Никаких гвоздей!

Наталья Ермолина 20 Сентябрь 2013
Кадр из фильма Михаила Калатозова «Гвоздь в  сапоге»

Очередной подарок городу преподнес Tromsø International Film Festival – показал и озвучил наш же фильм Михаила Калатозова «Гвоздь в сапоге». Почему пропагандистский фильм сразу же положили на полку? Кто такие вредители? И при чем тут бронепоезд?

Михаил Калатозов известен не только российским киногурманам, но и всему миру. Его имя прогремело после победы на Каннском фестивале фильма «Летят журавли». Но немая картина «Гвоздь в сапоге» практически не знакома зрителю. Ни внутри, ни за пределами страны. Фильм пролежал на полке с 1932 года, несмотря на то, что был советским, пропагандистским, посрамляющим бракоделов и приравнивающим их к врагам народа. Киноведы говорят, что кино сразу запретили, потому что в кадр якобы попал стратегический объект – тбилисский арсенал. Режиссера два месяца допрашивали, зачем он это допустил.

Неуспех фильма историки связывают еще и с тем, что в разгар борьбы с «реальными врагами народа» и «сознательными вредителями» бракоделы смотрелись несерьезно и были неактуальны.

Так ранний фильм Михаила Калатозова (Калатозишвили) канул в безвестность. И только благодаря уникальному проекту норвежского кинофестиваля в городе Тромсё ожил и дошел до российского зрителя в новом формате. Это уже не первый проект фильмов-концертов, созданных при поддержке  Tromsø International Film Festival. Российско-норвежский состав музыкантов перед экраном – и лучшие забытые ленты, гастролирующие по городам России. Приятно, что Петрозаводск входит в культурный маршрут, но это и неудивительно – координирует киноакцию с российской стороны музыкант и продюсер Виктор Шубин, петрозаводчанин. И большинство российских музыкантов – люди с карельской пропиской. Мы уже посмотрели «Мать» и «Конец Санкт-Петербурга» Всеволода Пудовкина. Среди возращенных шедевров – не только наше кино. Огромным успехом пользовался фильм Фрица Ланга «Метрополис», показанный по всему Северо-Западу и провезенный по кинофестивалям. И вот «Гвоздь в сапоге». В списке городов — Мурманск, Апатиты, Архангельск, Москва, Санкт-Петербург. И мы.

Музыканты – участники фильма-концерта «Гвоздь в сапоге»:

Christian Hollingsæter (NO), гитара, звуковые эффекты. Фото: Виктор Давидюк


Jon Eirik Boska (NO), ударные, перкуссия. Фото: Виктор Давидюк


Андрей Июдин (RU), бас-гитара, звуковые эффекты. Фото: Виктор Давидюк


Евгения Устинова (RU), клавишные, вокальные эффекты. Фото: Виктор Давидюк

Фильм очень прогрессивно-архаичный. Как может быть прогрессивен «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна. Кто видит в нем черно-белую скукоту, а  кто — планы и раскадровку, на сто лет опередившую время.

У Калатозова лица бойцов, в миру – работников обувной фабрики, а сейчас — красноармейцев,  проходящих учения в бронепоезде – это подвижные плакаты «Окон РОСТа». Серджио Леоне со своими крупными планами лиц – просто ученик и последователь.

Отрывок из фильма-концерта «Гвоздь в сапоге». Петрозаводск:

Перед нами — притча о бракоделах, которые плохо сделали сапог. Гвоздь стал главной причиной провала обороны бронепоезда. Боец проколол ногу и не смог доставить важное донесение. И вот «проигравшие», (так как все выжили и сражались как бы понарошку) судят предателя. Но этот скуластый пацан, показанный нам с таких неожиданных ракурсов, вдруг поднимает голову и начинает обвинять обвинителей. Это вы, бракоделы, во всем виноваты. Вы тоже враги государства. Если бы не гвоздь, я бы все доставил командующему. Напряженная сцена допроса и взаимных обвинений под депрессивную электронную музыку – вот уж поистине пронимает! И обличительный финал с обращение к зрителю – это чистой воды пропаганда того времени, вызывающая смех в зале, это как разрядка. «Среди вас, сидящих в зрительном зале, много ли подобных обувникам?».

Афиша петрозаводского фильма-концерта очень понравилась продюсерам. О чем они сообщили в группе фильма-концерта в соцсетях.

Сегодня «Гвоздь в сапоге» смело можно выдать за видеоперформанс, где смешиваются интершум, черно-белая картинка, игра света и тени, титры и иносказательность. Через сто лет, пережив эпоху гламура, спецэффектов, сознательного отказа от них, кинообщественность снова пересматривает истоки, находя в них больше мысли, чем в нынешнем коммерческом кино.

Радует и то, что зал кинотеатра «Калевала» полон. И зрители всех возрастов. И аплодисменты в конце. И продюсер Игорь Шайтанов  – красивый, веселый и дружелюбный, обещает продвигать идею ожившего немого кино снова и снова. Может, через Норвегию, Север, Карелию еще успеем очистить кинематограф от скверны. И перезапустить заново?