Интернет-журнал Республика Карелия

«Чихачёвка» — нет, не слышал?

Анна Левашова 19 февраля 2013
Голосовать -9 | +14 +
«Чихачёвка» — нет, не слышал?

Что такое мюзикл в России? Желание соответствовать западной моде и упорные попытки достичь недостижимых для наших артистов и режиссёров результатов? Что такое современный театр и нужны ли зрителю эти бесконечные эксперименты самоутверждающихся (до последнего волоса на голове) режиссёров? Почему некоторые столичные артисты уверены в том, что провинция – это, как правило, тёмные и ни в чём не разбирающиеся простаки, которым можно скормить любой продукт своей творческой деятельности? Журналист «Республики» резюмирует гастроли Московского государственного музыкального театра Чихачёва в Петрозаводске.  

Итак, в феврале Петрозаводск атаковал Музыкальный театр под управлением Геннадия Чихачева. Не слышали о таком? Обратимся к официальному сайту театра:

 «Неисчерпаемый кладезь творческой энергии представляет собой Музыкальный театр под руководством главного мечтателя, фантазёра и сказочника Геннадия Чихачёва. Созданный им в 1987 г. Театр-студия сразу обратил на себя внимание смелыми, неожиданными названиями: «Интердевочка» — шоу-спектакль, вскоре ставший бестселлером, водевиль «Так любят только гусары!..», до сих пор занимающий почётное место в репертуаре Театра, а также наивными, добрыми сказками, написанными самим Чихачёвым: «Злой умысел Бабы-Яги», «Козни Кощея Бессмертного», «Незнайка в Стране Колючек» и мн. др. Театр объездил с гастролями весь бывший Советский Союз — от Бреста до Петропавловска-Камчатского, от Риги до Алма-Аты, покорив великое множество театральных сердец искренностью, молодостью, оптимизмом».

«В крепких руках художественного руководителя и режиссёра заслуженного деятеля искусств России, заслуженного артиста России, профессора Геннадия Чихачёва Театр уверенно растёт и развивается. В 1994 г. Театр стал государственным. Появление своего оркестра сделало возможным воплощение ещё одной мечты – о театре музыкальном. Вот где талант режиссёра и его помощников заиграл на все лады». 

Ну вот как-то так. Просто становится стыдно, что мы не знали такой прославленный театр.

Спектакль «Астрономия любви»

Спектакль «Астрономия любви»

Во время гастролей в Петрозаводске театр действительно показал много спектаклей для детей, а закончить турне артисты решили двумя спектаклями для взрослого зрителя — мюзиклами петербургского композитора Марка Самойлова «Астрономия любви» и «Анна Каренина». Вообще, когда рядом с названием постановки «Анна Каренина» я читаю название жанра «мюзикл», у меня возникают амбивалентные чувства: где Каренина и где музыкальная комедия? Впрочем, взгляды современных режиссёров могут быть глубоко индивидуальными: для кого-то «Анна Каренина» – вовсе даже и не драма, а проблема избалованной богатой крали, высосанная из пальца. Вспомните хотя бы нашу местную «Золушку» в портупее лётчицы или «Кармен» в обличье дешевой девки с обочины Тверской улицы. Поэтому не будем копать глубоко в драматургию, а вернёмся к жанру — к мюзиклу.

 Спектакль «Анна Каренина»

Спектакль «Анна Каренина»

Тут мнения публики, безусловно, могут быть разными. Я, например, склоняюсь к тому, что сделать на «отлично» что-то, к чему ты не приучен с детства, чего генетически нет у тебя в крови, практически невозможно. Точно так, как невозможно жителя карельского села, в списке гастрономических пристрастий которого картошка, рыба и грибы-ягоды, заставить полюбить и (о,чудо!) правильно готовить тайских гусениц и жуков. Вот и с мюзиклами происходит то же самое. В 90-е годы ХХ века они почему-то начали приобретать завидную популярность в нашей стране. И режиссёры, и актёры кинулись почём зря залихватски размахивать руками и ногами, при этом пытаться петь якобы в неакадемической манере.

Мы не из тундры, поэтому такое низкопробное искусство вряд ли прокатит у нашего требовательного зрителя.

Те, кто пришёл послушать «Анну Каренину», удивились не меньше моего такому легкомысленному опереточному видению драмы дедушки Толстого. Зато тех, кто уходил после просмотра «Астрономии любви», не покидало ощущение, что они благодаря машине времени попали в послевоенный СССР: такая наивная режиссура, такие незатейливые тексты. Кстати, пьеса Михаила Себастьяна «Безымянная звезда» — та самая, по которой Михаилом Козаковым в 1978 году был снят одноименный художественный фильм с Игорем Костолевским и Анастасией Вертинской в главных ролях.

 Кстати, пьеса Михаила Себастьяна «Безымянная звезда» - та самая, по которой Михаилом Козаковым в 1978 году был снят одноименный художественный фильм, с Игорем Костолевским и Анастасией Вертинской в главных ролях. Кадр из фильма «Безымянная звезда». Фото ruskino.ru

Кстати, пьеса Михаила Себастьяна «Безымянная звезда» - та самая, по которой Михаилом Козаковым в 1978 году был снят одноименный художественный фильм, с Игорем Костолевским и Анастасией Вертинской в главных ролях. Кадр из фильма «Безымянная звезда». Фото ruskino.ru

В программке к спектаклю было написано следующее: «Режиссёр Геннадий Чихачёв прочёл это либретто, как всегда, со свойственным ему углублением в материал, в суть самого произведения. [ ]Режиссёр вводит галерею литературных персонажей классической драмы, чтобы…А вот для чего режиссёр создаёт свой особый театр – интеллектуальный и яркий – каждый зритель ответит по-своему». Мы тоже искали ответ на предложенный сюжетный поворот. Так называемая галерея литературных персонажей — это безо всяких на то повода и причины возникавшие из-за кулис парочки Ромео+Джульетта, Отелло+Дездемона и Эсмеральда+Квазимодо. Если нужна была хоровая массовка, можно было бы народ за кулисами поставить, пусть бы себе пели. Но зачем эти граждане на сцене? Тем более что к истинной любовной истории «Безымянной звезды» их собственные перипетии можно только за уши притянуть. В итоге весь пафос любви главных героев спектакля разбивался об угловатые старческие коленки седовласого, с рыжей паутиной на кончиках волос (от хны, видать), кого бы вы думали?  Отелло!

А вокал? Вот тут должны нецензурно ругаться музыканты, поющие в театрах. Две солистки театра (заслуженные артистки России, на минуточку) выдавали настолько невообразимые звуки, что я усомнилась в том, что нахожусь на спектакле музыкального театра. То и дело оперные колоратуры и вибрато срывались на скрипящий говор и обратно. Нет уж, любушки, вы либо пойте, либо декламируйте, а то возникающий внутренний дисбаланс начинающего зевать зрителя то и дело мог превратить конец его прерванного сна в страшную сказку. Хорош собой и уместен в жанре мюзикла был только Константин Скрипалёв, исполнявший главную роль, видать, он, в силу более молодого возраста, уже чувствует разницу между оперой и мюзиклом.

Константин Скрипалев

Константин Скрипалев

Ещё одна беда – звук. Кто-то может ругать звёзд российской эстрады за пафос и миллионные гонорары, но эти гонорары помогают тем самым звёздам покупать профессиональную аппаратуру, вылетающие из которой звуки не заставляют слушателя морщиться и вдавливать голову в плечи. На беду Театра Чихачёва, на детских спектаклях, видимо, так и не смог достаточно заработать, чтобы приобрести профессиональную сценическую акустическую систему, чтобы привозить её с собой в каждый город гастрольного графика, поэтому с первых звуков «Астрологии любви» публика в зале переместилась из мягких театральных кресел в неуютную пустоту огромной железной бочки.

Звук в мюзикле должен быть высококлассным, а не опереточным.

Звук в мюзикле должен быть высококлассным, а не опереточным.

Ну, и о выборе городов, в которые артисты планируют ехать с гастролями. Обидно до слёз, но откуда это пренебрежение провинциальной публикой? Петрозаводск – город, который к Москве и Санкт-Петербургу расположен чуть ли не в шаговой доступности. Мы живём на границе с Западной Европой. Все эти заезжие музыкальные театры в курсе, что в Петрозаводске находится собственная консерватория, одна из одиннадцати, существующих на всей территории России? У нас свои сильные театральные труппы и коллективы. Нам тоже есть чем гордиться. Мы не из тундры, поэтому такое низкопробное искусство вряд ли прокатит у нашего требовательного зрителя.

А что касается мюзикла, то, прежде чем заниматься его постановкой, нашим режиссерам не мешало бы почитать кое-что из истории этого жанра – самого дорогостоящего и зрелищного из всех существующих театрализованных постановок. Дешевые декорации, сомнительный грим (повторюсь о седеющем Отелло) выглядят убого и уныло.

Знаменитый бродвейский мюзикл «Кошки». Красиво. Дорого. Доходно. Фото: musicalcats.net

Знаменитый бродвейский мюзикл «Кошки». Красиво. Дорого. Доходно. Фото: musicalcats.net

P.S.: по возвращении домой был в срочном порядке просмотрен к/ф «Безымянная звезда» (1978г, режиссёр Михаил Козаков). И на душе сразу стало хо-ро-шо! На следующий день выяснилось, что я была в этом не одинока.

 

Справка «Республики»:

Мю́зикл (англ. Musical) (иногда называется музыкальной комедией) - музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография.

Сюжеты часто берутся из известных литературных произведений, из мировой драматургии («Моя прекрасная леди» по Бернарду Шоу, «Целуй меня, Кэт!» по Шекспиру, «Человек из Ламанчи» по Сервантесу, «Оливер!» и «Ночь открытых дверей» по Диккенсу).

Большое влияние на мюзикл оказали многие жанры: оперетта, комическая опера, водевиль, бурлеск. Как отдельный жанр театрального искусства долгое время не признавался.

Мюзикл – это жанр, как правило, сложный в постановочном отношении и потому дорогой. Многие бродвейские мюзиклы славятся своими спецэффектами, что возможно только в условиях стационарного мюзикла, где спектакли идут ежедневно в течение многих лет, пока они пользуются успехом у публики.

Мюзикл – это один из наиболее коммерческих жанров театра. Это обусловлено его зрелищностью, разнообразием тем для постановки, неограниченностью в выборе средств выражения для актеров.

Фото: teatr-chikhachev.ru,  goodfon.ru

  • Очень слабый текст для человека, позиционирующего себя как журналиста. Очень поверхностно и неинтересно

    Голосовать - -6 | +13 +
    катерина
    19.2.2013 в 11:32
    • Катерину в журналисты не берут. «А я еще она прыщи на жопе салициловой мазью мажет» (с)

      Голосовать - -6 | +8 +
      и.с.
      19.2.2013 в 13:01
      • поясните, пожалуйста, кто прыщи на жопе мажет — Вы или она?

        Голосовать - -2 | +4 +
        зритель
        19.2.2013 в 14:52
    • Да. И очень эмоционально-плоский.

      Вот так, думаю, лучше: pavelrudnev.livejournal.com/1350758.html

      )))

      Голосовать - 0 | +1 +
      Дмитрий
      24.2.2013 в 15:24
  • Катерина. чем вам текст не понравился? Вы на этом спектакле были ? Я была — и подпишусь под каждым словом. Ну нельзя такие спектакли возить в наш культурный город. С удовольствием хожу в наш Музыкальный театр, раньше не пропускала ни одной премьеры в ТМ. Но не так часто наши театры радуют премьерами. Захотелось новых впечатлений. Сходила на «Чихачевку»..... Лучше бы дома осталась.

    Голосовать - -5 | +6 +
    Наталья
    19.2.2013 в 12:49
  • Если концерт Димы Билана, с точки зрения автора -выдающееся культурное событие, то этот театр надо было закидать помидорами, раз все так уж плохо... Удивительно только, за счет чего этот театр вообще существует, на что, если там ТАКИЕ бездарности?

    Голосовать - -5 | +5 +
    МММ
    19.2.2013 в 13:44
    • МММ, концерт Билана — это качественный живой звук и мало-мало раздражающих моментов, а не «выдающееся культурное событие». А выступление обсуждаемого театра — тихий ужас. Вы бывали в «Большом»? Вы слышали Галину Вишневскую? Вы хоть нашу Нину Болдыреву в петрозаводской оперетте слышали когда-нибудь? Я — да. Поэтому могу себе позволить некоторые сравнения. Я сужу лишь о качестве мероприятия. Было бы оно благотворительным — ни слова бы не сказала. Но ведь Театр продавал билеты за деньги. Что касается «Чихачёвки» и способа их выживания, то они ставят замечательные детские спектакли, на которые родители с радостью ведут своих детей. Вот пусть детскими сказками и занимаются. В этом материале обсуждалась проблема невозможности за малые средства поставить мюзикл, если уж так.

      Голосовать - -3 | +9 +
      Анна Левашова
      19.2.2013 в 14:55
      • «Вот пусть детскими сказками и занимаются». Не согласна! Получается, что дети пускай дерьмо лопатой огребают от этого театра, а взрослых надо пощадить, только потому что они понимают, какой спектакль хороший, а какой плохой. Так что ли?!

        Голосовать - -5 | +5 +
        Lalka
        19.2.2013 в 21:50
        • Лайка, конечно, нет. Дети не глупы и для них надо стараться с ещё бОльшей силой. Вопрос в том, что труппе, специализирующейся на детских спектаклях, не удаётся переключиться на взрослую аудиторию. Добавили бы во взрослый спектакль парочку фей с перламутровыми крыльями и назвали спектакль детским — вот это я понимаю. А мы, взрослые люди, чувствовали себя умственно отсталыми, пытаясь всей душой принять и понять смысл и качество происходящего на сцене. Заметьте, мы шли на спектакль с хорошим настроением и распахнутой душой, уж точно без камня за пазухой. А тут такое...

          Голосовать - -3 | +3 +
          Анна Левашова
          20.2.2013 в 10:24
  • Про спектакль могу сказать только со слов, там побывших знакомых- дрянь, вынуждены были уйти после первого акта. Но и текст журналистки тоже оставляет желать лучшего.

    Голосовать - -2 | +4 +
    Аркадия
    19.2.2013 в 14:25
  • Комментарии слабые, ни ума, ни фантазии, бездарные, ни стиля, ни содержания, оставляют желать лучшего. Да, редко встретишь умного комментатора, аргументирующего свою позицию. Жалко, дергадирует брат-анонимус.

    Голосовать - -8 | +9 +
    Наталья Ермолина
    19.2.2013 в 15:03
  • Я и не говорю, что мюзикл хорош... Не о том немного... Уважаемый редактор блога, предлагаю вообще запретить возможности комментировать всем, кроме сотрудников издания. Зачем, в самом деле, вам нужны слабые мнения бесфантазийных бездарностей? Восхищайтесь и наслаждайтесь друг другом, кажется, читатели вам и ни к чему...

    Голосовать - -2 | +6 +
    МММ
    19.2.2013 в 16:56
  • Ставить спектакли для детей — дело еще более ответственное, чем придумывать вещи, способные удивить взрослого. Я была с малолетним сыном как раз на детской постановке Чихачевки. В общем, я знала, что увижу — Геннадий Чихачев ставил один детский спектакль в нашем Музыкальном. Не скажу, что «Зайка-почтальон» был тихим ужасом — видали и хуже. Нет, это было обычное представление, где взрослые люди были вынуждены играть заек, лис и мишек. С очень простыми мизансценами дурацких детских утренников и сюжетом, который, по идее больших теть и дядь, должен привлекать малышей: сорока стащила у кого-то камеру, в лес протянули кабель и теперь все звери хотят попасть на первую передачу кабельного телевидения «В гостях у зайки». Не самая умная идея для детского спектакля, как обычно, была сопровождена моралью о пользе дружбы. Натяжек, конечно, миллион. Глупостей полным-полно, но это, как ни грустно, почти норма для детских представлений.

    И поэтому я лучше буду ходить в наш театр кукол или вспоминать, например, спектакль «Робин-Бобин» «Кукольного формата». Вот это я понимаю!

    Голосовать - -1 | +3 +
  • "Ну, Волк, погоди! ", конечно, а не «Зайка-почтальон»))

    Голосовать - -1 | 0 +
  • Был душевный порыв пойти на Безымянную звезду, но не рискнула. Я не театрал, поэтому после Казакова для постановки кем-то очень надо быть, — во что трудно поверить)) прости, Ермолина, за корявый слог — лень, да и поздновато))

    Голосовать - -2 | +2 +
    Larisa Krasavtseva
    20.2.2013 в 03:45
  • мне тоже спектакль не понравился, к сожалению...ни режиссерские «находки» (влюбленные пары, кража пирожков, преображение м-ль Ку-Ку), ни танцевальные номера (минимальное количества для мюзикла и НИКАКОЕ исполнение), ни качество вокала...Единственный, кто несколько более выгодно смотрелся, скорее, слушался на общем фоне — актер, исполнявший роль Грига. Для профессионального театра — очень слабо, плюс сцены «оживляжа»- как то, страстное раздевание Моной бедного, деликатного учителя Мирою; лапанье Григом мадемуазель Ку-Ку; пьяная гостья из высшего общества, то теряющая свои украшения, то ползающая по полу....как-то это неприятно было для восприятия. Я не хочу даже сравнивать с замечательной киноверсией Козакова, просто не получилось у столичного театра трогательной и нежной истории о любви. А главная героиня просто раздражала своим голосом. (Спросила у своих друзей из Москвы про этот театр, даже слыхом не слыхивали, хотя в курсе театральной жизни быть стараются.)

    Голосовать - -3 | +3 +
    Надежда Шабликова
    20.2.2013 в 09:46
  • А какую мысль вы хотели донести, и.с.? В журналисты не берут меня? Позвольте, я туда никогда не стремилась. Хотели автора поддержать? Не получилось, особенно если брать во внимание вашу вторую фразу про салициловую мазь. И это в блоге о культуре!!!

    Голосовать - -2 | +5 +
    Катерина
    20.2.2013 в 10:05
  • Прочитала вашу ссылку, Дмитрий. Вот это я понимаю — достаточно небольшой по объему текст, понятно, какую мысль хотел донести автор грамотным языком, не растекаясь мыслию по древу. Хочется пожелать автору Левашовой учиться на таких текстах

    Голосовать - 0 | +2 +
    Катерина
    25.2.2013 в 10:35
  • Доброго времени суток! Не люблю быть анонимом и говорить через плечо. Хочу заступиться за наш театр)))

    Конечно я всегда приветствую критику, но критику обоснованную, а не «вообщем». Поскольку, как говорил Станиславский — «Вообщем — это не искусство»... Так вот, Анна Левашова, я рад за ваши достижения в творчестве и не в праве их оспаривать, как и Вы не в праве оспаривать задачу нашего театра. Одно дело — высказать своё мнение, другое — нахамить (с вашим-то образованием) напомню — вы не в курилке, а на страницах читаемого культурными людьми журнала...хоть и в рубрике Арт- базар. Звание «Заслуженного артиста» даются не с бухты-барахты и поэтому впредь не советую так публично высказываться об артистах, потому как можно и по судам пойти...но это к слову...

    Наш театр является единственным в своём роде в России — театром эксперимента, где каждая премьера — это то, что нигде больше не ставится и не идет. Музыка и тексты пишутся специально для нашего театра и Вы, идя к нам на спектакли, как никто другой, проинформированный, должны были это знать. Наш театр ставит РУССКИЙ МЮЗИКЛ!!! И это совсем не то, что вы поставили в своём заключении. Это прямая противоположность!!! У «НИХ» главное — картинка, у «НАС» — драматургия. Мюзиклы — «Анна Каренина» и «Астрономия любви» — это драма, а не водевиль — как вы смели высказаться. Да, бывают со звуком, или мизансценами накладки, но вы видели режим работы на наших гастролях? Мы вам за три дня показали 6 спектаклей четыре из которых разные. Попробуйте установить декорации за 2 часа... Выставить звук всем артистам. Плюс к тому — мы работали с живым симфоническим оркестром. И всё это первый раз на вашей сцене. Когда американские мюзиклы вам будут неделю всё устанавливать, да и вообще навряд ли поедут в ваш зал... В итоге весь зал в конце наших спектаклей аплодировал стоя, за что я низко кланяюсь карельской публике!

    И ещё — попробуйте создать такой театр сами с НОЛЯ? Наш театр существует уже 25 лет! И из всех создавшихся в то время 200 театров выжило только два! Почему? Ответ прост: нас любят и к нам ходят! Будете у нас в Москве — заходите к нам. У нас в театре всегда живой звук без микрофонов. Посмотрите наши другие спектакли, а потом ещё поговорим...за чашкой чая...

    РS Надежда — спасибо)))

    Голосовать - -1 | +3 +
    Юрий Красов
    3.3.2013 в 20:15
    • Хочется горестно рассмеяться Вам в лицо. Мне очень хорошо известно, кому, как и за что дают *заслуженных*. От этого ещё более неприятно слышать их не везде профессионализм. Уж простите. Вы — семейный театр? Тогда не выходите на единственную большую сцену культурного города.

      Голосовать - -3 | +2 +
      Анна Левашова
      5.3.2013 в 19:08
      • Анна, с каждым вашим предложением я всё больше прихожу к выводу, что Вы не тот человек за которого себя выдаёте и хотите всячески облить грязью наш театр. Хочу вас разочаровать заранее, такие «отзывы» пройдут мимо нашего руководства и мимо адекватного зрителя... и это — вполне предполагаемо. Тогда... чего Вы добиваетесь???

        Голосовать - -1 | +3 +
        Юрий Красов
        5.3.2013 в 21:50
        • Юрий, я с удовольствием хвалю, есть есть, за что. Каждый имеет право на своё мнение. Я не говорю о своей объективности в ситуации со спектаклем «Чихачёвки». Я говорю о том, что увидела, услышала и почувствовала. Успехов театру.

          Голосовать - -1 | +1 +
          Анна Левашова
          14.3.2013 в 22:47
  • Позвольте, а это профессионально для журналиста — «От этого ещё более неприятно слышать их не везде профессионализм».

    Голосовать - -1 | +3 +
    Юлия
    5.3.2013 в 19:37
  • Не профессиональная, злобненькая статья. Неприятно и читать и обсуждать её. У меня складывается ощущение что дама не смотрела спектакль, а получила информацию из третьих, причем не самых чистоплотных рук. Каждый зритель имеет право на критику и без критике Театр не возможен. Но это не критика, ибо мушиные точки на Афише, критикой быть не могут. За Чихачевцев говорит их талант и аншлаги на их спектаклях, а грязь к настоящему Искусству не прилипает

    Голосовать - -2 | +5 +
    Владимир Чекмарев
    5.3.2013 в 22:20
  • Когда я читаю такую «критику» у меня также возникают амбивалентные чувства :-)

    Голосовать - 0 | 0 +
    Владимир
    13.1.2016 в 01:44

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие