.

    Вот еще замечательное стихотворение Лидии:

    Я плохо жила — бестолково,

    Не зная пути своего,

    Считая, что главное — Слово,

    И веруя только в него.

    ………..

    ………..

    И пусть не меня увенчали,

    Но дело совсем не в венце,

    А в Слове, что было в начале,

    И в Слове, что будет в конце.

    Голосовать - 0 | +12 +
    Дмитрий Вересов
    14.9.2012 в 09:16
    • Мне тоже понравилось. Чувствуется ДУША!

      Голосовать - 0 | +10 +
      Николай Абрамов
      14.9.2012 в 10:11
  • Швабра наперевес —

    Я выхожу на бой

    То ли с моей судьбой,

    То ли с самой собой.

    Знаю — не победю

    (Или не побежу),

    Но все равно выхожу,

    Швабру в руках держу.

    Слушая меня, судьба!

    Пусть моя плоть слаба,

    Я не боюсь тебя!

    Я не боюсь тебя!

    Голосовать - -1 | +13 +
  • Куда, старушечка джинсовая,

    Идешь-бредешь, впадая в детство?

    Кому на сей раз адресовано

    Твое наивное кокетство?

    Пора обзаводиться ступою,

    И отдышаться, и уняться…

    А мысли-то какие глупые

    Под бедной челкою теснятся!

    А мысли-то какие глупые

    И совершенно неуместные…

    А камни-то — какие крупные,

    А туфли-то — какие тесные…

    Голосовать - 0 | +10 +
    Наталья Шилова
    14.9.2012 в 11:09
  • да!

    Голосовать - 0 | +5 +
    КК
    14.9.2012 в 12:32
  • Cтихи Лидии Корниловой, на мой взгляд, являют пример счастливого бракосочетания мысли (опыта) и чувства, они прожиты и сердцем, и умом, и очень просто, на первый взгляд, непритязательно, облечёны в рифму и размер. Редкий случай (и в «Абзаце»), когда поэт не старается подняться на цыпочки, чтобы показаться выше. Благодарю автора заметки за интеллигентно выполненное знакомство с хорошим поэтом. Лидии Корниловой я желаю новых счастливых Слов.

    Голосовать - -1 | +6 +
    Андрей Тюков
    14.9.2012 в 13:56
    • Облечены, прошу прощения.

      Голосовать - -1 | +1 +
      Андрей Тюков
      14.9.2012 в 13:58
  • Мне стихи очень понравились. Хотелось бы знать побольше об авторе.

    Голосовать - 0 | +5 +
    Раиса Мустонен
    17.9.2012 в 15:37
    • Я немногое знаю о жизни автора этих стихов и вовсе пока не знаю, в какие подробности автор хотела бы посвятить своих читателей. Попрошу Лидию Корнилову об интервью, и если она согласится, тема будет продолжена. Спасибо за отклики!

      Голосовать - 0 | +5 +
      Наталья Шилова
      18.9.2012 в 20:39
  • Лидия Корнилова умерла 3 октября. К сожалению, я ни о чём не успела её расспросить.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Наталья Шилова
    6.10.2012 в 21:20

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие