На финско-китайской границе
Помните бородатый анекдот про спокойствие на финско-китайской границе? Он припомнился мне, когда я взглянул на эти фотографии из коллекции инженера Александра Азанчеева, хранящейся в Национальном музее Республики Карелия. Кого только нет на этих фото: русские, англичане, французы, кавказцы, австрийцы, немцы, канадцы, финны и даже индусы! Эта коллекция указывает на то, что железная дорога, и сегодня составляющая основной транспортный позвоночный столб Карелии и скоро отмечающая свое столетие,– настоящий памятник мировой культуры. Рассмотрим для начала «китайскую серию».
Китайцы тоже строили Мурманскую железную дорогу, по которой, возможно, вы только что съездили в отпуск. Их было 10 тысяч, привезенных из Маньчжурии, где они получили опыт на строительстве КВЖД. Почти целая дивизия экзотичных чайнарбайтеров.
Несмотря на имеющийся опыт, платили китайцам меньше, чем местным. То есть и сто лет назад действовали законы дешевой рабочей силы.
Интересный кадр: китайские рабочие фотографируются. Какой импозантный китайский фотограф в шляпе! Словно из парижского фотоателье на Монпарнасе. Кто фотографируется? Передовики производства? Едва ли… Таблички на досках рождают мысль о фотосессии по заказу охраны или паспортной службы. А может, семье на память? На вечную? Лица полны тревоги, словно понимают опасность.
Работали китайцы хорошо, но, естественно, в ужасных условиях. Рядом с ними - русские инженеры. Их легко отличить не только по одежде.
Этот кадр показывает китайских рабочих в чумном бараке. На строительстве этой дороги один врач приходился на 10 тысяч человек, то есть как раз один на всех чайнарбайтеров.
Мерли китайцы в Олонецкой губернии, как мухи. От торжественного фотографирования до могилы путь был недолгим.
Не зря Азанчеев снял именно китайское кладбище. Где оно сейчас?
Фольклористы обнаруживают китайские мотивы в трудах карельского сказочника Матвея Коргуева. Он тоже работал на строительстве дороги. Диффузия культур…
В итоге остались, конечно, не только выжившие китайцы, но и даже осевшие в Карелии. В 30-е годы в прачечной Петрозаводска работали мужчины-китайцы. А сегодня, например, именно они закрывают кадровую проблему в парижских прачечных. Любят стирать...
Кстати, сегодня старый анекдот про китайцев меняет смысл. Раньше он был с демографическим оттенком. Мол, с рождаемостью у китайцев все в порядке.
А сейчас… По официальным данным, в аренде у Китая более 2 млн га российской земли. В основном на Дальнем Востоке. Тут надеюсь на энергию дискутантов.
Наполеон в свое время говорил: «Китай пока спит. Но он обязательно проснется!»
Проснулся и, кажется, переходит к водным процедурам. То есть чистит зубы…
Фото: из фондов Национального музея Республики Карелия
кто то из университетских наших, сказал что для подъема сельхоза карелии нужно 500 китайцев.
Судьба китайских кули забавна: после стр-ва Мурманской ж/д подоспела ВОСР, и пламенный вождь Лева Бронштейн всех скопом сунул их в дивизию «китайских интернацианалистов». Их руками было утоплено в крови восстание русских крустьян в Тамбовской губернии. Китайцев большевики-массоны использовали там, где русские красноармейцы не хотели убивать русских крестьян.
А китайцам за чашку риса все равно — хоть кулаков расстреливать, хоть кайлом гранит колоть.Потом их самих рассредоточили по отрядикам в кончили по оврагам — нет концов, никто не помнит...
Однако слева от китайских крестов находится и простой северный столбец с крышей, карельский. Помимо китайцев мурманская дорога была подспорьем и для массы карельских и финских местных крестьян...
«Финских местных крестьян» в Олонецкой и Архангельской губерниях до 1918 года не было! ЖД строилась именно в этих губерниях.
Хорошее наблюдение. Значит, хоронили вперемежку. Хотя фотография атрибутирована как «Китайское кладбище на строительстве Мурманской ж/д»
Правильнее называть эту фотографию не «Китайское кладбище», а «Китайские захоронения», потому что такие же (если не эти самые) находились на Петрозаводском кладбище, на котором в 1930-х был устроен знаменитый Парк железнодорожников(((
Тов. Салтуп забыл, наверное, что границы между Финляндией и Россией тогда не было и как русские, карельские, так и финские крестьяне с большим удовольствием там работали. Свидетельств масса, самому, кстати, рассказывали.
Еще тов. Салтуп не знает про финнов, переселившихся в 19 веке в нынешнюю Мурм. обл.
Судя по всему тов. Салтуп вообще мало что знает про постройку МЖД.))) Большевики-массоны, какой красивый слог, жаль ничем не подкреплен. А насчет финских и карельских крестьян, они были, их было конечно мало, но тем не менее. Да и по поводу "их руками было утоплено в крови .... " весьма спорное утверждение.
анономщикам не отвечаю. брезгую.