Интернет-журнал Республика Карелия

Это такая игра

Голосовать -9 | +86 +
Это такая игра

Владимир Фомин – художник известный, многие на него обращают внимание. Он пишет на разные темы, но все у него превращается в сказку. Кажется, что эта сказка – легкая, волшебная, обязательно с хорошим концом. Между тем внутри у художника, судя по всему, происходит серьезная борьба добра со злом. 

 О Фомине у нас всегда писали как о блестящем художнике, иллюстрировавшем «Калевалу», как о ярком авторе северной эпической темы. Или как о мастере «декоративных» произведений, легко вписывающихся в настенные календари или переносимых на стены гостиниц. После гибели Светланы, жены Владимира, в июне прошлого лета про художника  стали поговаривать, что он «не в себе».

Мы разговариваем с ним не о его работах, которые он любит, но иронично называет «смазливыми картинками», а, собственно, о том, что он сейчас думает о жизни и связанных с ней процессах.

Великий Че

 — Недавно я написал слона.  Заказали еще одного слона и кабанчика. Сейчас был в Финляндии, открыл выставку в Савонлинна шикарную. 83 картины — графика, живопись. Контракт был подписан давно — деваться некуда, надо работать. Из серии «Гиперборея» написал пару картин. Идеи есть. Буду пописывать. Я никогда от заказов не отказывался в жизни.

А для себя что-нибудь пишете?

— В данный момент для себя пишу «Чебурашку в снегу». У меня мечта – сделать серию «чебурашек»:  Чебурашка — Ленин, Чингисхан, русский царь, Наполеон. Типа издевательства над личностями. Серия будет называться «Великий Че». Там же — Гагарин, Ван Гог с подсолнухами вместо ушей… Может, лет пять это займет. Буденный, Сальвадор Дали…

Есть такие авторитеты, которые исключают иронию?

— Нет, все для идеи годятся одинаково.

Почему Чебурашка?

— Чебурашка – герой абстрактно-сюрреалистический. То ли он обезьяна, то ли медведь… Как и наша жизнь – ничего не поймешь.

Серия «Подарки» исчерпала себя?

— Нет, хочу продолжать ее. Сейчас вот пишу «подарок» Александру Свирскому, человеку, который видел Троицу.

Как возникают идеи?

— Это что-то сверху, а может быть, сбоку — не знаю. Информация поступает, а ты сидишь и думаешь, как это можно сделать.

Правда, так?

— Все уже придумано. Я считаю, что Творец уже все изобрел. Из атома смог сделать хоть землю, хоть дом, хоть козу. Все, вплоть  до пука мухи.

Какая миссия тогда у художника?

— Украшать мир, дополнять его. Родился, например, художник Владимир Фомин. Он не хочет писать с натуры березы и деревни. Он любит веселое писать, креативное и философское. И с ним еще 7 миллиардов живут на планете. Они это видят, и им интересно. Ради этого интереса и нужно работать. Я пишу картины не для тех, кто умер. И не для тех, кто еще не родился. С помощью искусства я просто обращаю на себя внимание.

Может ли человек менять свою судьбу?

— Сам, наверное, нет, но могут идти подсказки. Если человек их слышит, то может что-то поменять. У меня таких случаев было огромное количество, и они меняли мою жизнь. Например, я три года отучился в художественном училище. Был отличником и вообще звездой. И когда оставался год до получения диплома, я вдруг почувствовал, что мне нужно все бросать и ехать в Томск писать картины. Мне сказали, что тогда меня ждет  оригинальная судьба.  Я приехал в Томск в 1989 году. Через два года женился на Светлане, и мы переехали в Петрозаводск. Я начал писать этот лубок авангардный, пошли  выставки. И «заграница» как понеслась, так и не останавливается до сих пор. И встречи были в моей жизни уникальные – до президентов и наместников королей…

Это все не кружит голову?

— С каких щей? Я считаю, что ничего особого не сделал. Ну, написал красивые картинки, ну, прославился.  После выставки с «Вепсской серией» в Финляндии, где меня так хорошо принимали, я испугался. А что дальше-то?  А надо дальше пахать, находить в себе силы и не расслабляться. То есть вкалывать всю жизнь! Вот так я и пахал 20 лет, и азарт еще остался. У меня 35 персональных выставок по всему миру. Мечтаю сделать еще в Лондоне и в Москве.

Светлана

— Ее называли Кассандрой. Она умела гадать по рукам, знала, когда кто умрет. Про себя все знала тоже, делала вычисления и так видела тоже. Светка колдуньей была самой настоящей – это у нее от бабушки.

И про себя видела?

— Я тоже видел знаки, я чувствовал. Но думал, что это может быть моя смерть.

Как вы вообще относитесь к знакам этим?

— Раньше боялся, теперь – нет. Я и к смерти спокойно отношусь. Её тоже нет. Концепция остается все равно.  Я считаю, что жизнь – это игра.  Мир поделен напополам между добром и злом, чтобы была игра.

Кто играет?

— Боги. Им важно, чтобы человек был живой и выкручивался, как червяк ошпаренный. Игра на выживание.

Страшная концепция.

— Мир на самом деле лицемерен. Нет ни любви, ни дружбы – все лицемерие. Есть только расчет. За любовью сразу идет обман. Люди живут вместе ради чего-то всегда: ради детей, ради свершений…

У вас так было?

— У нас не так. Я сразу все понял про Светлану. Понял, что она поможет мне стать большим художником. Однажды мы вместе перешли реку – в прямом смысле – босиком. И я понял, что люблю ее. И дальше начали вместе жить. Решили переехать в Петрозаводск – рядом Финляндия, выход в Европу.

Почему сразу не уехали в Европу?

— Я уеду туда через год. Поеду жить в Финляндию.

У вас есть цель?

— Я на многое готов ради славы. На земле должен быть художник, более знаменитый, чем другие. Здесь, в Петрозаводске, нет пространства. И картины никто не купит.

Вы хотите быть самым известным художником?

— Я хочу быть русским художником, известным и свободным. Больше мне ничего не надо. Если вы знаете Ницше, то я чувствую себя канатоходцем. Мне нравится идти по краю, рисковать и выигрывать. Это путь свободного художника.

Вы боитесь нищеты?

— Боюсь, конечно. Неприятно, когда денег нет. Хотя мир насыщен деньгами. Твоя задача – приехать к богатым и забрать их деньги. В обмен на картины. Но там должна быть твоя душа. Они так хотят. Я же продаю душу. Любой художник, имеющий известность и славу, продает свою душу. Без этого никак.

Кому продаете душу?

— Ты участвуешь в игре — пишешь картину. Человек никогда не купит картину, если  в ней не увидит себя. А когда платят деньги, большие – это дьявол. Он тут посредник.

Вам нравится такой ход вещей?

— Абсолютно. Чего его бояться, не понимаю, если я с ним уже давно знаком. Хорошо его чувствую в разные периоды. А если делаешь вид, что его нет, он все равно тебя накроет, когда захочет. Иначе не участвуешь в игре.

А побороться?

— Тогда и начинаешь играть. Ты берешь не только славу, а определенные жизненные коллизии. Что-то теряешь, что-то находишь. А можно не ставить высоких целей – проживешь обыкновенно.

«Кровью не расписывался»

Слава и тщеславие – есть разница?

— Слава – вещь реальная, а тщеславие – нет. Художник Эдвард Мунк сделал сто персональных выставок. Это огромный труд, который принес ему мировую славу. А тщеславие – это сделать пятьдесят выставок в Петрозаводске и считать себя известным.  Если известность только в Карелии, то это не известность.

У вас никогда не было в себе сомнений?

— Всегда были. Иногда я чувствовал, что перехожу некую грань, делаю то, что запрещено. Однажды произошел случай, который я воспринимаю как предупреждение. Было 1 января. Мы рано проснулись и пошли гулять. 6 часов утра, пустые улицы – ни людей, ни машин. И вдруг появляется черный «Мерседес», который поначалу едет по своей траектории, но потом его начинает заносить, разворачивать и сносить прямо на нас. В полуметре от нас он сумел остановиться. Водитель был в шоке, да и мы тоже. Я не верю в случайности. Это было предостережение.

Вы что-то делали не так?

— Я мог позволить себе, например, юродствовать в церкви. Я вообще не понимаю церквей. Зачем они нужны, если до Него можно достучаться, откуда угодно. Я всегда чувствовал, что Он у меня за спиной.

Вы пишете церкви?

— Я написал церковь Михаила Архангела. Думал, что смогу тем самым отсрочить смерть отца. Не помогло. Но зато с этого момента я научился смотреть на смерть без грусти.

У вас близкие люди есть?

— Брат живет в Зеландии. Света была. Мы с ней были одним целым. Могли даже не разговаривать – телепатически общались. У нас даже друзей близких не было, нам хватало друг друга. Света для себя-то и не жила. Её жизнь была подчинена моей карьере.  Я работал с 7 утра до 10 вечера, а она занималась секретарскими делами. Полгода после гибели Светланы я не работал – не мог. Теперь опять работаю – вот контракт подписал на выставку в Финляндии.

Изменилось ваше отношение к жизни после ее ухода?

— Нет.

Где вы себя видите потом?

— По-настоящему, я себя не вижу. Может, для финнов просто буду писать – сказки севера. Или можно создать масонские картины, связанные с великими художниками, с религией.

Вы похожи на масона!

— Я масон и есть. У меня идеи масонские зашифрованы в картинах. Кровью, конечно, не расписывался нигде.

Может, все это вроде навязчивой идеи, нет?

— Навязчивая идея у меня – писать картины. Я от этого получаю удовольствие. Это очень сильное чувство. Круче всех прочих.

 

 

  • Интересное интервью :) А цинизм для ВФ похоже тоже игра такая, и интервью игра :)

    Голосовать - 0 | 0 +
    Ёж
    29.2.2012 в 10:12
  • Да... Заигрался мужик...

    Голосовать - 0 | 0 +
    Зритель
    29.2.2012 в 10:46
  • Судьба мне подарила встречу с одним удивительным графиком. Талантливейший художник работал легко, весело, и я про себя называл его колдуном.

    А в этом интервью прочел: "То есть вкалывать всю жизнь! Вот так я и пахал 20 лет... "и почему-то мне в этом месте взгрустнулось. Может, Станиславский вспомнился или знакомый раб на галерах...

    Голосовать - 0 | 0 +
    Сердитый
    29.2.2012 в 11:11
  • Очень интересное интервью. Автор очень тонко передал неоднозначность героя. То любви нет, то жену все-таки полюбил... Очень интересный человек. Не пресный. Или, может, играет в масштабную личность? Неискренно говорит?

    Голосовать - 0 | 0 +
    Старушка
    29.2.2012 в 14:14
  • Слукавил, мне кажется, когда ответил однозначно на вопрос, изменилось ли его видение мира после смерти жены.

    Статья замечательная — не оторваться!

    Голосовать - 0 | 0 +
    Соловей
    29.2.2012 в 14:16
  • Нет слов. Зацепило. Герой непременно пойдет дальше...Как? Он сам пока не знает... или наоборот-знает. Ему будет не просто. Удачи ему. И Бог в помощь.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Оппонент
    29.2.2012 в 14:42
  • Замечательное, очень откровенное интервью. Думаю, что Владимир как раз в порядке, как никто другой. Ни лицемерия, ни рисовки, что обычно свойственно творцам. Возможно, кому-то во все сказанное трудно поверить, но так случается, и это тоже — гармония с миром. Спасибо.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Лариса Красавцева
    29.2.2012 в 18:39
  • Мне кажется Фомин очень понятно изъясняется и поэтому очень понятен.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Анна И.
    29.2.2012 в 19:38
  • Не наш человек.

    Голосовать - 0 | 0 +
    kuznecik
    29.2.2012 в 19:45
  • Интервью прекрасное, личность вот только не очень импонирует... Добра не хватает. Или добро или сумасшествие, гениям или или, все остальное — деньги, слава — от того самого лукавого, с которым общается герой...

    Голосовать - 0 | 0 +
    Хмм
    1.3.2012 в 03:51
    • С добром все в порядке, просто уровень откровенности не привычный. Обычно ведь в интервью все няшками хотят быть.

      Голосовать - 0 | 0 +
      Родион Романович Р.
      2.3.2012 в 00:46
  • Жаль, что герой не поддерживает нашу дискуссию...

    Голосовать - 0 | 0 +
    Старушка
    1.3.2012 в 15:09
  • Я думаю, что сам Фомин не будет дискутировать. Зачем это ему? Он рассказал, что хотел...)))

    Голосовать - 0 | 0 +
    1.3.2012 в 15:22
    Автор поста

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие