Интернет-журнал Республика Карелия

Измеряя Финку

Антон Миронов 19 января 2012
Голосовать -4 | +13 +

— Ауринко! Ауринко! — истошно завопил мордастый лапландский мальчуган, когда мы взмыли над облаками и через иллюминаторы в салон полезло холодное заполярное солнце.
— Бедный. Наверное, первый раз за зиму солнечный свет увидел! — отметила моя соседка и уткнулась в компьютер, поскольку Интернет в нашем «Боинге», можно сказать, летал. Далее, короче, о том, как мы оказались на борту лайнера Norwegian Air рейсом из Киттиля в Хесо (жарг. Хельсинки), и почему потом мы два дня нервничали.

Увезу себя я в тундру

Новогодние каникулы мы с друзьями провели в километрах двухстах к северу от Полярного круга в местечке Леви. Сами финны называют его лучшим горнолыжным курортом Суоми и даже сравнивают с Альпами. Мысль о Лапландии созрела еще прошлым летом, поэтому недельная аренда домика у подножия горы Левитунтури обошлась в 600 евро на шестерых. Ехать планировали на двух машинах. Но водительские права я получил за неделю до Нового года, и был риск, что больше тысячи километров зимней дороги преодолеть мне не удастся. В итоге пятеро сели в одно авто, а я отправился в одиночку на перекладных.

Маршрутка из Петрозаводска довезла меня до Йоэнсуу за 35 евро и часов за 6. На границе не было очереди, и обе таможни мы проскочили минут за 15. В результате я заявился в гостеприимную финскую квартиру земляка и коллеги Андрея Агапова в час ночи.

На следующий день мы сели в машину, и после непродолжительной экскурсии по Йоэнсуу Андрей привез меня на местный ж/д вокзал. Поезд отбыл по расписанию, и это был, пожалуй, первый и последний раз, когда финский транспорт не вызвал никаких вопросов. К слову, билет до столицы Лапландии Рованиеми обошелся в 106 евро. Учитывая, что этот путь с одной пересадкой занимает аж 17 часов, вышло, что железнодорожные цены у соседей выше российских незначительно.

Менять поезд предстояло на хельсинкской окраине с красочным названием Тиккурила. У меня было лишь 16 минут на пересадку, поэтому, когда мой состав начал опаздывать на 10 минут, я первый раз занервничал, затем очень быстро побежал по буранному полустанку на другую платформу, а потом в недоумении стоял еще минут 15, поскольку нужный мне поезд тоже опоздал.

Финские поезда: кто быстрее? railfanclub.spb.ru

Путь неблизкий, а вагон-ресторан рядом. Первое, что услышал, подойдя к стойке: «Мне 10 джин-тоников, пожалуйста».

Поезд был полон москвичей-питерцев, которые, признав во мне соотечественника, пригласили усугубить. Узнал, что 500 евро за ночь в Хесо — это «такие копейки».

Утром в Рованиеми выяснилось, что большинство земляков везут детей в деревню Санты. «А пьют, как горнолыжники», — промелькнуло у меня в голове.

Welcome to Petsuka

Прямо у ж/д вокзала я пересел в автобус. За 37 евро предстояло преодолеть последние 170 километров до Леви. Водитель сурово пробормотал: «Старт ровно в 11 часов» и куда-то испарился. Выехали в 11.30. Спустя два часа темным лапландским днем я оказался в самом центре курорта.  Выяснить, как добраться до нужного адреса, удалось лишь на местной почте, все прохожие оказывались приезжими, а про существование туристического инфоцентра я почему-то забыл.

Это уже на следующий день мне объяснили, что на этом курорте расстояния между коттеджными поселками огромные, что по Леви с периодичностью в полчаса ходит бесплатный автобус, про него отдельный сказ, и показали на карте остановки. А тут, узнав нужное направление, я побрел к нашему домику пешком.

Иду, и вдруг понимаю, что жилые кварталы закончились и вокруг меня совсем какой-то не заполярный дремучий лес, и совершенно не освещенная дорога ведет в чащу. Минут через 40 я добрел-таки до нужной мне деревеньки с хорошим таким названием Петсука.

Волнение и пот смыла сауна, которую натопили хозяева дома. Они ушли еще до моего прихода, просто оставив ключ на кухонном столе. Короче, когда спустя 4 часа пятерка автопутешественников, включая мою 4-летнюю крестную дочь Зою, наконец приехала, я был уже вполне из себя курортник.

Про Петсуку в частности и про Леви вообще стоит написать отдельный текст. Я же, как вы помните, толкую про транспорт. Skibusы на курорте оказались большие с «гармошкой», возят они абсолютно бесплатно строго по графику, но лишь до 19 часов, а после не возят вообще. К тому же день в Заполярье — это вообще-то ночь. И если в центре Леви полно фонарей, и понять, где ты, труда не составляет, то, двигаясь по дороге, связывающей коттеджные деревеньки, полагаться нужно лишь на интуицию: за окнами тьма, домики чаще всего стоят в глубине леса, и видно их плохо, остановки за редким исключением не обозначены, водитель ничего не объявляет. Недалеко от нашей Петсуки у дороги стоял экскаватор, по нему и ориентировались.

Курорт Леви: такой полярный день... nosmoking.ru

На крыльях вдоль и поперек Суоми

В разгар нашего отдыха в Леви Зоя серьезно затемпературила: до 39 на градуснике. Вскоре пошла на поправку, но тащить ребенка из самого Заполярья на машине и уж тем более на поезде мы не решились. В двух десятках километрах от курорта есть аэропорт Киттиля. Оттуда я, Зоя и родительница моей крестницы Майя отправились в финскую столицу бюджетными «норвегами». Вылетели с полуторачасовым опозданием. На борту действительно неплохо работал Интернет, а забавные лапландские дети искренне радовались бьющим в иллюминаторы солнечным лучам. В Хесо мы надеялись быстро найти попутку в Петрозаводск. На моей памяти, после звонка диспетчеру в ПТЗ обычно проходило от 15 минут до пары часов, и какой-нибудь минивэн с карельскими номерами уже забирал нас с указанного адреса. На этот раз все пошло наперекосяк.

Пустых попуток не было! Диспетчеры сами не понимали, что происходит. Наконец нашли одного водилу, который пообещал забрать нас на следующий день утром. В Хельсинки же нас с теплым карельским радушием приютили земляки — Денис Кузьмин, его жена Таня и дочка Вера. Их гостеприимством, включающим, в частности, жаркую сауну (покруче, чем в деревне Петсука) и просто волшебные блины, мы в результате пользовались целых два дня, потому что утром от нашего водителя пришла sms: «Я не могу вас забрать», а затем он просто отключил мобильный. Я схватился за голову, поскольку уже началась рабочая неделя, диспетчеры тоже схватились — за что именно — по телефону было не понять.

В итоге мы взяли билеты на первый же авиарейс в Петрозаводск. Вылет по традиции прилично задержали, мы сидели в автобусе и смотрели, как наш самолет поливают какой-то жидкостью. Как выяснилось, финны тщательно готовили борт к полету, потому что в Хесо на градуснике был ноль, а в Бесовце стоял мороз. Интернета, конечно, в самолете не было, и заплатили мы за троих 270 евро, что на 120 дороже автопути.

Но зато путь по небу занял один лишь час, в отличие от минимум 10-часовой езды на попутке.
И не бывает минусов без плюсов. Пока мы томились в столице Финляндии, я повидался с своим однокурсником — преподавателем Хельсинкского университета, которого не видел 10 лет, а затем в аэропорту встретил свою давнюю любовь, которая прилетела в Хесо из Гонконга.

Короче

Длительные зарубежные путешествия по ЖД и автодорогам у меня были лишь в Индии и Испании. Казалось бы, юг! А транспорт там всегда отправлялся строго по расписанию. Не сказать, что междугороднее сообщение в Суоми меня напрягло, но точно удивило. К нашим же отечественным «бомбилам» я теперь вообще не знаю, как относиться. Мой совет — соберетесь колесить по Финляндии на общественном транспорте, проверьте в телефоне контакты всех тамошних знакомых и будьте готовы к подробному изучению содержимого вокзалов и аэропортов. Времени на это может оказаться предостаточно.

• С Копотевым повидался что ли?))

Голосовать - 0 | 0 +
  • Леви — это да, там клево и все еще недорого.

Меня порадовал Агапов. Всего 2 дня — и 2 упоминания о его гостеприимстве в Йоэнсуу..

Андрюха, у меня семья тоже большая, ты как?

Голосовать - 0 | 0 +
    • Да приезжайте, сложимся семьями! ;)

Андрей Агапов
      19.1.2012 в 11:15
  • Как к бмбилам относиться... Козлы они, по большей части! Однажды купил в Финляндии велик, и была железная договоренность, что водитель на «борт» его возьмет. И тут за два дня до отъезда звонок — «велосипед не повезу». Пришлось срочно продавать...

Юзер
    19.1.2012 в 11:12
  • И что, реально успели продать за 2 часа?

демагог
    19.1.2012 в 11:29
    • Два ДНЯ, а не ЧАСА))

Карелочка
      19.1.2012 в 12:40
  • Хабиби, Хельсинки называется Хеса, и в русском склоняется)))) Эххх ....понудела))) А опоздание поездов в зимнее время — обычное дело. Лучше уж пусть опаздывают, был случай, когда нужный мне поезд ушел на 5 минут раньше.

Корто
    19.1.2012 в 12:06
  • Это же об'яснительная записка: «почему опаздал на работу».

Tumur Bazarov
    19.1.2012 в 12:30
    • никогда бы не подумал, что меня заложат прямо из италии)))

20.1.2012 в 10:07
      Автор поста
  • Тимур, точно! А я то и не поняла)

Морозова
    19.1.2012 в 12:33
  • А можно про давнюю любовь из Гонконга поподробнее ? Согласен на использование псевдонима и изменение имен. Можно даже приврать, можно даже все соврать. Че-то романтики с приключениями захотелось.

Глум
    19.1.2012 в 12:46
  • Надо же! А я после почти года жизни в Хельсинки и неоднократных поездок в Финку до сих пор свято верила в пунктуальность всего тамошнего транспорта. Иллюзии разбиты.

Ирина Добродей
    19.1.2012 в 13:26
  • Не, ну в посленовогодние дни найти попутку за час нереально, это если только очень повезет. Все же едут оттуда.

А финны сами говорят про свои поезда, что их «пунктуальность» достойна анекдотов :)

Но они же продают билет один на все поезда с пересадками, если один поезд опаздывает, то второй они могут ненадолго задержать (минут 10-15), чтобы все кому нужно пересесть успели. А если опоздаешь на пересадку по причине опоздавшего поезда — должны билет поменять.. хотя конечно, это мало утешит если поезд два раза в сутки и едешь с детьми...

enni
    19.1.2012 в 14:27
  • А еще, когда путешествуешь, надо иногда ко всем этим знакомым, живущим не в РФ, заглядывать на страницу в контакте. Т.к. там, как правило, указываются все телефоны :)

Не знаю, как в Финляндии, но вот в Швеции пока не сталкивалась с не пунктуальностью транспорта. Разве только иногда метро тормозит, т.к. рельсы обледенели.

Такси из Хел. это особо тревожная тема. Нас один раз вместо 10 утра в 18:00 забрали. Безо всякого предупреждения. Просто, как выяснилось, водитель решил не ждать утра, а уехал в Петро ночью. Контора заменить его не могла. Предупредить нас об этом, видимо, тоже.

Анна Илющенко
    19.1.2012 в 15:14
    • а мы в Швеции сталкивались. причем, довольно брутально. но — как водится — в радиусе Рождественских праздников, что есть НОРМА.

• очень познавательно

спсб

Голосовать - -1 | 0 +
    выходец
    19.1.2012 в 20:05
  • вот я вот так же в прошлом году в Хесе застряла после НГ на 4 дня — только на четвертый раз заказанный бомбила все-таки доехал до нас и забрал от друзей. До этого один пропал и трубу не брал, второй сломался по пути, с третьим уже не помню, что там случилось... Вот так вот в 7 утра в Птз приехали, естественно, не спавши, а к 9 на работу.....

Jerboa
    19.1.2012 в 21:44
  • Были и иные способы добраться до Птз.

Из Хельсинки в СПб трижды в день ходит поезд «Аллегро», в пути всего три с половиной часа. Ну а из Питера до Птз в НГ-каникулы ходило до 6 поездов ежедневно.

20.1.2012 в 14:48
    • Ребята, хорош уже автора перед начальством палить. Так-то он парень неплохой.

Глум
      20.1.2012 в 16:45
    • Нравятся мне вот такие люди, как вы, Роланд) Вы и впрямь полагаете, что нами рассматривался минимум вариантов? «Аллегро», кстати, 4 раза в сутки ходит. Но крюк, через Питер нас не устраивал. И по времени, да и по деньгам.

20.1.2012 в 16:47
  • Автору:

"Вы и впрямь полагаете, что нами рассматривался минимум вариантов? "

Из текста заметки это вообще непонятно — во всяком случае, мне. А читать мысли и между строк, к сожалению, не умею.

20.1.2012 в 17:13
    • А предположить сложно? Специально для вас: вариант «через Питер» был. Туда, как известно, не только «Аллегро», но и автобусы ходят, которые, кстати, дешевле «Аллегро» раза эдак в три, НО вариант с прямой попуткой все равно был выгоднее по времени. По этому кодга стало ясно, что попуток не будет — был выбран самолет. Им выходило и быстрее гораздо, и дешевле «Аллегры». Между строк, кстати, никто не просит читать. Как то всегда расчитываешь на догадливых людей))

20.1.2012 в 20:47
      Автор поста
      • Читатель не обязан предполагать. Информация в заметке практически чисто технического характера, должна быть исчерпывающей и не оставлять места для домыслов.

Конго
        20.1.2012 в 23:54
        • С таким подходом читайте лучше справочники)

Голосовать - -4 | 0 +
          21.1.2012 в 13:09
          Автор поста
          • Написали заметку — будьте готовы к критике.

А если мне понадобится ваш совет, то я его спрошу.

Подход нормальный.
            23.1.2012 в 13:10
            • Пытаетесь критиковать — будьте готовы, что вам ответят)))

Голосовать - -4 | 0 +
              23.1.2012 в 20:45
              Автор поста
  • Надо уметь отвечать, а не огрызаться на критику.

24.1.2012 в 13:24
    • Что вы называете критикой? Свое занудство?

25.1.2012 в 10:50
      • М-да. Еще и хамство.

Какая журналистика у нас в карелии, такие и журналисты.

Позвольте откланяться. Впрочем, можете покидаться мне гнилыми помидорами в спину.

25.1.2012 в 22:44
  • если уж вы считаете себя критиком — подписывайтесь реальной фамилией — а то уже очень вы похожи на тролля)

Голосовать - -5 | +1 +
    25.1.2012 в 11:00
    Автор поста
  • Ничего не «козлы»-русские водилы. Возили и велосипед и все что угодно. Ну конечно, охаять своих и прогнуться перед западом--это ведь политика такая у" Республики".

Голосовать - 0 | +2 +
    Чириканье между блогерами в республике.
    13.11.2012 в 11:39
  • Реально наши водилы ---молодцы, и цены нормальные . У финнов по городу проехать в такси дороже, чем из России через всю Финляндию МОЛОДЦЫ НАШИ РУССКИЕ ПЕРЕВОЗЧИКИ !!!!!!!!!!

очэнь чэорный негр из Карелии
    8.1.2013 в 17:49

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях: