Интернет-журнал Республика Карелия

Деспот, тиран и самодур

Наталья Ермолина 25 апреля 2011
Голосовать 0 | 0 +
Деспот, тиран и самодур

Арвид Михайлович вальяжно, как артист, расположился в директорском кресле Национального театра. Зеланд принимает в кабинете не как важная шишка из культурных кругов, а вовсю транслирует имидж «своего парня». И ему это удается. Он и сам артист. Поэтому, вернувшись в театр после семилетней питерской паузы, он и не прикидывается рубахой. Он и так здесь свой. Весь средневозрастный молодняк – выпускники курса Зеланда. Так что после длительного отсутствия, как говорится, папа вернулся из командировки.

— Как вам ваши творческие дети? Подросли, окрепли? Вы видели их в спектаклях. Довольны как педагог?

— Дети… Это уже взрослые дяденьки и тетеньки. На самом деле, повзрослели. В глазах — мастерство. Да, они в хорошей творческой форме.

— Страха перед вами не утратили? Не тыкают, случайно?

— Нет, дистанцию держат, хотя в курилке и анекдот могут рассказать.

— Арвид Михайлович, вы снова в «национальной сборной» Карелии. Как вас снова заманили на эту нелегкую директорскую службу? Ведь, я так понимаю, основная миссия современного директора театра – деньги выколачивать.

— К сожалению, это так. Когда полгода назад со мной велись переговоры, назывались конкретные постановочные суммы, условия, приемлемые для нормальной жизнедеятельности труппы.

— И обманули?

— На сегодняшний театр недофинансирован на 9 миллионов рублей. А спектакль выпустить надо, а зарплату мизерную артистам выплатить надо, за свет, тепло, уборку – заплати. Рекламу везде размести, склад для декораций арендуй. А с чего?

— Но тем не менее сдали «Волчицу», сейчас вот шекспировский фестиваль вовсю гремит. Слышала, что в театре будут ставить Вампилова «Прощание в июне». С Алессио Бергамо и с Андреем Андреевым уже есть договоренности. Но если нет денег, вы что, скидываетесь с артистами на декорации?

— А знаете, артисты – такие люди, что будут ходить и играть без зарплаты. Они служат этому делу. И готовы снести в реквизиторский цех всю домашнюю утварь. Ночью подрабатывают на других работах, чтобы днем играть бесплатно в театре. Но это же цинизм со стороны правительства — наблюдать и думать: никуда не денутся, все равно будут играть. Они без сцены не могут.

— Так надо матом. Прийти в правительство и с вашими красотой и талантом устроить истерику.

— Я матом могу только в исключительных случаях, когда идет сдача спектакля и обычного лексического запаса уже не хватает, чтобы выразить всю глубину художественной мысли.

Хотя сегодня ситуация требует и мата. Знаете, мне это напоминает больного, который лежит с кислородной подушкой и поглядывает, сколько там еще кислорода осталось. Волнуется, дотянет ли. Но приходит медсестра и говорит: «Не волнуйтесь, дышите, на складе еще есть - скоро подвезут». Ну, больной и дышит, не волнуется. Между тем кислород кончается, а новый все не подвозят. А потом приходит медсестра и удивленно всплескивает руками: «Вот мерзавец, взял и умер. Не мог еще потерпеть немного».

— Если все так плохо, может, ну его, это театр с его национальным духом, вернетесь в Петербург к своим студентам в Театральной академии.

— Я от них и так не уходил. Я продолжаю преподавать в академии, летом набираю новый курс. И продолжаю надеяться, что театры Карелии будут поддержаны правительством.

Главное – пусть дадут немного денег и не мешают. Театру надо отдохнуть и окрепнуть, чтобы не отвлекали ни власть, ни любимые журналисты.

— Но если театр закрывается от журналистов, это наводит на подозрения. Вместо информации пойдут слухи, что Зеланд тиран и самодур….

— А я и есть деспот, тиран и самодур – что касается творческого замысла. И еще не забудьте упомянуть, что я могу быть неудобным, капризным, наглым по отношению к работодателю. А как еще себя вести, если театр обижают. Надо уметь показывать зубы. Я вообще восхищаюсь руководителями культурных учреждений Карелии, да и страны в целом. Вместо того чтобы просто работать, они вынуждены доказывать свою нужность. Казалось бы, зачем правительству республики доказывать, что театр нужен, что национальные спектакли – это имидж культурной Карелии. Но приходится на пальцах объяснять прописные истины.

— А вы бы поучились истеричным методам некоторых руководителей творческих звеньев. Ведь умеют для постановок находить даже кристаллы Сваровски на костюмы. А вы уж слишком интеллигентны. Какой же из вас самодур?

— Что это за метод – истерика... Я вернулся не для того, чтобы доказывать что-то кому-то. Я просто хочу работать. Меня пригласили директором и художественным руководителем  государственного театра. А раз он государственный, а не частный, то государство должно его полностью содержать. Но государство не выполняет своих обещаний. Помню, как много лет назад, когда собирались закрыть театр «Творческая мастерская», артисты принесли гроб к министерству культуры. Дескать, нате, хороните. Не хочется митинговать, хочется, чтобы театр творчески жил. Так дайте театру это делать без истерик и похорон.

IMG_3504

Picture 1 of 15

Фото Яков Симанов

  • «Транслирует имидж»... Что мы пишем! Такое ощущение, что за холмом осталась не только Русская земля, но и «всяк сущий в ней язык», русский — в первую очередь...

    Голосовать - 0 | 0 +
    Андрей Тюков
    30.4.2011 в 18:35
  • Фигура речи, Андрей. Уж вы-то, мастер подвывертов, молчали бы! Ни слова в простоте. А старушке Е. нельзя?

    Голосовать - 0 | 0 +
    Наталья Ермолина
    16.5.2011 в 14:48

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие