Интернет-журнал Республика Карелия

Если это нужно как воздух

Голосовать -10 | +58 +
Если это нужно как воздух

Аврам Михайлович Склярский – легендарный человек. В течение трех десятков лет в очень непростое время он руководил всем коммунальным хозяйством города, да так, что его знал в лицо весь Петрозаводск. Любую проблему он разрешал лично, и на домашний телефон ему звонили не только сотрудники мэрии, правительства и журналисты. Простые горожане могли запросто набрать его номер и сказать: «Аврам Михайлович – доколе?» Он отвечал всем. Сейчас Аврам Михайлович охотно отдает долги семье – не обделяя ни секундой внимания любимую жену, детей и внуков. И мы очень благодарны, что у него нашлось немного времени для нас. 

— Аврам Михайлович, вы же не здесь родились?

— Я из Украины, а в Карелию, точнее в Лоухи, приехал в 1971 году по распределению. Я окончил Днепропетровский институт инженеров железнодорожного транспорта, учился на факультете промышленного и гражданского строительства. Из 80 человек своего курса был пятым на распределении, но решил поехать на север. Старшие товарищи говорили: «Хочешь набраться опыта и ума – поезжай на север». В Лоухи мы прожили десять лет, потом переехали в Петрозаводск.

— А в Петрозаводск вы приехали тоже как строитель?

— Да, начинал главным инженером  строительного управления и потом шесть лет отработал управляющим трестом в Петрозаводске. А в конце бурных 80-х годов началась игра «выбери себе начальника» — начальники стали заигрывать и с подчиненными, и с вышестоящим начальством – не знаю, зачем. В итоге стали расформировывать тресты, все переделывать и развалили весь строительный комплекс. Строители с мощным потенциалом остались не у дел.

— В Карелии строительный комплекс был на высоте?

— Конечно! Здесь же строили Кондопогу, Сегежу, Костомукшу – не говоря о жилищном строительстве. Здесь работали действительно профессионалы, умнейшие опытные люди. А их оставляют без работы… Вы не представляете, что творилось в 1996 году, когда мы поняли, что на дорогостоящем мазуте нам никак не выжить и были найдены деньги, и было принято решение в срочном порядке строить газопровод. Строители работали сутками, будто дорвались — так истосковались по работе.

— Сколько лет строили газопровод в Карелию?

— Лет… Мы в марте-апреле 1996 года начали работы, а в ноябре уже сдавали готовые объекты.

— Не может быть! 

— Все может быть, если это надо как воздух.

— Аврам Михайлович, после работы в строительстве вас пригласили в администрацию Петрозаводска, и вы возглавили коммунальное хозяйство. С тех пор все ЖКХ столицы Карелии на протяжении почти 30 лет было под вашим присмотром. Сложно?

— Сложно – это когда надо принять непопулярное решение. А тогда были такие времена… Девяностые годы, передел собственности, Ельцин сказал: «Берите все, кто сколько может», и люди пустились во все тяжкие – бардак, бандиты… Одни тянут соки, другие выживают, как могут.

Вот как рассчитываться за тепло, когда нет денег? Мы придумали городской вексель. Если я вам расскажу, что это за вексель… это просто смех и только.

Это был обычный белый лист бумаги формата А4, на котором почтовым штемпелем ставился номер, потом указывалась сумма, на которую выпущен вексель, а степень защиты знаете какая была? Катанандов подписывал вексель, условно говоря, синими чернилами, начальник финансового управления – черными чернилами, а штамп мэрии должен был быть красным – мы нашли красные чернила специально для этого. И это была степень защиты.

— То есть наша администрация такими бумажками рассчитывалась за тепло?

— Да. Но хождение было только среди предприятий Петрозаводска. И эти векселя потом возвращались в администрацию с метрами передаточных подписей – такие виртуальные деньги. Потом было принято решение обязательно оплачивать «живыми» деньгами сначала 20%, потом 40, 60, 80 и теперь о векселях уже никто не вспоминает. Это, конечно, правильно и это показатель экономической стабильности. А вот кто сейчас помнит, что были «судачки» и «волнушки» — «деньги», ходившие на предприятиях и названные по фамилиям директоров – Судакова и Волнухина? Забыли, а ведь котируемая валюта была.

— Было ли вам страшно, если ситуация казалась безвыходной?

— Страшно – не совсем то слово. Вот забило водозабор шугой – не помню уже, какой год это был. Город без воды, холод, трубы вот-вот замерзнут. Это страшно? Нет, это катастрофа. Я не спал двое суток. И не только я – все, кто работали и здесь, на берегу, и там – в озере на водозаборе. Или когда в городе посреди зимы остается мазута на двое суток, а с баз положенный нам мазут уходит, простите, налево? И ты едешь в Москву, просишь и понимаешь, что далеко не всегда министры решают эти вопросы. Были министры и были бандиты – а нам нужно было не замерзнуть.

— Вы никогда не хотели оставить это все?

— Нет. Я же строитель – мы созидатели во все времена. Тем более когда тяжело.

— Не пожалели, что когда-то остались в Карелии?

— Нет. Мы, конечно, когда ехали сюда, думали, что три года поработаем и вернемся. Но сначала меня забрали в армию, потом назначили начальником и надо было как-то оправдать, родился сын и мы отложили отъезд, дальше было назначение в Петрозаводск, а это уже цивилизация, родилась младшая дочь… В общем, так мы здесь и осели, уже считаем себя карелами и нисколько о этом не жалеем.

— С будущей женой познакомились в институте?

— На первом курсе мы ездили в колхоз, где все перезнакомились. Начались занятия, и вдруг я вижу незнакомую симпатичную дивчину. «А ты чего это в колхозе-то не была?» — спрашиваю. А она не отвечает. Потом выяснил, что она спортсменка-пятиборка и колхоз пропускала из-за соревнований. Два года кругами ходил – только на третьем курсе мы стали встречаться, а на пятом поженились. 30 июня у нас был выпускной, утром 1 июля в пустом общежитии взяли сумки, чемоданы, отчитались перед комендантшей и поехали на вокзал. Только выгрузились, как жена говорит: «По-моему, мне надо в роддом…» Что делать? Такси, сумки/чемоданы обратно, жену в роддом, я со скарбом в общежитие. Пустили, конечно, выпускника и ключ от комнаты дали, но что там – голые панцирные сетки на кроватях. Потом гляжу, не я один остался – тут однокурсник, там приятель. Сообразили студенческий ужин, а утром позвонил в роддом и узнал, что у меня родилась дочь. Вот с этой крохой мы осенью и приехали в Карелию.

— А как супруга относилась к вашей работе?

— Всегда с пониманием. Ей ведь тоже доставалось – особенно здесь в Петрозаводске. Я никогда и ни от кого не скрывал номер моего домашнего телефона, мне звонили утром, днем, вечером и ночью. Понятно, что периодически трубку брала жена и ей выговаривали, что думают обо мне, об отоплении, трубах и жизни. Ее это задевало, она была готова рвать и метать! Я успокаивал, мол, это же только обо мне, а не о семье и это работа – не принимай близко. Жена меня всегда понимала.

— Вы счастливы?

— Я безумно благодарен судьбе за то, что когда-то эта девчонка не поехала в колхоз.

— У вас трое детей и пятеро внуков. Вы строгий папа и дедушка?

— Да, — говорит Аврам Михайлович и улыбается. – Знаете, когда дети – ты же молодой, надо жизнь устраивать, у тебя работа, заботы, авралы, а тут еще кто-то «двойку» получил… Только в выходной можно было по-человечески погулять и поиграть с детьми. Наверное, поэтому говорят, что первый ребенок – это последняя игрушка, а первый внук – первый ребенок. С внуками действительно все по-другому.

— Вы три года на пенсии – не скучно?

— Нет, что вы. Внуки, дача и вообще много интересного в жизни помимо работы.

— Неужели на даче картошку выращиваете?

— Конечно. И не только картошку – ягоды, огурцы, болгарские перцы.

— Аврам Склярский сам копает грядки?

— Я что не человек, что ли? Конечно, сам – внуки же должны видеть, как что растет, зайти в теплицу, сорвать огурец и тут же его схрумкать. Столярничать, опять же, неплохо уметь. Я вот мебель дачную в этом году сам сделал, а еще мы с женой сами построили дровяник с хозяйственными помещениями.

— Как это «мы с женой построили»?

— У нас сгорели старенькая банька и сарай для дров. Я стал искать работников, которые поставили бы дровяник, но они заломили такую цену… Тогда жена сказала: «Мы же два строителя – мы сами сарай, что ли, не построим?» И вот все просчитали, добавили к обычному сараю то, что нам было нужно, и потихонечку за лето построили. Потом позвали зятьев, вместе положили крышу – и красота.

— Аврам Михайлович, вопрос, конечно, из тех, на которые не отвечают, но все же. Вы работали с несколькими мэрами – Сепсяков, Катанандов, Демин, Масляков. Что-то можете сказать о каждом из них? Кто лучше, кто хуже?

— Ну, вы правы, сравнивать я точно не буду. Павел Васильевич Сепсяков был великим человеком, редкий умница. Даже когда он был на пенсии, все равно приходил и советовал, подсказывал.

— К вам приходил или к мэру?

— В первую очередь, конечно, к мэру, но и ко мне заходил каждый раз. Мы так сдружились… боюсь даже произносить это слово – сдружились — такой великий человек был. Мы много разговаривали, звонили друг другу, я от него очень многое почерпнул – с умным человеком приятно всегда поговорить. А Сергею Леонидовичу Катанандову достались очень непростые времена, но он справился. Помните, Катанандова ругали за фонтаны, дескать, зачем он на них деньги тратит? А он, несмотря ни на что, строил набережную и фонтаны – говорил, что все стабилизируется, невыплаты пенсий и зарплат забудутся, а вот набережную и фонтаны запомнят. Так ведь и есть. Сейчас мы жалеем, что нет фонтанов на Ленина и напротив филармонии и горожане готовы их отстаивать – разве нет? У Андрея Юрьевича Демина были хорошие идеи и желание работать, но не получилось найти контакт с республиканской властью, а один в поле не воин – что-то здесь не получилось.

— К слову, о контакте с республиканской властью. Сейчас в Петрозаводске новый молодой мэр и впервые женщина. Как вы считаете, получится?

— Это только время покажет. Конечно, многое зависит от личности руководителя, но только совместная конструктивная работа даст результат. Иначе ничего не получится – поверьте опыту.

— Вы не хотели бы как-то запечатлеть память о себе в Петрозаводске?

— Я уже это сделал, — смеется Аврам Михайлович. – Студенческий бульвар – мое название. Ну, так получилось. Помните, что там творилось напротив университета? Чуть ли не помойка. И вот стоит комиссия из мэрии и думает – что же со всем этим делать? Жители кричат: «Не позволим сносить деревья, варвары!» А там деревья старые – не снесли бы, они бы упали. Приезжает Катанандов, все выслушивает и говорит: «Все снести, а потом посадить новые». И уезжает. Через какое-то время мы вновь стоим уже у фонтана, к которому от речки ведут мощеные тротуары, в окружении газонов с молодыми саженцами, и думаем, как это место назвать. Я вспоминаю, что в Днепропетровске был красивый Студенческий бульвар. Большой, правда, а это место на бульвар как бы не тянет – даже проезжей части нет. В общем, просто рассуждаю об этом вслух, но название вдруг всем нравится и приживается. Так что я маленький следочек за собой оставил.

 

 

  • Вот спасибо! Пыталась в спорах вставить его фамилию — а не помню. Погуглить «ЖКХ ПТЗ лохматый еврей»? Все УК открылись — с Склярского нет :( Потому что не лохматый, что ли? :)

    Про Студенческий бульвар: за сколько времени его облагородили? Тоже рекорд был.

    Голосовать - -16 | +8 +
    Старая бабушка
    23.9.2013 в 08:28
  • Такое двойственное всегда чувство, когда читаешь интервью всех этих бывших руководителей. Они так любят рассказывать, как работали, не щадя живота своего. Вроде и понимаешь, что, наверное. не бездельничали, работали, решали какие-то проблемы... Но вот, учитывая, к чему в итоге ЖКХ в ПТЗ и Карелии пришло, как-то язык не поворачивается сказать за это спасибо. Опять же ясно: не в Карелии одной такое, и всякие там причины были которые далеко не всегда от местных властей зависели. Но... Если судить по интервью, то единственное достижение героя — это название Студенческого бульвара... Не маловато ли будет? Или журналист тему не раскрыл?

    Голосовать - -12 | +5 +
    ТТ
    23.9.2013 в 16:14
    • Тем и примечателен человек, что скромный! И не вопит о себе, а настоящий трудяга, поэтому и в тени был. И детки у него были умненькие, приятно было их учить. Мой муж когда- то работал механиком в управлении, где работал Аврам Михайлович и всегда о нем отзывался только положительно. Честный человек и порядочный- таких сейчас мало.

      Голосовать - -4 | +17 +
      Галина
      23.9.2013 в 17:02
    • Как то вы странно читали интервью, Склярский занимался ЖКХ в 90 е, в самое тяжелое время, денег ведь действительно ни фига не было (муниципальные, да и другие власти с протянутой рукой ходили, наша (не большая) фирма, для милиции, писчую бумагу например покупала:) сейчас конечно это уже забылось... и обошлось ведь без катастроф и не замерзли, а это действительно не слабо ...

      Голосовать - -3 | +11 +
      Croco
      23.9.2013 в 17:02
  • Что сказать? Воистину удивительный человек — своей скромностью и ненавязчивостью. И автору, и герою, и фотографу — спасибо за интервью.

    К слову, в те 90-е отсутствие газа в наших домах было истинным ЧП. Теперь (и почто мы заложники этого ... газа) сидим без него регулярно два раза в неделю.

    Голосовать - -3 | +7 +
    Татиан
    23.9.2013 в 18:12
  • Да я же ничуть не оспариваю прекрасные человеческие качества героя интервью (не знаю лично). И даже деловые и профессиональные не оспариваю. Я просто задаюсь вопросом (возможно, риторическим): какое интервью подобного плана не возьми, все будут рассказывать, как работали, упорно и усердно. Но почему-то наработали на нынешний не впечатляющий, мягко говоря, результат. Тем более, насколько мне известно, господин Склярский не только в 90-е годы в ПТЗ руководил, он потом и в двухтысячные довольно долго в республике был у руля ЖКХ... А там всякое было — и поселки целые замерзали, и мазут не привозили... Почему об это в интервью не слова? Потому, что про дачу и внуков респонденту разговаривать приятнее? Простите, автор текста — но мне, например, личная жизнь бывшего чиновника, увы, неинтересна...

    Голосовать - -3 | +4 +
    ТТ
    23.9.2013 в 21:04
    • Склярский, как и прежде, отвечает на все вопросы. Другое дело, что если с ним говорить о работе — можно книгу писать. То, что опубликовано в этом интервью — мой выбор, а не желание Аврама Михайловича. Он, наоборот, о семье куда меньше готов был говорить.

      Голосовать - -2 | +4 +
      Анастасия Вайник
      23.9.2013 в 22:15
      • ОК, а почему такой выбор? Вам самой не интересно было поговорить с ним о чем-то более значимом? Хотя, не спорю, возможно, это для меня более значимо было бы понять, что он и команда, в которой он работал, все-таки сделали или не сделали для республики... А для кого-то интереснее, как живут чиновники на пенсии. Не сочтите за ерничество или что-то подобное — просто искренне не понимаю, КАК это может быть интересно...

        Голосовать - -2 | +2 +
        ТТ
        23.9.2013 в 22:56
        • Слушайте, ТТ. Вы можете построить огромный красивый дом. Но со временем этот дом превратится в старые развалины, если его не поддерживать... ЖКХ — живая отрасль, которая зависит от тех, кто конкретно сейчас ею занимается... Проблемы в ЖКХ всегда были, есть и будут... Вопрос в том, кто конкретно занимается решением этих проблем сейчас... Есть проблемы в ЖКХ на уровне города, а есть проблемы ЖКХ на уровне конктретно Вашего дома... Так вот никто не мешает Вам лично заняться решением проблем в Вашем доме. Просто у нашего народа такой менталитет: все ждут, что кто-то сделает это за них... Будем сидеть и ныть, что все болит, вместо того, чтобы начать вести активный здоровый образ жизни... А Склярский — очень сильный и умный руководитель. Он не из тех, которые только говорят красиво, а на самом деле ищут во всем свою выгоду. Он по-настоящему «болеет» за то дело, которым занимается. Есть проблема — будет ее решать, а не перекладывать на других. Будет сто проблем, будет решать все сто, и решит!!! Умничка!!!

          Голосовать - 0 | 0 +
          Светлана
          2.10.2013 в 12:19
  • Да, времена были... библейские. Пришёл на одно строительство прорабом молодой парень, выпускник ПетрГУ. А там проблема: бригада пьёт. До обеда ещё ничего, как обед — так обязательно нарежутся несколько ухарей. Он что придумал? Он их, пьяниц, на своём «Москвиче» возил в столовую и обедал с ними вместе. И привозил трезвыми обратно на рабочие места. И росли этажи, хорошел город Петрозаводск... Мне эту апокрифическую историю поведал таксист, сам бывший строитель. Об этом пареньке, а он впоследствии до высоких постов дорос, Аврам Михайлович вспоминает здесь. Были и «волнушки», застал это дело. О самопальных «векселях» узнал впервые, очень интересно, но ведь — подсудное же дело! Такое — только в 90-е и проходило... такая «инициатива на местах», вроде описанного метода борьбы за трезвость. Она большую роль сыграла, эта личная инициатива и смелость, и в годы «дикого капитализма», да, я так думаю, что и раньше: не всё ведь усы товарища Сталина да очки Лаврентия сделали. И теперь, не мешать бы только, да пореже грести в свою сторону, глядишь — и вернутся времена Авра(а)мова завета. Не могут не вернуться.

    Голосовать - -2 | +9 +
    Андрей Тюков
    23.9.2013 в 21:23
    • Ой, лучше не надо, тьфу-тьфу...

      Голосовать - -4 | +1 +
      НН
      23.9.2013 в 21:38
      • Однако вытянул бы и губернию, кабы не 5-ый пункт!

        Голосовать - 0 | 0 +
        5.11.2013 в 18:01
  • Пишу на русском, чтобы поняли. Это мой школьный друг, мы учились в украинской школе №100 г.Кривой Рог. Он был сильнейшим математиком, очень порядочным человеком. Отец плотник, мать работала рабочей на хлебзаводе. В семье трое детей, все хлопцы. В 60-е жили бедно. Но не грустили. Кстати, математику на вступительном сдавал на украинском языке грузину. Тот видимо, он мне говорил, не все понял, но видя уверенность поступающего поставил пятерку. В университете тягал железо — штангист. Понимаете, он (Аврам Михайлович) по жизни правильный человек, поэтому мне приятно читать про друга-легенду, обидно читать некоторые комментарии завистников. Хорошо, что их мало. Кстати, финансовые документы умеет читать как никто — мгновенно просчитывает все.

    Голосовать - -1 | +10 +
    Петро
    24.9.2013 в 14:40
  • Конечно, с такой персоной, как Аврам Михайлович Склярский не получается говорить только о даче и внуках. И Вы, ТТ, правы — заполучить самого Склярского и не спросить его о работе и городе было бы неверно. Но тут ведь какое дело... разговор этот может быть очень долгим и претендовать, как я уже говорила, на книгу)) И все же мы прогулялись по городу, поговорили о разном и поскольку увидели, что расказанного здесь маловато, то через неделю опубликуем другую часть беседы со Склярским)

    Голосовать - 0 | +6 +
    Анастасия Вайник
    24.9.2013 в 16:33
  • Кто решил, что вексели были преждевременны или не совсем законны. Рынок ценных бумаг, вестимо, развивался и у нас в богом забытой Карелии. Между бизнесменами в ходу были и расписки, и «стрЕлки», и даже перестрелки. Думаю в ходу были и так называемые джентльменские соглашения...на Западе они имеют место. Смутное времечко...

    Голосовать - -1 | +2 +
    рынок?
    24.9.2013 в 16:49
  • Жаль, что не его мэром выбрали...

    Голосовать - -1 | +6 +
    Просто житель
    24.9.2013 в 23:04
  • Мнения, конечно, могут быть разными. Это нормально. Плохо, когда мнение высказывается в виде ерничания или оскорбления.Благодарю всех за добрые слова. Особая благодарность Петру Ивановичу Белоусенко, профессору, школьному товарищу, за хорошие слова в адрес родителей.

    Тему, что делали и как выжили, можно продолжить.

    Голосовать - 0 | +5 +
    Склярский А. М.
    25.9.2013 в 19:22
  • Спасибо, Аврам Михайлович!

    За многолетний и преданный одной отрасли труд!!!!

    У меня самой

    Голосовать - 0 | +1 +
    Читатель
    1.10.2013 в 11:27
  • Спасибо, Аврам Михайлович!

    За многолетний и преданный одной отрасли труд!!!!

    У меня самой папа проработал в системе ЖКХ Петрозаводска более 30 лет и я отлично знаю о бесконечных звонках на домашний телефон в любое время суток и личном участии руководящего состава в аварийных ситуациях! Жаль, мало остается настоящих и мыслящих спецов системе ЖКХ! Делитесь и передавайте нам свой бесценный опыт!

    Голосовать - 0 | +3 +
    Читатель
    1.10.2013 в 11:37
  • Да бросьте, ребята! И герой интервью — настоящий человек без преувеличения, и материал получился человеческим. Были бы такие Склярские «у руля» — не было бы такого бардака ни в стране, ни в городе. Впрочем, в жизни, увы, всегда так: одни строят, другие — разрушают. Склярский — строил.

    Голосовать - 0 | +4 +
    рафик
    4.10.2013 в 15:03
  • А ведь все те, кто сейчас у нас работает, пользуются плодами работу тех времен. За последнее время только магазины строятся и коттеджи. И строятся теми, кто распродает результаты работы таких, как Склярский.

    Голосовать - 0 | +2 +
    ЖКХ - работник
    9.10.2013 в 10:05

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие