Интернет-журнал Республика Карелия

Города как актеры

Денис Визгалов 10 июня 2011
Голосовать 0 | +1 +
Города как актеры

В глобальном мире, чтобы развиваться успешно, городам нужно научиться развиваться осознанно. Нужно учиться меняться. Современные города похожи на актеров, которые выходят на мировую сцену в новых ролях. Как и в театре, здесь много и гениальных, и слабых актерских работ. Роль может получиться и сорвать аплодисменты, а может оказаться плохо подготовленной, натянутой, скучной и не произвести впечатления. В этом «театре» тоже существуют различные актерские амплуа, таланты и поклонники, выручка от «спектаклей». Существует режиссура. И, как в обычном театре, талантливых актеров значительно меньше, чем посредственных.

«Роли», которые «играют» города, это территориальные бренды. Эти театральные сравнения были бы не более чем забавной метафорой, если бы не одна странность: "города-актеры" вырываются вперед, богатеют, занимают новые командные ниши в экономике, не имея при этом очевидных ресурсов развития (во всяком случае, тех традиционных, базовых ресурсов, которые мы привыкли считать ресурсами городского развития). А города, неспособные к «актерству», проигрывают. И что еще более важно, многие «города-актеры» настолько увлеченно входят в ролевой образ, что потом не могут из него выйти. Образ, имидж города постепенно становится сущностью. В чем же секрет популярности этой новой игры?

Сегодня городские сообщества должны не только осознавать свои интересы в регионе, стране, мире, но и последовательно продвигать их на «целевых рынках». Так города осваивают территориальный маркетинг, причем для многих из них он становится стержневой философией развития, такой же, как, скажем, местное самоуправление. Некоторые города продвигают свои интересы с помощью брендинга. То есть стремятся продемонстрировать миру свою «тему»: идентичность, суть, лицо, которые предъявляются в ярких, привлекательных образах, символах и уникальных событиях. Это приводит (часто неожиданно) к высоким результатам в виде улучшения инвестиционного климата, новых потоков туристов и новых жителей, полезных для местного рынка труда. Оказалось, что судьба города далеко не всецело определена внешними факторами и историческими обстоятельствами. Стало возможным «перезагрузить» город, кардинально изменить ход его развития, причем действуя изнутри. Эту работу местных сообществ, собственно, и можно назвать территориальным брендингом в широком смысле.

На протяжении последних 10-15 лет мы наблюдаем в экономически развитых странах настоящий бум тематических (ролевых) мест. Это города Моцарта, Шекспира, Ван Гога. Города сырные, винные, ботанические. Города-предприниматели и города-политики. Городские сообщества, и прежде всего их активные культурные и политические элиты, стремятся найти цельную и красивую Идею для города, консолидировать вокруг нее население города и подвести под ее реализацию все проекты по развитию города.

Несколько глобальных факторов развития современного мира служат предпосылками распространения брендинга городов и даже делают его неизбежным.

Быстрый мир

Информационная среда, в которой мы живем, делает наш мир все более быстрым. Быстрым в плане изменчивости, которая иногда переходит в развитие. Я бы назвал этот феномен «постсовременной экономикой». Все современное быстро перестает быть таковым. Жизнь инноваций все короче и короче. Да что уж там – даже само слово «инновации» уже превратилось в клише. И пока мы размышляем о том, как бы сделать так, чтобы они появлялись и внедрялись в России, страны-лидеры мировой экономики задумываются над тем, как укладывать быстро возникающие ноу-хау в системы, пригодные для практического использования, и провоцировать возникновение новых и новых нестандартных открытий. Скоростная динамика, изменчивость – это не временный признак текущего этапа развития мира, а уже его перманентное свойство.

Однако поразительна не быстрота изменений в мире, а то, как равнодушно мы наблюдаем за ней. Причина в том, что мы не успеваем заметить и оценить изменения. Мы сами часть ускоряющегося информационного потока. Каждый день мы тратим время на обработку все большего объема входящей информации. И столько же тратим на то, чтобы встроить в информационный поток свой ответный, исходящий вклад. Коммуникация забирает все больше нашего времени, которого не остается для анализа прокачиваемой информации.

В этих условиях перед каждым субъектом экономики стоит задача научиться быстро реагировать на перемены, подстраиваться под стремительно меняющиеся внешние возможности и угрозы, обновлять или даже изобретать себя заново. Только так можно сохранить конкурентоспособность. И такая задача стоит перед вузом, торговой сетью, телеканалом, научной лабораторией, музеем, страховой компанией и пр. В том числе такая задача стоит перед территорией – городом, регионом, страной.

Выводы для территорий. Городские менеджеры, оценившие важность гибкого подхода к управлению, быстрого освоения новых технологий, новых инструментов развития, стремятся учиться этому. У одних администраций инновативная энергия проявляется в борьбе за международные гранты в сфере городского развития или в участии во всевозможных конкурсах и выставках. У других – в стремлении провоцировать постоянное кипение культурной жизни в городе, так что он становится модной площадкой для всевозможных культурных или спортивных событий, источником позитивных информационных поводов. В третьем случае городские администрации вообще выбирают производство инноваций в качестве градообразующей отрасли. Например, в индийском Бангалоре или малазийском Куала-Лумпуре все элементы городской среды настроены на то, чтобы стимулировать местных творческих людей к «производству» новых идей, проектов, изобретений.

Моделей и примеров «выхода» творческой энергии городов много, но реализуются почти все они с помощью трех инструментов: проектного менеджмента, частно-государственного партнерства и использования творческого потенциала жителей. Одна из главных задач, которые осознают передовые городские сообщества, –  это идентификация (а когда надо – реидентификация) города, (пере-)осмысление его сути, определение лучшего пути развития и позиционирование новой концепции в информационном пространстве.

Последнее становится одним из главных направлений работы, что объясняется следующим фактором.

Мир образов вместо мира фактов: голливудизация экономики

Если все кинокомпании, работающие сегодня в Голливуде, перенести в любой другой штат, то их суммарная капитализация упадет [Флорида, 2005, с. 44]. Поскольку они уже не будут голливудскими компаниями. Они лишатся принадлежности к этому бренду. Однако туристическая и инвестиционная привлекательность самого Голливуда не пострадает, поскольку это место имеет устойчивый и превосходный имидж «фабрики грез», связанный с именами великих мастеров и шедевров кинематографа.

Это говорит о том, что репутация места становится одним из главных нематериальных активов его развития. Таким же важным, как земля, инфраструктура и рабочая сила. И если имидж выигрышный, то он начинает приносить немалые деньги в местный бюджет. И наоборот, негативный имидж отпугивает инвесторов и туристов, но что хуже – меняет в худшую сторону отношение самих жителей к своей территории, вплоть до развития у них «чемоданных настроений».

Для понимания действительности человеку свойственно воспринимать ее через систему своих представлений о ней –  сетку образов, стереотипов, суждений, взглядов, ассоциаций, ценностей. «Информационная бомба, – пишет в своей проницательной «Третьей волне» Э. Тоффлер, – взрывается в самой гуще людей, осыпая нас шрапнелью образов и в корне меняя и восприятие нашего внутреннего мира, и наше поведение… Каждый из нас создает ментальную модель действительности, у нас в голове существует как бы склад образов. Одни из них визуальные, другие слуховые, есть даже тактильные». Наши персональные системы представлений о мире (к сожалению или к счастью) отличаются большой устойчивостью. Если получаемая нами информация вписывается в нашу картину мира, мы доверяем ей. Если же не вписывается, мы подсознательно отметаем ее как ерунду или неправду. В результате у многих субъектов экономики возникает соблазн оказывать влияние не столько на реальные факты, сколько на системы представлений, складывающиеся образы. Но манипулировать символами не значит говорить о себе неправду (что неизбежно приводит к коллапсу). Это значит не забывать говорить о себе.

Выводы для территорий. Благодаря феномену голливудизации активные территориальные элиты начинают осознавать, что имидж территории нельзя отпускать в свободное плавание по информационному пространству. Им нужно заниматься, вкладываться в него, а лучше всего – мысленно сформировать его идеальную конструкцию, а затем попытаться воплотить ее на практике. Поскольку в конкурентной борьбе за жителей, инвестиции и туристов территории должны осознать себя, свою идентичность, увидеть свои уникальные черты и возможности, чтобы продуманно и гибко спозиционировать себя на «рынке мест».

Эта «жажда уникальности» для городов объясняется еще одним фактором.

Глокализация: мир городов вместо мира стран

Думай глобально, действуй локально – таков принцип градостроительства, авторство которого приписывают шотландскому урбанисту П. Геддесу и который стал девизом нового феномена постсовременности  – глокализации. Автор понятия –  британский социолог Р. Робертсон .

Глобализация не тотальна и, более того, сама же порождает обратный эффект. Чем сильнее прессинг глобальных стандартов поведения и потребления, тем сильнее потребность территорий (регионов и особенно городов – в силу их природного чувства свободы) «выбираться» из одинаковости, искать, культивировать и предъявлять миру свою уникальность. «Дабы не раствориться в потоке глобальной, усредненной масс-культуры, –  замечает В. Штепа, –  каждый регион просто вынужден создавать свой уникальный бренд, узнаваемый в мировом контексте. Глокализация изменяет саму стратегию брендинга, требуя максимального учета культурных особенностей потребителя. “Локализуется” не только сам продукт, но и весь комплекс маркетинговых коммуникаций и порой даже имидж самих маркетологов...»

В результате глокализации растет культурное и архитектурное разнообразие мест. И во многом благодаря ей экономическое, политическое и культурное влияние городов в мире постоянно и опять же быстро растет. При этом вырисовывается иерархия городов, их временные альянсы и группировки, конкурирующие в борьбе за свои интересы. В 1995 году восемь английских городов (Бирмингем, Бристоль, Лидс, Ливерпуль, Манчестер, Ньюкасл, Ноттингем и Шеффилд) объединились в союз под названием Core Cities («Ключевые города»). Задачи союза –  совместное лоббирование интересов на общегосударственном и международном уровне, и прежде всего в сфере экономического развития. Примечательно, что Лондон не был принят в союз, несмотря на то, что город подавал заявку на участие. Еще один важный факт: образование Core Cities произошло в том же году, когда Лондон подал заявку на проведение Олимпийских игр 2012 года, а позднее выиграл соответствующий международный конкурс.

Города, как и корпорации, становятся самостоятельными игроками –  субъектами глобальной экономики. Кроме того, городской образ жизни, несмотря на многовековой пессимизм ряда ученых и писателей-фантастов, остается очень востребованным среди людей. Урбанизация (то есть процесс распространения городского образа жизни) набирает темпы, охватывая самые отдаленные уголки. Сегодня в США 90% населения сосредоточено в крупных и средних городах и в прилегающих к ним зонах непосредственного тяготения. В России доля городского населения перевалила за 75% (105 млн человек). Из них почти треть (28 млн) живет в мегаполисах с населением более 1 млн человек. Отсюда еще одно следствие: экономический и культурный мир как карта площадей уходит в прошлое. Сегодня это мир узлов и связей между ними.

Анализировать развитие территорий становится все более логичным не по статистике площадей (областей, штатов, краев), а по статистике агломераций и зон их хозяйственного влияния. Таким образом, меняется пространственная организация общества. Она все больше «предстает не в виде совокупности неких полигонов, обладающих площадью, а в виде некоего рисунка из линий и узлов; именно линии и узлы (города и транспортные артерии) обладают смыслом, тогда как территория, на которую такая сеть наложена, выглядит просто инертным вместилищем» [Смирнягин, 2009]. Изучение территорий по сетке городов и их коммуникациям –  это так называемый геоструктурный подход, который становится все более распространенным у географов.

Выводы для территорий. Рост влияния мира городов –  одна из причин того, почему из всех территорий именно на городе сфокусировано внимание автора книги. Города –  это квинтэссенции своих стран и тем более регионов. В них сосредоточены основные творческие и административные ресурсы; они ведомы энергией наиболее активных и консолидированных сообществ. Наконец, они главные производители и потребители информации. Поэтому города – наиболее актуальный объект брендинга.

Второй важный вывод глокализации –  маркетинг и брендинг территорий не могут быть стандартными (по глобальному образцу). Каждая новая работа над городским брендом требует не только новых, уникальных концепций бренда, но и новых инструментов брендинга. Даже имеющийся богатый опыт работы с другими территориями часто оказывается почти бесполезным в каждом новом месте. Хорошо зарекомендовавшие себя методики брендинга быстро устаревают и не срабатывают в других местах. Городам требуются все новые и новые, нестандартные способы формирования брендов и их продвижения.

Экономика впечатлений: город как сцена

«Весь мир –  театр» –  эта знаменитая фраза Шекспира в наше время приобретает буквальный смысл. Книга гарвардских экономистов Дж. Пайна и Дж. Гилмора, написанная в 1999 году, стала знаменита в России благодаря одной приведенной в ней иллюстрации: стоимость двух одинаковых чашек кофе различается в разы, если одну из них выпить в обычной столовой, а другую –  в кафе на площади Сан-Марко в Венеции. В первом случае продается только сам продукт, во втором случае продается не просто кофе, но впечатление –  вид на площадь и ощущение сопричастности великому городу.

В чем основные идеи авторов? «Впечатления –   это четвертое экономическое предложение, которое так же разительно отличается от услуг, как услуги от товаров, просто до недавнего времени ему уделяли незаслуженно мало внимания. Впечатления всегда были рядом, но потребители, предприниматели и экономисты относили их к сектору услуг наравне с химчистками, автомастерскими, телефонными станциями и оптовой торговлей. Когда человек покупает услугу, он покупает ряд действий, которые выполняются от его имени. Но когда он покупает впечатление, он платит за незабываемые минуты своей жизни, подготовленные компанией (как в театральной пьесе), т.е. за собственные чувства и ощущения». Производство впечатления – это более совершенный уровень обработки товара/услуги, еще одна составляющая их добавленной стоимости.

Развиваются два взаимосвязанных процесса: стандартизация производимых товаров и услуг и персонализация спроса на них со стороны потребителей. Как выиграть конкуренцию за потребителя, если товар/услуга такие же, как у конкурентов? Создавать впечатление о продукте. «Предложение впечатлений возникает тогда, когда компания целенаправленно использует услуги как сцену, а товары –  как декорацию для того, чтобы увлечь клиента…». Производители автомобилей тратят миллионы долларов на то, чтобы звук закрывающейся в машине дверцы был именно таким, как нужно. Издательские дома уделяют особое внимание тактильному и зрительному восприятию книг и журналов –  они используют тисненую, шероховатую или глянцевую бумагу, а также полупрозрачные обложки, яркие цвета, трехмерную графику, необычные фотографии. Ледяные катки и концерты в торговых центрах  «работают» на создание такого настроения покупателя, которое «помогает» ему приобрести разложенные рядом товары.

Брендинг современных товаров и услуг все больше настроен на создание впечатлений от товаров. Реклама товара воздействует не на логику потребителей (сколько это стоит, нужно ли мне это, сколько и где я буду это носить и т.д. ), а на их эмоциональное восприятие. Товарам присваиваются эмоциональные, почти одушевленные характеристики: стиральная машина –  безотказный друг, автомобиль –  стиль жизни, йогурт –   любовь к детям, одеколон –  интимные чувства и т.д.

В быстром мире уже не работают предложения из разряда «качественный товар по доступной цене».

Выводы для территорий. Экономика впечатлений уже сегодня меняет правила игры на рынках, а значит, и состав «игроков». Те фирмы, которые не видят выгоды в производстве впечатлений (неважно –  в силу недопонимания его важности или в результате тщательных расчетов), начинают проигрывать конкурентам и уходят с рынка. Аналогичное явление будет происходить и на «рынке городов». «Уход с рынка» в данном случае будет означать снижение инвестиционной привлекательности города, ухудшение качества услуг, сокращение населения. Между тем город прекрасно приспособлен для производства впечатлений. Есть сцена – это городская территория. Есть декорации – городская среда. Есть актеры – горожане, власть и бизнес. Есть зрители – «потребители» городских товаров и услуг. Есть режиссура – маркетинг города. Есть технология «оркестровки» – брендинг города. Несмотря на то, что категорий потребителей товаров и услуг города очень много, объединить предложение в единое впечатление можно. Это не что иное, как формирование городского бренда. Когда эмоции и ассоциации, которые вызывает город, удачно «оркестрованы» и при этом разнообразные целевые аудитории находят в них каждая свои позитивные черты, можно сказать, что бренд города сформирован. Город как сцена – весьма популярный сегодня подход в брендинге городов.

Погоня за креативным классом

Быстрый мир и экономика впечатлений заставляют город быть изобретательным. Ф. Вуд пишет об этом так: «Скорость и мощь мировых сетей, неопределенность тенденций рынка… означают, что единственный способ держаться на шаг впереди – быть гибким в планировании и соображать на ходу… Способность к новаторству больше нельзя считать лишь забавным хобби, занятием в свободное от работы время – новаторство это самая суть того, что делают успешные корпорации». Творческий капитал становится конкурентным преимуществом. Для городов, представляющих собой не что иное, как коллективный разум, это актуально как никогда. Но быть изобретательным, играть на опережение в реализации идей развития можно только с помощью определенного типа людей. В мировой науке за ними закрепилось название «креативный класс».

Чарльз Лэндри и его соратники из британского агентства «Comedia12» разработали концепцию креативного города –  города, жители которого способны оценить свой творческий капитал, наращивать его и использовать как инструмент в конкурентной борьбе с другими городами [Лэндри, 2005]. Концепция креативного города Лэндри заражает своим безграничным оптимизмом. Согласно ей любой город, даже самый безнадежный в плане материальных ресурсов развития, может изменить себя, тем самым сохранить и успешно развиваться дальше при наличии креативного класса. Ресурсы (инвестиции) приходят позднее, как результат работы креативного класса. Главная движущая сила этого процесса – творческие индустрии, и прежде всего в культурной жизни города. Города, сумевшие преобразить себя через культуру, составляют самую многочисленную группу в ряду успешных примеров маркетинга. Ставка на культуру и искусство в проведении маркетинга и брендинга города –  это беспроигрышный вариант. Ведь условие существования бренда –  его неповторимость, а в культуре и искусстве неповторимо все. Так можно ли найти более благодатное поле для брендинга?!

Выводы для территорий. Одним из приоритетов развития становится привлечение в город того самого творческого (креативного) класса, который способен подкачивать в город инновации и тем самым постоянно его адаптировать к быстрому миру. Но каким способом можно привлечь творческий класс в город? Создавать специфическую городскую среду, в которой творческий класс чувствовал бы себя настолько комфортно, что мог бы выполнять свою главную функцию, а не просто «ночевать» в городе.

«Погоня» городов за творческим классом усиливается под влиянием еще одного фактора...

Мобильность людей, товаров, капитала

В условиях глобализации увеличивается свобода выбора людьми места для жилья и работы. Растет мобильность населения, причем высокооплачиваемые и всегда востребованные на рынке специалисты именно выбирают, где жить. В то же время «верхние этажи» экономики (управление, финансы, корпоративные научно-исследовательские лаборатории) тоже стали мобильными, быстро меняющимися сами по себе и быстро перемещающимися. Удельные издержки на передислокацию бизнеса год от года снижаются. В итоге штаб-квартиры компаний тяготеют не к местам источников сырья или производства, как раньше, а к комфортабельным городам, то есть к тем местам, где удобнее жить руководству компаний и другим ключевым сотрудникам. Теперь здесь, а не на производственных площадках оседает львиная доля налогов от деятельности фирмы, создается спрос на недвижимость и городские сервисы.

Выводы для территорий. Города вынуждены конкурировать между собой за привлечение высококвалифицированных жителей и за компании, в первую очередь улучшая качество городской среды, а также осознанно, внимательно и регулярно занимаясь своим имиджем.

Не будем анализировать, чего больше для городов в описанных нами глобальных факторах развития современного мира – хорошего или плохого. Это отдельная и большая тема, и она уведет нас далеко в сторону. Но в любом случае городским сообществам необходимо принять эти факторы как неизбежность, как новую реальность, определяющую развитие территорий. И увидеть, что из них можно извлечь выгоду для своих городов. Технология маркетинга и брендинга мест как ничто другое подходит для этой цели. Брендинг помогает привлечь внимание горожан к выбору сценария будущего города и переосмыслить его настоящее. Многие европейские и американские города, 15–20 лет назад увлекшиеся брендингом, добились блестящих результатов. Их опыт показывает, что будущее города вполне управляемо. И управляемо изнутри.

Брендинг помогает представить город не объектом, а субъектом глобальной экономики. А объектами конкуренции становятся все более мобильные труд и капитал. Осуществлять успешный маркетинг, то есть успешно продвигать интересы города, можно только тогда, когда город осваивает творческие индустрии, в которых многие исследователи видят ни много ни мало пятый сектор экономики [Гнедовский, 2007]. Если творческие индустрии становятся одной из градообразующих отраслей, то город «обречен» на успех.

Наконец, осуществлять продвижение интересов города нужно быстро, ярко и нестандартно. Это условия, которые диктуют быстрый мир, виртуализация нашей жизни и рост влияния брендов. Брендинг мест нужен не просто как интеллектуальная рефлексия, игра в поиск идентичности, но прежде всего это инструмент экономического развития и конкурентоспособности места.

Нужна ли эта работа всем городам? Очевидно, что нет. Но определяться с ответом на этот вопрос будут все городские сообщества.

  • Любопытный материал. Спасибо. Позитивно изложено и ясно. Понравилась мысль об экономике впечатлений:

    "Есть сцена – это городская территория. Есть декорации – городская среда. Есть актеры – горожане, власть и бизнес. Есть зрители – «потребители» городских товаров и услуг. Есть режиссура – маркетинг города. Есть технология «оркестровки» – брендинг города. "

    Только вот оркестровка ли? Скорее название — имя — символ

    и как следствие = набор восприятий и воображаемых образов уникальности города, его преимуществ среди других городов.

    Как же не хватает нам дирижера в этом оркестре. Да и с названием тоже не понятно: Петрозаводск? А символ?

    Цель у бренда ведь какая? Продвинуть и продать! Опять возникает вопрос соответствия спроса предложению.Вспомнила клипы Витали Альбатроса о нашем городе и совсем грустно стало.Это как раз отношение самих горожан к ПТЗ...Кого привлечь таким отношением? Какую целевую аудиторию? Одни раздумья...

    Голосовать - 0 | +1 +
    Екатерина Ларичева
    10.6.2011 в 12:33
  • Написано бойко, что и говорить, читается легко и с интересом. Труд уважаемого Дениса Визгалова может служить хорошим примером конъюнктурного подхода к такой сложной проблеме, какой является развитие территорий и её частный случай – развитие городов. Продолжая мысль автора, вынесенную в заголовок, могу сказать: города, конечно, актёры, но было бы что играть, и где…

    Возникновение и развитие городов определяется целым комплексом объективных факторов, природных, экономических, политических (военных). Как раз, роль идеологии в какой бы то ни было форме в жизни города невелика, и слава богу. Какую бы мы «систему брендов» ни придумали, наш город всё равно пойдёт своим путём, и предсказать – каким, никто не в состоянии. Кроме того, город всегда является одновременно и «патроном», и «клиентом» той территории, на которой он расположен, а через систему геополитических связей он имеет отношение и к другим, зачастую весьма отдалённым территориям и городам. Хороший тому пример – город Псков, который в Древней Руси считался пригородом (!) Великого Новгорода.

    Но вернёмся к территориям. Город жив и развивается до тех пор, пока он – а) окормляет территорию, б) сам от неё питается. А если территория в лучшем случае стагнирует, а в худшем (который мы имеем «счастье» наблюдать на примере современной Карелии) находится в депрессивном состоянии, то о каком развитии города можно говорить?! Существует классическое понятие т. н . «экономических линий» (ЭЛ). Применительно к родной Карелии, такой ЭЛ можно считать магистральную линию Санкт-Петербург – Мурманск, которая пронизывает собой всю территорию республики, и вдоль которой расположены города. Почему в последние годы с упорством, поистине достойным лучшего применения, эта исторически сложившаяся ЭЛ как бы отрицается? Да, туристские тропы (и автомагистрали) у нас в новейшее время ведут на Запад, но это именно туристские, рекреационные маршруты, а не экономические...

    Можно, конечно, вырвать существующие города из контекста (исторического, хозяйственного, политического) и перенести их, те, что выживут после такой «хирургии», в некое культурное гиперпространство, и там рядить в то платье, которое сейчас носят. Но такое действие по сути глубоко анитиисторично. Город Псков уже никогда не будет пригородом Великого Новгорода.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Андрей Тюков
    17.6.2011 в 17:30

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие