Интернет-журнал Республика Карелия

Из Алисы в Настю и обратно

Голосовать 0 | +40 +
Из Алисы в Настю и обратно

я сижу на скамейке запасных.
и выхода ждать мне
до самых
седых.
я всегда бью под дых
и во время делаю выдох.

от устоев
я устаю.
люди мне говорят, что я ничего не стОю,
когда я выше их
стоЮ.

*

я люблю так стабильно
сильно,
так чрезмерно
нервно.

Казалось бы, девочка как девочка, но это до тех пор, пока не прочитаешь ее стихи или прозу. Девочку зовут Настя. Но чаще – Алиса Тэр. Ей больше нравится быть Алисой – в этом образе ей свободно, и она может позволить себе все что угодно. Хочет – читателей своих интригует «рыбами», хочет – на улице песни поет. 

Совсем недавно Алиса Тэр стала лауреатом конкурса «Северная звезда», который проводил журнал «Север». Но мы разговариваем с ней не только о литературе…

— В жизни – Настя, а в творчестве – Алиса Тэр. Ты другая там?

— Это два разных человека. Настя живет обычной жизнью — какие-то встречи, какие-то люди… А Алиса – она более интересная, более открытая, что ли.

— Не будь Насти, что бы досталось Алисе?

— Настя переживает что-то, а Алиса из этого переживания уже  выносит стихи, прозу.

— Что ты в Насте больше всего не любишь?

— Настю я в принципе не очень люблю – поэтому сложно сказать. Она довольно скучная девушка!

— Ты помнишь момент, с которого у тебя всё началось в творчестве?

— Началось с прозы, это было небольшое эссе «Нелепости». Я вообще всегда была девочкой, которой нравилось что-то писать, и родители это поощряли, прививали любовь к литературе и к искусству. Но пару лет назад я прямо ощутила, что в голове какая-то работа большая началась. Взяла листок и все это записала. Теперь без этого уже не могу.

— А случается так, что ты перечитываешь себя и удивляешься: «Неужели это я так сложила слова…»?

— Нет, потому что я понимаю каждую свою строчку. Лучше, чем другие. Я вообще считаю, что искусство должно быть слегка непонятным – чтобы каждый искал в нем свое. Вопросы типа: «А что ты имела в виду в этом стихотворении?» смущают меня. Вроде ответить: «Думай сам» — грубо, а объяснять совсем не хочется…

— Какого цвета твои стихи? 

— Я знаю, какие они на вкус – достаточно соленые. И теплые. О них можно греться, если захочется…

— Есть ли у тебя идеал человеческих отношений?

— Все отношения для меня идеальны… Я себя прекрасно знаю – со мной в принципе быть невозможно. Если кто-то есть в этом мире, согласный меня терпеть, – это уже идеально!

— Каким ребенком ты была?

— Очень неугомонным и самодостаточным. Рассказывали, что, проснувшись утром, могла долго развлекать себя совершенно спокойно: водить руками по стенам, в окружающем меня интересовало абсолютно все. Кстати, это ощущение чудесным образом во мне сохранилось – мне очень интересен мир!

— Сбегала  из дома?

— Да, бывало. Я вообще всегда была ребёнком, который, сидя на шее у родителей, кричит о самостоятельности. Чувствую себя виноватой из-за этого. Я маму очень люблю, хоть и не говорю ей об этом. И дома мне нравится. Дома всегда хорошо, но я всё равно уехать хочу. Мне мама говорит: «А вот ты переедешь, как будешь без меня жить?» А я хочу сама все делать. Вот обяжет меня жизнь быть одной в лесу, и кто за мной будет ухаживать? Медведи с оленями?

Сама такую дочь, как ты, как бы воспитывала?

Я очень надеюсь, что у меня будет сын. И что он не унаследует мой характер. А так не знаю, правда. И кнутом, и пряником, наверное. Но больше кнутом.

На каких книжках ты выросла?

— Огромное количество сказок в детстве. Я могу иногда сама что-нибудь этакое рассказать, образы время от времени всплывают, и побаловаться со своей фантазией всегда приятно. А сейчас у меня – классическая литература по школьной программе. И я не очень ее люблю, даже сама форма языка для меня неудобна. Я, в основном, современную зарубежную прозу читаю —  Харуки Мураками, Макс Фрай. Поэзию, конечно, тоже: классическую — Бродский, Маяковский — и  современную... Мне нравится наблюдать, как литература эволюционирует. Я чувствую себя носителем этого потока, думаю, что обязательно должна этим делиться с остальными. Не всегда тотчас же — бывает, напишу и откладываю, потому что некоторые вещи должны отлежаться. Мне хочется, чтобы люди, читающие мои стихи, получали только положительный заряд. Потому что негативно «заряженные» стихи — не стихи.

Где ты себя представляешь лет через десять?

— На работе! Нет, серьезно — я такой человек, которому работа просто необходима. А учебу я терплю как данность, до той поры, пока не смогу чем-то  более интересным заниматься.

Часто в школе приходится критику слышать?

— Школа вообще такое место, где ты всю жизнь будешь получать одну только критику. Меня часто ругают — ну, я учусь не очень хорошо,  заслуживаю иногда, конечно... Но все же близко принимать к сердцу это не стоит. Дети, которые изо дня в день слышат в школе, какие они ужасные, могут, в конце концов, в это поверить. Неуспеху в школе можно иной раз даже порадоваться, потому что, если ты  нравишься учителям, с тобой что-то не так!

Кто твой читатель?

— Наверное, человек влюбленный. Влюбленному легче стихи понять.

— Что ты думаешь про любовь?

— Как пели Beatles, «все, что вам нужно — это любовь». Я, когда маленькая была, думала, что если человек плохой, значит, его мало любили. Вообще любовь – это самое лучшее, что бывает с нами. Радостно, что любовь купить нельзя. Любовь — это и есть богатство.

Какое слово чаще всего в твоих стихах встречается?

— Ой... Рыба, наверное!

— Почему?

— К морю у меня особое отношение. Я очень люблю море и вообще воду. Всё это очень притягивает меня, не знаю, почему.

— Есть ли у тебя талисман?

— Я занимаюсь в педагогическом отряде «Параллели», и мы часто выезжаем из города. Этим летом у нас была необычная программа, про супергероев. Главному герою дня выдавали небольшую награду — птичку на веревочке. На шею повесишь и носишь, пока не заберут. Мне в последний день перед отъездом досталась эта птичка. Так и таскалась с этой птичкой на шее. Правда, недавно веревочка порвалась, а я всё похожую не найду. Пока прячу свой талисман по карманам, так спокойнее.

Расскажи про песни…

— Пела я с детства. На выпускном в детском саду была солисткой в хоре. Потом пела в хоре «Теллерво». Там меня научили правильно дышать и прочее. В хоре я и познакомилась со своей лучшей подругой Симой. До сих пор вместе поем.

— А чья идея была петь со сцены?

— Идея петь на сцене и не была идеей. Просто предлагают, а мы соглашаемся. Но с весны 2011 года мы на улице поём, когда тепло. Мне на улице больше нравится, чем на сцене.

— Ты никогда не мечтала сыграть что-нибудь в кино? 

— Да у меня одна из целей в жизни — хоть раз сняться в фильме.

Если бы у тебя была возможность пригласить на чашечку кофе любого человека, ты бы кого позвала?

— Я бы пригласила несколько исторических деятелей разных эпох и смотрела бы, как они вместе пьют кофе.

Без каких вещей ты бы не могла прожить?

— Без чувств. Любых. Необходимо всё чувствовать. А от материального не хочу зависеть, максимум – талисман.

Тебе знакомо понятие «творческий кризис»?

— Да! Пишу-то я не сама, все голова придумывает. А мы не всегда с ней  ладим, она капризная у меня — иногда может очень долго ничего не придумывать.

А что тебя вдохновляет?

— Да все те же чувства! Иногда их так много, что голова отказывается работать, видимо, нужно время, чтобы все осознать. И вот когда я написала что-то  — я Алиса. Потом не пишется — я Настя, Настя, Настя. А потом — бац! — снова Алиса. И вот так я как-то живу — из Алисы в Настю и обратно!

  • Не понимаю, зачем девушка говорит, что ее настоящее Я — скучное и неинтересное. Надо принимать себя такой, какая ты есть. А творческому человеку тем более. Противоречие, конечно, есть во всех людях, но не нужно его пестовать в еще несформировавшейся юношеской личности. К чему это? Я понимаю, когда у поэта есть псевдоним. Но здесь по-моему уже какое-то раздвоение личности...

    Голосовать - 0 | 0 +
    Света
    16.2.2012 в 14:19
  • Настя, Макс Фрай — это псевдоним Светланы Мартынчик и еще какого-то нашего автора:)

    Пиши побольше, мы с Симой — твои фанаты:)

    Голосовать - 0 | 0 +
  • «Светлана Мартынчик и Игорь Степин» — говорит нам Википедия. Да еще Мураками... Может, пора что-нибудь посерьезнее почитать? Хотя — не поняла, сколько лет девочке?

    Голосовать - 0 | 0 +
    Читатель
    16.2.2012 в 17:21
  • Зашла по ссылке. Почитала. Жаль, что местами орфографические ошибки. А так... Может, получится поэт, может, нет, пока неизвестно. Пока — не поэт. На мой взгляд, конечно. Кто не писал такого в юности?

    Голосовать - 0 | 0 +
    Читатель
    16.2.2012 в 17:29
  • Девочке 15 лет. Не все читают в этом возрате Бродского. И даже Макса Фрая:) И вообще — ЧИТАЮТ не все.

    А уж чтоб еще и писать...

    Голосовать - 0 | 0 +
  • А поэт она или не поэт — уже решили жюри поэтического конкурса:)

    Голосовать - 0 | 0 +
  • Члены жюри поэтического конкурса, естественно

    Голосовать - 0 | 0 +
  • Юлия, ваш материал получился недоделышем. Во-первых, не указан возраст девочки. Во-вторых, не представлены образцы ее законченных произведений. Вы на что рассчитываете? На педсовет? На межредакционную летучку? Ни того, ни другого, к сожалению, не получится.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Света-1
    16.2.2012 в 17:45
  • Странные, ей богу, критерии у вас, Света-1... :)

    Ну не указан возраст — велико ли упущение? А что с творчеством Алисы Тэр вы легко можете познакомиться, просто идя по ссылкам. Это же не разбор произведений, а интервью.

    По-моему. очень необычный и думающий человечек проявился в беседе.

    Голосовать - 0 | 0 +
    мимо шел
    16.2.2012 в 19:51
    • А я под деревянную Марь Иванну косила. Это мой любимый образ.

      Голосовать - 0 | 0 +
      Света-1
      16.2.2012 в 20:19
      • Так вы, Света-1, предупреждайте, а то сразу с диагнозами: недоделыш...И ничего по существу. Пустой коммент.

        Голосовать - 0 | 0 +
        мимо шел
        16.2.2012 в 20:26
  • Согласна с комментарием о раздвоении личности. Сама об этом сразу подумала...

    Голосовать - 0 | 0 +
    Эх
    16.2.2012 в 19:53
  • Мне настино творчество кажется интересным. И ее метания, мне кажется, я понимаю. И переходы из одного воображаемого человека в другого — знакомая тема в юности. Не знала, что ей всего 15, думала, побольше...)))

    Голосовать - 0 | 0 +
  • Знакомо как... и Бродский, и Маяковский, и романтическое раздвоение — обязательный набор 15-летнего стихотворца. Стихи — не стихи — неважно, в общем-то. Главное, чтобы заседающие в жюри поэтических конкурсов не захвалили, не затоптали и не заучили во всяких литературных кружках. Только ходите к «признанным» литераторам, Настя, ничему они не научат. Если это настоящее, останется с вами. Если нет — само отвалится, даже не заметите как.

    Голосовать - 0 | 0 +
    в прошлом лауреат
    17.2.2012 в 00:08
  • К слову, «Север» награждал Настю не за стихи. Она — лауреат в номинации «публицистика и эссеистика»)))

    Голосовать - 0 | 0 +
    • Стихи — отстой. Но девочка умная.

      Голосовать - 0 | 0 +
      Юзер
      17.2.2012 в 09:39
  • «Стихи — отстой. Но девочка умная» :) ))

    Коммент- отстой, а юзер — глупый.

    Без аргументов, без какого-либо развития самой чахлой мысли давать такие оценки... Вот это и есть отстой.

    Голосовать - 0 | 0 +
    рррр
    17.2.2012 в 09:48
    • Полностью согласен! Однако подростковые напыщенные корявые стихи от этого менее отстойными не становятся. Ежели так нужны аргументы... Играть с формой можно тогда, когда ты уже чему-то научился. В данном случае девочка, образно выражаясь, играет с теорией относительности, не изучив механику Нютона. Ну вы понели))

      Голосовать - 0 | 0 +
      Юзер
      18.2.2012 в 16:22
      • нет, не понЕли:)

        Голосовать - 0 | 0 +
        ррр
        20.2.2012 в 12:21
        • Я и не сомневался)) Хорошо, ррр, специально для Вас: стихи хорошие, Земля плоская, Пушкин написал «Войну и мир».

          Голосовать - 0 | 0 +
          Юзер
          20.2.2012 в 20:48
  • нян, я фанат мм Алисы. и ооочень люблю Настю.

    спасибо за статью))

    Голосовать - 0 | 0 +
    Аки
    17.2.2012 в 20:52
  • Как говорил своей ученице пианист Владимир Софроницкий: "Какое право вы имеете на такое рубато? "…

    Я помню двух гениальных девочек. Надя Рушева и Алина Витухновская. Что тут скажешь? Аполлон – он не только бог света, покровитель мусических искусств, он ещё и безжалостный убийца...

    Нашей-то героине, впрочем, не грозит пока ничего. Потому что «священный трепет» в этом случае покуда сводится к вполне осязаемому, даже обыденному трепету юной фемины перед зеркалом в пятницу вечером. Этот трепет адресован не Аполлону, зеркалу же: в нём я, и больше никого, но что же я надену в мир? Марина Мнишек не испытала малой доли тех страданий, что терзают юных поэтесс. Перечитайте, если не верите, «эссе», весьма самокритично названное «Нелепости». Вопрос вопросов: платье? диадему? блузку с вырезом до мажор? колготки Бродского? иль мамин редингот… Всё, решено: этот мир не мой, носить нечего, Настя никому не нужна, Алисой буду на диване плакать и, конечно, хохотать сквозь строки…

    Конфликт набухающего цветочного бутона с метеоусловиями вещь не новая. Но в одном случае получаем раннего Маяковского, в другом… В определённом возрасте всем свойственно томиться мыслями – кто я, какой я, каким меня принимает мир? Или играть с этим самым внешним миром в Тяни-Толкая, себя тянущую обособляя в Насте, себя толкающую – в Алисе-литераторе.

    Увы, наблюдать спектакль пока неинтересно. Нет личности, а значит – нет поэта… Советую девушке учиться и не спешить. Уж читаем Бродского – так нехай он хоть подмигнёт где-нибудь между строчек. Подражать не призываю, второй Бродский, или третий Элиот, при всех случайностях фортуны, боюсь, здесь нам точно не грозит. Но хоть… повеет, что ли. Какого-то интеллектуального, а тем более философского, начала ждать от Алисы в любом случае рано. Но ведь должно быть содержание, выходящее за пределы игры с размерами и рифмами? Предупреждая вопрос, отвечаю: да, знаю! Знаю, что есть такое понятие: камерность. Но, простите, зачем же превращать свою камеру в одиночку, где и подраться можно только со своим alter ego?

    Александра Блока на одном из выступлений попросили из зала «прочесть что-нибудь о России» (а он, видимо, именно потчевал камерностью). Так он ответил: "Это всё – о России! ". Блок имел право на рубато. А мы? Зачем, с какой целью несложившегося поэта (музыканта, художника) складывать в публичный образ? Это ж мы ему… под дых, просто. Как дети говорят — в поддыхало.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Андрей Тюков
    18.2.2012 в 16:43
  • Правильно ли я поняла, что, по-вашему, Настя — это не тот человек, у которого взрослые тети могут брать интервью, обращая внимание на то, что она пишет? По-вашему, разговаривать можно только с исключительными персонами, людьми из ряда вон?

    У меня совсем другой взгляд на эти вещи. Мне интереснее не то, чего человек добился (у Насти — самое начало пути), а то, как он смотрит на жизнь, о чем думает, что его волнует. Оригинально это или не оригинально, не знаю. Мне было интересно читать, и я представила себе этого человека и то настроение полувзрослой жизни...

    Человек здесь нисколько не заинтересован в пиаре или продвижении себя как писателя или поэта. Она, очевидно, вообще не склонна к этому.

    Голосовать - 0 | 0 +
    анна гриневич
    18.2.2012 в 23:51
    • Здравствуйте, анна гриневич (буду придерживаться особенностей Вашей орфографии). Вы спрашиваете: "По-вашему, Настя — это не тот человек, у которого взрослые тети могут брать интервью, обращая внимание на то, что она пишет? ". Не касаясь некоторых шероховатостей формулировки, в свою очередь, посоветую обратить внимание на то, как «взрослая тётя» представляет Настю (Алису), цитирую: «Казалось бы, девочка как девочка, но это до тех пор, пока не прочитаешь её стихи или прозу». Конец цитаты. Это первая фраза подводки к интервью. Правильно ли я понял, что автор здесь подчёркивает примат именно творческой, «поэтической» стороны личности своей героини? Да, само интервью получилось больше «за жизнь», но ведь из песни слова не выкинешь. Мне эта песня не показалась интересной, как раз интереснее стихи Алисы, здесь их напрасно обвиняют в «корявости»: как же быть в таком случае с «обэриутами», например, да сколько ещё таких «корявых» поэтов и прозаиков было и есть? В нашем случае, всё проще: планка поставлена высоко, а техника «хромает», вот и прыгаем неэстетично – «коряво»… Что из этих прыжков выйдет, куда запрыгнем, время покажет. А пока это – поэзия прикладная, «временная» и обладающая незначительной собственной ценностью, как и любая возрастная реакция на вызовы возраста у такой личности, которая сама не является в полной мере Личностью. Я подавляет Оно, потому что испытывает к нему страх и недоверие, а они в свою очередь обусловлены непониманием себя и своей психики – меняющейся психики меняющегося тела. Обычная в этом возрасте ситуация. Поэтому, говоря о «поэтической» стороне личности героини, я и взял это слово в кавычки. Не поэзия — суровая проза жизни. Только в рифму. Местами.

      Голосовать - 0 | 0 +
      Андрей Тюков
      19.2.2012 в 20:09
      • Оказывается, все хорошо — зря я боялась...))

        Голосовать - 0 | 0 +
        анна гриневич
        19.2.2012 в 20:42
        • Да, если не считать того, что так и не материализовался обещанный токарь-расточник. Жду три года, и ни минутой...

          Голосовать - 0 | 0 +
          Андрей Тюков
          20.2.2012 в 16:56
  • Будет поэт или не будет поэта — судьбу можно предсказать по первому же произведению. Если перед нами действительно будущий поэт, то даже несмотря на отсутствие жизненного опыта и школы, свою первую штуковину он сбацает ладно, ее можно будет читать не морщась. Настины стихи, простите, корявы...

    Голосовать - 0 | 0 +
    Света
    19.2.2012 в 00:47
  • Писали, пишут, будут писать Приходит возраст...Приходит желание выразить себя, рвётся наружу.Какую-то лодчонку опрокинет в большой жизни, затонет она, заглохнет. .Какую-то---вынесет к людям, в большую литературу. иль в малую.А размышления :кто я, зачем и почему...Не удивляйтесь.Сейчас много глубоко думающих детей.Такова современная жизнь.Оригинальничание только опасно в 15 лет, затянет.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Наталь
    20.2.2012 в 12:28

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие