Интернет-журнал Республика Карелия

Не по лестнице, а рядом

Голосовать 0 | +50 +
Не по лестнице, а рядом

Ольга Ивановна Запорожец – хореограф, педагог, руководитель ансамбля бального танца «Ритм». Фактически она основатель движения бальных танцев в Петрозаводске, человек, бесконечно преданный своему делу. 23 июня «Ритм» большим концертом отметит свое 35-летие. Ольга Ивановна страшно гордится своими ребятами, не дает им расслабляться, постоянно вовлекая в разного рода состязания и заставляя смотреть выше. В общем, когда-нибудь, возможно, и наши спортсмены будут участвовать в чемпионате мира по бальным танцем и завоюют там какие-нибудь приличные награды.

Мы разговариваем о том, как все начиналось, о ча-ча-ча под баян, о чешках с каблуками. О том, что приходится экономить время, чтобы все успеть. О пропасти между поколениями. О ребенке. О веселом и грустном.

Чешки с каблуками

— Вы сейчас танцуете?

— Танцор всю жизнь посвящает себе, своей паре, совершенствованию техники и прочее. Я учу других.

— Не обидно было менять личное на общественное?

— Выбор произошел без моего согласия. Когда я попала по распределению в Петрозаводск, поняла, что танцевать здесь не с кем. Бальных танцев не было вообще, некие зачатки существовали благодаря Агнии Степановне Улановой. Сама она была цирковой актрисой, но съездила на курсы в Москву и потом начала заниматься с группой. В то время это была такая советская программа: вальс-гавот, мазурка, русская лирическая. Ничего европейского не было – «железный занавес». Первый год я не могла смириться с тем, что теперь не буду танцевать сама, и ездила в Петербург. Каждую неделю. Хватило такой жизни на год.

— Как вы учили танцевать европейские танцы, например, в то время? По учебникам?

— Европейские бальные танцы считались пережитком буржуазной культуры, поэтому конкурсы бальных танцев было запрещено проводить чаще одного раза в три года. Кто проводил чаще, того наказывали. По сути, эти танцы были запрещены. Можно было бы изучать их по книгам, но книг практически не было. Мы делали записи. Впереди всех шла Прибалтика – к ним быстрее просачивалась информация, как танцевать вальс или танго.  Выучив, они нам диктовали, а мы записывали.

— Как это выглядело?

— Ну, например, правый поворот вальса. На счет «раз» — правой ногой шаг, диагональ в центр. На счет «два» – левой ногой шаг в сторону поперек линии танца, спиной в центр. На счет «три» – приставка. У меня много таких тетрадок.

Потом появилась первая книжка. Её передавали из рук в руки, из города в город. Балетмейстеру Бельскому дипломатической почтой привезли эту книгу из Англии. Это был учебник «Европейские танцы» Алекса Мура. На английском. Помню, как приглашала преподавателей английского переводить ее, но специальная терминология многих ставила в тупик. Эта книжка остановилась на мне, когда умер ее хозяин. Вдова позволила оставить ее у себя.

Музыка была только в нотах и только отечественные танцы. В училище культуры мы ее исполняли под баян. Это смешно – ча-ча-ча под баян. Одну и ту же мелодию играли на каждом уроке. Одно и то же звучало на конкурсах. Потом выпустили пластинку. Одну на СССР. Там были все те же мелодии!

Потом появились первые пластинки, которые мы купили с ребятами вскладчину, сбросившись по 3 рубля. Эти две пластинки были драгоценностью. Чтобы не заездить диски, пол-урока мы танцевали без музыки.

Когда появились магнитофоны, мы, наконец, все записали. Технический прогресс шел быстрыми темпами. В очередной приезд в Эстонию я увидела видеомагнитофон. То есть я сначала вообще не поняла, что это. Не поняла, почему в Эстонии так долго показывают по телевизору бальные танцы, тогда как у нас их крутят только в новогоднюю ночь.

В общем, мне подарили эту видеокассету. Я приехала в Петрозаводск, но прокрутить ее было негде – ни у кого не было видеомагнитофонов! Она пролежала, наверное, год. И вдруг мне говорят, что дискотетчики ДК «Машиностроитель» купили видеомагнитофон, чтобы показывать публике клипы. Я подошла к ним: «Ребята, как бы мне посмотреть кассету?». Они отвечают: «Только в перерыве!» Я собрала ребят, и мы целых 15 минут в перерыве дискотеки смотрели кассету в фойе второго этажа.

— Подозреваю, что наряды тоже не продавались в магазинах?

— Не было ни нарядов, ни обуви. Раньше мы танцевали в тех туфлях, которые находили дома, а сейчас для европейских и латиноамериканских танцев отдельная обувь. Мои ребята и не представляют себе, что можно, оказывается, всё танцевать в одной обуви. И даже не танцевальной. Первые наши танцоры, попавшие за рубеж, делали обувь сами, прибивая каблук к чешкам. 50 лет назад над нами за границей все смеялись – так нелепо мы были одеты в то время, когда на Западе уже вовсю работала индустрия танцевальной моды. Первые отечественные танцоры страусиные боа, например, делали из куриных перьев, собранных по птицефабрикам.

— Сейчас не смеются?

Россия сейчас по спортивному танцу впереди планеты всей. Наши спортсмены сильнее, трудолюбивее, целеустремленнее. Наша девочка хорошая из Петрозаводска уехала в сентябре за Австрию танцевать. И сейчас она – чемпионка Австрии и поедет на чемпионат мира. В самых развитых в отношении танцев странах – Германии, Англии и Италии – танцоры предпочитают иметь в паре партнера из России.

— Как вам кажется, почему в России так любят танго, фламенко, латиноамериканские танцы?

— Мы танцуем латиноамериканские танцы, но все  равно у нас получается немножечко по-другому, не так, как у самих латиноамериканцев.  У нас другой темперамент. А они разговаривают в танце.

— Ваш темперамент к какому танцу подходит больше всего?

— Детям нравятся латиноамериканские танцы, потому что там много движений и каждый сам за себя. А с возрастом начинают нравится фокстроты, вальсы – европейские танцы. Когда вдвоем танцуют как один. Это приходит с возрастом. У меня как раз такая пора.

«Коллективом жить трудно»

— Бальные танцы – это спорт?

— Наше направление развивалось по двум веткам: классической и спортивной. Спортсмены много тренируются, получают награды и звания, каждую неделю выезжают на соревнования.  Все прочие танцуют для удовольствия.

— Танцевать может каждый?

— Каждый. Даже на деревянной ноге. Одно время я занималась с группой детей-инвалидов, в которой был и мой сын. Хорошие дети. Кроме радости, они получали еще и возможность физической реабилитации. Все эти дети справлялись с нагрузкой, которую я им определяла.

— Сейчас такой группы нет?

— Я подраспустила их, когда делала сыну операцию на позвоночник — нужно было постоянно быть рядом с ним. Надо собрать снова, да и сын постоянно об этом напоминает.

— «Ритму» 35 лет. Нынешние ваши ребята отличаются от первых выпускников?

— Нынешнее поколение другое. Больше все индивидуалисты. Очень трудно сделать их командой, чтобы один за всех, все за одного, как это было раньше. Сейчас это требует огромных сил.

— Все хотят выделяться?

— Чтобы получилось хорошо, нужно каждому работать в полную силу. Вот один мальчик руку не поднял. Почему? «Да я знаю, я потом сделаю!» Потом не сделаешь – нужно сейчас стараться. Нет ощущения, что все нужно делать вместе. Это во всем так. Не все готовы жертвовать личным ради общего дела. Меня это расстраивает.

— Может, вы максималистка?

— Может. Но вроде прежде все вокруг были такими же. С другой стороны, ритм теперешней жизни давит на ребят. Нужно все больше и все быстрее, они разрываются на части.

Я на детей-то не обижаюсь — коллективом сейчас жить трудно.

Сильно заметно, что и физически дети стали слабее. Им не хватает дыхания, выносливости, общей физической подготовки. Да, наверное, мало двигаются. Болеют много. 35 лет назад дети болели реже. Но тогда и повышенная температура не считалась болезнью – все равно приходили и занимались.

 «Стыдно жить для себя»

— Вы давно за рулем?

— Больше 10 лет, но не скажу, что я профессионал. Машина как маленький домик – все необходимое всегда рядом с тобой. И, конечно, она помогает экономить время.

— С какого возраста вы стали экономить время?

— Мне кажется, так было всегда. В детстве я занималась в балетной студии – нужно было и уроки успевать делать, и общественная жизнь была. Потом мне руководитель поручила малышей… Нужно было все время организовывать себя. Может, это и хорошо. Те дети, которые больше заняты, больше и успевают.

— Есть периоды, когда можно отпустить себя и перестать думать о времени?

— У меня такой возможности нет. У меня достаточно сложная ситуация, потому что ребенок – инвалид. Я живу за двоих. А сейчас и за троих, потому что у меня старенькая мама.  Сейчас уже немножко есть ощущение усталости. Утром нужно за двоих-троих все сделать. Погулять, покормить, все сготовить. Потом я убегаю на работу, где всегда много дел. И все время думаю о том, как спланировать лечение, куда поехать…  Если берешь на себя ответственность за чужую жизнь – у меня это жизнь сына – то стыдно уже что-то делать для себя. Взять, к примеру, и уехать куда-нибудь отдыхать. Я не могу его оставить даже на один день. На соревнования  я стараюсь уехать в пятницу, чтобы уже в воскресенье вернуться. Без сына могу провести максимум два дня.

Для себя самой уже давно не имею времени. И мужу не уделяю внимания, к большому сожалению.

— Как заслужить хорошую судьбу?

— Думаю, нужно прислушиваться к себе и поступать по совести.

 P.S.

— Вы без каблуков когда-нибудь ходите?

— Нет, я не могу без каблуков. Стопа привыкает к определенному уровню каблука.  Если я надену туфли с каблуком меньше 7-8 сантиметров, мне будет казаться, что я заваливаюсь назад. В кроссовках я вообще не могу ходить — дискомфортно. Недавно мы были в Непале, поднимались там к изваянию Будды. 365 ступенек нужно было пройти. Удивительно, но мне легче было идти на каблуках и даже не по лестнице, а рядом.

 

 

  • Дорогая Ольга Ивановна, спасибо Вам за всё, за всё! И низкий Вам поклон за Вашу энергию, за Ваше внимание к каждому, с кем Вас сводит жизнь! Здоровья и счастья Вам и Вашей семье! Легкого паркета Вам каждый день)

    Спасибо журналисту и фотографу за это интервью.

    Голосовать - 0 | +17 +
    Катерина Лексунова
    10.6.2013 в 10:00
  • Хорошо, что в нашем городе есть такие Люди, как Ольга Ивановна! Здоровья и оптимизма Вам! И творческих успехов!

    Голосовать - 0 | 0 +
    Мария
    21.6.2013 в 00:24

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие