Интернет-журнал Республика Карелия

Карельский язык должен жить

Наталья Ермолина 29 марта 2013
Голосовать -66 | +39 +
Карельский язык должен жить

Мы начинаем новый проект «Мы карьяла», где будем знакомить читателей с теми, сохраняет карельский язык, говорит на нем, поет на нем и думает на нем. В честь Года карельского языка мы будем вместе с вами создавать видеопослания современникам на карельском.

Первым героем нашего проекта стал Андрей Горшков, артист Национального театра Карелии, этнический карел-ливвик из Олонца, который не только говорит на языке, но еще и пишет, и исполняет рэп. Он единственный в мире рэп-исполнитель на карельском языке, выступающий под псевдонимом Рэпер Ондрей.

Краткое приветствие Андрея Горшкова к карельскому и русскому народу. Интервью с героем читайте на следующей неделе.

  • "Мы Ливвы,

    послушайте, люди,

    Мы живы, и наша

    надежда жива!!

    (А.Л.Волков)

    В нашем Эссойльском поселении живут люди большой энергетики, в одном из финских журналов нашу читательницу Савельеву З.Л.(сестру поэта Волова А.Л,) так и назвали –энергичным деятелем.

    Естественно-все это было в нашем социуме и проходило через ее земляков прямым образом связано с библиотекой на селе-

    1 Финский университет перевода библии на карельском приезжал в Эссойлу на презентацию книги с участием переводчиков из всей Карелии.

    2. З.Л принимала участие в создание словарей на карельском совместно с учеными.

    3. На территории поселения, в школе и библиотеке- проходили международные курсы карельского языка.

    3. Прибалтика выпустила библиографияческое пособие «От стихов до романов», гл. ред. Ян Ойспу. — где опубликованы списки всех произведений на карельском, где включены

    произведения и наших эссойльчан и других писателей.

    « ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ СУДЬБЫ ЗОИ»

    « В мягкой колыбели

    Нежатся леса

    Хороши метели

    В будни февраля…»

    Ранним утром, расстапливая печь и колдуя у кастрюлек -смотрит в свое морозное оконце Зоя Лукинична, любуется зимними узорами на стекле и всматривается на дорогу, где по расписанию промчится автобус или маршрутка. Дом ее возле самой остановки и все как на ладони.

    Как незаметно за вереницей новогодних праздников приходят февральские вьюги, метели и снежные искорки звезд на красивом стекле, так незаметно приближается этот юбилей, ее лебединая песня жизни, деятеля, известного всей республике и далеко за ее пределами- Зои Лукиничны Савельевой, — долгие годы возглавляющей Эссойльское отделение Союза Карельского народа, лауреата литературной премии имени Виртанена, библиографа карельской культуры, участницы Брендоевских фестивалей и организатора Волковских чтений.

    «Кембо варгивалехтели,

    Будто лювенкелел эвло пае

    Чоккилкаксе Петровской

    Либо кулкат Эссойлал.»

    (З.Л. Савельева)

    И восходит зоренька в селе

    Засверкали искорки веселья

    Голубиной стайкой Алдойне поет

    Волны Вашей памяти

    Собирая в дружный хоровод

    Песенные струны нежно зазвенели

    С ними

    Расцветают травы жемчугами

    Чистыми слезинками

    Душу песней открывая,

    Счастья принося.

    Приходя на встречи в аудитории к детям она любит повторять: «вот посмотрите на меня и узнаете истинную карелку…»

    Сегодня ее имя на сайте «Коренные народы», «Этномир Карелии», в библиографическом издании Яна Ойспу в Прибалтике, в сборнике сонетов в Швеции, в музыкальных дисках Эйлы Пелленен (Швеция), в репертуаре ансамбля «Алдойне», в создании первого мультимедиа на карельском «Бабушкины причитания» и переводах Библии на карельский.

    И сегодня Вы может так же, как в ее молодости вряд ли сможете застать хозяйку дома. Неиссякаемая, как родник, бурная, могучая энергия этой женщины-борца и созидателя

    Карельской словесности, солистки фольклорного ансамля «Алдойне», первого организатора курсов карельского языка, общественной организации «Эссойльские карелы», и Центра «Ливвин кескус», могучего колокола всей общественной жизни поселения, района и республики, педагога и наставника молодежи, щедрого просветителя всей образовательной и культурной деятельности в родном крае, делегата нескольких съездов карел.

    В пути она такая интересная собеседница и рассказать о веселом и грустном ей хочется своим попутчикам и в каждом событии кладезь народной мудрости и красоты.

    А сколько пешком прошагала ножками на совещания, а в один раз, когда машина сломалась она шла с таким ответственным грузом, как несколько литров спирта для кабинета химии и никому из мужчин попутчиков не рассказала, что-за бесценный, тяжелый груз несет она в своей сумке по морозу, когда леденели руки.

    Скрипнет калитка у дома Савельевых, и ты увидишь большой чистенький двор, тщательно подметенные от снега дорожки и знакомой крыльцо.

    В тревогах каждого дня, в порывах чувств, эмоций и преодолений, ценою нечеловеческих усилий, бесконечных заботах и добросовестном труде, принципиальности и волевых решениях находила Зоя Лукинична свой путь, свою тернистую тропу счастья.

    Ее верное плечо-супруг Николай Петрович, дети, близкие и дорогие люди.

    Вечерами долго- долго, как в годы педагогической деятельности горит теплый свет в ее оконце.

    То ли листает словарь по волнующей теме информации, то ли отвечает на письма или смотрит карельскую программу, то ли вяжет теплые носки, то ли помогает ученым и студентам открыть глубины этнокультуры или переводит очередную статью на карельский, а может просто заглянули дети и засиделись за маминым самоваром.

    «Память военного детства

    Все отбивает такт…

    Баржа..

    Бомбы и ал закат…

    Кто-то на дно…

    А прочим-

    Долгий теплушек скрип…

    А между датами-

    Прочерк,

    Детства прострелен

    Вскрик».

    Летопись ее биографии из прострелянного военного детства и бомбежок над Эссойлой, тонущих и горящих барж на Онего, уголечков эвакуации на Урале, студенческой учебы в Петрозаводске, сначала пионервожатая, а потом филолог и завуч школы, — в книгах, фотографиях, бесценных документах, газетных статьях, письмах, личном архиве, рисунках внуков и в самой глубине ее сердца, переживаний, боли и радости за судьбу родного карельского языка и карельского народа, в кроне могучего многочисленного рода. О ней расскажут ее книги, выступления, статьи, баталии за справедливость.

    В нашем поселении живут люди большой энергетики, в одном из финских журналов нашу Савельеву З.Л. так и назвали –энергичным деятелем

    Не перечесть заслуг- медаль от президента, грамоты от карельского правительства, слова уважения от Администрации района и поселения, но это только маленькая капелька перед ее упорством идти и не бояться трудностей, умении повернуть даже глыбы к вопросам национальной политики, знании первооснов о крае и о людях, желании возродить карельские традиции в народе, прославить родную деревню и земляков в сонетах, песнях, стихах, в присвоении звания национального района, в создании и поддержки организации «Ома сана», которую возглавил ее брат, известный карельский поэт- А. Л. Волков.

    Бурная, беспокойная, хлопотливая, словно атлант, который держит небо на своих плечах.

    «Поэтический вечер, гул

    Лихих каламбуров и стихия стихов…

    А ведь это напевы-

    Без которых не жить

    А ведь- это посевы-

    Может жизни мосты…

    В нашей библиотеке за эти годы 25 летия литературной гостиной не перечесть литературных незабываемых встреч, презентаций, юбилеев, конференций, круглых столов, методических планерок от которых захватывает дух, порою встречи были и республиканского и международного уровня. С таким человеком непросто, но надежно как за могучей горой и еще радостно за причастность к большому значимому делу

    «Идут по планете

    Хорошие люди,

    И, может быть,

    Тем уж они хороши,

    Что в труд свой,

    Как в песню,

    Им хочется очень

    Вложить хоть частицу

    Своей души»

    Часто бывая в доме Зои Лукиничны, диву даешься ее карельскому гостеприимству, хлебосольной кухне, плодородию поля и сада, щедрым урожаям и цветам,

    организованному дружному семейному коллективу- где рыбаки приносят корзинами рыбу, солят грибочки и всегда угостят вкусным вареницем с особым рецептом.

    Она успевает все, мудрость ее даже в карельском юморе. Делегаций перебывало видано-не видано и всем нашлось место и доброе слово.

    Радостно и светло, что этот могучий род и сегодня наполнен колыбельными песнями, семейными торжествами, рабочими буднями и светлыми надеждами о своем прекрасном карельском крае.

    4. Литературные связи наших книгноглюбов с организацией встреч и презентаций книг- из Севостополя, Симферополя, Кижи, Кондопоги, Олонца, Петрозаводска.

    Голосовать - -1 | +11 +
    29.3.2013 в 22:26
  • статья написана была ранее- к торжествам З.Л.Савельевой

    Голосовать - 0 | +6 +
    29.3.2013 в 22:30
  • Уважаемая Галина, свяжитесь со мной, сделаем проект вместе. Ваш пост — это просто путеводитель по языку. Рада буду съездить по вашей наводке или вместе с вами к этим людям. Мой электронный адрес luckyfellow@mail.ru

    Голосовать - 0 | +5 +
    Наталья Ермолина
    29.3.2013 в 23:43
    • Дорогие мои! Карельский язык будет жить. Посмотрите на сайте московской Некрасовки (и там проводят мероприятия по поддержанию карелов). я в день родного языка посылала вам информацию в «Самомнение»! но видимо не вписалась в формат...

      Но всё равно... нам это интересно и важно!

      Голосовать - -10 | +11 +
      Татьяна Драгныш
      30.3.2013 в 11:15
    • ну вот дети нашей Эссойлы, общественная организация «Нуори Вягя»(рук. ЛукинГ.В.) в содружестве с Савельевой З.Л., историком Конашевич и со мной получили признание в новом проекте, кторый называется «Я семейного дерева почка». Идут литературные встречи, уроки, звучит карельский язык, собираются рукописи литературных эссе -И если ВЫ(Наталья Ермолина) пожелаете увидеть такую бабушку из большого родового дерева семьи Чайкиных в Вешкелице(уникаль ный самородок, певица), то сообщите...

      Голосовать - 0 | 0 +
      2.4.2013 в 14:30
  • Милая Татьяна, так бывает, что рядом не сразу оценят, но все светлое дорогу отыщет....

    Голосовать - 0 | +9 +
    30.3.2013 в 12:57
    • Да, Галочка! Но сами мы не сдадимся.

      Голосовать - -5 | +6 +
      Татьяна Драгныш
      30.3.2013 в 13:11
  • (Любителям карельского рэпа и их спонсорам-финнам)

    Где мои карелы-братья? —

    Ни одной души кругом!

    Где сестрицы в наших платьях? —

    Оскудел карельский дом…

    Где же, где вы приютились

    На родной земли пределах?

    Знать места, где вы родились,

    Позабыли о карелах…

    Только Бога помнит око

    О карельских деревнях.

    Катят тучи из далёка,

    Мочат травы на лугах…

    Но, не знают эти тучи

    О селениях старинных.

    Позабыл и ветр летучий

    О сказаниях былинных.

    На погостах позабытых,

    У могил кресты лежат.

    Тленом схвачены, забыты

    Много лет тому назад.

    Кто же метку здесь оставит?

    Кто поднимет дедов крест?.. —

    Древо время иструхлявит,

    Спрячет правду этих мест.

    У реки бурливой Охта

    И у чаш озер лесных

    Жили мы когда-то просто

    В пятистеночках родных.

    В ладе с небом и тайгою,

    С буйством ветра и воды…

    Брат поделится с бедою —

    У него уж полбеды…

    Знать, у Кемского уезда,

    Ныне стать уже не та,

    Если к сёлам нет проезда,

    Да в деревнях — пустота…

    Солнце выглянет над лесом,

    Берег детства осветит —

    Не стучит кузнец железом,

    Столяр стружкой не сорит…

    Полуостров одинокий,

    Хмурый озера пейзаж,

    Побережья вид убогий —

    Не от Бога эта блажь…

    Гати предков-староверов

    Не спасти от разрушенья,

    Заросла тропа карелов

    От села до Подужемья.

    Не хранит дорог природа,

    В реки рухнули мосты,

    Нет начала и исхода,

    Нету лада, красоты.

    Берег в травах одичалый,

    Нет любви в сердцах уставших,

    И живет с рогами малый

    В душах светлое предавших.

    Не понять остывшим сердцем,

    Где реки карел исток.

    Чист он был у маслозерцев,

    Но иссяк навек — не в срок.

    Где теперь истока сила? —

    Знать, её нам не вернут

    Ни перо и ни чернила,

    Ни берёстовый лоскут…

    Извели карелы-братья

    Тягу к родины крестам.

    В джинсах сестры, а не в платьях,

    Честь продали варнакам.

    Древней родины сказитель

    Освящал карелов дух.

    Ты ж, карел, греха воитель,

    Коль поганишь рэпом слух.

    Вихрь озёр волну вздымает,

    Бьёт нещадно о скалу,

    Кроны сосен зло терзает,

    Треплет травы на лугу…

    Но не он принес потерю.

    Нет, не он расстроил лад.

    Нас растлили суеверье,

    Даровой химер наряд.

    ***

    Не найти карела-брата

    В чреве улиц городских,

    Где от смога серовато,

    Где галдёж меж тел людских…

    Как карелочку-сестрицу

    Отыскать в толпе безумной? —

    Не сыскать нам белолицу! —

    Вся в косметике гламурной…

    ***

    Пусть смеётся суомилайнен

    Над карел лихой судьбою,

    Он в довольствии бескрайнем

    Тьмы не видит за собою.

    Смрад ползёт уж по Европе,

    Входит пошло в каждый дом,

    Гибнут души в тьмы потопе

    С вечно ложным барахлом.

    Голосовать - -6 | +8 +
    Александр Лазутин
    30.3.2013 в 13:20
  • Карельский язык исчезнет через 30-40 лет и никак вы это не измените, все это напоминает языковую агонию . Языки исчезают из-за того, что их носители вступают в контакт с более сильной языковой средой, поэтому под угрозой исчезновения в первую очередь находятся языки малых народностей и языки народов, не имеющих государственности. Эта дискуссия яркое тому подтверждение, все общаются на русском. Не понимаю истерики вокруг языка, я на четверть карел, моя бабушка говорит на карельском, но мне карельский не нужен совершенно, я владею английским и испанским учу французский. Если язык изучают менее 70 % детей, он считается исчезающим — сколько детей в Карелии говорит на карельском? И в качестве ПС — смотрю я на все наши карельские движения и их лидеров и складывается стойкое впечатление, что их основная функция — отжать бабла у финов на хороводы и самим на шару кататься по Европам, каждую неделю исчезает по языку, я считаю это ничего страшного, закономерность, эволюция и естественный отбор

    Голосовать - -12 | +32 +
    Житель-бытель
    30.3.2013 в 13:51
    • Но, в любом случае, надо помнить о своих истоках. Язык не исчез карельский ещё. Рано хороните. Пока ещё живы носители языка.

      Возродить язык возможно, если, кроме карел, власть будет заинтересованна этим. Надо создать условия. То, что исчезают где-то языки, не повод для похорон родного языка. У русского языка тоже есть проблемы. Он оскверняется... Эволюция и естественный отбор — блеф, который выдуман умниками. Теми умниками, которые не верят в Бога. Мы не знаем, что будет завтра. Всё во власти Бога.

      Карелы, как православные, должны молиться о сохранении языка.

      Голосовать - -18 | +12 +
      Александр Лазутин
      30.3.2013 в 20:12
      • Я не хороню, я отвел еще 30-40 лет, я не верю в богу и как-то сильно сомневаюсь, что карелы издревле православные. Если я не верю в ближневосточный фольклор 2000-летней давности это повод считать меня недочеловеком? Язык появился и развивался без всякой государственной поддержки, а знаете почему? — потому что в нем была необходимость, сейчас ее нет, и никакое государство эту потребность не сформирует, поддержка языка это просто способ дать некоторым товарищам не умереть с голоду, потому что они ничего кроме, как кричать — «мы карелы, дайте денег» делать не умеют. Учите лучше китайский или арабский, может стать актуальным, через пару лет.

        Голосовать - -5 | +22 +
        Житель-бытель
        30.3.2013 в 23:28
        • Вполне с Вами согласен.

          На вопрос:

          — Надо ли учить карельский язык?

          Правильный ответ:

          -Надо учить английский!

          Голосовать - -3 | 0 +
          Скептик
          5.4.2013 в 01:35
    • Тут я не согласен с Вами, молодой человек! Быть может, Вам и не нужен карельский язык, но, слава Богу, не Вам решать его судьбу. Учите хоть тартарабарский язык, и флаг Вам в руки, но карельский язык, как и многие другие языки нужен хотя бы историкам, потому что заимствования из него можно встретить практически во всех языках европейских народов. У меня готово к изданию историко-филологическое исследование, которое я назвал «Гиперборейская традиция Северной Руси», где на базе многих древних языков, в том числе и карельского, я рассказываю о Руси изначальной. И поверьте, Русь изначальная не была без карелов. Правда тогда они карелами не звались и дислоцировались как раз там, откуда пошла Русская Земля. И в моем представлении, те карелы были больше русскими, чем тогдашние славяне. К тому же, первые берестяные грамоты, найденные во время раскопок в Великом Новгороде, были написаны на карельском языке...

      Голосовать - -16 | +11 +
      Василий Вейкки
      30.3.2013 в 23:45
      • На каком карельском языке они могли быть написаны, если у карелов даже письменности не было до XX века? :D

        Голосовать - -10 | +15 +
        Житель-бытель
        30.3.2013 в 23:58
        • Вот такие жители-бытели у нас! Вы хотя бы в сети посмотрели о берестяных грамотах.

          Голосовать - -9 | +6 +
          Александр Лазутин
          31.3.2013 в 17:27
          • Читаю в сети — до начала XIX века карельский язык не функционировал как письменный — известны лишь отдельные записи, в то время как книг на нём не писалось и в школах он не преподавался. Класс! Че сохраняем то? :) языческое заклинание молнии тоже почитается православными карелами? Ох и народ, ничего существенного после себя не оставил, но амбиции...

            Голосовать - -7 | +11 +
            Житель-бытель
            31.3.2013 в 18:23
            • Научись нужную информацию искать в интернете.

              Голосовать - -4 | +5 +
              Александр Лазутин
              1.4.2013 в 04:19
            • Грамоты карельские на бересте действительно находили, почитайте повнимательней и не только Интернет.

              Голосовать - 0 | +3 +
              Ира
              4.4.2013 в 10:48
  • Герой проекта рэпом поганит язык. Нет в рэпе народных истоков.

    То, что не имеет истока, ложно. Нельзя с помощью ложного искусства сохранить что-то. Не было в культуре карельской рэпа.

    Он вносит чуждое в свою культуру.

    Голосовать - -9 | +8 +
    Александр Лазутин
    30.3.2013 в 20:39
    • Рэпа не было и в русской культуре. Так почему бы ему не появиться? Все то, что сегодня РЕТРО, когда-то было МОДЕРНОМ.

      Голосовать - -3 | +7 +
      Василий Вейкки
      30.3.2013 в 23:49
      • Культура с рэпом уже не культура. Это подделка под культуру.

        Голосовать - -4 | +5 +
        Александр Лазутин
        31.3.2013 в 17:23
        • Согласен, Александр рэп — это псевдокультура.

          Голосовать - 0 | +2 +
          Василий Вейкки
          3.4.2013 в 12:43
  • Все как огня боятся простого вопроса - а что, собственно, ценного

    в существовании карельского языка?

    Нет, разумеется, бодрая компашка в столице карелии отлично кормится по этому поводу. Но не о том речь.

    Что в мировую и интернациональную российскую культуру привнес

    карельский язык как таковой?

    Ответ - ничего.

    Каковы перспективы «развития карельского языка»? Никаких.

    Так за что борьба? кому надо говорить на неродном языке?

    Писать стихи на русском о тоске по исчезающему карельскому?

    Для чего все это многолетнее лицемерие? Точнее для кого?

    Я никого и ни в чем не виню и не осуждаю - тем более ни к чему никого не призываю. Просто фиксирую факт сегодняшнего дня -

    нет надобности в карельском языке сегодня и не было вчера.

    Завтра тоже не будет. Создавать «общество по сохранению языка»

    — затея равная по смыслу созданию «общества по предотвращению ежедневных закатов».

    Но, конечно, можно и «общественность приподнять», и бабла

    отпилить по этому поводу.

    "Насильно мил не будешь. "

    Голосовать - -11 | +18 +
    макс
    30.3.2013 в 21:55
    • "Что в мировую и интернациональную российскую культуру привнес

      карельский язык как таковой?

      Ответ — ничего. "

      Вы-то внесли много в интернациональную российскую культуру?

      Ответ: ничего!

      Нет надобности в существование таких людей, которые даже не слышали о том, что несет культура ЛЮБОГО НАРОДА в мировую культуру. Если уж Вы не знаете, какой вклад сделали карелы для России, какие дела совершили подвижники из карелов для православия, что Вас ещё сдерживает от того, чтобы и о русской культуре не сказать подобное. Завтра такие люди скажут, что нет надобности вообще в какой-либо культуре. Будем наслаждаться тем, что видим. Что не несет никакой духовной нагрузки, то мило таким людям. Без корней нет человека. Где истоки наши? Забывая прошлое, мы становимся рабами времени. Становимся временными людьми на земле. Проходимцы без рода так могут думать. Ничто не умирает бесследно. Мы вечны. Прошлое осталось в вечности. Оно не умирает.

      Голосовать - -13 | +14 +
      Александр Лазутин
      30.3.2013 в 22:41
    • А почему Вы говорите за всех? Карельский язык ценен хотя бы тем, что благодаря ему родился финский литературный язык. Да и многие слова современного русского языка — это заимствования из языка карельского. Уж поверьте мне, с детства я одинаково владею обеими языками — и русским и карельским. И оба для меня родные.

      Голосовать - -13 | +12 +
      Василий Вейкки
      31.3.2013 в 00:06
      • Осталось отыскать в районе Ландохи карелопитека и доказать, что все произошли от него. Языками, по крайней мере русским, судя по всему, Вы владеете не очень, посмотрите, как в русском языке склоняются собирательные числительные по родам.

        Голосовать - -6 | +13 +
        Житель-бытель
        31.3.2013 в 00:20
        • Первым иноком на Соловках был карел п.б. Герман.

          Голосовать - -3 | +4 +
          Александр Лазутин
          31.3.2013 в 17:30
          • Серьезно? А он с каких карелом то был? :D ох уж эти спекулянты исторические, родился товарищ Герман в вологодской области, не говоря уже о том что основателями помимо него считаются Савватий и Зосима, а до этого на этой земле спокойно себе жили саамы. И еще вопрос проваславным карелам — как же вы несчастные уживаетесь с языческой Калевалой, единственное что еще как-то держит карелов на слуху, бренд созданный финским лингвистом. ПГМ да еще и в карельским контексте страшная смесь...

            Голосовать - -7 | +8 +
            Житель-бытель
            31.3.2013 в 18:13
            • Карел из Тотьмы уже не совсем карел для Вас? В Архангельском регионе жило много карелов. Владимирская, Вологодская области были заселены карелами. Сегодня они и в Твери живут. Выходит, что русский из Узбекистана для Вас уже не совсем русский? Плохо Калевалу читали.

              Голосовать - -3 | +4 +
              Александр Лазутин
              1.4.2013 в 04:26
            • Зосима — уроженец села Толвуя, которое, правда, в те времена принадлежало Новгороду

              Голосовать - -2 | 0 +
              Иван
              1.4.2013 в 06:44
        • Да уж как-нибудь получше Жителей-Бытелей. А опечатки случаются у всех. И даже у грамотных Жителей...

          Голосовать - 0 | 0 +
          Василий Вейкки
          9.4.2013 в 10:30
    • Вообще-то каждый судит по себе. По своим компашкам))).

      Голосовать - -8 | +4 +
      Татьяна Драгныш
      31.3.2013 в 08:01
    • Какая компашка в столице отлично кормится?! не тех ли людей имеете в виду, которые будучи неравнодушными к судьбе языка пошли не на юридический факультет, а на ПФФиК и работают теперь за мизерную з/п ?!

      Голосовать - -7 | +6 +
      Neidine
      31.3.2013 в 21:40
    • Кому надо говорить на неродном языке?

      У меня в телефоне третья часть смс на карельском, в контакте приблизительно десятая часть сообщений. У многих собеседников язык выучен и неродным они никогда его не назовут

      Голосовать - -5 | +9 +
      Neidine
      31.3.2013 в 21:54
  • Прочитал внимательно все комментарии, но вот этот особенно отметился — "...Если уж Вы не знаете, какой вклад сделали карелы для России, какие дела совершили подвижники из карелов для православия.... " — ну что тут можно сказать еще... Когда религиозные фанатики от «православия» берутся за дело... Одно сказать хочу — «православие» свое выдуманное, не надо навязывать, как веру русов.

    Голосовать - -4 | +15 +
    • Язычники выплыли. Где капище Ваше?

      Голосовать - -4 | +3 +
      Александр Лазутин
      31.3.2013 в 17:17
  • Таня! мужик от вас сбежал, или еще терпит?

    Голосовать - -3 | +4 +
    ммммм
    31.3.2013 в 17:16
    • Терпеть такое.... Это уж черезчур))

      Голосовать - -1 | +4 +
      Иван
      31.3.2013 в 22:14
  • чтобы говорить по карельски, нада научиться думать по карельски....

    Истинная любовь и через века любовь, жить в Карелии и не любить этот край, его традиции и пусть он даже неперспективен в мировой цивилизации, но уважения достоин!

    просто в истрии произошли перегибы, послевоенное поколение помнит еще деревеньки, где все в школе говорили на родном языке, стояла другая задача, а теперь возвращаемся к истокам, чтобы

    из глубины сердца найти эти потаенные искры, язык-корень жизни и правда о нас где бы мы не были....

    Голосовать - -8 | +10 +
    31.3.2013 в 19:58
    • Всё верно. Молодец!

      Голосовать - -2 | +5 +
      Александр Лазутин
      1.4.2013 в 04:31
  • Да ладно, одним это нужно, другим тоже не мешает — пусть занимаются на здоровье. Будет ли польза, удастся ли сохранить — время покажет. Нет повода спорить.

    Голосовать - 0 | +6 +
    МММ
    1.4.2013 в 10:10
  • Любой язык уникален. Есть открытия(даже в науке), которые способны открыть только носители определенного языка. Язык — образ мыслей. Если хотите, технология мышления, которая заложена в генах. Чтобы совершать прорывные открытия в науке, надо знать все технологии. Возможно, через десяток лет создадут технологии изучения языков, которые позволят любому выучить язык за очень короткий срок. Уже есть. Так что не всё так страшно. В любом случае, будут всегда люди, которые смогут читать карельские книги. Читают же специалисты древние письмена, хотя никто уже не помнит о том, кто их написал. В карельском языке почти нет матерных слов. Это значит только то, что карелы меньше сквернословят. Язык определяет весь лад жизни. Вернее, в нем отразился весь лад жизни, который накоплен веками. Не надо терять богатства духовные, которые оставили нам предки.

    Голосовать - 0 | +7 +
    Александр Лазутин
    1.4.2013 в 13:51
  • По мнению некоторых получается, что если русский переехал, например, в Германию, то русский язык (его родной язык) необходимо забыть и перейти на немецкий? так? зачем же в Германии нужен русский, все на немевком говорят. Так получается и в Карелии: зачем карельский, когда на русском надо. Смешно. Родной язык — это родной язык. Зная родной язык, думая на нем, легче изучаются другие языки, легче познаются другие культуры. Ведь язык это часть культуры, чем больше мы знаем языком, даже малоперспективных, все равно мы больше знаем культур, а значит становимся развитее. Почему в той же маленькой Финляндии сохраняют саамский язык? даже русские изучают там русский, а ведь их как карел, ооочень мало в Суоми.

    Голосовать - -1 | +15 +
    A
    1.4.2013 в 14:09
  • Minusta suomi on tultava tasavallan pääkieleksi. Me asutaan Suomen lähellä, mutta emme puhu suomea kokona. Karjala on myös kaunis kieli ja karjalassa puhutaan sitä (pohjoiskarjalassa esmk), mutta karjala ei voi tulla tasavallan kieleksi, koska se ei ole kirjallisuuden kieli. Karjalan ABC oli tehty vain XX-luvun lopussa! kajalan tullessa pääkieleksi meistä tulee vanhoja ihmisiä. Suomesta voi tulla kansamme äidinkieli jos tulemme puhutaan sitä koko ajan. Hallituksemme ei halua että me puhuisimme suomea eikä karjalaa. Kansamme on tehtävä suomesta pääkieli jos se haluaa olla vapaana. Minusta kunkin on kiellettävä puhumasta venäjää. Puhutaan suomea yhdessä!

    Голосовать - -4 | +5 +
    Suomalainen
    2.4.2013 в 12:09
    • Osa ehdotuksistanne on liian radikaalisia, mutta osa taas hyviä! Karjalalla nykyään kirjoitetaan kirjoja, teoksia ja se on myös nykymaailman kieli samalla tavalla kuin suomikin. Miksi pitäisi suomesta tehdä Karjalan virallinen kieli, jos sillä on karjala? Suomi voi olla karjalan rinnalla virallisena kielenä, muttei saa tehdä siitä ainoata kieltä.

      Голосовать - -2 | +6 +
      A
      2.4.2013 в 13:00
  • Karjala ei ole kieli. Olen jo kirjoittanut, että sen ABC oli tehty vuonna 1992. Karjala ei ole kirjallisuuden kieli ja siksi suomi on tultava karjalan viralliseksi kieleksi.

    Голосовать - -6 | +2 +
    Suomalainen
    2.4.2013 в 15:58
    • Kieli on jo silloin, kun sillä puhutaan. Ei tarvitse ole kirjallisuuden kieli, puhuttukin riittää. Nykyään karjalalla kirjoitetaan, monia teoksia on olemassa. KAnnattaa tutustua.

      Голосовать - -1 | +4 +
      A
      3.4.2013 в 10:10
    • Karjala on paras kieli! Se on suomea parempi ja rikkaampi!

      Голосовать - 0 | +1 +
      Karjalaini
      4.4.2013 в 10:37
  • Olen kotoisin Karjalasta, Sortavalasta ja kaupungissa valitettavasti ei puhuta suomea eikä karjalaa, mutta tämä kaupunki oli suomen osana... mitä meidän pitää tehdä?

    Голосовать - -2 | +3 +
    Suomalainen
    2.4.2013 в 16:08
  • Г.Лазутин!

    Попробуйте не путать иллюзии с идиотизмом. (последнее слово

    грубо звучит, простите.)

    Попробуйте точно сформулировать - кому нужно

    существование карельского языка? Сколько людей в этом заинтересовано? Что вообще значит словосочетание «возрождение»

    карельского языка? Какой момент или событие определит этот факт - чтобы можно было сказать - вот оно состоялось!

    Про возвращение «к истокам» - что это вообще значит?

    Ну, какое конкретное содержание в этом термине?

    Фантастика или мистицизм с заклятиями идеологической эстетики!

    Почему признать нежизнеспособность языка - крамольно?

    Прошу заметить - я Вас не спрашиваю про личный вклад в интернациональную российскую культуру- скромно.

    Сто раз мог уехать.И уезжал. Но родина моя - тут. Ни капли карельской крови нет во мне. Но родина, Отчизна моя - здесь!

    И нет ущербности или достоинства в знании языка местного

    или его незнании - МЫ тут живем! На «чистых и нечистых» делиться

    — значит конфликтовать. А я не желаю этого.

    (Сейчас тут тдрыгньш начнет к дискуссии приглашать — разумно игнорировать).

    Голосовать - -1 | +4 +
    vfrc
    2.4.2013 в 22:46
    • А я как раз убежден в обратном. Это по поводу «капель крови». Почитайте внимательно Льва Николаевича Гумилева, Василия Никитича Татищева, и вы сможете убедиться в том, что в ваших жилах не капля, а, как минимум, литр карельской крови. Можно судить хотя бы по той же топонимике, что карелы жили не только на территории современной Карелии. Хотите примеры? Пожалуйста: Киев — от слова «камень» (киви) — см. Татищева! И далее ТалЛИНН, БерЛИН, СавонЛИННА, где ЛИННА — город Река Алдан в Сибири от слова АЛДО, что значит ВОЛНА. ПРимеров можно привести очень много. Мне в 2009 году в Питере подарили книгу «Санскрит по-русски». Так вот, я в ней обнаружил слова с корневой основой, встречающейся не только в русском языке, но и в карельском. А скажите, глагол «КОВАТЬ» из какого языка? Не знаете? Он происходит от карельского слова kova, что значит "твердый (ая, ое). Ковать — значит ТВЕРДИТЬ, ДЕЛАТЬ ПРЕДМЕТ ТВЕРДЫМ. А слово ИГО (Монголо-татарское, в существовании которого сомневаюсь не я один). Иго — от слова ИГЯ, что значит ВЕК. И так далее.........

      Голосовать - -1 | +3 +
      Василий Вейкки
      3.4.2013 в 13:04
      • Не путайте «биологическое» понятие «капли крови» с фактическим. Это вопрос самоидентификации.

        Голосовать - 0 | 0 +
        Елена
        12.4.2013 в 16:18
    • Конфликт не о языке. Основа конфликта в том, что люди вообще не понимают для чего нужна культура. Живите Вы здесь. Никто не против этого. Возвращение к истокам — это значит знать своё прошлое. Зачем вообще краеведением люди занимаются? Если не знаешь своё, приходит чужое. Своё всегда истинно. Лад жизни формировался веками. В генах он наших. Зачем писатель В.Белов церковь в родном селе построил? Некоторым местным не нравилась церковь.

      Голосовать - 0 | +2 +
      Александр Лазутин
      4.4.2013 в 03:52
  • получается, что всем надо смешаться, чтоб один единый русский был?! прям так позитивно относятся в Карелии и других регионах к Кавказу, а это часть России. Они тоже не говорят на русском, точнее не все говорят! и те, кто живет там, то говорят на их языках. ПОчему же в КАрелии такое негативное отношение к нац. языку? мне говорят на улице, что я приезжий, когда говорю на карельском. Оболдеть. на своей земле и приезжий. скорей всего, наоборот. :)

    Голосовать - -2 | +5 +
    A
    3.4.2013 в 10:09
    • Я знал, по крайней мере, несколько человек, которые были украинцами и белорусами, приехавшими в Карелию после войны. Так вот, они знали не только свой родной язык, но еще и выучили язык карельский и говорили на нем лучше многих карелов. А тетя Аня Столярова из Олонецкого района, украинка, вышедшая замуж за карела, во время войны маленькой девочкой была в оккупации. Так она до самой смерти, царство ей небесное, помнила четыре языка: украинский, немецкий, русский и карельский. И могла на них говорить. И нечего кичиться тем, что вы не знаете языка карельского! Должны стыдиться этого, а не гордиться.

      Голосовать - -2 | +4 +
      Василий Вейкки
      3.4.2013 в 13:33
  • "Почему в Карелии такое негативное отношение к нац.языку? "

    Я точно процитировал?

    Нет никакого «негативного отношения». НАОБОРОТ! Издаются

    газеты и книги на карельсом, ставятся спектакли, вещает радио и телевидение. Изучают в школах. Государство платит немало за все это. Много уже лет.

    В итоге — язык уходит, умирает.

    И нет тут злодеев убивающих язык, поймите.

    А вот ловкачи под «возрождение и сохранение» есть!

    Зато нет ясной национальной политики — есть министерство.

    Это да.

    Голосовать - -2 | +8 +
    к А
    3.4.2013 в 11:57
    • Что ДА — то ДА! Но идея возрождения в конце 80-х — в начале 90-х пошла именно снизу, а не сверху. Инициаторами Первого съезда карельского народа были Владимир Брендоев, Олег Бобин, Анатолий Григорьев и я. Собрав аудиторию из еще нескольких олончан, мы выступили в карельских СМИ о намерениях провести съезд. Инициативу сначала поддержало, а затем и перехватило республиканское правительство. Аналогичная ситуация была с памятником жертвам политических реперессий в Олонце.Я собрал инициативную группу, нашел денег, а ленточку резали представители власти. Вот так и живем! Согласен с вами! Язык не возродится за счет указов и директив. Здесь нужно что-то другое. Хотя малые подвижки есть, но они очень маленькие...

      Голосовать - -2 | +3 +
      Василий Вейкки
      3.4.2013 в 13:42
      • Съезды проводились для «галочки». Григорьев вообще их использовал в личных целях. Он пошел на поводу у власти.

        Все грезит законодательным собранием. Был я делегатом на многих

        съездах. Результат нулевой. Одни декларации. Зато на застолья во время съездов деньги находятся всегда. Сколько денег потратили на съезды! Эти бы деньги на реальную культуру потратить...

        Даже наблюдатели из США и делегаты из Канады были в Олонце.

        Из Эстонии представительница учила тому, что в Эстонии делают.

        Один старый финн в разговоре о всём севере до Камчатки мечтал.

        Один позор с этими съездами.

        Голосовать - 0 | 0 +
        Александр Лазутин
        4.4.2013 в 04:10
    • язык должен изучаться в школах и в детсадах. Одного или двух часов недостаточно для этого. Необходимо полностью переходить на методику языкового погружения, но где власти, которые бы это сделали?! Власти твердят, что двуязычие негативно влияет на развитие детей. вот это бред. Русский язык везде, его не невозможно выучить. Вы были на уроках в школах, где преподавание проходит на саамском и финском/норвежском? я был, и дети одинаково хорошо владеют на обоих языках и при этом удачно изучают английский. никакого негативного развития замечено не было.

      Голосовать - -2 | +4 +
      родной язык нужно изучать!
      3.4.2013 в 20:56
  • в современной России не ценят знание своих родных языков! думают, что зная английский, то пойдут далеко. это было когда-то. сегодня поощряется знание не только интернациональных языков, но и своих родных и «мелких». В Европейских директивах прописано, что знание своего родного языка развивает человека, делает его знатоком многих культур и подчеркивает его идентичность и уникальность. а что может подчеркнуть знание только русского или, в дополнение, английского. ничего, т.к. вся Европа и мир говорят на английском.

    В России пока переживают такое время, когда на первое место встают денежные вопросы, а также понты и крутизна. "Чем лучше машина у меня, тем я круче. " А вот во многих других странах люди думают прежде всего о душевном развитии, а не о крутых машинах. Ведь глупый человек ценит одно, а умный другое. Умный понимает, что чем развитее человек, чем сильнее он ценит свои корни, культуру и язык, тем он сильнее и выше других. Уверен на все 100 %, что где-то во Франции карела примут более с распростертыми объятиями, чем того же чисто русского, т.к. карел там не так уж и много. :)

    Голосовать - -1 | +3 +
    1
    3.4.2013 в 20:48
    • Всё верно! Общество потребления построили..

      Голосовать - 0 | +2 +
      Александр Лазутин
      4.4.2013 в 04:12
  • Мне этот край казался дик:

    Малы, рассеяны в нем селы,

    Но сладок у лесной карелы

    Её бесписьменный язык!

    Голосовать - 0 | +1 +
    ВС
    4.4.2013 в 10:43
  • Я тоже не понимаю всей этой истерии по реанимированию вымирающего языка...Я историк по образованию и понимаю, как развивается история человечества, исчезают народы и языки, ассимилируются ли они, либо погибают, но так или иначе это жизнь. Общий, единый язык помогает сближению, я так считаю. «Надо изучать в садиках и школах»....столько денег вбухали в сохранение этого языка, а в итоге на финно-угорский факультет не набралось желающих изучать карельский...В Финляндии тоже много выступают по поводу сохранения своих местных диалектов, того же саво, например. Зачем? Страна изменилась, общество межнациональное, ориентировано на эмигрантов, им бы общефинский выучить. Кстати, на Европу тоже во всем кивать нельзя. В престижном университете Аалто издали распоряжение писать дипломы только на английском языке, местная интеллигенция тоже бурчит по этому поводу.

    Голосовать - -2 | +1 +
    Ila
    4.4.2013 в 11:12
  • Разница в том, что вы историк, а не лингвист. Живем не в средние века, когда никому дела не было до языков. Сегодня многим небезразлична судьба своего родного языка. В школах необходимо изучать родной язык. И никто не может заставить идти на факультет изучать карельский. Не для этого ведется преподавание нац.языков. Каждый сам решает, куда ему идти учиться и на кого. Необходимо подчеркивать, что знание языков — это хорошо, это развивает и дает предпосылки для изучения других предметов, понимания мира и культуры вообще.

    Общефинский никак не страдает в Финляндии, где в каждой деревне свой диалект. И что, разве плохо знать свой диалект. В стране очень хорошо прослеживается диглоссия. В России опять же как изъявишь свое конституционное право на получение образования на каком-нибудь языке или хотя бы 1-2 урока своего родного языка, дак сразу всё упирается в деньги и промывание мозгов "зачем это? ". у людей на уме только свое благосостояние. Это нормально в развивающейся стране. только вот если об этом не думать сейчас, то позже будет уже поздно.

    Голосовать - 0 | +1 +
    2
    4.4.2013 в 17:05
  • Что касается изучения в школе. Здесь есть один маленький нюанс. Что значит изучать родной язык в школе, с точки зрения технологии? Это научить ребенка читать и писать на родном языке, расширить его словарный запас, и собственно говоря все... Ведь ребенок, приходящий в школу, на родном языке уже говорит, что называется «по определению». Если ето не так, то родной язык изучается уже как иностранный, что собственно и происходит.

    Кстати. если посмотреть где учились дети/внуки «ярких представителей карельского народу» то ето явно не школы с изучением карельского языка, а как-то больше 17 гимназия с углубленным английским

    Голосовать - -1 | +3 +
    сантари
    5.4.2013 в 08:43
  • Полностью согласен с жителем-бытелем, максом и др.

    Есть ведь и понятие цена-качество.

    Да, затратив массу усилий и времени (!) можно выучить карельский язык. И это здорово поможет в жизни?

    Не смешите.

    Представьте себе: девушка хочет получить место секретарши.

    Одна знает русский, карельский и печатает вслепую.

    Вторая — знает русский и английский, печатает плохо.

    Возьмут «англичанку». И правильно сделают.

    Научить хорошо печатать можно за месяц.

    С английским номер не проходит.

    А все эти попытки возродить величие эстонского, белорусского или польского языков — смешные потуги.

    Маркс справедливо писал, что закономерность прокладывает себе дорогу в толпе случайностей.

    Отмирание языков — закономерный процесс.

    Лингвисты пишут, что сейчас на земле примерно 6000 языков.

    Через 30-50 лет останется не более половины.

    Конечно, можно поддержать агонию на пяток лет.

    Зачем?

    Мало смысла плыть по жизни против течения.

    Не сомневаюсь, что детки и внуки «карелов» ходят в английские школы и мечтают о европейских университетах.

    Примеры из жизни постараюсь привести позже.

    Голосовать - -4 | +2 +
    Скептик
    5.4.2013 в 11:29
    • "Представьте себе: девушка хочет получить место секретарши.

      Одна знает русский, карельский и печатает вслепую.

      Вторая — знает русский и английский, печатает плохо.

      Возьмут «англичанку». И правильно сделают. "

      — говорит опять же о том, что Россия еще отстает в своем развитии, и люди думают только о материальных ценностях, а не о духовных и т.д. Зная любой язык, изучая его, можно выучить любой другой намного легче. Обычно третий язык и т.д. дается легче, чем первые два.

      Возникает вопрос: зачем нам тогда вообще русский язык? давайте все дружно перейдем на английский.

      Пока в России каждый думает о своем материальном положении, где бы и как бы подзаработать, но при этом ничего не делать, пока каждый думает только о себе, а не об обществе, то и жизнь будет такая, как в социальном плане, так и в духовном. Жил бы я, например, на Кавказе или в Якутии, то обязательно бы изучил сам и отправил бы детей изучать местный национальный язык, т.к. это не только развивает языковые способности, но и дает предпоссылки для понимания многообразия всей России и культуры, т.к. в России существует не только русская культура с ее литараторами.

      Голосовать - 0 | +3 +
      2
      5.4.2013 в 12:46
      • Вы хотите учить карельский? Учите. Но факт остается фактом — карельский не нужен в реальной жизни

        Голосовать - 0 | 0 +
        Елена
        12.4.2013 в 16:22
  • Для неверящих в значение власти есть кига В.И.Сталин"Марксизм и вопросы языкознания"!

    Голосовать - 0 | 0 +
    андроид
    6.4.2013 в 08:45
  • В изоляции от финского и эстонского карельский язык долго не протянет, несмотря даже на спорадические вспышки интереса к нему.. Русификация с 30х годов ведется и практически все задачи «культурного геноцида» уже решены)

    Голосовать - 0 | 0 +
    Геннадий
    6.4.2013 в 15:59

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие