Интернет-журнал Республика Карелия

Гороховый суп с парашютом

1234 12 1 февраля 2012
Голосовать -3 | +37 +
Гороховый суп с парашютом

Историк Михаил Гольденберг «читает» архивное фото уже стертого с лица земли кафедрального собора Олонецкой и Петрозаводской епархии и пытается понять, как обедалось трудящимся в здании бывшего храма.

 

Загадка: Посмотрите в правый нижний угол первой фотографии. Как вы думаете, чей портрет помогал трудящимся пережевывать пищу? Фото из  Национального архива РК

Загадка: посмотрите в правый нижний угол первой фотографии. Как вы думаете, чей портрет помогал трудящимся пережевывать пищу? Фото из Национального архива РК

Этот снимок сделан в бывшем кафедральном соборе Олонецкой и Петрозаводской епархии во имя Сошествия Святого Духа. Когда-то он располагался на Соборной площади (ныне пл.Кирова). Храм закрыли, конечно, «по требованию трудящихся» в 1930 году. На фото о нем напоминают только архитектурные реплики и вбитые в стену гвозди от икон.

Вначале была идея создать в здании молодежный кинотеатр. Рассыпать бы тактическую картошку легендарному Чапаеву на экране, пришпиленном на стенку бывшего алтаря. Но решили отдать предпочтение общепиту. И вместо чапаевской картошки сотворили все меню: от селедки с лучком до компота из сухофруктов… Устроили в храме столовую! Помните, у И.Ильфа и Е.Петрова столовая «Друг желудка»? Что-то в этом роде.

В столовых Петрозаводска в 30-е годы, по свидетельству очевидца, которым поделился со мной краевед Валерий Верхоглядов, царила следующая картина:

«Все красоты Карелии меркнут при воспоминании о возмутительной постановке дела в столовых Петрозаводска, где за плохим обедом приходится стоять:
 — в кассовой очереди за талоном,
 — в очереди за ложкой и вилкой,
 — в очереди за хлебом,
 — в очереди за первым блюдом,
 — в очереди за вторым,
 — и в очереди… на сдачу ложки и вилки».

Судя по фотографии, критика признана верной, то есть кое-какие меры приняты.

На тарелках разложен хлеб, приготовлены алюминиевые ложки и вилки, ножи.  Везде надписи: «Курить нельзя». Всюду атрибуты советской эстетики – кадки с пальмами. Все это должно было способствовать тщательному пережевыванию пищи.

О ее качестве можно лишь догадываться. Еда предлагается всем унифицированная, одинаковая, комплексная – по талону.

В левом верхнем углу видны надпись «Буфет» и часть лозунга, начинающегося словами: «Пайщик! От твоей активности...» Это кооперативный буфет, где можно поесть на порядок качественнее и с выбором. Но только пайщикам! Сами теоретики кооперативного движения А.С.Чаянов и Н.Д.Кондратьев уже в Бутырке и скоро будут расстреляны. Буфет тоже скоро прикроют.

Фотография как бы кричит: «Уравниловка на марше!»  Конечно, потрясает цинизм по отношению к храму–красавцу. Пятиглавый собор был построен к 200-летию Петра I в 1872 году на казенные и народные деньги губернским архитектором Василием Тухтаровым по проекту Константина Тона. Того самого Тона, который построил Храм Христа Спасителя в Москве и Кремлевский дворец. Олонецкий губернатор Г.Г.Григорьев лично взял под свой контроль стройку.

Этот цветной снимок того же собора был сделан в 1915 году самим царским фотографом А.Прокудиным-Горским – вид снаружи.  Высотой храм достигал почти 60 метров.

Между прочим, позже, кроме столовой, здание храма приспособили под парашютную вышку. Так что, вкусив горохового супа, можно было еще и сигануть с парашютом для улучшения работы органов внутренней секреции.

В конце концов, даже переоборудованное здание бывшего храма не пощадили. «По просьбам тех же трудящихся» его взорвали в 1936 году. Битый кирпич убрали возчики опять же кооператива «Красный транспортник». На освободившейся территории жгли костры из икон, рукописных, старопечатных и церковных книг.

  • на последней фотографии в правом нижнем углу Петропавловская церковь выглядывает петровских времён?

    Голосовать - 0 | 0 +
    зю
    1.2.2012 в 10:43
  • Плохо, что мы смеемся над устремлениями своих дедов. С ошибками, но они творили, они прорывались к высокой цели — сделать мир лучше и справедливей . Им в те дни завидовало полмира, в т.ч. и в далеких Штатах.

    А сегодня... вооруженные до зубов достижениями науки и техники, мы топчемся на месте, не понимая, зачем родились на белом свете.

    Голосовать - -1 | 0 +
    Сердитый
    1.2.2012 в 11:09
  • 30 год — голодомор на Украине (случаи каннибализма доказаны!), сотни тысяч русских кулаков и подкулачников выселено на Север и посажено в лагеря, возвращение КРЕПОСТНОГО ПРАВА (насильственная коллективизация), — неужели этом было прорывом "к высокой цели — сделать мир лучше и справедливей . Им в те дни завидовало полмира, в т.ч. и в далеких Штатах. ? " «Сердитый» просто неграмотный олигофрен. Как всегда прячущий свое лицо за псевдоним.

    ...... Михаил Леонидович! У Прокудина-Горского есть фотографии деревянного Петро-Павловского храма в П-ске? Не знаете?

    Голосовать - 0 | +1 +
  • Неуважаемый господин Салтуп (а как я, олигофрен, должен обращаться?). Вы что-нибудь слышали о том, что граждане Америки переезжали в Россию, чтобы строить новую жизнь?

    Голосовать - -1 | 0 +
    Сердитый
    1.2.2012 в 13:23
  • А что с ними стало?

    Вы слышали?

    Обман не может длиться вечно.

    Обман застревает надолго только в пустых черепных коробках олигофренов.

    Голосовать - 0 | +1 +
    Г.Салтуп
    1.2.2012 в 14:24
  • Ну зачем же вы так, уважаемые. Здесь не может быть одной правды, как бы этого не хотелось. Были те, кто по-настоящему верил в идеалы социализма, кто реально хотел изменить жизнь (пусть даже они и заблуждались, пусть были молоды, наивны и по-хорошему самонадеянны). Но они жили, творили, верили и двигали (давайте вспомним про стахановцев). И да, то время было очень страшным для деревни, для думающих людей, для всех, кто мыслил иначе.

    Голосовать - 0 | +1 +
    Наташа
    1.2.2012 в 14:42
    • Наташа, стахановцы развалили в Карелии три построенные американцами сельскохозяйственных кооператива, загубили элитный скот и снизили урожаи до нормальных советских показателей. Зато шибко быстро пахали, ускоренными темпами. В металлургии эти же стахановцы изобрели «кипучку» — сталь низкого качества, из которой можно было делать только гвозди и колючую проволоку.

      Голосовать - -1 | +1 +
      Арви Пертту
      1.2.2012 в 22:03
  • Наташа, готов с Вами согласиться, действительно, в этом вопросе чистой правды, наверное, нет.

    Но слишком уж название темы тенденциозно, именно оно зацепило: "Гороховый суп... " !?

    Голосовать - -1 | +1 +
    Сердитый
    1.2.2012 в 15:59
    • А я очень люблю гороховый суп. Да еще с мясной косточкой!

      Но речь не об этом. Столовая в храме!

      Голосовать - 0 | +2 +
      Лев Зимний
      1.2.2012 в 20:55
  • Да уж лучше кормить людей в помещении, построенном ими и за их деньги, чем убеждать этих людей в необходимости кланяться

    неизвестно зачем и чему (кому) для повышения (улучшения, усиления) своей духовности в том же помещении, но присвоенном другими (утверждаю с ваших слов)

    Голосовать - -1 | 0 +
    светлана
    1.2.2012 в 19:18
  • Я об этом факте из жизни храма даже не знала.И очень удивила фотография.Как будто сегодня сделана.1915 год-цветное фото. Вчера по «культуре» узнала, что у нас цветные мультики были ещё в 30-е годы.В Москве проходит показ старых довоенных фильмов (не только советских).А историю нам на каждом этапе нашей жизни рассказывают новые люди, хотя и пользуются одними и теми же архивными документами, но почему то трактуют обстановку каждый по своему.Поэтому как было, как было бы лучше и как правильно, наверное никогда никто не решит.Спасибо автору за прочтение архивного фото.

    Голосовать - 0 | +1 +
    Людмила.
    1.2.2012 в 20:43
    • Людмила, не было в 1915 году цветной фотографии. это на компе раскрашено :)

      Голосовать - -1 | 0 +
      Арви Пертту
      1.2.2012 в 22:06
      • Фото 1915 г. цветные. Это не фотошоп.

        Голосовать - 0 | +2 +
        Tanja
        1.2.2012 в 23:15
      • Арви Пертту, учите матчасть.

        Голосовать - 0 | +2 +
        Юзер
        1.2.2012 в 23:22
      • Арви, цветные фотографии Прокудина-Горского широко известны. Он был выдающимся химиком. Есть серия цветных фотографий о Петрозаводске 1915 года.

        Голосовать - 0 | +2 +
        Михаил Гольденберг
        1.2.2012 в 23:31
  • «На дверях столовой „Бывший друг желудка“ висел большой замок, покрытый не то ржавчиной, не то гречневой кашей»(c). Хотя, в одном из очерков упоминается и «Друг желудка», да:) А в столовой 2-го дома Старсобеса висел лозунг «ТЩАТЕЛЬНО ПЕРЕЖЕВЫВАЯ ПИЩУ, ТЫ ПОМОГАЕШЬ ОБЩЕСТВУ»))

    Голосовать - 0 | 0 +
    Margo
    1.2.2012 в 21:15
  • Сердитый!

    Американские финны уже в середине 30-х рвались домой, потому что поняли, что их обманули. Кое-кому удалось (тем кто догадался не сдавать американский паспорт), а остальные — кто в Красном Бору, кто в Сандормохе.

    А в храме (то есть стлоловой), кстати, играл американский джаз.

    Голосовать - 0 | +1 +
    Арви Пертту
    1.2.2012 в 21:25
  • На суп не похоже, в тарелках что-то продолговатое, на буханку хлеба похоже.

    Голосовать - 0 | 0 +
    kuznecik
    1.2.2012 в 21:29
  • Варвары они были, а не творцы новой жизни.

    Голосовать - 0 | +1 +
    Чентемиров
    1.2.2012 в 23:20
    • «Одним из особенных направлений терроризма является взрыв идеологических символов. Самую громкую акция такого рода провели талибы в 2001 году в Афганистане. Тогда взрывами была полностью уничтожена 50-метровая статуя Будды в провинции Бамиан (Bamiyan) и многие другие буддийские памятники. Талибы мотивировали свою агрессию тем, что памятники являются антиисламскими, кроме того радикальный ислам запрещает фигуративное искуство».

      Тоже идейные ребята. С убеждениями.

      Голосовать - 0 | +1 +
      Чентемиров
      2.2.2012 в 10:54
  • Круто, действительно. Никогда не видела этой фотографии (про первую). Симметричность приборов убийственная. А стулья венские! Страшно жаль собора — варвары как есть.

    Голосовать - -1 | +1 +
    • Аня, а на столах еще букеты. По-моему, с черемухой. Ее и сирени в Петрозаводске было много всегда. Кафка, Ионеско...

      Голосовать - 0 | 0 +
      Михаил Гольденберг
      4.2.2012 в 17:32
  • Судя по комментам, мы и сегодня такие же как в 30-е годы. Одни — коммунисты и чекисты, другие анти- (по своему менталитету). Разве еще нужны какие-нибудь доказательства того, что человек на протяжении тысяч лет не меняется? Айпадов придумал, а току — чуть.

    Видно, так задумано.

    А вопросик-то был насчет портрета. Так может Калинин, всесоюзный староста? Тогда уже портреты Сталина где надо и не надо уже висели?

    Голосовать - 0 | +1 +
    Хмм
    2.2.2012 в 01:51
  • Да, а насчет фотографий Горского — это ведь, действительно феномен. Он учился в Европе, но потом своим умом и старанием создал систему фильтров, причем так ее применял, что фотографии не отличались от натуральных цветных, которые, конечно, придуманы были гораздо позже...

    Голосовать - 0 | 0 +
    Хмм
    2.2.2012 в 01:54
  • Михаил Леонидович, Прокудин- Горский не был придворным фотографом. Он от царя, как сейчас бы сказали, грант получил на съемку Российской империи.

    2saltup

    снимок Петро-Павловской церкви

    www.ps-spb2008.narod.ru/i...20234v_wabk1.jpg

    Голосовать - 0 | 0 +
    Ёж
    2.2.2012 в 03:03
    • Извиняюсь, ощибка

      По ссылке — это Вознесенкий собор, Петропавловская церковь вот :

      www.ps-spb2008.narod.ru/i...20232v_wabk1.jpg

      Голосовать - 0 | 0 +
      Ёж
      2.2.2012 в 03:19
    • Конечно, он не был придворным. Но его называли царским фотографом. Он путешествовал по железным дорогам и снимал Россию.

      Голосовать - 0 | 0 +
      Михаил Гольденберг
      2.2.2012 в 08:33
  • 2all

    что то сгорело, что то снесли и потерял Птз историческое лицо ((

    вид Петрозаводска:

    www.ps-spb2008.narod.ru/i...20243v_wabk1.jpg

    Голосовать - 0 | 0 +
    Ёж
    2.2.2012 в 03:06
  • Еж, снимок Петропавловской церкви сделан тогда же, в 1915 году?

    Голосовать - 0 | 0 +
    Хмм
    2.2.2012 в 03:18
    • Про 1915 ый тоже ошибка, все снимки в Петрозаводске сделаны в 1916 ом :)

      Голосовать - 0 | 0 +
      Ёж
      2.2.2012 в 03:21
  • Надо бы для сравнения сделать снимок современного ПТЗ с той же точки, откуда его снимал Горский. Залезть на крышу углового здания по Правде/Гюллинга. Так?

    Голосовать - 0 | 0 +
    Хмм
    2.2.2012 в 03:22
  • А Петропавлоский сгорел что ли? На панораме — шпиль позади Вознесенского?

    Голосовать - 0 | 0 +
    Хмм
    2.2.2012 в 03:30
    • Да, Петропавловский сгорел. Был 48-метровый, «новоманерный». Наверху был маяк...

      Голосовать - 0 | 0 +
      Михаил Гольденберг
      2.2.2012 в 08:36
  • ВЕЧНО ТАК, ЧИТАЮ ГОЛДЕНБЕРГА С УДОВОЛЬСТВИЕМ, ЖДУ А «В ГОСТЯХ» ТАК И НЕ БЫЛ, МЫСЛИ В МУЗЕЕ ...

    Голосовать - 0 | 0 +
    выходец
    2.2.2012 в 11:35
  • Уважаемый Арви! Никто сегодня не спорит, что в первые годы после революции натворили всяких дел в т. ч. и страшных. Однако речь сейчас о другом: что заставило жителей Америки и Канады сняться с насиженных мест и рвануть безоглядно за моря-океаны на чужбину? А ведь что-то подвигло их на такой шаг. Так что же? Может быть и они лелеяли надежду — построить более справедливое общество, в котором не было бы обращений: «Ваше Превосходительство», «Ваше Сиятельство», «Ваше Высокоблагородие».

    Осечка произошла не потому, что сама идея более совершенного общества была обречена изначально. Исполнители оказались не на высоте.

    Обратите внимание, никто ведь не говорит, что лайнер «Коста Конкордия» был плохо задуман. Рулили плохо.

    Когда я смотрю на поверженного белоснежного красавца, лежащего на боку у каких-то плюгавых скал, невольно ловлю себя на мысли, что название у него другое. Не «Коста Конкордия», а — СССР.

    Голосовать - -1 | +1 +
    Сердитый.
    2.2.2012 в 13:28
  • Сердитый, про финнов канадских Арви знает столько, никто тут с ним не сравнится. Но если отвечать возьмётся — здесь места не хватит и ему роман писать будет некогда.

    Считай, что финнов этих советская власть обманула.

    Голосовать - 0 | +1 +
    kuznecik
    2.2.2012 в 20:44
  • Уважаемый Михаил Гольдберг!

    Вы, конечно, вправе поставить восклицательный знак

    в Вашем предложении:

    Устроили в храме столовую!

    Не худший вариант, однако. Случалось, что в бывших храмах устраивали склад или мастерские, хотя чаще - дом культуры или кинотеатр.

    В советском проекте восхищает масштаб задуманного. Грандиозная попытка построить жизнь на новых, более справедливых принципах.

    Проект на сегодняшний день провалился (хотя еще не сказал своего слова Китай). Но этот провал не удивляет. Сколько самолетов разбилось, прежде чем полет из СПб в Москву стал рутинным делом?

    У Стефана Цвейга есть новелла, о том, как с огромными усилиями прокладывали первый телеграфный кабель по дну Атлантики из Европы в Америку. Проложили... Передали, ко всеобщему ликованию, одну или несколько телеграмм. И связь оборвалась...Намертво и навсегда.

    Но авторы проекта, сжав зубы, проложили новый кабель, который работает чуть ли не до сегодняшнего дня.

    Конечно, религии нет места в советском проекте. Как, на мой взгляд, ей отведено мало места в современном мире.

    Трудно представить, что на собрании лучших инженеров США, где обсуждали причины взрыва ШАТТЛа с космонавтами на борту, говорили не об усталости металла, резиновых прокладках и утечке горючего, а нашелся спец, предложивший:

    — Все в руце Божией... Давайте сообща помолимся

    и свечки в храме поставим.

    Голосовать - 0 | +1 +
    скептик
    3.2.2012 в 11:33
    • Вы знаете, Скептик, дело, пожалуй, не в религии, а в отношении к прошлому и в уважении «к отеческим гробам», которое у большевиков напрочь отсутствовало. Если я правильно понял Михаила Леонидовича, текст — именно об этом. Мое личное мнение: ледно, хрен с вами, нужна столовая в храме — сделайте столовую. Но взрывать-то зачем такую красоту?! Строить новое общество на руинах — все равно, что при обсуждении поломки Шаттла (Ваш пример) сморкаться в вырванную из раритетной Библии страницу: тупо и нерационально.

      Голосовать - 0 | +1 +
      Чентемиров
      3.2.2012 в 12:43
      • *ледно = ладно.

        Голосовать - 0 | 0 +
        Чентемиров
        3.2.2012 в 12:45
      • Георгий, согласен. Фотография уникальна. Кадр на уровне глубокого фильма: Герман, Тарковский, Феллини, Лунгин...

        Голосовать - 0 | 0 +
        Михаил Гольденберг
        4.2.2012 в 17:26
    • Очент согласна с Вашим мнением, кроме отношения к религии: у каждого она своя и причем тут Боже и свечка!

      Голосовать - -1 | 0 +
      светлана
      3.2.2012 в 15:29
  • Большевики чувствовали себя у власти неустойчиво до конца 2 мировой войны, — С 18 пр 45. Основная масса взрослого населения (помнящих жизнь добольшевицкую) к их власти относилась скептичеси. (Jxtym vzurj ujdjhz)/

    Недаром большевики, когда драпали из П-ска в 41-м, взорвали Гостинный Двор (угол К.Маркса-Куйбышева). Не надеялись вновь вернуться в Петрозаводск!

    Но народ встал за Отечество (а не за ВКП(б) и лично Сталина) победил в мирой войне, и тем продлил срок коммуно-фашисткому режиму............

    Голосовать - 0 | +1 +
  • Господин Салтуп! Вы пишете: " Но народ встал за Отечество (а не за ВКП(б) и лично Сталина) победил в мирой войне, и тем продлил срок коммуно-фашисткому режиму............ "

    Интересно, зачем Вы себя стреноживаете? Зачем душите свою песню? Вам же явно хотелось написать просто «фашистскому режиму». К чему эта добавка «коммуно»?

    Голосовать - -1 | 0 +
    Сердитый
    3.2.2012 в 18:11
  • Фашизм и коммунизм — близнецы-братья. Социальная база одна: люмпены, недоучки, образованцы, завистливые бездарности (БЫДЛО). Те, кто подло прячутся под кликухами типа, «СЕРДИТЫЙ».

    Методы одинаковые. Террор и физическое уничтожение всех несогласных. Фашисты больше воевали с внешними противниками, а коммунисты уничтожали ("Как класс ") русское крестьянство, казачество, служилое дворянство. Собственный народ. Только по результатам 2 мировой фашизм в Германии запретили, и запретили всем быв.членам НСДРП занимать гос. и выборные должности, и судили наиболее рьяных убийц.

    А в СССР (России) этого, к сожалению, не сделали. ........

    Голосовать - -1 | +1 +
  • Конечно, конечно: "Фашизм и коммунизм — близнецы-братья. " Не занимайтесь плагиатом, не воруйте у Жириновского.

    Впрочем, можете. Комментарии с пометкой saltup читать больше не собираюсь.

    Голосовать - -1 | 0 +
    Сердитый
    3.2.2012 в 21:09
  • lcweb2.loc.gov/service/pn...20200/20231v.jpg

    кому интересно ссылка на оригинал фотографии Проскудина-горского

    и самая эпическая на мой взгляд. «Типы карел»

    lcweb2.loc.gov/service/pn...02000/02030v.jpg

    Голосовать - 0 | 0 +
    нескажу
    4.2.2012 в 08:38
  • Из детства помню, что в п. Суйстамо Суоявского р-она была церковь. Большая, деревянная, по виду напоминавшая каменные храмы с шлемовидным куполом. В ней тоже была столовая. Для нас, воспитанников пионерлагеря. Помню первый день в лагере, когда мы увидели ее за оградой лагерю.. сколько было удивления и спорных чувств, а когда нас привели туда обедать — еще больше. А сейчас, будучи человеком ратующим за сохранение культурных ценностей. Думаю об одном.. Как храм сейчас?? Как бы он пережил советские годы, если бы не устроили там столовую для пионерлагеря?? Пережил ли он годы бесхозяйственности? Жив ли? Есть ли приход??

    А потому, какая собственно разница, чем могли сделать здание кафедрального собора? Лишь бы сохранили..

    Ведь стоит и блистает главами собор А.невского. А давно ли мы детьми бегали туда раз в неделю рассматривать выставки краеведческого музея? Никто из нас и подумать не мог, что он не трехэтажный музей, а великолепный храм. Так пусть лучше они перерождаются вновь и вновь, но имеют возможность быть нужными людям в любую эпоху. А уж потомки потом рассудят, где и чему место.

    Скорбно видеть, как уходят памятники не только истории, культуры, религии, а главное памятные места, которые были частью твоей жизни: старая деревянная консерватория...пляжи на Варкауса..детская больница на Андропова, дом надомного труда на Володарского, соседкий дом (жилой, деревянный, одноэтажный) Л.Толстого 15, а теперь и первая поликлиника №1 следом идет..и спорные здания у Северной.. и т.д. и т. п..

    грустно..

    Голосовать - -1 | +1 +
    Татьяна
    15.5.2012 в 14:14

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие