Интернет-журнал Республика Карелия

«От тебя воняет Россией»

Голосовать -4 | +56 +
«От тебя воняет Россией»

Интервью в жанре «новой искренности» о финской душе Ристо Салмела. Душе, оказавшейся карельской и впустившей в себя русскую. И о том, как Россия может изменить жизнь за две недели. 

— Только вот не надо про Достоевского, водку и русских женщин. Что тебя на самом деле цепляет в России?

— Я не виноват. Со мной случилась Россия пятнадцать лет назад. Это была моя первая настоящая заграница. Раньше я бывал только в Швеции и в северной Норвегии, еще на Канары с родителями ездил, но это тоска, а не туризм.

— Наверное, первая поездка в Россию стала и первой экстремальной, если учесть, что ты впервые вышел из привычной зоны комфорта и сразу оказался в Вяртсиля по эту сторону границы.

— Экстремально было уже то, что я решил поехать. В университете нам предложили на выбор пройти педагогическую практику в финских школах или в Петрозаводске. Желающих поехать в Россию по обмену попросили поднять руки. И я поднял. Наверное, это был мой первый, настолько не обдуманный поступок за всю жизнь.

— В каком смысле? 

— В самом прекрасном. Я был «очень финским» до той поездки: организованным, правильным, зашоренным, жил только по режиму. Думал, что знаю, как поступать в любых ситуациях, еще и всех вокруг учил, как правильно. После поездки в Петрозаводск картина мира поплыла.

— Разве после России не начинаешь еще больше любить Финляндию?

— Ответ на этот вопрос не укладывается в рамки «люблю — не люблю». Смешно прозвучит, но в России я впервые столкнулся с тем, что вещи, которые я привык делать определенным образом, можно сделать иначе, и будет не хуже. Я за две недели в Петрозаводске перестал мерить мир по себе, делить поступки на правильные и неправильные. Это стало открытием. Еще и потому, что после распада Советского Союза в Финляндии укоренилось представление, что все русское и российское от лукавого. Я на жизнь после той поездки начал смотреть по-другому.

— Расскажи, как ты тут у нас жил. Мы уже тоже начали забывать девяностые.

— Это был 97-й год, мне было 23. Педагогическую практику я проходил в семнадцатой школе, нас сам директор тогда курировал – Павел Оскарович Корган. Я преподавал математику на финском языке. Был декабрь и страшный холод. Каждое утро я ехал в переполненном троллейбусе с Кукковки, где жил в семье, в центр города. В троллейбусе стекла были покрыты изнутри сантиметровым слоем изморози — ничего не видно. Я считал остановки, чтобы не промахнуться.

— И как такое могло понравиться?

— Не то чтобы мне нравились условия. В России мне понравилось открывать женщинам дверь, подавать пальто, пить бесконечный чай, говорить тосты. В Финляндии ничего такого не было. Мне нравилось получать удовольствие просто от общения, от разговора с людьми. Не нужно было никаких подручных средств: настольных игр или алкоголя. В России я впервые провел за ужином три часа за разговорами, не вставая из-за стола. В Финляндии обычно все едят, а потом идут на диван смотреть телевизор. Когда педагогическая практика закончилась, мне сразу захотелось приехать в Петрозаводск снова. Я скучал по отношениям между людьми. Мне после России первое время казалось, что финны просто не способны быть душевными.

— Надеюсь, ты развеял миф о «великой и ужасной» России среди своих друзей, когда вернулся в Финляндию?

— Меня с моим увлечением дома не очень понимают, точнее, не понимают, как оно может меня так глубоко цеплять. Отчасти поэтому я позднее расстался со своей гражданской женой. Она не верила, что я всерьез так люблю ездить в Карелию. До смешного.

Когда я приехал из России, она меня к себе ни на шаг не подпустила, пока я как следует не помылся. – От тебя воняет Россией, – так и сказала.


 

— Россия это больше, чем хобби?

— Больше, чем хобби – Карелия. Я еще до поездки в Россию ощущал себя карелом, и, отправляясь в Петрозаводск в 97-м, я уже ждал, что попаду на родину своего деда. Он родом из Суоярви. Тогда это была территория Финляндии. Мой дед Эйно родился в 1925 году с фамилией Миронов. В 1931 году семья сменила карельскую фамилию на финскую – Салмела. Тогда в Финляндии царили националистические настроения. Если мое полное имя переложить на карельский лад, то получится Григорий Степанович Миронов. Я одно время даже хотел взять себе обратно эту фамилию, когда переходил из лютеранской церкви в православную в 2008 году.

— Ты искал родину, а родина оказалась по другую сторону границы. Выходит, любовь к России ни при чем?

— Не совсем. Россия и Карелия тесно переплетаются. Как Финляндия и Карелия. Карелия стала проводником для меня, и до сих пор помогает понимать русскую жизнь. То, что я карел, не означало, что я автоматически полюблю Россию. Так вышло, что у карелов нет своей страны. Карелы живут по обе стороны границы, но в России «карельскость» сохранилась больше. У вас еще есть деревни, где можно услышать карельскую речь, с которой прежде всего связано мое ощущение себя частью этого народа. Карелы, живущие в России, много взяли и от русских. Как четко не разделить эти два народа, так и не разделить мою привязанность к ним.

— Как думаешь, каким бы ты сейчас был без России?

— Другим. Россия дала мне друзей, единомышленников, любовь, увлечение и мечты, которые я хочу воплотить. Для меня каждая новая поездка в Россию – это новая мечта, новый опыт. Осенью, кстати, надеюсь воплотить давнюю Мечту с большой буквы – приехать пожить в Петрозаводск на несколько месяцев. Хочется застать остатки СССР. Ну, нравятся мне магазины, где сначала нужно выбить чек в кассе, а потом — с чеком к прилавку. Хамство в сфере обслуживания, конечно, не нравится, но нравится обедать в учрежденческих столовых, полстакана сметаны нравится. Но я не так патологически романтизирован, как может показаться, люблю в России и водки выпить с душой. Как в «Осеннем марафоне», я смотрел: «Хорошо сидим».

Что-то вообще может быть для тебя лучше поездки в Карелию? 

— Точно не поездка в отпуск на моря. Я приезжаю в Петрозаводск при каждом удобном случае. Иногда привожу туристов. Очень смешно наблюдать за собой со стороны. Когда кто-нибудь из группы недоволен: дороги плохие, сервиса никакого и т.п. , я просто набрасываюсь: «Не нравится – чего поехали тогда?». Веду себя как агрессивный фанат всего русского. А когда приезжаю один, то и сам от многого не в восторге. Говорят же, что «любят не за что, а вопреки» — это про меня. И про вас русских, кстати, тоже. Если какой иностранец критикует Россию, так вы же его разорвете.

— Так похвали нас русских еще. Мы это любим. 

— Попробую по-русски. Напишу на салфетке: «Я люблю Россию, потому что люди там очень приятные и дружественные. Еще мне нравится, что Россия «эксотичная» и интересная страна. Все различно, чем в Финляндии. Я хочу выучиться русский язык, потому что я хочу говорить с русских людей».

 

  • "Я скучал по отношениям между людьми. "

    здорово

    спасибо, Григорий)))

    спасибо, Кристина, интересный взгляд на Россию..

    а про если " иностранец критикует Россию, так вы же его разорвете. "-самое то, так и поступаю, если что))))патриот

    Голосовать - -3 | +7 +
    М Г
    21.5.2012 в 08:53
    • Спасибо, Марина

      Если где-то критикуют — свистните меня!!!)))

      Голосовать - -1 | +2 +
      Корто
      21.5.2012 в 09:30
  • Понравилось настолько, что даже захотелось узнать, что за жанр такой «новая искренность»?!

    Голосовать - 0 | 0 +
    • суть жанра «новой искренности» тут, если честно, в моей вольной трактовке. А на самом деле, это что-то ультрамодное и постпостмодерновое, гуглу виднее)))

      Голосовать - -1 | +1 +
      Корто
      21.5.2012 в 09:33
  • сразу вспомнился любимый УНИВЕРСАЛЬНЫЙ анекдот про болезненный патриотизм:

    — Хлопцы, пойдем москалей бить!

    — А если они нас?

    — А нас за шо?!!*

    *НЕ РАЗЖИГАНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ РОЗНИ

    Голосовать - 0 | +2 +
    читатель
    21.5.2012 в 10:11
  • Так я не поняла. Он с той, что говорила про российскую вонищу, развелся? Женился на загадочной девушке, не умеющей разговаривать разговоры в духе «прилично-неприлично»?

    Голосовать - 0 | +1 +
    Света
    21.5.2012 в 10:16
  • Кристина, вопрос как к профессионалу: как точно перевести на финский слово «воняет»?

    Голосовать - -1 | +1 +
    headhunter
    21.5.2012 в 15:33
    • в оригинале фраза звучала: «Sinä haiset Venäjälle»

      Голосовать - -1 | +1 +
      Корто
      21.5.2012 в 16:01
      • Я думал, haista означает любой сильный запах, не обязательно неприятный. Про парфюмерные запахи тоже говорят haista.

        Голосовать - 0 | +1 +
        headhunter
        21.5.2012 в 16:09
        • Да, слово может означать и не неприятный запах. но довольно сильный, и как в случае с духами, такой, от которого не все могут быть в восторге))

          Голосовать - -1 | +1 +
          Корто
          21.5.2012 в 16:14
          • Таким образом, «от тебя воняет Россией», да еще вынесенное в заголовок — это нагнетание, разжЫгание и повышение градуса...

            Не одобряю.

            Голосовать - 0 | +3 +
            headhunter
            21.5.2012 в 23:28
            • Вот и славно. Я-то переживала, что Вы, headhunter, избежите своей риторики. Не избежали — значит все идет своим чередом)

              Голосовать - -2 | +4 +
              Margo
              21.5.2012 в 23:40
            • Margo, лучше быть занудой, чем умножать коммуникационные проблемы.

              Голосовать - -1 | +4 +
              headhunter
              22.5.2012 в 00:37
      • правда аллатив?

        Голосовать - 0 | 0 +
        param
        21.5.2012 в 19:09
        • так и есть. век живи, век учись.

          Голосовать - 0 | 0 +
          param
          21.5.2012 в 19:20
        • офтопик: да, как и с еще шестью подобными глаголами)))

          Голосовать - 0 | 0 +
          Корто
          21.5.2012 в 22:47
      • есть два слова: haista = вонять и tuoksua = пахнуть. Дак вот первое обладает негативной окраской. И я очень уверен в том, что именно это значение использовала жена героя статьи! Поэтому все переведено совершенно верно!

        Голосовать - -4 | +1 +
        anonim
        22.5.2012 в 10:51
        • HAISTA: tuoksua, lemuta, lemahtaa, löyhkäävä, lemuava.

          Источник: Synonyymisanakirja. Helsinki, 1989. C. 61.

          Голосовать - 0 | +2 +
          ЭХ
          22.5.2012 в 12:24
  • Воняет по-фински — haista

    Голосовать - -3 | 0 +
    Valu
    21.5.2012 в 15:54
    • Спасибо, но консультация гугл-переводчика мне не требовалась.

      Голосовать - -4 | +1 +
      headhunter
      21.5.2012 в 16:10
    • HAISTA ─ пахнуть, вонять: haista hyvälle ─хорошо пахнуть, благоухать; haista pahalle ─ плохо пахнуть, вонять; hän haisee tupakalle ─ от него пахнет (несёт) табаком.

      Источник: Финско-русский словарь. Москва, 1975. С. 87.

      HAISTA ─ пахнуть, вонять: haista pahalle ─ плохо пахнуть; haista hyvälle ─хорошо пахнуть, hän haisee valkosipulille ─ от него пахнет чесноком.

      Источник: Финско-русский словарь. Helsinki, 2003. С. 87.

      Голосовать - 0 | +2 +
      ЭХ
      22.5.2012 в 12:22
  • Не, все прекрасно, а кто такой этот герой Ваш, автор? Я чего-то не поняла, он чем знаменит или не знаменит, что Вы решили его не представляя публике, разместить в рубрике «Персона»? Не, ну может он уважаемый или интересный чел, или я совсем от жизни отстала, это кто такой-то ? Просто финн, любящий Россию, как я поняла? Или я неправильно поняла? Симпатичное интервью, только с кем?

    Голосовать - -15 | +2 +
    Соседка
    21.5.2012 в 19:52
    • Насколько мне известно, политика рубрики «персона» — рассказывать о людях, которые вокруг нас. Совсем не обязательно о знаменитостях. А иногда и наоборот. Как в случае с героем этого интервью. Что бы изменилось, если к имени приписать пару титулов? Или чин Вам важнее, чем человек?

      Голосовать - -2 | +7 +
      блогер
      21.5.2012 в 22:45
      • А не о чине речь, вы не поняли. Просто было любопытно узнать, что это за человек вот и все. И на тебе — такая реакция. Ну да ладно. Больше не беспокою — ни вниманием к этому блогу, ни своими комментариями.

        Голосовать - -4 | +2 +
        Соседка
        21.5.2012 в 23:42
        • и правда — не пОняла. Да будут видео-комменты, дабы читать мимику комментаторов!

          Голосовать - -5 | +3 +
          Корто
          22.5.2012 в 02:30
          • Лингвистическая экспертиза Ваших сообщений показала, что Вы первая начали))))

            Голосовать - -2 | +4 +
            Корто
            22.5.2012 в 12:33
  • пробовал открывать дверь в супермаркет женщине в финляндии, в суд не подала, улыбнулась и спасибо сказала на местном.

    чёго мешает на родине быть желтельменом?

    Голосовать - 0 | +4 +
    Вадим
    21.5.2012 в 20:05
    • Согласен! Всегда пропускаю финок вперед и придерживаю дверь. Финки улыбаются.

      Задушевные многочасовые разговоры без всякого телевизора и алкоголя так же присутствуют.

      Финны живут по правилам? Окститесь! Порядка у них больше, это верно. А вот правила нарушаются на раз-два! Достаточно зайти к нам в подъезд и увидеть, что единственные придерживающиеся правил — это мы, русская семья.

      Голосовать - -1 | +1 +
      Андрей Агапов
      23.5.2012 в 12:56
      • Кроме единичности, еще и слово «подъезд» делает Ваш пример нерепрезентативным. Настоящие финны живут в omakotitalo. А факт проживания в многоквартирном доме с подъездами решительно приближает жителя Финляндии даже финского происхождения — к тому самому интернациональному мегаполисному планктону. Живущему по образцам Нью-Йорка.

        Голосовать - -1 | +2 +
        headhunter
        24.5.2012 в 13:15
        • Чушь несусветная. Дети перуссуомалайсетов, перееезжающие в города учиться, и снимающие квартиры в многоэтажках, по вашему сразу перестают быть финнами?

          Или те, кто предпочитает не ломать голову над обслуживанием дома, а живут на всем готовом в собственных квартирах в городах — тоже не финны?

          Голосовать - -1 | 0 +
          Андрей Агапов
          27.5.2012 в 16:37
          • Дети — они и есть дети, трудно ожидать от них соблюдения правил.

            А «те, кто предпочитает не ломать голову над обслуживанием дома, а живут на всем готовом в собственных квартирах в городах» — да, никакие не финны. Именно о них я и говорил. Эти люди не принадлежат уже ни одной национальной культуре. Безродные космополиты, жертвы глобализации, по национальности — горожане.

            Голосовать - 0 | 0 +
            headhunter
            1.6.2012 в 01:52
  • Жанр «новая искренность» — это нечто вроде «осетрины второй свежести»...

    Искренность не может быть ни «новой». ни «старой»: она либо есть — либо нет.

    К чему эта претенциозность?

    Кстати, абсолютно солидарна с Соседкой и тоже хочу спросить: а кто такой этот герой Ваш?

    Голосовать - -17 | +3 +
    Татьяна Николюкина
    21.5.2012 в 21:09
    • Название жанра, как и осетрину, придумали до меня — не успела. А что до претенциозности, изначально, преследовался обратный эффект: определить текст жанром не сильно соответствующих тексту и создать комический эффект. Не «прокатило»)

      Голосовать - -2 | +5 +
      Корто
      21.5.2012 в 22:42
      • Вполне прокатило

        Голосовать - -1 | +2 +
        headhunter
        22.5.2012 в 00:35
      • Стоит ли бездумно подражать тому, что «придумали» до Вас?

        Голосовать - -11 | +3 +
        Татьяна Николюкина
        22.5.2012 в 07:45
      • Судя по всему, Вы не поняли вопроса: кто ваш герой по профессии, где учился, чем занимается? Тельняшка на нем — это чисто ради красивого черно-белого кадра или все-таки имеет непосредственное отношение к его жизни?

        Голосовать - -12 | +3 +
        Татьяна Николюкина
        22.5.2012 в 09:16
        • Герой дан вне контекста своей жизни. Это тоже задумывалось как прием художественной (не)выразительности)))

          Голосовать - -3 | +5 +
          Корто
          22.5.2012 в 12:26
          • Ну, в таком случае какой же он «герой»? В смысле — личность. Так — собутыльник...

            Голосовать - -14 | +1 +
            Татьяна Николюкина
            22.5.2012 в 12:46
            • А чем собутыльник не личность? Чтобы рассказать про личность ничего не забыв — никакого интервью не хватит.

              Голосовать - -2 | +5 +
              Корто
              22.5.2012 в 12:50
  • Все все правильно поняли. Финн славен любовью к России и красивым профилем. А сделала я это интервью, потому что мне так захотелось)))

    Голосовать - -4 | +13 +
    Корто
    21.5.2012 в 22:35
    • вот и хорошо :)

      Голосовать - -1 | +6 +
      Ёж
      21.5.2012 в 23:26
    • И правильно сделали! Статья получилась добрая, вдумчивая. Хорошая статья.

      Голосовать - -3 | +9 +
      Margo
      21.5.2012 в 23:43
  • хорошая статья, хороший фин но грустно,

    если это правда то выхода нет

    Голосовать - 0 | 0 +
    выходец
    22.5.2012 в 00:09
  • «В России мне понравилось открывать женщинам дверь, подавать пальто, пить бесконечный чай, говорить тосты. В Финляндии ничего такого не было. (…) В Финляндии обычно все едят, а потом идут на диван смотреть телевизор».

    Дальше можно не читать. Подобных глупостей понаписано немерено. Интересно, в какой финской дыре этот паренек живет?

    Голосовать - -10 | +5 +
    ЭХ
    22.5.2012 в 12:54
    • Боюсь, что это и вправду вполне ОБЫЧНО. Во всей Финляндии.

      А в дырах — настоящая Финляндия, собственно. Не в хельсинках и тамперех, которые уже не Финляндия, а какой-то недоделанный Нью-Йорк.

      Голосовать - -2 | +5 +
      .
      22.5.2012 в 15:28
  • Дыра, в которой женщины не позволяют за собой ухаживать называется феминизм)

    Голосовать - -7 | +8 +
    Корто
    22.5.2012 в 13:37
    • И насколько большая эта «дыра феминизма», где «женщины не позволяют за собой ухаживать»? Я, например, за последний час, пока выходил покурить, успел двум финским дамам дверь открыть. И ведь в ответ, как и всегда, никакого возмущения не услышал, только «kiitoksia».

      Голосовать - 0 | +3 +
      ЭХ
      22.5.2012 в 14:20
    • Дыра эта называется радикальное феминистское сектантство (феминоидиотизм). И она действительно крайне невелика.

      Проблема не в феминизме и даже не в феминоидиотизме — проблема в желании европейцев быть хорошими и приятными для всех, включая феминоидиоток. Так Ристо и передайте.

      Поскольку в суд за открывание дверей и подавание пальто подать невозможно ни в одной стране мира (это русские городские легенды), то ухаживать вполне можно и в Финляндии (и гораздо проще и безопаснее, чем в Пакистане). А две с половиной дуры, которые в ответ скажут тебе sovinisti sika — должны только радовать, т.к. заранее и в безопасной форме проявили свою глупость.

      Голосовать - -2 | +5 +
      headhunter
      22.5.2012 в 15:18
  • Личность может быть собутыльником, а вот собутыльник личностью — не факт. :)

    Голосовать - -15 | +2 +
    Татьяна Николюкина
    22.5.2012 в 14:01
  • Это, интересно, почему же???)))

    Голосовать - -2 | +8 +
    • Потому что вокруг некоторых сплошная серая биомасса, где личностей днем с огнем не сыскать — прямо и выпить не с кем... А признать в ком-то другом личность — требует огромных усилий... с ЕГО стороны. Надо чтобы оно было иерархически выше.

      "Обоснуй, что ты пацан! А чё тельняшку надел? А кем работаешь? А образование хоть вышшее? А сколько детей вырастил? А диссертацию защитил? А деньги у тебя есть? " — все это примерно одно и то же. Ты никто — пока не докажешь обратного.

      Интересно, заметил ли Ристо изобилие в России татьян николюкиных во всех сферах и прослойках?

      Голосовать - -2 | +17 +
      headhunter
      22.5.2012 в 16:53
      • К счастью, гораздо больше, чем headhunterов, восхищающихся женщинами — убийцами животных.

        Голосовать - -16 | +2 +
        Татьяна Николюкина
        22.5.2012 в 20:23
        • -Не любишь ты животных, Свинцов!

          -Да я и людей-то не очень (с)

          Я тут, помнится, и мужчинами, убивавшими много людей, восхищался. Гляньте текст Гольденберга о снайперах.

          А «убийца животных» — это все же оксюморон, нонсенс, абсурд и реникса.

          Голосовать - -2 | +5 +
          headhunter
          23.5.2012 в 20:42
          • надо же, припомнили НН даже ветхозаветный холивар :)))

            Голосовать - -2 | +2 +
            Редкий Гость
            23.5.2012 в 23:06
      • Хедхантер, жжешь!)

        Голосовать - -2 | +6 +
        Корто
        23.5.2012 в 00:47
  • Приятно почитать, плюрализм мнений, однако (Горбу ведь не перешибешь — он это плурализм открыл))

    А ваще скажу вам (возвращаясь к истокам «споров»)), что haista никогда про парфюмы (духи и пр.) не скажут, а всегда скажут tuoksua. Хоть какие словари смотрите)) Может, если в юмористическом или пренебрежительно-экспрессивном смысле, тогда — да)) Типа какой же дермовый парфюм все-таки!))

    И еще — ФИНН все-таки с двумя «н» пишется. А КАРЕЛ с одной «л»))

    Голосовать - -2 | +1 +
    Хмм
    23.5.2012 в 04:52
    • Блиц-опрос нескольких носителей языка показал, что так говорят и про духи, и про цветущую черемуху, и что слово негативной окраски не несет. Следовательно, как «воняет» можно переводить только в контексте, определяющем именно неприятный запах.

      Так что все же разжЫгание.

      Голосовать - -1 | +1 +
      headhunter
      23.5.2012 в 20:37
  • Да, кстати, насчет «воняет» еще — все экзотические народы с точки зрения финнов «воняют», сам нюхал: действительно негры и турки (в смысле женщины) в Хельсинки пахли дешевыми ИХ парфюмами, которые финны не употребляют. Финки вообще, как правило, ничего не употребляют, отсюда и «воняние». К тому же многие финки и их дома попросту стерильны (они и сами говорят об этом часто в негативном смысле) и все «чужие» запахи тут же проявляются...

    Голосовать - -1 | +1 +
    Хмм
    23.5.2012 в 04:58
    • Можно вспомнить и сомалийцев, использующих экзотические кремы, после которых в лифте чувствуется специфический запах, т.е., если выразиться некорректно, «воняет сомалийцами».

      Обсуждение финнами «русских запахов» («Прима», «Беломорканал» и пр.) давно в прошлом. Эта тема была, скажем так, актуальной в связи с немногочисленными советскими туристами и российскими челноками конца 1980-х ─ начала 90-х годов. Правда, в наше время ее порой реанимируют в российских СМИ как один из примеров негативного отношения финнов к русским. И в публикациях такого рода нередко приводится в пример «хороший» финн, всей душой полюбивший Россию и, в лучшем случае, с сожалением рассуждающий о бездуховности своих соотечественников.

      Голосовать - 0 | +1 +
      ЭХ
      23.5.2012 в 10:37

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие