Мертвый час

Снежана Слепкова 27 Август 2012
Мертвый час

Глаза нехорошие, как у человека,

                                                  который спал после обеда.

 

                                                  Из записных книжек А.П. Чехова

Абсолютная ценность дневного сна для детей так никем и не доказана. Спать иль не спать? Сторонники и той, и другой версии приводят множество аргументов, но точно ясно одно – в дневном сне нуждаются далеко не все. Я лично глубоко убеждена, что лет с трех-четырех дети могли бы заниматься днем гораздо более интересными и полезными вещами, чем сон. Но система детских учреждений в России вынуждает родителей смиряться с мертвым часом.                                   

Фабричные ребятишки, которых в 20-х годах  прошлого века  вывозили летом за город в первые советские лагеря для детей, сильно удивились бы, узнав, что в советской России в детских учреждениях совсем скоро появится  странное понятие «тихий час». В 30-х легендарная Гуля Королева, героиня  книжки Елены  Ильиной,  уже сбегала с этого ненавистного часа.

Рыбалки, походы со взрослыми  «в ночное», картошка, печенная на костре, сплавы по реке на самодельных плотах (как это описано, например,  в  «Пионерских повестях» напрочь забытого ныне советского писателя Николая Богданова) — словом, все, чем занимались вывезенные наконец из душного города дети рабочих,  – это мне понятно. Это действительно интересно.

Но вот  вопреки желанию ежедневно спать среди бела дня по полтора-два часа (а не час!) или даже просто лежать молча в буйные  5, 6, 7, 10 и даже 13 лет… Не ужас ли?

Не зря  ведь этот час называли еще мертвым.

В детстве это определение я воспринимала буквально – убитый час жизни, уничтоженное бездельем время.

Лет с шести я задавала себе этот вопрос: зачем  и кому нужен тихий час? Его же все ненавидят. В больницах, санаториях еще понятно, но в  детских садах и лагерях?  Прошло время, сменился строй, а тихий час остался. По крайней мере в садиках. И, наверное, каких-нибудь очень скучных старорежимных летних лагерях.

За плохое поведение  в тихий час в садике до сих пор  могут выставить босиком на холодный кафельный пол в туалете, унизительно отругать перед всеми, поставить на вид родителям – «сделайте что-нибудь с ребенком!»

Отдельным педагогам-воспитателям недостаточно, чтобы ребенок лежал тихо или занимался мирными делами — читал, рисовал. Нужно именно спать!

И все потому, что кому-то когда-то пришло в голову, что детям нужен тихий час.

…Когда мой младший ребенок вернулся из очередного познавательного, веселого летнего лагеря, стало особенно очевидно, что тихий час нужен именно взрослым — ленивым и неинтересным взрослым. Потому что нескучным взрослым, педагогам по призванию, а не по записи в дипломе, времени всегда мало – слишком много идей, которые нужно  с детьми обсудить, слишком много дел нужно переделать.

В археологическом лагере такие взрослые  день-деньской  изучают с детьми самого разного возраста петроглифы и образ жизни древнего человека, в театральном -  сутками напролет ставят спектакль, в спортивном лагере лазают как сумасшедшие по деревьям, катаются на каяках, ходят на песчаных лыжах и бегают на скорость в комичных бутафорских памперсах.  И все это, повторюсь,  вместе с детьми 5, 7, 10, 13- ти и т.д.  лет.

Как же они обходятся без сна, эти дети?

И, главное, хвалят-то их в таких лагерях как раз за безудержную энергию,  присущую возрасту, за фантазию, инициативу, а не за то, что послушно улеглись на два часа, оставив взрослых в покое.

Кстати, в Скандинавии, например, дети в детских садах и уж тем более в подростковых лагерях днем не спят. Малыши плавают в бассейне, ходят в горы, собирают чернику на плантациях, играют в спортивные игры…

А спят они ночью. Крепко.

 Фото: joyreactor.cc