Интернет-журнал Республика Карелия

Люстра

Владимир Рудак 14 января 2013
Голосовать -3 | +26 +
Люстра

Шторка из темно-синего бархата. Усыпанная старательно вырезанными из фольги звездочками. Не один день усердного труда. Все же делалось своими руками, не покупное. Небогато, конечно, но, поверьте, с точки зрения опытного бутафора, очень мило. Материал по настоятельному совету одного знающего человека обработали специальным составом, чтобы избежать возгорания. Мало ли кто решит подпалить по недоброму умыслу. По бокам два фонаря с цветными фильтрами на штативах, и третий на полу позади ширмы подсвечивает задний фон магически красным. За ширмой на невысокой подставке стоит переносной магнитофон «Panasonic», рядом – никелированный чемоданчик для хранения CD-дисков. В таком деле необходима музыка, без фонограммы не обойтись. Ученые говорят, что каждая клетка человеческого организма звучит оркестром. Облученные при химиотерапии клетки перестают давать аккорды. Поют тоскливо и монотонно. Мобильный кукольный театр «Колыбель» от Сони Кларемен — особое, мистическое явление в современной культуре.

Из-за ширмочки выскочила рука в грубой строительной рукавице с вышитой на внутренней части рожицей.

— Привет, родные, меня зовут Изольда! Ля-ля-ля! — Звучит музыка. Из динамиков полетели искусственные нотные знаки. Как мелкая мошкара. Где-то там, возможно, в Мемфисе, сидели кружком музыканты. Играли. ВНИМАНИЕ! ПРОСЬБА НЕ ШУМЕТЬ! ИДЕТ ЗАПИСЬ В СТУДИИ!!! Хилым динамикам не передать то звучание, что рождается сию минуту в руках, чуть живет и больше не возвращается никогда. Каждая нота уникальна. Дерево дышит музыкой. Надо, чтобы все сошлось. Влажность в помещении. Настроение исполнителей.

Стродберги. Пожилая супружеская пара. Переглянулись. Легкая тень одобрения пробежала по скупому на эмоции лицу мужчины. Женщина тут же отозвалась. Едва заметно кивнула в ответ. Они знают толк в достойных представлениях. Как же она его любила. Этого красавца. Можно написать не одну книгу. Снять длиннющую мелодраму, и ведь будет интересно.

— Будет, — женщина шамкнула пустым, как заброшенная угольная штольня, ртом, спугнув дремавших летучих мышей. Сколько они знают историй. Эти мыши. Каждая из них могла бы стать жемчужиной в мировой литературе. Кто же их спросит. Люди не имеют такой привычки разговаривать с мышами. С собаками — запросто и с кошками, с лошадьми и козами. Даже со свиньями. Летуны никого не интересуют. Сама же женщина не их тех, кто тщетно пытается передать жалкими буквами на тленной бумаге то, что пламенем горит внутри.

Входили  в порт корабли, 

Разбивая мечты о причалы. 

Каждый ждал ответной любви, 

Получая лишь письма печали…

Это была любовь с первого взгляда. «Я всегда бил влет!» — сказал с бравадой молодой человек. При этом его правая бровь изогнулась лукавой дугой. Дугой и была она очарована. Он звякнул посетительским колокольчиком, выходя из парикмахерской «Херсон» в сопровождении парфюмерного облака. Ей доводилось бывать в этом заведении. Сидеть под колпаком. Листать женские журналы. Думать о замужестве и рождении детей. Хотелось четырех. Двух девочек и двоих мальчиков. Ее взгляд всегда притягивала керамическая колбочка для помазка. Розовый фарфор. У папы была такая. Утром он выглядывал из ванны с намыленным лицом. В одной руке — помазок, в другой — такая вот баночка. На плече — полотенце.

— Доброе утро, крошка! Папа тебя люби-и-и-ит, — подмигивал и опять скрывался в ванной. Большое зеркало. Мутноватое с ржавчиной, въевшейся в мелкую паутину разбежавшихся трещин. Там был папа. У зеркал память хоть куда. Они хранят в себе все лица, даже ненароком заглянувшие в них. Когда зеркало хочет, оно показывает эти лица. Кого-то оно пугает, нарочно искажая изображение. Кого-то хочет порадовать, и тогда в мягкой дымке, как будто выглядывая из парилки, появляется дорогой вам человек. Каким образом истолковать видение – уже решать вам. Тут зеркало бессильно.

Остановился у входа над самой вывеской с огромными фанерными ножницами, выкрашенными в синий цвет. На дверном стекле красовалось объявление: «Куплю длинные волосы. Дорого. Бороды и баки не предлагать». Хотя никто их там не покупал. Она осталась от старого хозяина. Он женился на владелице кондитерской фабрики. Продал свою парикмахерскую и уехал подальше от этих мест. Повезло на старости лет, иначе не скажешь. Не придется трясущимися руками пересчитывать сбережения, хранящиеся в коробке от поддельных кубинских сигар, прикидывая, в какой санаторий отвезти свое просроченное тело для профилактического лечения. Скорее всего, туда, где нет моря. Так будет дешевле. Все санатории, расположенные на берегу моря или вблизи, всегда дерут огромные деньги. У них, мол, полезнее. Воздух йодированный. Повезло дяде. Сиди себе в плетеном кресле на веранде, попивай чай. Кресло уютно поскрипывает. Ветер нет-нет да подкинет обрывки фраз, принесенные с соседского двора. Детвора играет. Кричат, бегают наперегонки. Что еще нужно в старости? Смотри, как детвора резвится, будто мальки в пруду, и предавайся воспоминаниям. Делать это нужно выборочно, монтируя из сырья только самые важные фрагменты. Обманывай себя. Верь в то, что все было прекрасно. Все женщины заслуживают прощения. А твой блудный корень – так, всего лишь свидетельство открытого, коммуникабельного характера. Ты был бриллиантом. Драгоценным камнем. Они ходят по рукам, но не теряют от этого своей ценности.

Приходит служанка. Молодющая кореянка. Почтительно кланяется. Спрашивает, не принести ли господину теплый верблюжий плед. Таких привезли всего-то три в лавку. И все три купили они. Три пледа. Кровообращение нарушено. Циркуляция, будь она неладна. Ноги холоднее лыжных алюминиевых палок. Он кивает. Да. Плед – это то, что надо. Согреет старые синеватые ноги в кальсонах. Кореянка, шаркая ножками, уходит, и через некоторое время возвращается с пледом. Конечно, иногда в его фантазии врывались эротические мотивы. Как бы ни был ограничен в гибкости организм, на воображении это нисколько не сказывается. В такие мгновения стайка голых кореянок буквально набрасывалась на пожилого парикмахера, начиная вытворять запредельные вещи. Он жалел, что не сохранил те самые журналы. ТЕ ЖУРНАЛЫ. Сжег все после проповеди нового пастора. Старый был не так придирчив и требователен. Все обходилось легким, как крыло комара, порицанием. Молодой же с гуляющим румянцем на бледном лице яростно обличал все человеческие прихоти. Кто же знал, что, скинув мантию (через 10 лет прилежного служения), он умчится на машине с открытым верхом к побережью океана с молоденькой статисткой. Кто же знал. Тогда он рубил обоюдоострым, сверкающим духовным мечом грешную человеческую плоть, отсекая непотребные помыслы. Живучие. Если сидеть с лампой в темноте, это еще не значит, что мрак не наступит. Стоит закрыть глаза.

Женщина очень аккуратно, будто держала в руке редкий вид насекомого в засушенном виде, положила ложку рядом с тарелкой так, чтобы ни одна капля соуса невзначай не капнула на стол или край тарелки. Это так унизительно – стирать каплю томатного соуса с чистого края блюда. Срамота. Ее родители впали бы в глубокую депрессию. Папа был законченным поклонником таксидермии. Любил показывать и рассказывать о чучелах животных. Бабушка говорила, что это все из-за сушеного бобра. Подарили на День благодарения. С тех пор он души не чает в чучелах. Плешивое чучело бобра, лишенного погребения, всегда занимало центральное место в его биографии. Зал, стилизованный под лесную чащу, находился на третьем этаже. С этой ненавистной чащобы все и началось. Оказалось, что там, в этом самом импровизированном лесу, он совокуплялся со служанками. Высушенные звери смотрели и слушали, как представитель знати кряхтел, катаясь во мху с прислугой.

Она протянула руку и положила свою ладонь поверх его кисти. Как будто одна змея приласкалась к другой. Две старые руки с дряблой пигментной змеиной кожей.

— А меня зовут Изольда! — выскочила вторая строительная рукавица с точно такой же пришитой из цветастых лоскутов рожицей.

— Простите, но что же получается, первая рукавица-актриса – тоже Изольда? — мужчина неодобрительно кашлянул. Старательно вытер рот, оснащенный вставными зубами, салфеткой с рифленым рисунком. Не ароматизированной, конечно. Ее раздражали пахнущие салфетки. Впрочем, его тоже. Ее мужчину.

— Почему у них одинаковые имена? — он посмотрел сначала на змей, потом на женщину. — Милая, две Изольды. Нонсенс!

— Конечно, дорогой, непростительный промах автора. Безусловно, это уже не тянет на шедевр. Кто писал раньше пьесы, и кто их пишет сейчас! Вчерашняя голытьба в литературном смысле.

— Ты абсолютно права. Может быть, вина?

— Да, дорогой, наполним бокалы, — женщина подняла взгляд. Под высоким потолком чуть заметно покачивалась люстра. Некогда признак шика, теперь же она выглядела громоздко и старо. С тяжелыми хрустальными фигурками и висюльками.

Реаниматолог говорила, что видела такую же на воскресной распродаже. В куче всякого непотребного хлама. Она лежала на земле, распластавшись, как остекленевшая медуза. Ее так никто и не купил. Может быть, потому что именно ею Стродберги угробили себя в тот чудесный вечер…

Театр Сони Кларемен тут же окутала дурная слава. Многие пожилые пары стали отказываться от ее театрализованных услуг. Даже те, у кого никогда не было хрустальных люстр. От греха подальше….

На фото: Одри Хепберн, кадр из фильма «Завтрак у Тиффани», buro247.ru

  • Странно пишет автор: —

    "Из динамиков полетели искусственные нотные знаки. "

    Почему «нотне знаки»? — их обычно пишут на нотной бумаге! Должно быть звуки, если это музыка, но не знаки.

    Почему «искусственные» — натуральные нотные знаки где водятся?

    Видит ли автор то, что он пишет?

    Крайне коряво.

    Голосовать - -4 | +3 +
    Григорий Салтуп
    14.1.2013 в 16:29
  • Честно сказать, тоже доводилось слушать летящие искусственные нотные знаки. Понимаю, о чем пишет автор. Понравилось!

    Голосовать - -2 | +6 +
    • Нотные знаки.

      Материал из Википедии — свободной энциклопедииПерейти к: навигация, поиск У этого термина существуют и другие значения, см. Ноты (значения) .

      Но́та (лат. nota — знак) — условный графический знак, находящийся на нотном стане (нотоносце, как иногда называют пять линий, на которых и записываются ноты) и указывающий высоту и относительную длительность какого-либо звука . Знак состоит из кружка (пустого внутри или заштрихованного), а также (необязательно) штиля и флажка.[1]

      Термин «нота» употребляется для обозначения звука условным знаком, и применяется только к графическому знаку, а не к звуковому ощущению. «Звук до» — воспринимаемый слухом звук определенной частоты, а «нота до» — символ, выражающий его высоту и длительность[источник не указан 1046 дней] .

      «Нотный ЗНАК» можно видеть, написать, но СЛЫШАТ не ЗНАК, а звук, мелодию, шум, ритмичный скрип дивана у соседей в коммуналке...

      ... «Проезжая мимо станции у меня слетела шляпа», А.П.Чехов. «Жалобная книга».

      Голосовать - -9 | +4 +
      • Григорий, вы — зануда))

        Голосовать - 0 | +6 +
        нп
        15.1.2013 в 16:30
      • Ага. А еще фраза «отговорила роща золотая» — это бред. Рощи ведь не говорят!

        И «шипенье пенистых бокалов». Бокалы ведь не пенятся. И уж тем более не шипят.

        Голосовать - 0 | +5 +
        Анастасия Ананьина
        16.1.2013 в 03:31
  • Рассказ выглядит сконструированным. Этакий Стивен Кинг встречает Зильбера-Каверина в реминисценции, ранний период, «Серапионовы братья»; тут же все эти Лунцы-западники, наследники Шамиссо, бесконечная, по-видимому, история Петера Шлемиля, потерявшего свою тень... Гофман Э. Т., через них наши: Погорельский А., Гоголь Н., Сологуб Ф., Булгаков М., Орлов Вл., Быков Дм., извините, если не всех упомянул или кто-то попал сюда незаслуженно (по поводу Быкова есть сомнения...).

    Зачем Владимиру Рудаку, человеку интереснейшему, с биографией богатейшей, понадобилось избрать такую «теневую» форму для выражения того, что Аристотель в «Поэтике» назвал словом «эйкос» — это выше моего скромного разумения... Хотя, если кто-то ещё помнит миниатюры В. Рудака на сайте «Ваш Досуг», так этот памятливый мало удивится... начальная нота — кардамон, конечная нота — каркалэс... Всё оттуда, лишь закингованное до полной неузнаваемости, как губернатор в маскараде. Зевес оделся Ледой... сюрприз, сюрприз!

    «Стродберги. Пожилая супружеская пара. Переглянулись. Легкая тень одобрения пробежала по скупому на эмоции лицу мужчины. Женщина тут же отозвалась. Едва заметно кивнула в ответ. Они знают толк в достойных представлениях. Как же она его любила. Этого красавца.» (с). А вот это по делу и в сок. Стильно. Жаль, неоригинально: персонаж сказки Волкова А. «Семь подземных королей» доктор Робиль, тот вообще цедил по слову: «А. Может. Быть. И. Приснилось.» (с). Есть, куда расти. Впрочем, лет через ...цать молодёжь именно так и будет читать — по слову, если вообще не по слогам. Если прихранить «Люстру», можно будет на републикации *не плохо заработать. Разумеется, неплохо. Так же, как и неладно: «Циркуляция, будь она *не ладна» (с). О запятых я уж молчу... А вот «Любовь с перового взгляда»... «молодющая кореянка»... «мужчина неободрительно кашлянул»... Товарищи коллеги! Даже и после череды праздников как-то нужно... это, ну... держаться, что ли. Помня о конечной ноте.

    Голосовать - -3 | +3 +
    Андрей Тюков
    14.1.2013 в 20:11
  • Считаю редакторскую вводку крайне не корректной.Она претендует на аксиому таковой не являясь, увы.

    Автор пишет об ином.Оттого и реакция несколько аккуратная и отстраненная. Хотя, писателям, разумеется виднее:)

    Автор говорит: "Звучит музыка. Из динамиков полетели искусственные нотные знаки. Как мелкая мошкара. " = здесь видится таинство театрального действия, налицо зримое представление, волшебство.

    Понравился рассказ. Заставляет немного иначе взглянуть на себя, покоряя лаконичностью и глубиной высказанного.

    Голосовать - 0 | +3 +
    Оппонент
    15.1.2013 в 02:16
  • Автор писал, старался.

    " Если сидеть с лампой в темноте, это еще не значит, что мрак не наступит. " Трудно поспорить. Истина.

    Голосовать - 0 | +4 +
    Оппонент
    15.1.2013 в 02:33
  • А мне понравилось.

    Тем, кого смутили летящие нотные знаки, не хватает немного фантазии. Визуализация образа налицо, по-моему. Есть фильм один современный, так там не только нотные знаки, там гитарные рифы изображают графически, хотя и со звуком все в порядке. Здесь же автор нарисовал звук словесно — оригинально, нетривиально. Учитывая многоаспектность творческого дарования автора, меня подобные вещи в его прозе скорее радуют, чем разочаровывают.

    Спасибо ему за чудесный бытийно-фантазийный рассказ.

    Голосовать - 0 | +6 +
    Аквамарин
    15.1.2013 в 03:16
  • Володя, это я. Вы знаете, что я вас люблю, но мне хочется чтобы вы были ближе к народу. С другой стороны — совсем необязательно. Моя подруга по киношным курсам Юля Кокошко идет в вашу сторону, или это вы за ней идете. (Кстати, она получила самую первую премию Белого — тогда было Яблоко и СМИ). Когда она мне пришлет очередную книгу — я до вас наконец дойду и вам передарю. Володя, а в принципе никого не слушайте, найдутся интеллектуалы, которые вас будут любить. Я думаю, они уже есть.

    Голосовать - 0 | +8 +
    Р. М.
    15.1.2013 в 18:59
    • Есть, да.

      Голосовать - 0 | +3 +
      Наталья Шилова
      16.1.2013 в 09:44
    • уж кто, кто, а вы.. должны бы понимать, что художник делает, что делает, не ради премий.. а потому что не может иначе..

      Голосовать - 0 | +1 +
      una
      17.1.2013 в 16:45

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие