Интернет-журнал Республика Карелия

Карельский тупик

Арви Пертту 24 декабря 2012
Голосовать -36 | +36 +
Карельский тупик

В продолжение национальной дискуссии на «Республике» Арви Пертту объясняет, почему независимое карельское государство невозможно в принципе и почему карельская республика теперь навсегда останется русской, даже если полным составом переедет в Финляндию.

Собственно, толчком для написания этой статьи послужили посты Алексея Цыкарева, и даже не столько сами статьи, сколько комментарии к ним, зачастую излишне эмоциональные и даже оскорбительные для автора.

Когда мы говорим о Карелии, не надо представлять себе карту современной Республики Карелия. Историческая Карелия – а это прежде всего Карельский перешеек и Приладожье – территории, полностью очищенные от карелов последней войной. Не надо забывать и протянувшуюся на сотни километров полосу земли между русскими и финскими территориями по обе стороны границы.

Четко очерченной, конкретной и географически определенной Карелии нет. Корни этой проблемы — в многовековой истории Карелии как региона бесконечных войн между Россией и Швецией, в разделении этноса несправедливой границей и некогда враждебными друг другу христианскими конфессиями. Войны и грабительские набеги Позднего Средневековья как с запада, так и с востока привели в свое время к тому, что в XVI веке до 90% крестьянских домов и целых деревень некогда процветавшей Приладожской Карелии опустели. Карелов уничтожали физически, они бежали от конкурирующих держав кто на север, кто на восток, кто на запад.

Нас учили, что карелы добровольно и радостно вошли в состав Новгородского княжества. Утверждение это, мягко говоря, не совсем верно. В X-XI веках карелы действительно были в военном союзе с русью, славянским племенем под руководством скандинавских князей. Основной задачей союза были грабительские походы на юг (как мы помним, карелы участвовали даже в разграблении Византии) и на запад (в 1187 году карелы разграбили и сожгли тогдашнюю столицу Швеции Сигтуну неподалеку от нынешнего Стокгольма). В XII-XIII обрусевших Рюриковичей больше заботили непростые отношения со своими бывшими соплеменниками, шведами. Карелы были для Новгорода живым щитом на северо-западных границах. В 1226 году их насильно крестил в православную веру князь Ярослав, а в 1277 году за слишком самостоятельные политические и торговые связи со шведами князь Дмитрий провел масштабную карательную операцию, лишив карелов автономии окончательно к 1278 году.

Все в Иломантси! Там можно добиваться культурной автономии в составе Финляндии. Но все российские переселенцы хотят в Хельсинки, где и растворяются в лучшем случае среди финнов, в худшем – среди русских иммигрантов.

В ХХ веке в стремлении к независимости и самоопределению карелы никогда не претендовали на русские земли, в отличие от финнов во второй мировой войне. Задачей карелов было добиться независимости и самоуправления на территориях, заселенных карелами, где русские были в ничтожном меньшинстве и были представлены лишь чиновниками и священнослужителями. Территории эти простирались в составе Советской России от Олонца на юге, до Кандалакши на севере, но восточной их границей была Мурманская железная дорога, за которой начинались уже русские поселения Заонежья и Поморья, жители которых, к слову сказать, генетически являются обрусевшими карелами.

В 1920 году была создана Карельская трудовая коммуна, объединившая карельские земли с русскими. Коммуна была навязанным коммунистами территориальным образованием, не имевшим ничего общего с правом карелов на самоопределение. Последний свой шанс Карелия потеряла в 1922 году. Тогда создание Карельской республики было реальным (как мы знаем, она уже и существовала в Ухте с 1920 года), но советское правительство вопреки провозглашенному праву народов на самоопределение ответило карелам военным коммунизмом, геноцидом, оккупацией, полным и окончательным подавлением национально-освободительного движения, которое все годы советской власти именовалось агрессией белофинских бандитов. Главным героем этой жестокой операции стал красный финн Тойво Антикайнен, которого особенно в Советской Карелии почитали как национального героя (в Финляндии он был приговорен к пожизненному заключению за пытки пленных и каннибализм). После разгрома повстанцев около 30 тысяч карелов покинули родные края, и от этого удара Карелия уже никогда не смогла оправиться. Кроме добровольных беженцев, были и насильственно переселенные, поскольку сталинское правительство хотело оградить карелов от «дурного влияния» западного соседа. Приграничные деревни опустели, многовековые связи с западными соплеменниками оборвались.

Сегодня независимое карельское государство уже невозможно. Говорю это как карельским «националистам», так и русским «патриотам». Первым не на что надеяться, вторым нечего бояться.

Сейчас уже не только русские, но и сами карелы подчеркивают свою непринадлежность к финской нации, отталкивают от себя общее культурное наследие, заимствуют слова для развития карельского языка из русского и, что самое смешное, переводят «Калевалу» на карельский язык как иностранное произведение.

Только финская культурная экспансия могла спасти карелов от полной ассимиляции, что мы и видели в 20-30-е годы. К сожалению, она была в те годы коммунистической, и, что самое удивительное, прекращена и задушена своими же братьями-коммунистами. Последний гвоздь в крышку гроба карельского народа был забит после второй мировой войны, когда на захваченные карельские земли началась вербовка белорусов, украинцев и представителей других народов СССР. Карелов туда не пускали.

Я верю в независимую Республику Карелия, но это будет русская республика. И предоставит ли она карелам культурную автономию по примеру соседей, давшим таковую финским шведам и саамам, – вопрос не риторический.

Сегодня независимое карельское государство уже невозможно. Говорю это как карельским «националистам», так и русским «патриотам». Первым не на что надеяться, вторым нечего бояться. Печальная судьба карелов – ассимиляция. Остается все же вопрос – выберут  карелы восток или запад?

Что может спасти карелов как этнос, спасти язык от быстрого и неизбежного вымирания? Давайте пофантазируем, не забывая о чувстве юмора.

Идеальным (и исторически справедливым) было бы переселение всех карелов на бывшие финские территории и возвращение их вместе с населением в состав Финляндии при условии предоставления карелам культурной автономии. В таком случае и финские карелы потянулись бы на родину предков, и сохранение языка и культуры могло бы быть возможным. Увы, это утопия.

Как мы хорошо помним, в 1991 году тысячи русских стали судорожно искать сведения о своих ингерманландских бабушках. В гипотетическом же случае создания карельской автономии в составе Финляндии тысячи или десятки тысяч нынешних патриотов России начнут искать свои карельские корни и, что самое интересное, найдут, но, оказавшись по ту сторону границы, вольются именно в русскую диаспору.

Другой выход – это добровольное переселение русских карелов в финскую Карелию частным порядком, в восточные области от Лаппеенранта до Хюрюнсалми, где еще живы карельский дух и карельский говор. Все в Иломантси! Там можно добиваться культурной автономии в составе Финляндии. Но все российские переселенцы хотят в Хельсинки, где и растворяются в лучшем случае среди финнов, в худшем – среди русских иммигрантов.

Пока же реальным видится хотя бы использование статуса национальных районов по полной программе: каждый чиновник в Калевальском и Олонецком районах должен говорить по-карельски либо по-фински. Финский я ставлю наравне с карельским потому, что, только опираясь на развитый литературный язык соседей, возможно сохранить этническую идентичность карелов. Каждый житель национальных районов должен иметь право получить любое государственное обслуживание на карельском (либо финском) языке – как в полиции, так и в сельсовете. О школе я уже и не говорю – само собой разумеется, что язык может спасти только преподавание на родном языке.

Пример тому – шведский язык в Финляндии. Шведов — 6% от населения страны, но, несмотря на то, что все они говорят по-фински, они могут требовать обслуживания и преподавания на родном языке. И чтобы стать в Финляндии государственным чиновником (бюджетным работником), нужно сдавать экзамен по шведскому.

Я верю в независимую Республику Карелия, но это будет русская республика. И предоставит ли она карелам культурную автономию по примеру соседей, давшим таковую финским шведам и саамам, – вопрос не риторический. Судя по настроениям нынешнего этнического большинства – вряд ли.

Фото: www.ruskurort.ru

  • было бы здорово! лучше с финнами, где работают законы, чем с бандой путина!

    в стране где воровство, коррупция и предательство — «национальная идея» банды путина.

    Голосовать - -7 | +26 +
    Кирилл
    24.12.2012 в 11:55
    • Путин конечно же во всем виноват, и в воровстве и в коррупции и в грязных подъездах и загаженных улицах. На себя бы посмотрели для начала. Фины вам гадить в подъездах не дадут и гаишникам вы соточку не подмажете за превышение. А потом там ныть будете про кровавый финский режим и какие все дебилы кругом и «не шарят» как друг друга можно обмануть

      Голосовать - -3 | +9 +
      Иван
      25.12.2012 в 20:58
  • Последний удар по карелам был нанесен Сталиным в 1939 году. Итог финской войны — чересполосное расселение финским правительством эвакуированных карел (около 500 тыс. считая вместе с Выборгом, из них примерно половина носители карельского языка и православные) на всей финской территории. Таким образом, оба государства наконец решили проблему карел, которые веками с одной стороны были щитом или теми, кто первыми принимали удар для Новгорода и Москвы от шведов, с другой стороны для финнов и шведов от Москвы. После сталинско-гитлеровского раздела Европы они больше стали не нужны. И их уничтожили. Можно и так оценить «уроки истории».

    Голосовать - -5 | +7 +
    Хмм
    24.12.2012 в 14:20
  • ИЗ СТАТЬИ:

    «В ХХ веке в стремлении к независимости и самоопределению карелы никогда не претендовали на русские земли, в отличие от финнов во второй мировой войне».

    По моему разумению, финны все же претендовали на карельские земли.

    В XIX веке среди части национально настроенной финской интеллигенции были популярны идеи карелианизма и панфиннизма. Поэтому в период распада Российской империи и всеобщей смуты среди финнов нашлось немало горячих голов, решивших реализовать идею о воссоединении финского и карельского народов, т.е. осуществить те самые «вековые чаяния», о которых позже, в 1939 году, заявило «терийокское правительство» Отто Вилле Куусинена. Как видим, панфиннизм имел окраску не только буржуазную, но и коммунистическую.

    Хотя мечта о присоединении Восточной Карелии к Финляндии и получала в определенные периоды истории (1918–1921, 1941–1943) поддержку у части политической элиты страны, «мечтателей» среди финских политиков все же было значительно меньше, чем «реалистов». Во время войны 1941–1944 гг. в состав Финляндии вошли решением парламента лишь финские земли, отошедшие к СССР в 1940 г., занятые же финнами районы Карело-Финской ССР имели статус оккупированной территории. Осторожничали в этом вопросе финны, не спешили c заявлением об исполнении «вековых чаяний».

    Голосовать - -2 | +6 +
    ЭХ
    24.12.2012 в 14:52
  • Если же заглянуть еще дальше в историю, то первый и самый знаменательный удар с далекоидущими последствиями для всей будущей России был нанесен не только карелам и другим новгородским племенам (Великий Новгород был, собственно, союзом племен финно-угорских, балтских и славянских, поэтому в нем у существовало вече, таким же примерно был и Псков со своим вечем) когда Новгород проиграл битву Москве, то есть в момент порабощения Новгорода Москвой в 14 веке. После этого началась безраздельная Московская Русь, которая продолжается и поныне, только роль варягов и татар теперь (уже в Москве) выполняют кавказцы)) Хотя думцы и поцреоты вопят об американцах. Им обязательно надо, чтобы их кто-нибудь порабощал, иначе они не умеют) Инфантилизм налицо. Вот и сейчас игрушку в виде американской визы могут отобрать) А в своем государстве они даже не собираются порядок наводить. Да и не могут, если бы захотели. Они умеют только грабить как Москва на протяжении столетий и делала. Это в генах, увы.

    Голосовать - -2 | +12 +
    Хмм
    24.12.2012 в 16:17
  • 1. сам автор, видимо, пишет о себе, т.к. сам живет в Суоми. почему?

    2. при чем тут Иломантси? Иломантси не единственная терротория в Финляндии с карельским населением.

    3. если бы такое было, то думаю поголовно бы все стали карелами. хотя многие с финскими корнями не переехали в Суоми.

    4. почему автор считает, что хорошо, если с финнами, и плохо если с русскими? чем плохо-то? и чем хорошо-то?

    Голосовать - -6 | +10 +
    K
    24.12.2012 в 19:29
    • Гражданин (-ка) «К»! Я как-то просто не понимаю Ваших вопросов. Что значит в №1 «почему»? Почему автор живет в Финляндии? Или почему пишет о себе? Где в статье Вы нашли мои мемуары? Что я пишу о себе? В Финляндии же я живу потому, что пишу на финском языке о Карелии. Здесь есть читатели.

      №2 — Иломантси здесь при том, что это такая же дыра, как Муезерка, и никто туда не поедет ничего возрождать, а все карелы стройными рядами направятся в Хельсинки.

      №3 — просто нечего сказать.

      №4 — автор считает, что карелам было бы лучше с финнами, чем с русскими, потому что у нас есть общий национальный эпос и общая традиционная культура, которую в русской среде сохранить невозможно.

      Голосовать - -6 | +9 +
      Арви Пертту
      25.12.2012 в 15:21
      • О вас по статьей: Арви ПерттуАрви Пертту — карельский писатель, пишущий на финском языке. Родился в Петрозаводске в 1961 году, живет и печатается в Финляндии с 2001 года.

        Значит вы живете в Финляндии лишь потому, что вы можете писать на финском и именно о Карелии?! т.е. живя в Карелии вы не можете писать об этом на финском? или все-таки переехали, чтоб писать и иметь хороший достаток? в любом случае, хоть Иломантси и дыра, но там карельский намного активнее пропагандируется. Надеюсь, что вы там бывали. И Муезерка хоть и «дыра», т.к. далеко от Петрозаводска. Но и там очень даже хорошо и карельский язык слышен. Вы там бывали?! Нурмес в Финляндии тоже дыра, но там есть детсад по форме «языкового гнезда» на кар. язе. Культурно мы ближе к финнам, но и живя в РФ мы не далеко от русских. Теже праздники, к примеру, рождество.

        Голосовать - -3 | +7 +
        K
        25.12.2012 в 17:01
  • Арви многое написанное вами правда.только не понятно, почему карелы которые не хотят становиться русскими должны уехать со своей земли, почему мы не должны бороться за свою Родину.так просто всё отдать русским?

    Голосовать - -12 | +11 +
    24.12.2012 в 22:06
  • Хаха, что русские, что шведы и финны: всегда плевали на карелов, вепсов, лапландцев и т.п. . Карельский язык умер и в Финляндии, карельский диалект финского языка, это почти все что осталось от карельского языка. Единицы знают карельский, спасибо государственной политике Финляндии, которая в данном случае не отличается от российской политики. Порой просто смешно слушать, как финны кричат о том, как «малым» народам нужна защита (это они о себе), хотя сами ассимилировали своих «братьев» «освободив» их от руского духа. Про вепсом, можно только слезы проливать.

    Голосовать - -7 | +11 +
    Iwar
    24.12.2012 в 22:16
    • Тролль

      Голосовать - -6 | 0 +
      Наше вам
      25.12.2012 в 00:57
  • Я бы переселилась с удовольствием, если бы была программа поддержки.

    Голосовать - -5 | +8 +
    Елена
    24.12.2012 в 22:20
  • Автор всё таки мыслит примитивными категориями — переселить, ограничить и т.д. Самый реальный способ и восстановления карельской культуры и языка, и восстановления экономики — только реальная независимость Карелии и от РФ, и от ЕС. Карельский язык (наряду с русским и вепсским) должеть быть государственным языком и его необходимо знать всем госслужащим и политикам!

    Голосовать - -6 | +13 +
    Гипербореец
    24.12.2012 в 23:09
    • Реально отделиться русским от карел. И вся трагедия решиться.

      Демократический референдум. "Вы готовы вкалывать на болтунов и демагогов типа Штепа и Григорьев? "

      Голосовать - -12 | +2 +
      Wasa
      24.12.2012 в 23:40
      • Что это вы, тов. Вася Штепу с Григорьевым мешаете? Чем это Штепа вам не угодил? На какую мозоль наступил?)

        Голосовать - -3 | +3 +
        Вася, ты неправ
        25.12.2012 в 01:00
    • Граждане! Читайте статью внимательнее, прежде чем комментировать: "Пока же реальным видится хотя бы использование статуса национальных районов по полной программе: каждый чиновник в Калевальском и Олонецком районах должен говорить по-карельски либо по-фински. Финский я ставлю наравне с карельским потому, что, только опираясь на развитый литературный язык соседей, возможно сохранить этническую идентичность карелов. Каждый житель национальных районов должен иметь право получить любое государственное обслуживание на карельском (либо финском) языке – как в полиции, так и в сельсовете. О школе я уже и не говорю – само собой разумеется, что язык может спасти только преподавание на родном языке. "

      Голосовать - -4 | +6 +
      Арви Пертту
      25.12.2012 в 13:07
      • Много лет назад, когда еще была моя первая жена Люда, кстати, коренная карелка из Луусалми Калевальского района, мы дружили семьями с супругами, окончившими Финно-угорский факультет ПГУ. Она ингерманландка, он из северных карел. И «Она» частенько подначивала мужа, — «Ты из народности, не имеющей письменности! Карельский язык деревенский и неправильный. Правильно надо говорить на финском языке». Тогда мне такое отношение казалось просто забавным. Но это была политика КПСС. Отрыжка дискриминации КОРЕННОГО КАРЕЛЬСКОГО ЯЗЫКА видна до сих пор во взглядах Арви Пертту: —

        "Пока же реальным видится хотя бы использование статуса национальных районов по полной программе: каждый чиновник в Калевальском и Олонецком районах должен говорить по-карельски либо по-фински. Финский я ставлю наравне с карельским потому, что, только опираясь на развитый литературный язык соседей, возможно сохранить этническую идентичность карелов. Каждый житель национальных районов должен иметь право получить любое государственное обслуживание на карельском (либо финском) языке – как в полиции, так и в сельсовете. О школе я уже и не говорю – само собой разумеется, что язык может спасти только преподавание на родном языке. "

        Заставить учить карел «ЕВРОПЕЙСКИЙ, КУЛЬТУРНЫЙ ЯЗЫК».

        И, главное, что в такой дискриминации коренного языка до сих пор обвиняют русских.

        «Оккупантами» по отношению к коренному карельскому, вепскому и русскому населению с 20-х ХХ выступили и до сих пор выступают финны.

        Да, народы они и карелы одной языковой группы, но высокомерие пришлых финнов мне противно. Я за то, что бы лишить финский язык всех преференций по отношению к коренным народам Карелии.

        С дискриминацией по языку, а по фактам, с фашизацией общества, выступает нынешнее «Министерство по делам национальностей РК». Я сам с их подлой политикой столкнулся. И, если бы подобное, что произошло со мной, случилось бы в Суоми, то гражданин её смог бы доказать свою правоту в суде. Потому, что Финляндия правовое государство. А в РФ чиновники жидко дрищут на Конституцию и Законы. Они всесильны.

        Голосовать - -7 | +3 +
        Григорий Салтуп
        25.12.2012 в 20:45
        • Гриша, ну ты же знаешь, что я сам карел. Все сколько-то значимые карельские писатели писали по-фински. Это факт. Финский язык подвергался преследованиям со стороны властей начиная 1937 года. Это тоже факт. КПСС насаждала тогда именно карельский язык. Гриша, ты не знаком с самой проблемой — с различиями диалектов, делающими невозможным единый карельский язык. Язык северных (беломорских или калевальских) карел — это диалект финского, именно поэтому все известные карельские писатели родом оттуда. Для них финский язык — не чужой, а свой литературный, что подтверждает и то, что именно восточные финские говоры, на которых были записаны руны Калевалы, составили основу современного литературного финского языка. Как раз разделение и изоляция карел от финнов — это и была политика КПСС с 1937 года. Результат налицо — карелы перестали говорить по-карельски. Ты все время ругаешь красных финнов-большевиков, но ты забываешь о том, что карелы веками общались с финнами без всяких большевиков, и собственно именно они это нормальное общение пресекли, закрыв границы и изолировав одну часть этноса от другой.

          Голосовать - -8 | +6 +
          Арви Пертту
          25.12.2012 в 21:43
  • «Давайте пофантазируем, не забывая о чувстве юмора» — у комментаторов, похоже, оно напрочь отсутствует, раз они на полном серьезе воспринимают предложения уважаемого Арви Пертту.

    Голосовать - -3 | +4 +
    Одиночка
    24.12.2012 в 23:35
  • Каким судом доказан геноцид карел со стороны советского правительства? Никаким. Статья 129 УК РФ, п.2 «Клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации» — до 2-х лет. Каким судом доказаны пытки пленных и каннибализм Т.Антикайнена? Никаким. Та же, п.2, + п.3 «Клевета, соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления» — до 3-х лет. В общем, на «пятерку» автор уже наговорил. Автор, пиши ещё!

    Голосовать - -20 | +6 +
    Титова Марина
    25.12.2012 в 00:30
    • Ух ты, коммунисты-то угрожать уже начали? И, как всегда, про самые справедливые в мире суды рассуждают. А вы кроме судов и лагерей больше ни о чем порассуждать не умеете?

      Голосовать - -8 | +12 +
      Тьфу
      25.12.2012 в 01:03
    • Титова Марина, а вернее — товарищ следователь! Финским судом были доказаны преступления Антикайнена, только вот в отличии от сталинских троек, финский суд не приговорил героя к расстрелу, а к пожизненому заключению, из которого его освободили по соглашению о перемирии а марте 1940 года. А вообще, товарищ следователь, вам бы еще финский язык изучить, так вы мне и на вышку накрутите :)

      Голосовать - -7 | +9 +
      Арви Пертту
      25.12.2012 в 12:38
      • Обвинение, вмененное финским судом Т.Антикайнену, так и звучало «За пытки пленных и каннибализм»? Не приписывайте финскому суду болтовню из «желтой прессы», и не вводите в заблуждение читатаелей.

        Голосовать - -5 | +6 +
        Титова Марина
        25.12.2012 в 15:36
  • Вы еще, дамочка, скажите, что Рыбнадзор (тьфу, Куусинен) не был членом сталинского правительства и поэтому не повинен в геноциде всего русского и прочих народов! Ведь советского суда не было! В этом смысле ЕР ни капли не отличается от КПРФ: у нас, извините, законы приняты. Только вот то, что они эти законы для себя принимали, тут как-то никто ничего. И голосуют, что интересно, как один. Хотя бы по части продажи детей. Уж не высовывались бы после этого на свет божий!

    Голосовать - -5 | +5 +
    Тьфу2
    25.12.2012 в 01:09
  • Интересно на Республике счетчики работают, уж не «товарищ ли следователь» тут оперирует: вчера вечером было отмечено 24 лайка и перепоста в контакте и 8 в фейсбуке, а сегодня — 1 и 0. Это как?

    Голосовать - -3 | +6 +
    Арви Пертту
    25.12.2012 в 12:43
    • А они уже некоторое время назад оккупировали всю «Республику», все счетчики по нескольку раз то обнуляются, то накручиваются. Естественно, это происходит со статьями на политические и национальные темы, остальное — не трогают. И видимо редакция довольна, хотя естественно было бы отказаться от этого дурацкого рейтинга, коли он изначально ничего не отражает и редакция неспособна следить за его объективностью.

      Голосовать - -1 | +2 +
      Наблюдатель
      26.12.2012 в 04:01
  • Арви, говорить по фински и по карельски местную администрацию не заставить, пока Карелия входит в состав РФ. Любое поползновение в сторону поддержки карельского языка будет рассматриваться как терроризм и экстремизм. Только независимость!

    Любителям большевиков и отрицателям геноцида — не ждите пока ваш советский суд осудит ваши же советские преступления. Зверства и преступления большевиков уже осуждены теми, у кого ещё осталась совесть и сострадание.

    Голосовать - -5 | +7 +
    Гипербореец
    25.12.2012 в 13:16
  • определенный геноцид уже в том, что запрещали и запрещают говорить на родном языке в школе и на улице. угрожали, что не поступишь в универ и т.д. , если не будешь русским. Это разве не геноцид в какой-то степени?!

    Голосовать - -5 | +12 +
    1
    25.12.2012 в 14:06
  • прочитал ваш блог на финском языке. дак вы оказывается озлоблены на национальные издания и т.д. Теперь понятны ваши комментарии и статья. Она не субъективная. в ней присутствуют элементы ненависти и злобы.

    Голосовать - -6 | +5 +
    K
    25.12.2012 в 19:42
    • Мистер «К», Вы меня с кем-то путаете! Я шесть лет проработал в Carelia и по сю пору с этим изданием сотрудничаю. Ваши обвинения беспочвенны.

      Голосовать - -3 | +4 +
      Арви Пертту
      25.12.2012 в 21:30
      • Вы утверждаете в вашем блоге, что вас обвинают в ненависти к национальным издания. Но до этого в посте вы обвинили Карьялан Саномат и в том, что никто не заинтересован в писателе, пищущем на финском. Получается, что вы живете в Суоми из-за того, что в Карелии никто не заинтересован в вас как в писателе, пищущем на финском. Т.е. вы уехали, т.к. хотели славы и читателей?

        К вашему сведению в Карелии есть люди владеющие финским, карельским и русским одновременно. Теже и другие люди пишут на всех трех языках или по отдельности на каждом.

        И уже ОЧЕНь давно, даже ВСЕГДА, было принято лингвистами различать карельский язык от финского. А также диалекты и говоры карельского и диалекты и говоры финского. Беломорский карельский — это НЕ диалект финского. Он близок к финскому, но никак не является таковым. В языке мнгоо различий и он ближе все же к ливвиковскому.

        Почему многие беломорские карелы писали на финском, да и вообще другие карелы тоже? дак потому что своей письменности не было. А сейчас она есть и многие пишут на своем родном языке. Пишете ли вы?

        Да, в Карелия тяжелая ситуация с языком. В этом вуноваты многие факторы. Я с вами соглашусь по всем пунктам, по которым следует учить и использовать язык.

        Но писать о том, что ВЫ САМИ захотели и написали статью тоже не следует. в блоге вы пишите, что Республика заказала у вас такую статью, т.е. за деньги. Не буду более писать, о чем вы написали в блоге. Жалко, что не все читатели данного издания знают финский. Вот и им повод — учите язык.

        Голосовать - -6 | +2 +
        K
        25.12.2012 в 23:05
      • Korjaan myös blogianne: kansallisia viestimiä eikä suomenkielisiä...

        Голосовать - -4 | +1 +
        K
        25.12.2012 в 23:06
        • Hyvä herra K, olisin erittäin kiitollonen, jos kommenttoisitte blogiani blogissa eikä sen ulkopuolella, kiitos.

          Голосовать - -4 | +3 +
          Арви Пертту
          26.12.2012 в 12:38
  • Арви, в целом согласен со статьей, но кое-что вызывает серьезные вопросы.

    «Я верю в независимую Республику Карелия, но это будет русская республика».

    На мой взгляд, не нужно считать русских каким-то ментально единым народом. Вспомни, что британские имперцы и американские сепаратисты говорили на одном языке.

    Сегодня есть русские — сторонники московской империи. Удивительно, что в Карелии их так много... Вроде от Газпрома им немного перепадает! =) А есть русские — сторонники республиканского самоуправления и защиты местных культур (Вячеслав Агапитов). Кстати, есть и карелы — сторонники империи (тот же Григорьев — член «Единой России»).

    Так что граждан будущей независимой Карелии надо отбирать не по языкам и кровям, а по республиканскому патриотизму. Маннергейм тоже далеко не был «чистокровным финном». =)

    Голосовать - -4 | +5 +
    Вадим
    25.12.2012 в 22:49
    • Возьмем, к примеру, элиту русской армии: конные лейб-гвардейские полки – личную охрану императора. Офицерами там назначались исключительно убежденные монархисты из самых знатных дворянских фамилий. Но настала революция, и бывший лейб-гвардеец барон Маннергейм подается в финские фюреры. Хотя барон до весны 1917 года не знал финского языка, а финнов именовал не иначе как «чухонцами».

      цитата из статьи А.Б. Широкорада

      topwar.ru/22206-krasnye-i...tantinopole.html

      Голосовать - -6 | +1 +
      В
      26.12.2012 в 00:34
      • «подается в финские фюреры»

        типично совковая оценка

        Голосовать - -2 | +7 +
        Вадим
        26.12.2012 в 00:47
      • присяга в Российской империи приносилась лично императору

        он отрекся от престола — все от нее свободны

        какие претензии к Маннергейму? что он не стал служить большевикам? =)

        Голосовать - -1 | +6 +
        Вадим
        26.12.2012 в 00:50
  • Из статьи: Сейчас уже не только русские, но и сами карелы подчеркивают свою непринадлежность к финской нации, отталкивают от себя общее культурное наследие, заимствуют слова для развития карельского языка из русского и, что самое смешное, переводят «Калевалу» на карельский язык как иностранное произведение.

    Что есть финская нация? И какие именно карелы, по мнению автора, должны к этой великой нации принадлежать? Какое общее культурное наследие мы, карелы, от себя отталкиваем? Кто из нас -финны или карелы — имеют большее право называть Калевалу своим эпосом, это большой вопрос. А Калевала переводится на карельский язык, как авторское произведение Леннрота, а руны-то само собой карельские. Кто ж спорит? Автор в курсе современного состояния карельского языка? Забавно, как это он прослеживает? Читаем по-карельски?

    И вообще, смешно слышать рассуждения автора, который вроде как карел, но сидит в сытой и благополучной Финляндии.

    Голосовать - -3 | +7 +
    Наталья
    26.12.2012 в 12:03
    • Наталья, Вы не представляете, как меня уже достали эти упреки в моей сытост и довольстве! Уверяю Вас, что мой доход здесь приблизительно равен зарплате петрозаводского журналиста, да вот цены повыше будут. Я живу в съемной квартире, езжу на авто образца 1995 года и ни разу за 12 лет не ездил ни в какую заграницу кроме России. Каким благополучием и достатком можете попрекать меня вы, русские, покупающие новые квартиры, новые машины, и отдыхающие каждый год на пляжах Канарских островов? Я здесь живу потому, что здесь я могу писать и публиковаться на финском языке, моем родном литературном языке. По-карельски я мог когда-то общаться с моими деревенскими тетушками, но тетушки умерли, деревня спилась, и я там не был уже 20 лет.

      Голосовать - -5 | +3 +
      Арви Пертту
      26.12.2012 в 12:34
      • Т.е. вы сами карел, а язык утратили и перешли на два других: финский и русский. Поэтому не стоит писать такие вот статьи и комментарии, в которых многое не соответствует действительности (пренебрежение к переводу Калевалы, о диалектах карельского языка и другое). И даже если мой комментарий относится лично к вашей персоне, все же: вам должно быть стыдно. Многие статьи в данном издании полностью написаны без прямых доказательств, без фактов. А это плохо.

        Голосовать - -3 | +5 +
        haha
        26.12.2012 в 19:21
  • Арви Пертту, у меня супруга карелка. Братьев-племянников и других родственников по Карелии -полно. И все здесь живут. Я из интереса как-то спросил: "Почему никто из них в Финляндию не уезжает и возможностей для этого не ищет? " И она ответила: " Мы не хотим быть «рюсся» здесь наш дом, и мы тут живём. "

    Голосовать - -3 | +6 +
    kuznecik
    26.12.2012 в 15:01
  • Арви, если в Финляндии нет сытости и благополучия, возвращайся в родные пенаты. Мы примем блудного сына обратно в карельскую семью. Поверь, здесь не все спились и кое-кто еще пишет по-фински (и даже, о ужас, по-карельски). Где родился, там и сгодился.

    Голосовать - -3 | +2 +
    Наталья
    27.12.2012 в 14:01
  • Если бы вы знали, как здесь «хорошо» пишут по-фински и по-карельски.

    Голосовать - -1 | +3 +
    PK
    27.12.2012 в 17:14
  • Наивные; карелы Финляндии не нужны, Финляндскому государству нужны лес и прочие ресурсы и молодежь наша-еще толпы шопоголиков из России и Карелии

    Голосовать - -1 | +2 +
    6786
    29.12.2012 в 20:05
  • Гипербореец предлагает независимость Хлебнула Эстония этой независимости, Они теперь ездят пахать на финских стройках в Суоми:распадаются семьи .и мужчины спиваются там в Финляндии.

    А раньше у них была работа в Эстонии советской. семьи под боком .промышленность...

    Я лично не мечтаю колымить на финнов, жить вдалеке от семьи, пытаться выучить финский и английский одновременно --и все это ради нелепой идеи независимости,

    От кого независеть то ?

    Наша республика богата только лесом, водными ресурсами. камнем . и все- ни промышленности, ни сельского хозяйства

    Надеетесь на гуманитарку от соседей? Как жить то ?!

    Голосовать - -3 | +2 +
    назад в Карелогиперборею
    30.12.2012 в 10:49
  • Господа, если живешь на территории, где кроме Вашего родного, говорят ещё и на других языках, то из уважения к аборигенам, надобно знать и их язык.Это признание того, что Вы благодарны им за предоставленную возможность проживать здесь.

    Тогда и Ваши дети освоят язык и он не умрет, а будет передаваться следующим поколениям.Надо быть не колонизатором, а добрым соседом.

    Голосовать - 0 | 0 +
    ВФ
    4.1.2014 в 13:03

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие