Интернет-журнал Республика Карелия

«Нам бы по совести»

Анна Токарева 28 марта 2013
Голосовать -2 | +78 +
«Нам бы по совести»

Часто бывает: доехал до места, остановился, а дорога-то дальше идет и манит. Что там за поворотом? В Нюхче дальше — только море. Все, тпру-у-у… приехали. Да и дорогу эту проезжей вряд ли назовешь. 160 км мы проехали за четыре часа. О! Это вы быстро доехали! С такими словами встретили нас в Нюхче. Связи мобильной нет, Интернета нет… Ура! Свобода!

Мы часто иронизируем над питерцами и москвичами, берущимися учить нас жить-любить-работать. А пообщаешься с ними, так они, кроме столицы и заграницы, ничего и не знают, Карелию от Кореи не отличают, Петрозаводск от Петропавловска, что Камчатского, что Казахского. Но ведь и мы, живя в Карелии, знаем свой край большей частью по шашлыкам «на природе». А кто грибник-рыбак-охотник, так тот уже знаток родного края.

Село Нюхча

Село Нюхча. Фото: Снежана Слепкова

Не до суеты

Поморское село Нюхча одно из немногих в Карелии не производит впечатления заброшенности и разрухи. Дух деградации и вымирания еще не коснулся этого поморского центра на самом краю земли, у Белого моря.

Вот приезжаем мы, телевизионщики. И нам требуется сразу понять, что же мы будем снимать. Даешь «картинку»!

Ну да, ограничены мы во времени и средствах, хотим все, сразу и поскорее. А поморы — народ суровый, они вообще чужаков не жалуют, а уж этих с камерой, суетливых… Да ну их к лешему, лучше от них подальше и, главное, лишнего не сказать. Вообще-то это правильно. Я по-человечески их понимаю, но по-журналистски… наблюдаю.

Нюхча по-прежнему село большое, более 300 дворов. Есть и лошади, и коровы, и своя пекарня, где всегда вкусный ароматный свежий хлеб. И школа отремонтированная двухэтажная. Село расположено по двум берегам реки Нюхча. Дома не заброшены, как в Заонежье. Все опрятные, крашеные, некоторые с резным чердачным балкончиком — отличительная черта поморских домов. Чудные поморские собаки. Они как хаски, такие же пушистые с густым подшерстком, такие же живые и дружелюбные, только они не знают, что породистые, и дела им до этого нет, поэтому ведут себя так, как хотят. То игры между собой затеют, то на рыбалку за десятки километров сбегают с обозом рыбаков. Попусту не лают. Им вообще дела нет до суеты приезжих, у них своя хорошо отлаженная жизнь.

Председатель рыболовецкого колхоза, одного из двух, оставшихся в живых в Карелии (еще есть в Колежме), в течение часа усиленно делает вид, что не понимает, зачем нам нужно попасть на рыбалку и как мы туда попадем, хотя речь об этом с ним велась еще за несколько дней до нашего приезда. И я его тоже хорошо понимаю. На кой ляд тащить за восемь километров на море двух баб (а я с подружкой): неправильно одетых (не по погоде, как у нас говорится), с оператором, да еще и разговаривать с ними о рыбацко-мужицком деле. Ну, существует колхоз, ну, как-то выживает, ну, придумали кое-что, но зачем об этом знать прессе, это сугубо их личные, колхозно-нюхатские* дела.

Для справки: Рыболовецкий колхоз «Беломор» организован в 1930 году. Колхозники ловили рыбу в Белом и Баренцевом морях, занимались полеводством, животноводством. В 1939 г. колхоз стал миллионером. В 1940 г. участвовал во Всесоюзной сельхозвыставке и был удостоен диплома II степени. В годы Великой Отечественной войны колхоз снабжал фронт рыбой, картофелем, молоком. Сегодня у колхоза есть одно судно в Мурманске, которое осуществляет ловлю в Баренцевом море, на то и существуют. Другие бригады осуществляют ловлю рыбы здесь, на Белом море.

Идем к хозяйке. Мимо снуют снегоходы. Это здесь зимой общепринятый вид транспорта. На семью по три снегохода, говорит директор колхоза. Машины вроде тоже есть, но куда на них ездить, дорог-то нет, а на снегоходе и на рыбалку, и на работу, и за дровами, и в магазин за хлебом.

Хозяйка с ходу начинает рассказывать про себя, про дедов и прадедов, про печь и пекло, петь поморские песни и угощать свежевыловленной жареной навагой. Разморило…

Последние из могикан

Утро. Холодно, темно и морозно. Идем за водой с фонариком. Собаки провожают встревоженно, но не лают. Чего понапрасну-то? Деревня еще спит, редкие огоньки в домах. Колодец — общий на несколько домов, посреди улицы, под крышей. Замок висит. Он не закрыт, надо нажать выключатель, и вода с помощью насоса польется. О, чудо! После уличного сортира это верх цивилизации. Хотя у некоторых водопровод проведен и в дома.

Председатель колхоза все же сдался. Достали мы его. На своем личном снегоходе отвез нас на море к рыбакам. Ветер дует страшный, говорить не получается, только орать. Мимо проносятся несколько снегоходов с прицепленными санями. Сани доверху наполнены рыбой. Приближаемся к месту ловли. Рыбаки недоумевают по поводу нашего присутствия. Лед в этом году встал рано, поэтому рыбы удалось вытащить нормально. Проруби, из которых вытаскивают мережи, делали еще в прошлом году. Чем? Пешней. Кто не знает, пешня — это такой лом, только шире на конце, им лед прорубают. Представляете, сколько таким ломом нужно долбить, чтобы лед на море прорубить? Но рыбаки говорят — минут 15-20. Они тут у проруби уже кто 20, а кто и 30 лет. Их дети не хотят такой работы, а они по-другому уже не могут. И достаточно посмотреть на их лица, чтобы понять: это последние из могикан.

Село Нюхча

Село Нюхча. Фото: Снежана Слепкова

«Почему-то вот хозяина надо выгнать и чужому человеку отдать. Вот это по совести? Не по совести. Человек-то трудился, работал от зари до зари!» 

В красивом доме на берегу нас приглашают к чаю. Чистота в доме, как на праздник. Хозяйка хоть и ждет, но говорить не спешит. Не понимает, чем обязана. Но вот в ход пошли фотографии XIX века. Это Козловы, Пономаревы, Поташевы. «Валеры Поташева прадед?» — «Да, судостроитель». С древних фотографий позапрошлого века, до сих пор сохранивших свою четкость, на нас смотрят удивительные лица. Купцы, их жены и дети. Люди на краю земли выстраивали свою жизнь так, чтобы в достатке, здравии и спокойствии жили их потомки. Они трудились не покладая рук. Пока двоюродный дядя, рассказывает хозяйка, ходил то в Норвегию, то в Англию, его супруга, купчиха, торговала рыбой, разгружала суда, водила обозы в Вологду, воспитывала детей. Не знала ни выходных, ни праздников. После революции их, как и многих нюхатских купцов, раскулачили и сослали. Дом кому-то отдали.

Почему-то вот хозяина надо выгнать и чужому человеку отдать. Вот это по совести? Не по совести. Человек-то трудился, работал от зари до зари! — вдруг вскрикивает доселе спокойная и благостная хозяйка дома.

Такие они, нюхатские. Им надо, чтобы по совести. А если не по совести, то не надо.

Дорогу в Нюхчу хотели построить еще в 90-х, говорит председатель колхоза. Даже проект есть, на который государственные деньги потрачены. «Вот если бы не та революция в 90-х, — восклицает он, — была бы уже у нас дорога. Но вот сейчас Худилайнен обещал. Может, и построят».

А бабушки восклицают: «Дорогу построят — понаедут, поскупают тут все, особняки свои возведут, и не будет Нюхчи. А нам бы по совести…»

*В Нюхче говорят «нюхацский», и это слово нам очень понравилось.

Анна Токарева в Нюхче

Анна Токарева в Нюхче. Фото: Снежана Слепкова

Выпуск программы «Карелия.Точка» о селе Нюхча выйдет на телеканале «Сампо.ТВ»  8 апреля в 20.00.

  • Понравилось, спасибо! Чуть-чуть бы побольше про колхоз, интересно, как они вписались в рынок, как выживают?

    Голосовать - 0 | +6 +
    Леонид Вертель
    28.3.2013 в 09:36
  • Аня, молодец! Хорошо, но мало))

    Голосовать - 0 | +3 +
  • Аня, спасибо. Остальное в программе) Колхоз выживает только за счет того, что у них есть судно в Баренцевом море и сбыт той рыбы, что ловят местные бригады. Но это, конечно, не много. Хотя, конечно, за счет этого и поселок живет и школе помогают.

    Голосовать - 0 | +3 +
    Анна Токарева
    28.3.2013 в 12:09
  • Дивный рассказ:) Спасибо! Когда программа?

    Голосовать - 0 | +2 +
    Екатерина Ларичева
    28.3.2013 в 12:22
  • В сухом остатке — дороги нет, водопровода нет, канализации нет, отопления нет (вы представьте себя пенсионеркой, которой надо — дрова наколоть, домой принести, печь разжечь, за водой к колодцу сходить...), связи и то нет. Свет периодически отключается.

    И то, что в Нюхче — 300 дворов это, конечно, радует, а сколько их было 20 лет назад, к примеру? Жаль, что не упомянули.

    Колхоз тащит на себе село. Честь ему и хвала. Но в целом вот этого восхищения тем, что в 21-м веке люди живут как в 19-м и не вымирают, искренне не понимаю. Если так уж интересна экзотика: печка, колодец и сортир на улице, то не надо в Нюхчу ехать. В Петрозаводске пол-Перевалки так до сих пор живёт. Тут впору в колокола бить, а не тихо умиляться на проправительственном ресурсе.

    Голосовать - -7 | +8 +
    Сергей
    28.3.2013 в 13:17
  • Сергей, а кто умиляется? По-моему, просто описали все как есть. А выводы читатели сами делают. И какие по-вашему мнению должны быть тексты на проправительственном сайте? Типа, ура! мы победили, а ели не победили, то победим! Долой нищету и разруху?)

    Может быть кто-то из правительства и заглянет на этот ресурс, не сочтут за труд, почитают, узнают что-то новое для себя про республику и людей, которые здесь живут, сделают выводы. И потом, текст ведь не только про тяжелую жизнь, читайте внимательней. Удачи)

    Голосовать - -3 | +9 +
    Анна Токарева
    28.3.2013 в 13:44
    • Аня, так Вы и умиляетесь. Разве нет?

      Пара цитат с комментариями

      "Связи мобильной нет, Интернета нет… Ура! Свобода! " — Вы-таки уверены, что для жителей Нюхчи свобода от мобильной связи и инета это радость? Они там живут, не забывайте.

      «Нюхча по-прежнему село большое, более 300 дворов. Есть и лошади, и коровы, и своя пекарня, где всегда вкусный ароматный свежий хлеб. И школа отремонтированная двухэтажная. Село расположено по двум берегам реки Нюхча. Дома не заброшены, как в Заонежье» .. Отлично. А про то, что дворов-то при Советской власти было вроде как более 500 — упомянуть забыли? А вот про это почему нет ни слова: «Дом сестринского ухода – единственное доступное для многих жителей поселков Нюхча, Вирандозеро и Маленга лечебное учреждение» vesti.karelia.ru/news/main/7386

      Или про это — «Теперь те сёла и деревни, в которых бывал и которые писал, обезлюдели или исчезли. Вот, узнал недавно, что в старинном поморском селе Нюхча закрыта школа». www.pskov.aif.ru/society/article/25931

      Или такая новость, как Вам? — «В посёлке Вирандозеро и селе Нюхча не начинались занятия в школе, потому что по полуразрушенным мостам в котельные не могли завезти уголь»

      ... и так далее. Сколько надо ссылок- столько и будет. И про пьянство, и про убегающую молодёжь... в ассортименте.

      И ладно бы Ваш текст написал москвичи.. но Вы-то тут живёте и всё прекрасно знаете. А «проправительственность» ресурса отражается как раз в том, что талантливый журналист самостоятельно находит белые пятна в окружающей весьма серой действительности, и старательно их выпячивает.

      Типа — ну да, есть недостатки.. в лаптях ходим, медицины нет, школа закрыта, но какой ароматный хлеб, а?..

      И Иван Иваныч из правительства также умиляется — вот ведь хлеб какой, ароматный.. Не-е-ет, не всё у нас так плохо, и не зря мы работаем.

      Извините за резкость, но, имхо, это и есть в чистом виде — лакировка действительности. Талантливая, соглашусь.

      Голосовать - -3 | +11 +
      Сергей
      28.3.2013 в 13:59
      • Сергей, вы все по делу говорите, но не по адресу. Анна делала зарисовку, а не социальный репортаж., не аналитическую статью. А это совершенно разные жанры. Обратите внимание, что автор, как бывалый телевизионщик, мыслит «картинками», и предлагает рассмотреть их и читателям: вот председатель рыболовецкого колхоза тянет резину, вот чай в нюхатском доме столетней давности, вот мужики пешней рубят лед... У автора не было задачи вскрывать язвы социальной жизни. Но ценность привезенного ею материала от этого не меньше.

        Голосовать - -3 | +10 +
        Снежана Слепкова
        28.3.2013 в 15:30
        • Мне ОЧЕНЬ понравилась статья. В ней есть стержень — уважение к северному характеру.

          Голосовать - -2 | +6 +
          Татьяна Драгныш
          28.3.2013 в 16:12
        • Поморы — они русские так-то, поэтому не «нюхатские», а «нюхотские». И в тексте тоже.

          Голосовать - -2 | +3 +
          Александр
          28.3.2013 в 23:03
  • Сергей. Это не лакировка действительности. Вы хотели бы, что бы одну чернуху тут описывали, тогда текст про один поселок не будет отличаться от другого. Разве люди, живущие там не достойны добрых слов, восхищения и благодарности. Мы ведь не умиляемся, как вы утверждаете, тому, что как хорошо у них налажена жизнь благодаря таким-то решениям нашего правительства, а «умиляемся» тому, что люди живут своим трудом, ни на кого не надеясь, как 300-400 лет назад жили, веря только себе, так и сейчас живут. И хлеб у них вкусный и колхоз работает и школа, кстати тоже. Разве это лакировка? А вот, кстати, передача про Вирандозеро, найдите и в ней умиление или лакировку: sampo.tv/video.php?id=5649. Да и заодно про Колежму: sampo.tv/video.php?id=4699, ну и Беломорск: sampo.tv/video.php?id=4702. «Сколько надо ссылок-столько и будет»)

    Голосовать - -2 | +9 +
    Анна Токарева
    28.3.2013 в 16:45
  • Аня, да. Шож- ты не написала, шо коровы дохнуть, собаки лають, председатель бухаить, валенки гниють, у рыб в жабрах вши завелися. Шож не порыдала, то бы нам легче стало.

    Голосовать - -3 | +2 +
    Ленка
    28.3.2013 в 22:55
  • Ну, не знаю. Я там каждое лето жил на протяжении 25 лет и «нюхатский» напрягает реально, а уж тем более «нюхацский». Да это даже спецом не выговоришь. Понимаю еще «нюхацкий».

    Позабавило и описание пешни «Кто не знает, пешня — это такой лом, только шире на конце». Понятнее не стало :)

    Ну а так, да... место хорошее, но глухое. Может поэтому еще и живо :)

    А если по-честному, то ферма разрушена, поля зарастают, из нескольких судов, осталось всего одно, да и то в его команде не так-то и много нюхчан. У колхоза, по-моему из автопарка уже ничего и нет, ни одного трактора, ни одного грузовика. Электричка через день ходит. Летом в зависимости от дождей до Беломорска по «дороге» за 8 часов только доезжают. Куча мужиков, да и теток, спиваются от безделья. Но есть и работяги, как и везде, которые свое хозяйство держат. А из 300 дворов немалая часть — это летние дачники из Мурманской области. В общем, я не против радостных репортажей, но этот как-то не очень. Потому что радость мягко говоря не правдива. Нынешний колхоз Беломор выживает не за счет рыболовства или животноводства. Сегодня основной работодатель в деревне — РЖД. Теперь в Нюхче даже День железнодорожника качественнее отмечается чем День рыбака. Вот так-то.

    Голосовать - 0 | +5 +
    Александр
    28.3.2013 в 23:35
  • Ну вот, спасибо вам Александр за дополнения и исправления. А то все друзей филологов пытала, как оно пишется через т или ц, а оно оказывается через О) Про РЖД, да согласна, но что про это писать? А судно -то есть и оно колхозное, т.е какой-никакой доход селу приносит. Про то, что спиваются тоже не хочу, я таких не видела, можно подумать в городе меньше спиваются. Это не бытописание, это взгляд. И в чем, скажите, не правда? Что рыбаков трудяг не много, так мы про это написали, что дорога разбита- тоже. Может дело в интонации? Вам бы хотелось, что бы мы пожалели Нюхчу, поныли? Так поморы жалости не любят. И поверьте, там не такая уж безнадега, нам есть с чем сравнить.

    Голосовать - -1 | +5 +
    Анна Токарева
    29.3.2013 в 00:16
  • Пожалуйста.

    Согласен, что мой коммент лучше было разместить в ответ на один из ваших комментов. Согласен, что я зануда :) Прочитал статью, очень сильно зацепило «нюхатский» (тех филологов фтопку, проще проверить с помощью яндекса и гугла :) ). Потом почитал комменты и убедился, что нужно ответить на это "Поморское село Нюхча одно из немногих в Карелии не производит впечатления заброшенности и разрухи. Дух деградации и вымирания еще не коснулся этого поморского центра на самом краю земли, у Белого моря. " :)

    Не, не надо жалеть и ныть, все хорошо. Только не правда, что оно не деградирует и не вымирает. Просто село большое и темп может не очень высокий, но все еще впереди :) Кстати, я не все «прелести» жизни описал. Да и все прекрасно понимают, что на самом деле есть в деревне-тупике, одного из самых отсталых районов республики-промежутка :)

    "И поверьте, там не такая уж безнадега, нам есть с чем сравнить. " Просто интересно с чем вы сравниваете :)

    На самом деле, я прекрасно понимаю, что вы описали только то, что увидели за 2 дня. Да еще под присмотром председателя :) Последнее — шутка, бочку на председателя не качу. Ибо, насколько я понимаю, колхоз — это просто коммерческое предприятие, которое в общем-то и не должно поднимать село.

    Голосовать - -1 | +1 +
    Александр
    29.3.2013 в 10:39
    • Александр, ну что за детский сад? Вам сравнить не с чем? В Заонежье давно бывали? Некогда богатейшие села, где они? Лоухский район: Кестеньга, Софпорог. Оттуда, к слову, тоже есть программы Токаревой. Да что там деревни, у нас целые райцентры вымирают и деградируют: Лоухи, Муезерка, Питкяранта, Суоярви, где-то рядом уже Беломорск, Питкяранта и Олонец. А вам все примеров мало. И ведь везде одно и то же: есть работа — город (поселок, деревня) живет. Нет работы — вымирает. Бюджетные учреждения, соцсфера и магазины не в счет, сами понимаете. Ну а насчет того, что мужики бухают, так и вовсе насмешили. Пьют у нас везде. Только процент опустившихся везде разный, по вышеозначенным причинам

      Голосовать - -3 | +2 +
      Краевед
      29.3.2013 в 11:05
      • Краевед, я правильно понимаю, что вы знаете как деградировали перечисленные вами населенные пункты, предположим лет за 15-20, и утверждаете, что Нюхча по сравнению с ними деградировала совсем незначительно? Мой вопрос заключался именно в этом, если вы прочитали коммент отдельно от всего остального и сделали свой вывод, то это вам в школу пора.

        «Ну а насчет того, что мужики бухают, так и вовсе насмешили. Пьют у нас везде. Только процент опустившихся везде разный, по вышеозначенным причинам» смейтесь если есть проблема с пониманием прочитанного :) Бухают, пьют, процент опустившихся... как бы намекает, что вроде как понимаете, есть разница между бухают и пьют, что в одной деревне может в запои уходят 5%, а в другой 50. Вы из моего коммента поняли сколько в Нюхче населения бухает, уходит в запои по неделям, причем в самый сезон работы? Че ржете-то? :) Я вообще не понимаю с чем вы спорите, если честно. Вроде я обратного не утверждал. Если хотите поддержать автора, то я как бы не наезжаю особо. Мне статья не очень понравилась. Это может быть только моей проблемой. Ничего страшного в этом нет.

        Голосовать - -1 | +3 +
        Александр
        29.3.2013 в 15:03
  • Есть Ню́хча — деревня в Пинежском районе Архангельской области, которая входит в состав Нюхченского сельского поселения. А жители еще говорят нюхчанский, это же прилагательное употребляется и в СМИ.

    Карельское название пришло из саамского языка. А вот есть ли связь между Нюхчей Карелии и Архангельской губернии — надо полюбопытствовать

    Голосовать - 0 | +1 +
    Ольга
    29.3.2013 в 11:15
  • Хм... А я прошлым летом в окрестностях Нюхчи по Мегафону с Большой Землей :-)  разговаривал...

    Голосовать - 0 | +2 +
    Сергей
    29.3.2013 в 12:36
  • Это на горке у церкви за мостом, там берет:) Но вай-фая точно нет)

    Голосовать - 0 | +2 +
    Анна Токарева
    29.3.2013 в 12:56

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие