Интернет-журнал Республика Карелия

Обыкновенный шаманизм

Голосовать -10 | +39 +
Обыкновенный шаманизм

«Тело ничего собой не представляет. Все болезни — в душе и в голове. Когда мы делаем то, что нам не нравится, мы болеем. И это потом порождает аллергии, плохо работающие сердце и почки. Мы их наживаем своим отношением к жизни». «Республика» беседует с шаманом, для которого нет разделений на живое и неживое, на Пушкина и Дантеса…

Дмитрий Ильин – шаман, руководитель петербургской школы шаманских психотехник «Вектор Духа». В ночь на Ивана Купалу Дмитрий вместе с людьми, пожелавшими быть вовлеченными в ритуальные действия, совершал магические обряды на Чертовом стуле.

Шаман, оказавшийся вполне современным человеком, охотно рассказал нам о себе, своем ремесле, объяснил, почему люди болеют и как их можно вылечить. Возраст героя и его тайное шаманское имя так и остались неизвестными.

— В шаманизме тоже принято отмечать Ивана Купалу? 

— Это народный праздник, сохранившийся со времен язычества. Многие неоязычниики отмечают его по православному календарю, другие, как деды, – в июне.

— А вы как?

— Мне все равно. Хорошие дни с 21 по 23 июня, потому что это время летнего солнцестояния. А начало июля – это Праздник травы, важный для знахарей. Люди, которые работают с травой, знают, что в эти дни трава отдает свою силу. У любой травы свое биополе, свой дух. Если он силен, его можно взять до Петрова дня. Как правило, травы мы собираем на Валдае, на границе с заповедником.

— И что вы делаете с травами?

— Всё: настои, настойки, эликсиры. Многие наши сборы могут работать просто на желание, то есть ты говоришь, что просишь у этого настоя, и лечишься им.

— Вы говорите «мы выезжаем». У вас есть команда?

— У меня своя школа, ей 10 лет. Я вырастил уже несколько человек, которые сейчас самостоятельно лечат, помогают людям.

— Мне казалось, что шаманами становятся только те, у кого в роду были такие ведуны. Что этот дар через поколение передается…

— Коренной шаманизм опирается на традиции народа. У некоторых народов шаманизм наследуется только по родовой линии. У других возникает после шаманской болезни. Она может проходить по-разному, иногда даже с температурой. Заболев, человек становится другим: никого не узнает, ни с кем не общается, замыкается в себе… Он может уйти в горы или степь и бродить там месяц… Потом возвращается, и все понимают, что человек стал иным.

— С вами так было?

— Со мной было серьезнее. Первый приступ шаманской болезни у меня случился еще в 70-х годах. Это было в Якутии. Я болел сильно, лежал без сознания, фактически при смерти. Меня на этот свет вытащила бабка-знахарка, которая посоветовала родителям поискать шамана. Шаман тогда очень мне помог.

— И вы почувствовали себя другим человеком?

— Да нет, я жил как обычный человек. Работал, много учился и о шаманстве не помышлял…

— А где работали?

— Где только не работал! Даже на Северном флоте служил после окончания военного училища. Правда, нигде долго не задерживался: сразу начинал за всех впрягаться, ссорился с начальством. Мне под чужим руководством вообще трудно работать, я больше сам по себе. В конце концов уехал на Украину. Она-то меня и толкнула на эзотерический лад.

У меня были проблемы со здоровьем, и как-то раз я решил, что пора искать человека, который мне поможет. Купил в магазине велосипед и поехал за 10 километров искать этого человека. Ночь, антураж вокруг как у Гоголя в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», луна, и я бреду наугад через какие-то травы по бездорожью… В итоге вышел к беленой хатке, там бабка кривая-косая. В общем, она меня полечила и, что важнее, дала мне ответы на вопросы, которые меня волновали.

С этого момента я стал изучать все, что связано с магией, эзотерикой… Долгая история. На этот путь человека может привести только кризис. Для меня 1991 год был пиковым: у меня развалилась семья, я потерял работу, бросил на 5-м курсе институт. Когда человеку хорошо – он менять ничего не будет. Поэтому, если у человека есть задатки, жизнь его берет и с головой окунает в проблемы, чтобы не вздохнуть было. Только тогда он начинает задумываться о смысле жизни и куда-то двигаться.

— Шаманская болезнь случается только один раз в жизни?

— Я болел дважды. Второй приступ шаманской болезни дал мне пинок в направлении нынешней деятельности. У меня было серьезное нарушение обменных процессов. При росте 180 я весил 42 килограмма. Пульс был 120. Проблемы были серьезные. И я уехал на Валдай. Жил, лечился с помощью природы, потому что врачи мне помочь ничем не могли.

— Настоящему шаману трудно жить в городе?

— Я везде живу. Для меня деревня тоже родной дом. Я все умею: и доить, и сажать картошку. Я много жил в деревне и даже в лесу. Не скажу, что жизнь в городе лучше, но есть моменты, которые не дают уйти на природу окончательно: мои обязательства, мое предназначение. Это не игра. Шаман – человек, который служит гармонии, гармонизирует отношения между людьми и природой.

— Его задача – поддержка отношений с духами?

Это одно из того, что он должен делать. Он не спирит, не вызывает дух Пушкина. Это путешествие в иные миры, но не из любопытства. Он интересуется, как устроен мир.

— И лечит людей? 

— Да.

— Вы всех лечите?

— Нет, есть заболевания, которые я не лечу. Есть те, которые лечу, но с оговорками. И совсем не берусь лечить тех, кто мне неприятен. Отношения с ними обязательно приведут к конфликту, пусть и внутреннему.

— Откуда, по-вашему, берутся болезни?

— Я не рассматриваю болезнь как наказание человека. Болезнь – сигнал того, что человек где-то поступил не так, как нужно. Ему просто нужно остановиться и подумать, что он сделал не так. А у нас нет на это времени. Сейчас век геймеров, и люди привыкают к тому, что можно все переиграть. Но жизнь не дает перезагрузиться и начать заново.

— Вы не боитесь брать на себя ответственность за человека, который болен? Вдруг врачи бы лучше помогли…

— Не во врачах дело. И хороший специалист может не помочь – все люди. Иногда случайный попутчик в поезде может что-то сказать важное для вас, ключевое слово – и это помощь. Болезнь – это не только проблемы физического тела. Тело ничего собой не представляет. Болезни в душе, в голове. Когда мы делаем то, что нам не нравится, мы болеем. И это потом порождает аллергии, плохо работающие сердце и почки. Мы их наживаем своим отношением к жизни.

В шаманском представлении мир трехчастен и делится на верхний, нижний и средний миры. Человек такое же трехчастие. Шаманы говорили, что ноги – нижний мир, тело человека – средний и голова – верхний. Мы через голову связываемся с богами, через ноги – с землей. А само тело контактирует с другими людьми. Средний мир – это мир отношений. Любое нарушение в системе каждого из миров приносит проблемы на физическом уровне. Например, болезни, связанные с ногами, чаще возникают из-за испорченных отношений с предками, посягательств на целостность родового древа.

— И как можно договориться с предками?

— У нас еще сохранились традиции, позволяющие не потерять окончательно связи с другим миром. Сейчас мы просто выполняем обряды, иногда не понимая сути. Зачем мы бьем посуду на свадьбе? На счастье. Это из шаманских представлений. Мир предков перевернут. Если здесь чашка целая, то в том мире – с щербиной. Отсюда поверье: битая посуда – оскорбление мертвых, ты взял их часть. Битую посуду нельзя использовать, ее нужно окончательно разбить, вернув тем самым ее предкам. Разбить тарелку значит принести жертву, взамен которой можно попросить у предков, например, счастья.

— Чем мы можем оскорбить духов? Чего нельзя делать категорически?

— Вы задали шаманский вопрос. Это целая наука. Первобытный человек не боялся грозы, но боялся гнева богов. Если его не покарали – он был счастлив. Решению духов доверяли на поединках. Если ты победил, значит, ты имеешь расположение у духов.

— Ну, знаете! А Пушкин?

— А чем Пушкин лучше Дантеса?

(Далее мы немного поспорили о литературе и гениях, но оставим сейчас это за скобками — прим. авт.).

Бабуля моего друга, ведунья, однажды заговорила ему ухо, которое болело. Боль прошла и никогда не возвращалась. Потом это обстоятельство превратилось для него в проблему, потому что он из-за отсутствия боли прозевал хронический отит. Есть опасность вообще в таких заговорах?

— Понимаете, какой вопрос, такой ответ. Она достигала цели, которую ставила, сняла боль. Может, она не смогла убрать саму болезнь? Специалисты бывают разного уровня. Я считаю, что все целители нужны, даже откровенные шарлатаны.

— Зачем?

— Они тоже кому-то помогают.

— Вы заговаривать умеете?

— Я этим не интересуюсь. У меня другие методы. Я заговорами работаю с травой, потому что трава любит заговорное слово.

— Вы боитесь чего-нибудь?

— После того, что я пережил, не боюсь ничего. Хотя, наверное, это утверждение не может быть правдой, потому что я не знаю, что со мной будет дальше.

— Трудно представить себе, что шаманом может быть современный и еще не старый человек…

— Это стереотип. Вы же не знаете, сколько мне лет. Я и сам стараюсь это забыть. Вычеркнул из памяти дату рождения и год.

— И День рождения не празднуете?

— Нет! Какое отношение это имеет ко мне?

— А подарки как же?

— Подарки – это жертва, откуп злым духам, чтобы они оставили в покое человека. Изначально подарки не дарили детям, а приносили под родовое дерево. Откупались таким образом, защищали по максимуму.

— У вас есть другое имя?

— У меня много имен: шаманское есть, тайное… Шаманское – Аргыз Тудэ. Переводится как «большой волшебник» — мне его якуты дали. А есть тайное шаманское имя, его я не говорю.

— Откуда оно?

— Духи дали. Это произошло после шаманских путешествий. После того, как ты вошел с ними в контакт, они начинают тебя учить.

— Наверное, шаманом быть трудно. Не все верят в то, что он делает…

— Разве это мои проблемы? Каждый верит в то, что ему ближе.

 

 

  • Это не шаман.

    Голосовать - -8 | +5 +
    Андрей Тюков
    12.7.2013 в 13:27
    • Андрей, почему вы так утверждаете?

      Голосовать - 0 | +2 +
      Светлана Махохей
      22.7.2013 в 21:27
  • Интересно все-таки было бы знать, какие именно болезни лечит шаман, а какие нет и почему. И вообще неужели у колдунов есть разделение на специализации? Знахарь лечит радикулит и воспаление легких, шаман — мигрень и хромоту, а экстрасенс снимает порчу и пояс безбрачия???

    Голосовать - -2 | +3 +
    Ella Ludoed
    12.7.2013 в 13:29
  • какой интересный человек! Спасибо, что рассказали не думала, что в ПТЗ есть настоящие шаманы! Фотографу респект!

    Голосовать - -1 | +5 +
    Катерина
    12.7.2013 в 14:42
  • Насколько мне известно, болеть шаманской болезнью дважды — невозможно. Это не болезнь в истинном смысле слова, а процесс пересотворения будущего шамана. Во время пересотворения тело разбирается по косточкам, причём у настоящего шамана есть одна «лишняя» косточка, а затем собирается вновь. Часто шаман получает третий глаз, для этого ему просверливают отверстие в черепной коробке. Да много ещё всего происходит с беднягой, есть красочные описания пересотворения, их нетрудно отыскать в литературе... Но самое главное, что именно в результате этого болезненного и длительного процесса кам, или шаман, узнаёт свою «специализацию», выясняет, каким духам, «злым» или «добрым», он будет служить. Кроме того, и это, пожалуй, самое важное, он получает своего «личного» духа. Отношения с этим духом и будут определять успешность дальнейшей деятельности шамана. Причём, судя по рассказам самих шаманов, отношения бывают близкими, ближе некуда...

    А представленный здесь кам — это, как мне представляется, целитель, знахарь, использующий атрибутику и приёмы шаманов. Не вижу его, стоящим на сгустке крови величиной с подушку, не слышу слов: «Стал ведь ты великим шаманом с кровавым подножьем! »... — Андрей Тюков.

    Голосовать - -3 | +4 +
    кам тугеза
    12.7.2013 в 14:46
  • Театр

    Голосовать - -5 | +3 +
    ттн
    12.7.2013 в 17:38
  • ГОСПОДИПОМИЛУЙ

    Голосовать - -1 | +4 +
    +
    12.7.2013 в 18:22
  • По чём кодирует?

    Голосовать - 0 | +3 +
    Дмитрий Дианов
    13.7.2013 в 15:32
  • Удивляюсь вам, люди. Начитавшись различной литературы спешите судить и выпендриваться. Будь у вас хоть малость мудрости, не стали бы осуждать то, чего не знаете. Вы же никто наверняка с ним лично не знакомы. Если этот человек не вписывается в сложившиеся у вас в голове стандарты, это совершенно не значит что он никак не может быть шаманом.

    Голосовать - -3 | +9 +
    12345
    14.7.2013 в 02:48
    • Ну, если он шаман настоящий, избранник духов, час от часу не легче. Потому, тогда следует поступить с ним по правилу 61-му Шестого Вселенского Собора — подвергнуть 6-летней епитимии, а будет упорствовать — извергнуть его из Церкви: "Ибо, какое общение света ко тьме? ".

      А вот Ветхий Завет вообще не оставляет шансов таким, как наш герой: «Ворожеи не оставляй в живых», — советует книга Исход (22:18). Остаётся порадоваться, что не в древнем Израиле живём...

      Но, если задуматься, то строгость религиозных правил можно понять. Ведь, по большому счёту, дело не только в том, что «эти танцуют, звенят бубенчиками», как говаривал шукшинский герой (рассказ «Срезал»). Шаман — это человек, сознательно поставивший себя вне Добра и Зла. Шаманизм как система верований возникает на ранних стадиях развития религии, как высшая форма анимизма. Затем шаманство или уничтожается религией, или, что чаще, ассимилируется и неплохо существует в «теле», например, ислама. Пример — баксы в Средней Азии, которые начинают шаманить с молитвенной формулы «бисмилля». Системная религия возникает тогда, когда происходит дифференциация моральных представлений о Добре и Зле. А в шаманизме нет таких представлений, как нет вообще морали. Там культ силы. Как в религии бон. Человек, в своей деятельности минующий вот это различение Добра и Зла, Света и Тьмы, сам определил свою судьбу. Вопрос в другом: нужно ли идти за ним? Существование т. н. «белых» шаманов мне представляется фикцией. «Белые» шаманы инициируются точно так же, как и «чёрные». А это означает, что суть «белого» и «чёрного» так же недифференцирована, как и мораль шаманизма. И какая разница: идёт кам от Солнца к Луне, или от Луны к Солнцу?! К храму он никогда не придёт.

      Голосовать - -6 | +2 +
      Андрей Тюков
      14.7.2013 в 18:06
  • Шаманизм — это связь с Миром, в котором мы живем.По жизни мы все щаманы! Только одни относятся к сетлым силам и их больше, а другие к сереньким. Любите разнообразие и великолепие этого Мира, и ничего не бойтесь! Примите Мир таким, какой он есть.Будьте счастливы!

    Голосовать - -3 | +4 +
    Александра
    14.7.2013 в 22:35
  • такое «великолепие» увидишь --долго во сне в холодном поту вскакивать будешь...

    Голосовать - -2 | +2 +
    и
    15.7.2013 в 05:07
  • Люди. Как все таки можно судить о том, чего не понимаешь? Все что делают шаманы \\истинные\\ РАБОТАЕТ. И если имеется возможность, надобность в том, можно воспользоваться этим. Совсем не обязательно ПОНИМАТЬ как это работает.Ведь покупая к примеру сотовый телефон, не вникаете о процессах в его транзисторах и микросхемах! Вам это не надо.Вот и здесь.Пользуйтесь и радуйтесь! Мир вам и процветания.

    Голосовать - -3 | +5 +
    Серега
    16.7.2013 в 15:32
    • Всегда существуют и побочные, непредвиденные эффекты! Бойтесь данайцев, дары приносящих...

      Голосовать - -1 | +2 +
      Сереге
      22.7.2013 в 09:03
  • Только что мальчишки на остановке разговорились меж собой.

    --А из какого материала шить костюм шамана? --Кольчуга для меня уже есть, остался -меч..

    Какой-нибудь клуб исторический представляют...

    Голосовать - -1 | +1 +
    игры для детей и взрослых
    16.7.2013 в 16:48

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие