Интернет-журнал Республика Карелия

На финско-китайской границе

Михаил Гольденберг 28 августа 2012
Голосовать -5 | +57 +
На финско-китайской границе

Помните бородатый анекдот про спокойствие на финско-китайской границе? Он припомнился мне, когда я взглянул на эти фотографии из коллекции инженера Александра Азанчеева, хранящейся в Национальном музее Республики Карелия. Кого только нет на этих фото:  русские, англичане, французы, кавказцы, австрийцы, немцы, канадцы, финны и даже индусы!  Эта коллекция указывает на то, что железная дорога, и сегодня составляющая основной транспортный позвоночный столб Карелии и скоро отмечающая свое столетие,– настоящий памятник мировой культуры. Рассмотрим для начала «китайскую серию».

Китайцы тоже строили Мурманскую железную дорогу, по которой,  возможно, вы только что съездили в отпуск. Их было 10 тысяч, привезенных из Маньчжурии, где они получили опыт на строительстве КВЖД.  Почти целая дивизия  экзотичных чайнарбайтеров.

Несмотря на имеющийся опыт, платили китайцам меньше, чем местным. То есть и сто лет назад действовали законы дешевой рабочей силы.

 Китайские рабочие фотографируются перед отправкой на строительство Мурманской ж/д.

Китайские рабочие фотографируются перед отправкой на строительство Мурманской ж/д.

Интересный кадр: китайские рабочие фотографируются. Какой импозантный китайский фотограф в шляпе! Словно из парижского фотоателье на Монпарнасе. Кто фотографируется? Передовики производства? Едва ли… Таблички на досках рождают мысль о фотосессии по заказу охраны или паспортной службы. А может, семье на память? На вечную?  Лица полны тревоги, словно понимают опасность.

Работали китайцы хорошо, но, естественно, в ужасных условиях. Рядом с ними -  русские инженеры. Их легко отличить не только по одежде.

Этот кадр показывает китайских рабочих в чумном бараке. На строительстве этой дороги один врач приходился на 10 тысяч человек, то есть как раз один на всех чайнарбайтеров.

Мерли китайцы в Олонецкой губернии, как мухи. От торжественного фотографирования до могилы путь был недолгим.

Не зря Азанчеев снял именно китайское кладбище. Где оно сейчас?

 Китайское кладбище на строительстве Мурманской ж/д.

Китайское кладбище на строительстве Мурманской ж/д.

Фольклористы обнаруживают китайские мотивы в трудах карельского сказочника Матвея Коргуева. Он тоже работал на строительстве дороги. Диффузия культур…

В итоге остались, конечно, не только выжившие китайцы, но и даже осевшие в Карелии. В 30-е годы в  прачечной  Петрозаводска работали мужчины-китайцы. А сегодня, например, именно они закрывают кадровую проблему в парижских прачечных. Любят стирать...

Кстати, сегодня старый анекдот про китайцев меняет смысл. Раньше он был с демографическим оттенком. Мол, с рождаемостью у китайцев все в порядке.

А сейчас… По официальным данным, в аренде у Китая более 2 млн га российской земли. В основном на Дальнем Востоке. Тут надеюсь на энергию дискутантов.

Наполеон в свое время говорил: «Китай пока спит. Но он обязательно проснется!»

Проснулся и, кажется, переходит к водным процедурам. То есть чистит зубы…

Фото: из фондов Национального музея Республики Карелия

  • кто то из университетских наших, сказал что для подъема сельхоза карелии нужно 500 китайцев.

    Голосовать - -2 | +6 +
    выходец
    28.8.2012 в 10:04
  • Судьба китайских кули забавна: после стр-ва Мурманской ж/д подоспела ВОСР, и пламенный вождь Лева Бронштейн всех скопом сунул их в дивизию «китайских интернацианалистов». Их руками было утоплено в крови восстание русских крустьян в Тамбовской губернии. Китайцев большевики-массоны использовали там, где русские красноармейцы не хотели убивать русских крестьян.

    А китайцам за чашку риса все равно — хоть кулаков расстреливать, хоть кайлом гранит колоть.Потом их самих рассредоточили по отрядикам в кончили по оврагам — нет концов, никто не помнит...

    Голосовать - -5 | +5 +
  • Однако слева от китайских крестов находится и простой северный столбец с крышей, карельский. Помимо китайцев мурманская дорога была подспорьем и для массы карельских и финских местных крестьян...

    Голосовать - -1 | +1 +
    Хмм
    28.8.2012 в 15:00
    • «Финских местных крестьян» в Олонецкой и Архангельской губерниях до 1918 года не было! ЖД строилась именно в этих губерниях.

      Голосовать - -7 | 0 +
    • Хорошее наблюдение. Значит, хоронили вперемежку. Хотя фотография атрибутирована как «Китайское кладбище на строительстве Мурманской ж/д»

      Голосовать - 0 | 0 +
      Михаил Гольденберг
      28.8.2012 в 20:53
      • Правильнее называть эту фотографию не «Китайское кладбище», а «Китайские захоронения», потому что такие же (если не эти самые) находились на Петрозаводском кладбище, на котором в 1930-х был устроен знаменитый Парк железнодорожников(((

        Голосовать - 0 | 0 +
        Елена
        8.10.2012 в 22:41
  • Тов. Салтуп забыл, наверное, что границы между Финляндией и Россией тогда не было и как русские, карельские, так и финские крестьяне с большим удовольствием там работали. Свидетельств масса, самому, кстати, рассказывали.

    Голосовать - 0 | +2 +
    Хмм
    30.8.2012 в 01:26
  • Еще тов. Салтуп не знает про финнов, переселившихся в 19 веке в нынешнюю Мурм. обл.

    Голосовать - 0 | +2 +
    гость
    30.8.2012 в 16:27
  • Судя по всему тов. Салтуп вообще мало что знает про постройку МЖД.))) Большевики-массоны, какой красивый слог, жаль ничем не подкреплен. А насчет финских и карельских крестьян, они были, их было конечно мало, но тем не менее. Да и по поводу "их руками было утоплено в крови .... " весьма спорное утверждение.

    Голосовать - 0 | +2 +
    Никита
    30.8.2012 в 17:11
  • анономщикам не отвечаю. брезгую.

    Голосовать - -4 | 0 +

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие