Интернет-журнал Республика Карелия

И крылья эту свадьбу вдаль несли…

Голосовать -2 | +88 +
И крылья эту свадьбу вдаль несли…

Историк Михаил Гольденберг «читает» архивные фотографии традиционной карельской свадьбы – на них хорошо видны обычаи и обряды, которые могут пригодиться и современным молодоженам. 

Три события — рождение, свадьба, смерть – сопровождают человека. Все, что происходит между ними, именуется жизнью. Издревле эти события обрастали обычаями, традициями, ритуалами. Эти повороты судьбы располагают к разного рода таинствам.

Особое место в них занимает свадебная церемония. Умирает прошлая жизнь, рождается новая. Это своеобразная кульминация диалога человека с судьбой, вершина надежды на счастье.

Эти фотографии из архива М. Круковского, который носит название «Этнографическая экскурсия. Виды и типы Олонецкой губернии» и насчитывает более 300 снимков. В 1904 году этот автор издал книгу «Олонецкий край». Фотографиям более 100 лет и они требуют особо внимательного прочтения.

Эта фотография передает смысл обряда приглашения на свадьбу. Невеста пришла пригласить на свадьбу родственницу. Все  плачут. Плач – это сопровождение многих обрядов.

Невесту легко определить по особому белому платку. Это так называемый слезный платок. Белый цвет – цвет смерти. Умирает девичий статус девушки, умирает ее прошлая жизнь в отчем доме. Начинается новая. В белой кофте невеста будет и в день  свадьбы. На следующий день переоденется в красную. Красный цвет – это символ обновления, рождения заново. Скоро чужих людей – отца и мать жениха – она начнет называть родителями.

Родственница театральным жестом протягивает невесте деньги. Это вклад в приданое. Хоть немного, но дать она должна была. Невеста пришла в сопровождении близкой родственницы. Видно, как она держится за нее. Группа поддержки…

Приглашение происходит не в доме, а у входа в дом. Это принципиально. Все делается на виду у всех, гласно и прозрачно. Никто ничего не утаивал. Все друг про друга знали все. Всякое отступление от моральных устоев не могло пройти незамеченным. Сейчас личная жизнь человека чаще всего закрыта. Причем ее анонимность усиливается.

На этой фотографии изображен вход свадебной пары в дом жениха. Справа — его родители. В белом платке и белой кофте – плакальщица. Сама невеста стоит за ней. Она закрыта платком. Ее нельзя было видеть в момент обряда. Сглаз – вот главная опасность во время брачной церемонии.

Жениху наутро обычно подносили яичницу, которую в случае непорочности невесты он жадно съедал. В противном случае он ложкой выбрасывал желток.

Осиновым посохом мужчина очерчивает круг вокруг новобрачных. Это патьвашка. Попросту — это колдун. Ударение на первый слог – пАтьвашка. В Национальном музее Карелии хранится посох колдуна. Он весь в наростах, очень причудливой формы, и вообще с ним не шутят. Круг — тоже от сглаза. Патьвашка сопровождал невесту и жениха на всех этапах брачной церемонии.

Часто он даже стелил брачное ложе, находился у входа в помещение, в котором проходила брачная ночь, спрашивал новобрачных, например, не принести ли им воды, сопровождал их в баню, которая обычно была как до свадьбы, так и после. Наличие колдуна еще раз показывает особенности религиозного сознания карелов, вепсов да и, пожалуй, всех северян. Окружающая природа особо располагала к сохранению языческих начал.

На фотографии опять видна публичность обряда, которая соответствует общинному  менталитету северян. Все происходит на виду, и присутствующие на церемонии люди одеты вполне прилично, хотя многие так одевались и в повседневной жизни.

Наутро они опять придут к дому жениха, чтобы удостовериться в непорочности невесты или… Все регламентировалось, и мораль каждого человека была наяву.

Жениху наутро обычно подносили яичницу, которую в случае непорочности невесты он жадно съедал. В противном случае он ложкой выбрасывал желток. В некоторых районах в специальной миске подносился кисель: жених либо его жадно съедал, либо выплескивал… В некоторых районах жениху подносился блин. При оптимистическом сценарии он складывал его вчетверо, надкусывал острый уголок, разворачивал и показывал толпе дырку. В другом случае не брал блин в руки.

Как-то я рассказал это студентам, будущим учителям истории, и услышал от одного из них: «Да уж, наверное, они там договаривались…» Нет. Все было публично. Моральные устои контролировались.

Свадебный лимузин с пошлым пупсом на капоте, звуковые сигналы автомобилей, замки на перилах мостов… Чего только не придумают сегодня. Один раз видел, как на  фотосессию в музей пришли молодожены в костюме пиратов!

Поиски идентификации в процессе глобализации? А может, маргинализации?

Ну, а тем молодоженам, желающим вернуться к истокам традиций, я посоветовал бы почитать замечательную книгу Ю.Ю.Сурхаско «Карельская свадебная обрядность.  Конец XIX — начало ХХ века».

  • Только это это не фотографии Круковского, Эти фото сделал, в 1894 году, Инха Инто Конрад . Фотографии Круковского можно посмотреть на сайте музея Кунсткамера www.kunstkamera.ru/kunst- ...O&cid=422374 .

    И кстати, на той фотографии у падивашки не посох а топор.

    Голосовать - 0 | +2 +
    Александр Яковлев
    11.3.2013 в 14:43
    • Фотографии М.Круковчкого можно увидеть и в указанной книге. По поводу посоха — топора мнения разные. Фотография не совсем ясно передает предмет. Но посоху все исследователи уделяют внимание.

      Голосовать - -1 | +2 +
      Михаил Гольденберг
      11.3.2013 в 17:50
  • еще десятилетия назад хранили в деревеньках память и традиции карельской свадьбы-

    молодым давали откусить каравай и кто откусить большую часть, тому в доме быть хозяином...

    молодым слали дорогу рисом, чтобы жизнь была богатой...Невеста готовила подарки для родни супруга, жених, когда жгли костры, должен был отдать выкуп за невесту...

    Жениху подавали банку с водой, на дне которой лежал ключ и нужно было выпить эту воду и достать ключ, не касаясь руками....

    Оберег для супруга- нож, невесты-бритва, шерстяной ниточкой перевязывали талию невесты от сглаза, а утром к суружескому ложу приходила свита с вопросом- " Ну что молодой муж лед рубил, али нет... "

    Голосовать - 0 | 0 +
    7.4.2013 в 21:13

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие