Интернет-журнал Республика Карелия

Назло фестиваль

Голосовать -11 | +19 +
Назло фестиваль

Считаю посещение Карельской государственной филармонии своим дополнительным образованием. Если лет через пять мне дадут диплом музыковеда или музыколюба, то заслуга будет целиком на их филармонической совести. И, уверена, так же подтягиваются, окультуриваются и растут сами из себя петрозаводчане, настроенные радарами на классическую музыку. Я всегда вглядываюсь в лица тех, кто с лета покупает абонементы в филармонию, чтобы затем весь следующий сезон быть в гуманитарном тренде. Кто эти люди? Те, к кому я пытаюсь хоть чуточку культурно подтянуться.

Фото: Виталий Голубев

Фото: Виталий Голубев

Очередной семестр, который мне нужно было пройти и сдать этой весной и началом лета, – фестиваль классической музыки «Онего-Классик». История его нова и интересна. Создан он не во славу культуры, а вопреки. Вопреки ушедшему из филармонии (насильственным путем, конечно) Виктору Горину, который увел с собой свое детище, раскрученный фестиваль «Белые ночи Карелии». Пока «Ночи» гуляют по съемным залам, как по съемным хатам, филармония срочно придумала альтернативу. Хоть и нелегко было. Потому что, несмотря на административный ресурс, все же бороться с гигантом-фестивалем, а «Белые ночи» стали истинным гигантом, сложно. Но филармония попробовала. И вышло, на мой взгляд. Теперь, когда первый фестивальный блин испечен, чуть скомкан, но съеден, попытаемся описать послевкусие.

Кроме заявленного моноспектакля Дмитрия Бозина, актрера-виктюковца, состоялись все события. Да и то легендарную «Черепаху» перенесли на сентябрь. Так что, можно сказать, всем ивентам – зачет в этом семестре. Так что же это было...

Как мы рады, как мы рады, что приехал Альварадо

Аргентинец Мартин Альварадо у нас второй раз. Кудрявый, пылкий, голосистый, поет о любви и ее окрестностях. Вместе с питерской певицей Сауле Искаковой  гости дали такой горячий по страстям концерт, что у карельских зрительниц на выходе из зала наблюдались румянец и блеск в глазах. Восхищает умение филармонии собирать для фестивалей сбалансированный состав игроков: от элитарного пианиссимо до сексуального, почти непристойного любовного напора. Чтоб культурный человек мог позаботиться не только о душе, но и о теле. Незнакомые песни, общение с залом на английском языке, блестящее сопровождение звезд нашим ансамблем «Компаньерос» — все это сделало концерт непохожим на обычный классический вечер. И его грамотно поставили на начало фестиваля, на разогрев, так сказать, зрительской культурной крови. Разогрев удался.

Фото: Виталий Голубев

Фото: Виталий Голубев


Фото: Виталий Голубев

Фото: Виталий Голубев

 

Музыка высокого ГОСТА

Сербский дирижер Предраг Госта сыграл с нашим оркестром «Картинки с выставки» Мусоргского, удовлетворив среднестатистическую потребность провинциальной публики слушать популярную классику, узнаваемую и легкую. И немного надругался над нами своим любимым Андреасом Макресом, чей концерт для альта с оркестром исполнялся впервые в России. Музыка сложная, элитарная, не для всех. Но в предварительной речи ведущей Татьяны Талицкой прозвучало, что сейчас будет эксклюзив – и публика внимала терпеливо. Кто ж откажется быть первым у этого самого Макреса в нашей стране.

Говорят, оркестру не понравилось работать с Госта: много ошибок, технические погрешности. К тому же у солистки Анны Колобовой во время исполнения «гулял» альт. Неспециальной публике это было незаметно. И концерт пошел в зачет как удавшийся, нестандартный, хотя и неровный по программе. Мешать в одну посуду попсового Мусоргского и неясного Макреса не совсем съедобно. Но у нас едят. Как то самое дефлопе. Непонятно, мало, но дорого и модно. Только лохи не заказывают дефлопе.

Фото: Виталий Голубев

Фото: Виталий Голубев


Фото: Виталий Голубев

Фото: Виталий Голубев

Березовский, да не тот

Считаю концерт глобального пианиста Бориса Березовского лучшим событием фестиваля. Не по именитости (Игорь Бутман не менее звезден), а по энергетике. Казалось бы, пианический концерт, моно, спокойно, тихий ангел пролетел. Нет же. Уже с первых взмахов пальцев по залу понеслась горячая волна. В спокойном лице исполнителя, в его сдержанной позе энергия вулкана, который спит да побулькивает себе где-то на вершине своим горячим нутром. Так и Березовский – само хладнокровие. Сама британская сдержанность. Как и его именитый тезка-олигарх, пианист долгое время жил в Лондоне. Но на кончиках пальцев температура 451 градус по Фаренгейту. Обжигает и самого, и нас.

Фото: Владимир Ларионов

Фото: Владимир Ларионов

За два отделения Борис успел так закипятить воздух в зале, что можно было уносить готовеньких и укладывать рядами. Лица у людей были нездешние. Рядом со мной сидели Генрих Туровский со своей женой Нонной. Легендарный фолк-отец, коллекционер и эстет, признался, что Березовский его любимчик. Мало того, что дома они с супругой просматривают его концерты раз в три дня, но выбраться посмотреть вживую – это подарок из лучших.

Игра не шаблонная, а особая, не каноническая, отступническая – она вставляет лучше любого допинга. Даже не будучи знатоком музыки, не отличая Рахманинова от Прокофьева, можно с ходу понять: на нашей сцене виртуоз, простите за расхожее слово. Но именно сам Березовский говорит без стеснения: «Да, я играю виртуозно». Ему можно.

Он цепляет. Распутывает клубок мыслеформ внутри человека с ходу, как психоаналитик под гипнозом вылавливает из подсознания все твои тайные желания и смутные воспоминания. Оказавшись под гипнозом мастера, чья игра рождала и видео в голове, и запахи любви, какие только были в жизни, не хотелось выпадать из этого оцепенения. Слышно было, как дышат склонные к одышке старики в зале, такая стояла напряженная слушательская тишина. По этому концерту можно изучать семантику слова «внемлют».

Я видела, как неистово колотила в свои натруженные руки министр культуры Елена Богданова, настолько ее впечатлила игра ББ. Зал стоял во всех прямых и переносных смыслах этого глагола. И не встать, не вскочить и не пульсировать оргазмами рукоплесканий было невозможно. Березовский покрыл всех одновременно. Стало быть, к осени культурное семя прорастет и заколосится. Неудивительно: музыкальное оплодотворение – самое плодоносное в этом мире. Будем ждать.

Березовский на 29-м международном пианическом фестивале La Roque d'Anthéron 2011:

Блоха ха-ха-ха-ха-ха

Собираясь на концерт Владимира Маторина, задумалась, будет ли «Блоха» Мусоргского. Лариса Сураева, пресс-секретарь филармонии, развеяла мои сомнения – какой же бас без «Блохи». Большой, красивый, масштабный во всех смыслах бас Большого театра Владимир Маторин спел с Оркестром русских народных инструментов «Онего» под управлением Геннадия Миронова. Обаятельный гигант после каждой песни целовал первым домристкам ручки, подобно тому, как дирижер жмет руку первой скрипке. Первое отделение басистый гость исполнил классический репертуар от Чайковского и Даргомыжского до Россини. Каждая песня уже на стадии объявления встречалась бурными и продолжительными, сразу видать, народ репертуар знает, любит и ждет. Особо сердечно был принят Даргомыжский с его «Старым капралом». Сам текст смешной и философский, да еще и Большой артист его исполнил настолько артистично, что аплодисментная истерика в конце была логична и заслуженна.

Второе отделение сплошь состояло из русской темы, где не обошлось без «Ямщика», «Волги-матушки», «Степи да степи» и всего квасного патриотического набора. Будучи равнодушной к романсам и затертым русским песням, все же хочу отдать должное легендарному басу. Он сумел пробить даже нелюбовь к жанру, настолько велика его фигура на народном постаменте и велико его исполнительское искусство.

Владимир Маторин, «Блоха», Мусоргский:

«Блоха» в исполнении Федора Шаляпина:

Audio MP3

Смейтесь, товарищи дети, считайте денежки, товарищи взрослые 

День защиты детей – праздник важный, но непонятный. Взрослые всегда отшучиваются, что это день защиты детей от взрослых. Каждый родитель по-своему отмечает эту защиту. Кто тортик купит, кто билет на концерт своему наследнику. А в придачу — и билет ребенку из детского дома. Акция «Купи билет ребенку», кстати, прошла успешно – зал филармонии в День защиты детей был плотно забит ребятней из детских домов и детьми из теплого родительского мира. 117 билетов для детей из неблагополучных семей купили зрители, работники филармонии и меценаты из петрозаводских банков.

В честь детей давали веселый концерт в складчину. Скинулись образцовый хор «Теллерво» под управлением Ирины Белковской и оркестр «Онего», которым в этот день дирижировал известный аккордеонист Михаил Тоцкий. Музыка их мультфильмов, хитовые детские песни, настолько хитовые, что подпевали и дети, и взрослые. Не обошлось без пропаганды. В разгар мультяшного веселья на сцену вышла пропагандист правил дорожного движения и напомнила детям о том, что лето длинное, а  дороги опасные. Выступление было недолгим, и дети почти не заметили необходимых нотаций.

В фойе свою скотч-фантазию развернул художник Егор Кукушкин. Сам большой ребенок, Егор научился играть и достигать детской радости с помощью любых сподручных средств. Превратив тривиальный канцелярский предмет в объект искусства, Егор дает мастер-классы по всему городу. И можно смело сказать, если спросить карельского среднестатистического ребенка, кто самый великий художник Карелии, он, не задумываясь, ответит: «Ку-ку-шкин!»

Бутман дул

Игорь Бутман в Карелии частый гость. Еще со времен легендарного джаз-фестиваля «Звезды и мы», когда ведущим был не менее легендарный Владимир Фейертаг, а на сцене джаз был не консерваторски-выученным, а  настоящим, оттуда, где в медные трубы дули настоящие негритянские губы, уже тогда Бутман дул в свой саксофон на наших сценах.

Фото: Виталий Голубев

Фото: Виталий Голубев

На «Онего-Классик» он оформился сопровождать «Виртуозов Москвы». Играли Пьяццоллу, Милонгу и даже Глазунова, чье имя носит наша консерватория. Джаз в Петрозаводске логичен. Ведь пионер советского джаза Леопольд Теплицкий жил и работал у нас, поддержал создание ансамбля «Кантеле» и был первым дирижером симфонического оркестра.

Бутмана знают хорошо. Ему аплодируют по правилам джазового концерта. Его духовым шуткам смеются, понимая метафоры и гиперболы в исполнении. Но вот симфоджаз — все еще вещь праздничная, даже в наших высококультурных краях. Потому на совместный концерт Бутмана и «Виртуозов Москвы» набился целый зал. Камерные звезды на этот раз вместо своего босса Спивакова делегировали Владимира Симкина. Будто принц, вышедший на пенсию, Симкин порхал над оркестром, не дирижируя, а хореографируя музыку. Дирижерский танец вполне соответствовал настроению концерта, грациозному, сбалансированному, выдержанному до каждого вздоха скрипача и его скрипки. Атмосфера придворного бала витала меж кресел бывшего дома политпросвещения. И хотя акустика нашего филармонического зала одна из худших в городе, а колонки вместе с гастрольными чудесами выдают чудеса технического метеоризма, в паузах тяжело дышат нездешним шумом и отвлекают, все же концерт выдался впечатляющим. Бутман бисировал, надувался до состояния кетчупа, но выдавал на-гора такие медные голоса, что одичалый зал взвывал и стоя требовал джазмена продлить, продлить очарованье. Не продлил. Хорошего понемножку.

Игорь Бутман. Блюз усталого мужчины:

Audio MP3

 

Видео инсталляция на тему «Вальс Чайковского», исполняют «Виртуозы Москвы»:

Спойте «Бесаме мучо», ну пожаЛуста

Финальный аккорд, на который делалась праздничная ставка, наверное, оправдал народные чаяния. И инородные тоже. Концерт на площади, посвященный Дню Республики, предварялся закрытым vip-выступлением Ларисы Луста и Василия Герелло в Музыкальном театре – для верхушки. Там были ОНИ — и ИМ понравилось. А вот народное шоу на площади разочаровало. Во-первых, звуком. Зачем сажать на сцену весь состав Симфонического оркестра филармонии, если ни одного инструмента не слышно. Карельские рок-музыканты, пришедшие на площадь послушать звезд, комментировали это так: «Понятно, что задача звуковика при таком количестве инструментов – лишь бы ничего не пердело». В результате звук был плоским, как из проигрывателя. А песни, выданные народу, были смешением телеконцерта и песен по заявкам радиослушателей. Тут и «лучшая песня о любви» «Besame mucho», и песня из телесериала «Бандитский Петербург» — в общем, все, что людям нравится. Неудивительно, что разу после высокородного концерта на сцену набились привозные народники, которые, не моргнув, исполнили «Напилася я пьяна, не дойду я до дома».

Фото автора

Фото автора


Фото автора

Фото автора

Собственно, фестиваль играл в городе целый месяц. А в это же самое время на альтернативных площадках пытался продлить жизнь своему детищу Виктор Горин, восьмой раз проводящий «Белые ночи Карелии», теперь уже не на все готовое, как было в филармонии в его бытность замдиректора. Теперь Виктор Михайлович мыкается по залам, пристраивая звездные концерты. По старой памяти и старым связям в этом году Горин привез опять Саулюса Сондецкиса, угостил публику непревзойденным Александром Лубянцевым, молодым пианистом с мировым именем, который, по счастью, учится в нашей консерватории.  Остальное берет экзотикой, как и «Онего-Классик»: немного танго, немного столичного вокала, но по-прежнему масса амбиций. Что ж, конкурентная борьба двух фестивалей рождает только качество и выбор зрителя. Пусть выживут оба. И свежий блин, и правильно высушенный сухарь. Чем больше звезд, тем лучше жить в Карелии. Тем культурнее себя ощущает простой карельский человек – со своим небольшим рублем и большим чувствительным сердцем.

  • Жлобство, изложенное в заголовке, поражает. Дескать, культурная часть Петрозаводска вспоминает. Некультурная, видимо, пьет пиво на набережной, благо рядом. Автор же, несомненно относя себя к первой, культурной части, эстетствует на свой провинциальный манер. Впрочем, есть еще одна часть, которая все эти «культурные» вещи воспринимает как концерт балалаечников в сельском клубе. Не отношусь ни к одной из этих групп, если что.

    Голосовать - -3 | +9 +
    ММ
    13.6.2012 в 12:01
  • Наташа, что за"взмахи пальцами" у пианиста? :))

    Голосовать - -2 | +3 +
    Вопрос
    13.6.2012 в 16:39
  • Поверьте, у Березовского — именно взмахи пальцами. Ну вот это видеть надо, чтоб понять, насколько точна эта метафора.

    Голосовать - -3 | +3 +
    Зритель (другой)
    13.6.2012 в 17:37
  • Зачем мне принимать на веру то, что я видела своими глазами?:)

    Я была на концерте. Не бывает у пианистов взмахов пальцами:).Я и сама играю.

    Голосовать - -1 | +4 +
    Вопрос
    13.6.2012 в 19:02
    • А такие вещи как, например, «полет души», или «стрельба глазами»? Вы ведь наверняка когда-либо подобное видели или чувствовали. Почему же отказываете автору в праве передать свое ощущение, свою эмоцию подобным образом?

      Голосовать - -1 | +4 +
      Зритель (другой)
      13.6.2012 в 19:17
  • Стрельба глазами и полет души — это устойчивые метафорические выражения. Из другой оперы пример совершенно.

    Впрочем, спорить я не хочу. Просто интересно было узнать, что подразумевате автор, описывая технику игры ББ такими причудливыми выражениями. Ее (технику игры Березовского) представляю неплохо, вот и хотелось узнать — в каком месте он машет пальцами.

    Голосовать - -3 | +2 +
    Вопрос
    13.6.2012 в 20:50
  • Ок, пусть автор отдувается, где он заметил «взмахи». Отмечу лишь, что устойчивые выражения и метафоры — вещи хоть и близкие иногда, но все же разные. Устойчивые выражения — множественны в своем применении, метафоры же, чаще всего, — единичны.

    Соглашусь, что примеры, скорее всего, выбрал не очень удачно. Сорри

    Голосовать - -1 | +2 +
    Зритель (другой)
    13.6.2012 в 21:37

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие