Интернет-журнал Республика Карелия

Музей, которого нет

1234 12 28 сентября 2011
Голосовать 0 | +22 +
"В редкие минуты затишья" -  устойчивый словесный штамп. Но Карельский фронт не двигался с декабря 1941 по июнь 1944. Шли бои местного значения. И не только с противником...Типичная картина 1941-42 г.г.

"В редкие минуты затишья" - устойчивый словесный штамп. Но Карельский фронт не двигался с декабря 1941 по июнь 1944. Шли бои местного значения. И не только с противником...Типичная картина 1941-42 г.г.

Мы – народ датский. То есть нам нужна дата. Для нас дата – пилюля, которая заставляет всех бегать и суетиться. Чего, например, вспоминать про войну осенью. Есть же 9 мая. Накануне и в этот день  клянемся в верности и любви к ветеранам. Смотрим старые фильмы про войну. Проводим беседы, «круглые столы» историков. Организуем временные выставки. Временные, но ежегодно. Музея Карельского фронта ведь нет…  

Нет пока и постоянной экспозиции о войне в Краеведческом музее. Но музей Карельского фронта, по-моему, надо делать в Беломорске. Там есть здание, в котором располагался его штаб. Сидят в нем сейчас другие «штабисты» – арендаторы со своими конторками.

Беломорский район для культурного туризма — Клондайк в анабиозе.  Чего, например, одни петроглифы стоят?! А музей Карельского фронта был бы не меньшим брендом.

Особенный фронт 

Самый большой по протяженности фронт — около 1200 км. Фронт, который спас Ленинград с севера. Фронт, который дал возможность получать по ленд-лизу важные военные грузы от союзников. Фронт, имевший самые трудные природно-климатические, ландшафтные условия для боевых действий. При колоссальных потерях фронт имел самую высокую статистику обмороженных, заболевших туберкулезом, дизентерией.

И это с учетом того, что с декабря 1941 года по июнь 1944 он практически не двигался – велись бои местного значения.

Особенный фронт… У него и партизанское движение было особенным. И геополитически он выполнял особую миссию. Он противостоял войскам трех государств: Финляндии, Норвегии и Германии. Не зря Парад Победы открывал именно Карельский фронт. В результате Свирско-Петрозаводской наступательной операции он не просто выбил из войны Финляндию, но и вынудил ее объявить войну фашистской Германии в сентябре 1944 года.

 

Карельский фронт был самым большим по размерам: от Баренцева моря до Ладоги. Но видно, что сплошной линии фронта нет. Она прерывается непроходимой тайгой и болотами...

Карельский фронт был самым большим по размерам: от Баренцева моря до Ладоги. Но видно, что сплошной линии фронта нет. Она прерывается непроходимой тайгой и болотами...

___

 

"В редкие минуты затишья" -  устойчивый словесный штамп. Но Карельский фронт не двигался с декабря 1941 по июнь 1944. Шли бои местного значения. И не только с противником...Типичная картина 1941-42 г.г.

"В редкие минуты затишья" - устойчивый словесный штамп. Но Карельский фронт не двигался с декабря 1941 по июнь 1944. Шли бои местного значения. И не только с противником...Типичная картина 1941-42 г.г.

___

 

Оборонительная позиция. По природе - северный участок фронта. Кадр снят, судя по композиции, мастером. Фото явно постановочное. Солдаты в траншее пригибаются, а фотограф снимает, стоя в полный рост. Если бы шли боевые действия – он бы тут же был убит финским снайпером.

Оборонительная позиция. По природе - северный участок фронта. Кадр снят, судя по композиции, мастером. Фото явно постановочное. Солдаты в траншее пригибаются, а фотограф снимает, стоя в полный рост. Если бы шли боевые действия, он бы тут же был убит финским снайпером.

Варвары?


Кто-то скажет: «Что там музей! У нас много чего нет или не хватает.

Музей – удовольствие дорогое».  Все верно. Но есть вещи подороже денег: память, порядочность по отношению к прошлому. Может, и живем так бестолково сегодня, потому что неблагодарны к прошлому. Кто же лишил нас исторической памяти, как не мы себя сами?

Первую мировую войну у нас забыли напрочь. Обозвали ее в старых учебниках империалистической, несправедливой. Успешно выполнили завет Ильича и превратили ее в гражданскую, то есть воевали со своим народом, и лишились способности помнить прошлое.

Во всех, порой даже небольших городах Франции стоят памятники с надписью «Французам, погибшим за Францию. 1914—1918». Эта же дата - на могиле Неизвестного солдата под Триумфальной аркой. Помнят…

Мы же первую мировую войну предали забвению. Боюсь, что это же произойдет и со второй.

Карельский фронт: около 200 тысяч погибших, 53 тысячи захоронено, фамилии установлены у 21 тысячи. Среди последних – большой процент не соответствующих действительности. Разве эти цифры не симптом варварского отношения к прошлому?

Музей Карельского фронта нужен. Но его на пустом месте, конечно, не создашь. Нужна коллекция. В государственном Краеведческом музее тысячи неэкспонированных фотографий, часть которых можно было бы передать на временное хранение в Беломорский музей Карельского фронта. Есть военная форма, охолощенное оружие. Мы знаем, в каких местах на дне озер и болот покоятся танки и пушки, которые можно было бы использовать на территории, прилегающей к музею. Государственный музей Карелии как методический центр оказал бы новому музею помощь.

Интерес к этой войне у молодежи падает. Да и часы на историю в негуманитарных вузах сократили вдвое. Увеличили часы на политологию…

Мы последнее поколение, общавшееся с ветеранами войны. Но они стремительно уходят. Скоро о войне рассказать будет некому. А ведь она коснулась каждой семьи. Память о войне пока объединяет всех. Пока….

 

Группа разведчиков лейтенанта Сойту. Командир, судя по фамилии, лейтенант - финн. После высылки финнов был дефицит знающих финский язык. Некоторых приходилось возвращать из Сибири для разведывательной и подпольной работы.

Группа разведчиков лейтенанта Сойту. Командир, судя по фамилии, финн. После высылки финнов был дефицит знающих финский язык. Некоторых приходилось возвращать из Сибири для разведывательной и подпольной работы.

____

 

Снимок передает природно-климатические условия фронта. На севере в снегу приходилось воевать по 7-8 месяцев в году. Именно там нам противостояла специально подготовленная немецкая дивизия "Норд" и норвежский спецбатальон, состоявший в основном из спортсменов-лыжников.

Снимок передает природно-климатические условия фронта. На севере в снегу приходилось воевать по 7-8 месяцев в году. Именно там нам противостояли специально подготовленная немецкая дивизия «Норд» и норвежский спецбатальон, состоявший в основном из спортсменов-лыжников.

____

 

В оружейной мастерской.. Редкий снимок, показывающий повседневность военных будней. Форма 1941 года.

В оружейной мастерской.. Редкий снимок, показывающий повседневность военных будней. Форма 1941 года.

____

 

Снимок назван "В разведку". Ползать по скалам приходилось много. Гимнастерки сгорали быстро. Очень много фотографий, на которых воины сняты в спину. Не светились, что ли? Указание?

Снимок назван "В разведку". Ползать по скалам приходилось много. Гимнастерки сгорали быстро. Очень много фотографий, на которых воины сняты в спину. Не светились, что ли? Указание?

____

 

К орудию! Замечена вражеская цель. Судя по погонам - не раньше весны 1943-го. Природа - скорее приполярье. И опять в спину!

К орудию! Замечена вражеская цель. Судя по погонам - не раньше весны 1943-го. Природа - скорее Приполярье. И опять в спину!

____

Фото: из фондов КГКМ.

  • Отличные фото и интересные комментарии к ним.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Чентемиров
    28.9.2011 в 10:05
    • Да, "были люди в наше время... "

      Голосовать - 0 | 0 +
      Margo
      28.9.2011 в 11:46
  • Спасибо автору за статью и фото. Предложение очень нужное!

    Голосовать - 0 | 0 +
    Roman
    28.9.2011 в 16:07
  • Печали забудьте, обиды не троньте,

    Пусть будет военная память строга.

    Проснитесь, солдаты Карельского фронта,

    Вставайте, ребята, стряхните снега...

    Михаил Леонидович, Вы затронули очень важную тему. Музей Карельского фронта, безусловно, необходим. И особенно сейчас — в свете полного отсутствия идеологии и смутных представлений о патриотизме.

    Солдаты и офицеры Карельского фронта первыми прошли по Красной площади на Параде Победы в 1945 году. И на всех последующих парадах штандарт Карельского фронта был первым (кроме жуткого парада нынешнего года, когда штандартов фронтов Великой Отечественной войны не было вообще...).

    Мой дед с самого начала войны и до Победы воевал на Карельском фронте, в Заполярье. Умер он задолго до моего рождения, в 1948 году, было ему 45 лет. Умер от пневмонии, и что-то мне подсказывает, что вымерзший за четыре военных года организм не справился с болезнью в мирное, пусть нелегкое и голодное, время.

    Небрежное отношение к Великой Отечественной войне в нашей стране началось, на мой взгляд, с момента, когда появилась и стала общеупотребительной эта жуткая аббревиатура — ВОВ…

    А фото «со спины» просто потому что кадры — не постановочные, а уж как фотограф изловчился. Этим они и ценны.

    Фотографии деда у меня нет ни одной...

    Голосовать - 0 | 0 +
    Татьяна
    28.9.2011 в 18:18
  • Да, "есть вещи подороже денег: память, порядочность по отношению к прошлому. Может, и живем так бестолково сегодня, потому что неблагодарны к прошлому. " Все справедливо и верно.

    Интересный материал. Спасибо. Хорошие идеи с Беломорском. А ведь и правда что: « клондайк в анабиозе» и бренд петроглифов впридачу... ведь пути реализации идеи вполне могли бы быть... Вот так лишний раз осознаешь важность и насущность музейной работы. Да, согласна, "память о войне пока объединяет всех.Пока... " И в целом, яркое подтверждение тому: ежегодный праздник Дня победы. Он поважнее праздника Нового года в нашей стране будет еще долго. Потому что коснулся каждой семьи без исключения. Музей Карельского фронта... Было бы хорошо. Только возникает вопрос: а что же все-таки сдерживает воплощение такой ценной идеи в реальную жизнь?

    Голосовать - 0 | 0 +
    Екатерина Ларичева
    28.9.2011 в 19:26
  • Я не совсем уверена в корректности заданного мною вопроса, хотя очень бы хотелось услышать мнения людей, связанных с темой и по долгу службы имеющих большую информацию по существу четко поставленой проблемы несуществующего, но нужного музея...

    Голосовать - 0 | 0 +
    Екатерина Ларичева
    28.9.2011 в 19:33
  • Да, кстати... Ведь Беломорск, в те годы — Сорока, был «столицей», административным центром неоккупированной части Карелии.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Татьяна
    28.9.2011 в 19:37
  • Екатерина, спасибо. Отвечаю на Ваш вопрос:

    1. Постоянная экспозиция государственного краеведческого музея доведена только до ХХ века. На это ушло 10 лет Конечно, в эти годы вошла реставрация и реконструкция. Советский период только планируется. Проектируется в данный момент только один подъезд, в котором будут временные выставки.

    2. Кадры музейных специалистов: в государственном музее мы занимаемся созданием постоянной экспозиции. В муниципальных музеях с кадрами еще хуже. Им не потянуть такой проект.

    3. Ну, конечно, третья проблема — деньги.

    Выход: создавать временный творческий коллектив, который разработает концепцию музея, экспозиционный план, эскизный проект.... Одновременно — проект реставрации и реконструкции здания штаба Карельского фронта в Беломорске, с приспособлением его под музей.

    Но самое главное: фонды есть, коллекция богатая, уникальная. Посмотрите какие фотографии. Их тысячи! Лежат мертвым грузом. Надо их на сайте чаще публиковать. Сайт — тоже экспозиционная зона.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Михаил Гольденберг
    28.9.2011 в 19:51
  • Я считаю, что такой музей стоит создать. Хотя бы потому, чтобы люди вспоминали своих «стариков-защитников» в любое удобное для них время, т.е., в день посещения такого музея. Люди совсем забыли о своём долге перед ветеранами, и вспоминают о них лишь 9 мая, а должны чтить их память ежеминутно.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Свинцицкая Юля
    28.9.2011 в 19:59
  • Думаю, что такой музей надо обязательно создать, конечно проблема в деньгах, и хочется верить, что музей можно начать создавать при помощи волонтеров!!!!

    Голосовать - 0 | 0 +
    Злата
    28.9.2011 в 21:25
  • Господин Гольденберг, но почему бы — пока беломорцы что-то решат — не выделить под эту экспозицию один из залов в музее, где Вы директорствуете? Вообще, многие гости города, посетив краеведческий музей, очень удивляются что там вообще нет ничего о сложной и неоднозначной истории Карелии ХХ века. А она вызывает большой интерес — начиная от «забытой» Ухтинской республики и т.д.

    Неужели для этого требуется какое-то грандиозное финансирование? Фонды-то, надеюсь, у вас сохранились? Или вопрос в идеологии? Изображать историю с сугубо советских позиций как бы уже не принято... Колеблетесь вместе с линией партии? =)

    Голосовать - 0 | 0 +
    28.9.2011 в 22:31
    • Обсессия однако.))))

      Как можно «изображать» историю солдата? Изображать Ваша прерогатива, как у Вас там принято — флешмобы и пр.? А люди хотят рассказывать.

      "Колеблетесь вместе с линией партии? " Умора!)))))

      Голосовать - 0 | 0 +
      Chrome
      29.9.2011 в 01:27
  • Господин ведущий, то есть, onegaborg! В Краеведческом вчера открылась выставка к 70-летию Онежской флотилии «Фронт на Онего», а до этого была — «Солдаты Карельского фронта». Но они временные. Я и пишу об этом. Редко в музей ходите. Приходите — покажу.

    Речь идет о стационарном музее фронта. Это большое дело и дорогое. Но необходимое.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Михаил Гольденберг
    28.9.2011 в 23:06
    • Спасибо за приглашение! Действительно, не был у вас с лета. =)

      Но мой вопрос касается экспозиции по истории Карелии ХХ века в целом, а не только Второй мировой войны. А то сегодня существует странная монополия — вся эта эпоха представлена лишь в музее Carelicum в Йоэнсуу.. Причем по обе стороны границы...

      Голосовать - 0 | 0 +
      29.9.2011 в 02:23
  • Полностью поддерживаю инициативу создания подобного музея. И позиция моя, прежде всего, диктуется тем, что я учитель истории. Пора уходить от тех форм, методов и тому подобной белиберды, которые соединяются в понятие «традиционная сисема образования», которая сейчас не имеет вообще коэффициента полезного действия.

    самый бесполезный информационный портал, всем известная «Википедия» пишет, что музей — "учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. " Для меня важно, чтоб музей был педагогической площадкой и он таковым явлется. И «лишний» музей нам, педагогам совсем не помешает, тем более такой. Касаемо экспозиции в КГКМ, невозможно весь Карельский фронт «засунуть» в один зал.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Виктор Дорохов
    28.9.2011 в 23:44
  • очень хотелось бы помочь. Скажите что конкретно можно сделать находясь в Петрозаводске.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Оксана Дивизионная
    29.9.2011 в 09:34
  • Как говориться, лучше поздно, чем никогда!

    Я согласна с Вами, Михаил Леонидович, такой музей нужен!

    Честно говоря, я считаю людей, которые наводят хаос перед знаменательной датой 9 Мая, не вспоминая ветеранов в течении всего года, являются лживыми и мерзкими!

    Но я уверена, что есть достаточно много людей, которые помнят наших Героев, не в зависимости 9 Мая это или 15 апреля! Дак пусть такие люди будут иметь уголочек, куда они смогут прийти в любой день и почтить память людям, которые дали нам жизнь!

    Понятное дело, что не просто открыть музей и потребуется много усилий! Но как говорится, «Вместе-мы сила» .

    Фотографии трогательные, заставляющие задуматься.

    А вот на счёт того, что бы такой музей открыть в Беломорске, я не согласна. Я бы хотела, что бы он был в Петрозаводске!

    Голосовать - 0 | 0 +
    Анастасия Малашенко
    29.9.2011 в 12:38
  • музей в Б-ке будет градообразующим, если конечно он будет

    -учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов

    на руинах БЛДК можно

    Голосовать - 0 | 0 +
    выходец
    29.9.2011 в 13:57
  • Полностью согласна с тем, что музей нужен!

    Сейчас о тех временах, временах войны, вспоминают очень редко. Мало кто знает, как жили люди в те годы, что с ними происходило, как проходили боевые действия. Возможно, создание музея повысит уровень развитости населения и усилит всеобщий интерес к теме войны!

    Фотографии интересные, заставляют задуматься!

    Голосовать - 0 | 0 +
    Татьяна Ипатова
    29.9.2011 в 17:15
  • Статья замечательная! Михаил Леонидович, спасибо большое Вам за материал! Написано простым языком, но каждое слово берет за душу, заставляет задуматься и еще раз вспомнить наших дорогих ветеранов…

    Действительно, Карельский фронт – особый фронт, и за «боями местного значения» стоит удивительная мощь, сила, стойкость солдат Великой Победы, которые выжили и выстояли, несмотря ни на что… Сразу вспоминается фильм «А зори здесь тихие….», когда в финале звучит фраза, что «на разных участках фронтах велись бои местного значения». А за этой фразой – сотни тысяч судеб людей, которые не дожили, недолюбили, не успели увидеть мирное небо...

    Безусловно, Музей Карельского фронта НУЖЕН!!!! Есть же Федеральные программы, например, «Культура России», есть Фонды, есть бизнес-структуры, наконец… Построили же в Москве Театр наций!!!!

    Самое главное – у нас есть такие неравнодушные люди, как Вы, Михаил Леонидович, и Ваши коллеги, душой болеющие за дело, за сохранение памяти, культуры, истории. Ведь пройдет несколько лет, и молодежь уже не будет помнить, что это за война была – Великая Отечественная, кто с кем воевал…. Горько видеть, как в школах и ВУЗах сокращается количество часов на историю, литературу, мировую культуру!! А ведь культура – это фундамент нации, порядочности, патриотизма….

    P.S. Господин Onegaborg, действительно зайдите в музей!! Посетите новые залы, посвященные истории рубежа XIX-XX вв, временные экспозиции о Карельском фронте…Как выдержан стиль эпохи, все сделано профессионально и с большой душой! И все это – за такой короткий срок!! Уверена, что продолжение экспозиции истории XX века будет!! И ваш ироничный тон здесь совершенно ни к чему…. Ведь критиковать, тем более не конструктивно, всегда гораздо проще...

    Голосовать - 0 | 0 +
    Инга Гаевская
    2.10.2011 в 15:20
  • Да, музей Карельского фронта нужен. Ни сколько для бренда, а для светлой памяти ветеранам войны. Я надеюсь, что найдутся и деньги, и здание для музея.

    Фотография очень впечатлили, т.к. они сразу передают ту трудную атмосферу. Заставляют задуматься и показывают молодому поколению, как тяжело было в годы войны.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Война
    4.10.2011 в 21:54
  • Я считаю Карелии необходимо создать музей Карельского фронта. Ведь со временем мы забываем о том, что многие люди отдали свои жизни за то, что бы мы сегодня существовали. А с годами это забывается всё больше и больше.

    Музей нужно создавать! Тем более, если есть экспонаты для выставок. Я думаю, это повысит интерес людей к истории, к давно минувшим событиям. Люди заинтересуются и возможно будут помогать музею развиваться, а так же приносить какие-нибудь экспонаты, пополнять фонд музея.

    Будет существовать музей, будет существовать и память о людях защищавших Карелию.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Гобрусева Галина
    4.10.2011 в 21:56
  • А я считаю, что надо хотя бы создать не временную, а постоянную экспазицию в музее. Мне кажеться, что нашему музею это вполне по силам было бы желание.

    Голосовать - 0 | 0 +
  • Второе фото — «оборонительная позиция». Судя по окружению (одни скалы) — Заполярье. А там ведь вроде одни немцы стояли. Финнов не было. Или что? (про финского снайпера)

    Голосовать - 0 | 0 +
    Хмм
    2.2.2012 в 03:54
  • Думается, что действительно нужна постоянная экспозиция по всему 20 веку. Кстати, это бы многое объяснило и в историческом процессе, включая войну. а по каждому периоду не создашь отдельную экспозицию. А вот Беломорск — это было бы отлично. Но — как писал выше МГ, проблем выше крыши. В том числе и потому. что чиновникам все это чуждо, им не чужд только свой кошелек, грубо говоря)

    Голосовать - 0 | 0 +
    Хмм
    2.2.2012 в 04:06
  • Мы семья Дудко-Карбасниковых разыскиваем, Чернуху Николая Антоновича, генерал-майора Советской армии, участника ВОВ. Командовал 289 стрелковой дивизией . Так получилось, что наша мама Карбасникова Александра Александровна перед смертью открыла тайну рождения своего свна Владимира . В 1944 году был заключен брак между Чернуха Н.А и Карбасниковой А.А. В дальнейшем судьбы их разошлись. Но мы, сын и внуки, хотели бы знать более подробно его судьбу после войны. Если есть возможность узнать о его семье, мы родственники по крови. Заранее предупреждаем, что мы не испытываем никаких меркантильных интересов, кроме желания общения и более подробно узнать о его послевоенной судьбе. С уважением семья Дудко-Карбасниковых.

    Чернуха Николай Антонович (1898-?), советский военачальник, представитель высшего командного состава войск государственной безопасности, генерал-майор.

    Родился в 1898 году, русский. Член ВКП(б) с 1920 года. Участник Октябрьской Революции, в ноябре 1917 года в составе Красной Гвардии участвовал в боях против юнкеров в Москве. В Красной Армии с февраля 1918 года по 1937 год и с 1941 года. Участник Гражданской войны против Карягина, Колчака на Юге, ранен в июне 1919 года и в боях против басмачества на юго-востоке в 1929—1930 гг., ранен в марте 1930 года. До 1937 года полковник Чернуха Н.А. командовал 35 Мурманским пограничным отрядом войск НКВД. Участник Отечественной войны с июня 1941 года.

    С началом Отечественной войны полковник Чернуха Н.А. снова на военной службе. Когда нависла угроза захвата противником Мурманска, он формирует Мурманскую стрелковую бригаду и назначается командиром этого соединения, с 05 октября 1941 года ставшей 5-й Мурманской стрелковой бригадой 14 армии.

    В октября 1941 года на Карельском фронте на основании постановления ГКО СССР №758сс от 10 октября 1941 года на базе 5-й Мурманской стрелковой бригады формируется 289-я стрелковая дивизия. Командовать дивизией доверено полковнику Чернуха Н.А. С 15 октября 1941 года дивизия в составе Медвежьегорской опергруппы Карельского фронта на Костеньгском и Масальском направлениях. Когда финны перешли в наступление от Медвежегорска вдоль Кировской железной дороги, полковник Чернуха Н.А. заканчивал формирование из разных частей 289-й стрелковой дивизии и в районе ст. Масельской – Великая Губа-Карельская-Масельга с марша ввел её в бой. В упорных боях не только остановил продвижение финнов, на ряде участков отбросил их назад, нанеся большие потери. Ставка отмечает умелое руководство 289-й стрелковой дивизией при отражении наступления противника по Кировской дороге и прочное закрепление и удержание ей занимаемых позиций. В составе Масельской опергруппы участвовала в Медвежьегорской наступательной операции (3 — 10 января 1942 года). В дальнейшем продолжала действовать на Медвежьегорском направлении, занимая позиционную оборону. 10 марта 1942 года вошла в состав 32-й армии Карельского фронта.

    С 27 марта по 19 июня 1942 года на учебе в Высшей Военной Академии им. К.Е. Ворошилова. Затем генерал-майор Чернуха Н.А. вновь назначается командиром 289-й стрелковой дивизией (2 форм.), с которой пройдет с боями до полной Победы над немецко-фашистскими захватчиками.

    Участвовала в Свирско-Петрозаводской наступательной операции (21 июня — 9 августа 1944 года). 21 июля 1941 года дивизия под командованием генерал-майора Чернухи Н.А. совершив маневр одним стрелковым полком с севера перерезав дорогу в тылу обороняющийся группировки противника и во взаимодействии с другими соединениями фронта окружила его. Дивизия разгромила 3 батальон 21 пехотной дивизии финнов. На поле боя противник оставил свыше 450 трупов своих солдат и офицеров. Неоднократные попытки противника контратаками прорвать кольцо окружения дивизией успешно отбиты. Захвачены трофеи: орудий разных калибров – 12, автомашин – 26, велосипедов – 76, тракторов -5, лошадей – 32, винтовок и автоматов – 150, раций -4, повозок – 19, патронов винтовочных свыше 50 тыс. шт., 3 склада с военным имуществом и др. Разгромив 3 батальон 21 пехотной бригады финнов дивизия продолжала успешное наступление. В этих боях с особой силой проявился полководческий талант генерала Чернуха Н.А. организовавшего прорыв сильно укрепленных долговременных оборонительных рубежей, успешно форсировать на своем рути водные преграды искусно провести манер по окружению и уничтожению подразделений 21 пехотной бригады.

    14 ноября 1944 года вместе с другими дивизиями 32-й армии выведена в резерв Ставки ВГК.

    Награды: орден Ленина, четыре ордена Красного Знамени, орден Кутузова II-й степени, медали: ХХ лет РККА и др. Награжден орденом Красного Знамени Азербайджанской ССР за разгром басмачества.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Kiril
    12.4.2013 в 16:37

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие