Интернет-журнал Республика Карелия

Отец Константин Савандер: «Жизнь – минное поле. А карта – у Бога»

Юлия Троицкая 4 марта 2011
Голосовать 0 | +4 +
Отец Константин Савандер: «Жизнь – минное поле. А карта – у Бога»

— Отец Константин, кто ваши родители?

— Я из семьи военнослужащих: отец — подполковник запаса, начальник политотдела, мама – инженер, между прочим, запуском космических ракет занималась, когда мы жили на космодроме Байконур. И папа, и мама очень активные по жизни люди — и нас сестрой приучили не сидеть сложа руки.

— Так вы, выходит, не местный?

— Нет, я родился в Новгородской области, в 6-летнем возрасте попал в Москву. А через три года отца отправили защищать мирное небо над Байконуром. Мы жили в засекреченном городе Ленинск-14, где сосредоточилась интеллектуальная элита Советской страны. А в Петрозаводск мы переехали, уже когда я школу окончил, так что я сразу в университет здесь поступил.

— А религией когда начали интересоваться?

— Примерно тогда же. Убеждения человека строятся на информации. При отсутствии информации или когда она неправильная, и убеждения у человека неправильные формируются… Вот когда религию выпустили из подполья, когда начала просачиваться церковная литература, это все, безусловно, в мою душу проникло. Не скажу, что понравилось, но я для себя решил: это то, что стоит изучить. Ну, а уж изучив, пришел к выводу, что человеку крайне необходимо разбираться в своей душе и контролировать собственную жизнь. Чтобы не желания и страсти нами верховодили, а чтобы мы сами свободно принимали решения. Наша зависимость просто проверяется: попробуйте себе в чем-то отказать, когда очень хочется! Это важная и непростая тренировка – и тут без помощи свыше чрезвычайно трудно приходится. Поэтому я и пришел в церковь – за силой.

— А родители неверующие у вас?

— Были неверующие. Но и не препятствующие! Меня прабабушка крестила с согласия мамы. А отец как начальник политотдела не мог дать свое «добро», просто, стиснув зубы, промолчал.

— А сейчас как папа сына-священника воспринимает?

— Как коллегу. Он считает, что я тоже начальник политотдела ( смеется – прим.авт.) Тоже ведь идеологией и воспитанием занимаюсь.

— Многие в сознательном возрасте веру обретают, но далеко не все священниками становятся. Почему вы служите в церкви?

Это целая история. Представьте верующего подростка в 1992 году. Вокруг – вакуум. Поэтому я искал единомышленников. И нашел – в молодежном отделе нашей епархии. Там такая интересная жизнь была! В экспедиции ездили, в монастыри – трудиться на восстановлении…Там я впервые с духовенством близко встретился, с игуменом Тихоном – будущим Архиепископом Архангельским и Холмогорским. И он мне однажды предложил помогать в алтаре, так как в те годы с церковными кадрами было напряженно. Священником становиться я категорически не собирался. Моя карьера – архитектор, я в университете учился по индивидуальному плану у академика Орфинского, потом в аспирантуру поступил. И должен был стать «книжным червем», писать научные статьи, книги с вопросами «доколе храмы будут разрушаться?!» Я так Владыке (Архиепископу Карельскому Мануилу — прим. авт.) и сказал: вижу свое призвание в восстановлении святынь. Он мне ответил, что в наше время только у священника может получиться восстанавливать поруганные храмы, и сделал меня сначала своим иподиаконом. А потом, когда я женился, рукоположил в священный сан. И первым «объектом», на который меня благословили, стал храм Иоанна Богослова - я помогал Саше Гезалову его строить. Потом был храм Дмитрия Солунского, строительство и восстановление после пожара Машезерской церкви... Дом вот собственный недавно удалось построить - тоже образование пригодилось...

У вас очень активная позиция. Чего только одни ваши «должности» стоят... Сможете перечислить?

Попробую! Руководитель молодежного отдела епархии, зампредседателя комиссии по канонизации, настоятель храмов преп.Серафима Саровского и свт. Великомученика Дмитрия Солунского... Еще я немножко поисковой работой занимаюсь — при молодежном отделе мы создали отряд «Хранители», восстанавливаем исторические ситуации, связанные с обороной Петрозаводска. Занимаемся всем помаленьку. Говорят, что за двумя зайцами не угнаться, но Господь так все устраивает, что удается не только гнаться за несколькими сразу, но и ловить их!  Такое ощущение, что плывешь по реке, а рядом проплывает все, что тебе в данный момент необходимо, надо только руку протянуть и взять. Не твоими тщетными стараниями, не какими-то твоими сверхспособностями, а волей и помощью Божией. И храмы возводятся, и жизнь устраивается...

То есть, когда вы приступаете к строительству, у вас нет вот этой большой суммы, в смете прописанной?

Нет. Мы как Суворов - главное ввязаться в бой, а там поглядим! И все устраивается: ты приходишь в нужный момент в нужное место, там оказываются люди, готовые помогать... Я на первых порах этому удивлялся, а теперь и удивляться перестал, настолько часто так бывает. Нормальное дело.

У вас четверо детей. Расскажите о них.

Уже пятеро: Игнатию уже больше чем полмесяца.

Поздравляю! И как вы с таким отрядом несознательным управляетесь, все ведь маленькие еще...

Обычно сокрушаются о трудностях воспитания в многодетной семье родители, имеющие одного-двух детей. Это они говорят: «Ну, это же так сложно - всех вырастить, всем образование дать, каждому внимание уделить...» Парадоксально, но чтобы нормально, правильно воспитать одного ребенка, на самом деле требуется немерено сил и времени: какими умницами-психологами должны быть родители, чтобы человек вырос неэгоистичным, чутким, сопереживающим, бескорыстным. То же самое, чуть в меньшей степени, и двоих детей касается - у нас с женой ни минутки свободной не оставалось, пока малышей всего двое было. А в большой семье волей-неволей и делиться приходится, и терпеть, и уступать, и сопереживать, и добрым быть, и отзывчивым. А как они замечательно играть вместе начинают, когда младшему года три уже есть! Мы шутим: главное, правильно воспитать первенца, а он уже свой опыт и добрый нрав по цепочке передаст. Наша младшая дочка Оля — просто ребенок-индиго, она очень развитая, хотя, казалось бы, времени на занятия с ней у матушки должно быть меньше, чем со старшими... Главное, чтобы любви на всех хватало — тогда и время найдется...

Вы  строгий папа?

Наверное, да. По моему глубокому убеждению, главное качество, которому на самом деле стоит уделять внимание и которое в первую очередь нужно прививать в детстве, — это послушание родителям без рассуждений, споров и капризов.

Предчувствую бурю возмущения среди родителей-либералов — а как же свобода выбора, творческий рост, личностное пространство, наконец?

А вы на Европу взгляните повнимательнее. У них как раз сейчас поколение подросло, опекаемое ювенальной юстицией. Они всю сознательную молодую жизнь только и делали, что занимались реализацией своих прав и слышать не хотят о каких-то там обязанностях. Вот и пришлось пенсионный возраст во Франции снижать, потому что молодежь работать не желает, дедушки-бабушки за них лямку тянут... Почему мы постоянно перенимаем самый неудачный опыт?! Почему не видим, что в той же Америке сейчас усиленно институт семьи восстанавливают, сметенный сексуальными революциями? Они уже ошибки свои признали и исправляют, а мы все норовим на их грабли двадцатилетней давности наступить! Да послушание — это главный толчок для творческого развития, посмотрите поглубже-то! Ведь чтобы быть послушным, ребенку приходится силу воли иногда неимоверную проявлять, учиться себя сдерживать, чем-то жертвовать — вот главная прививка для дальнейшей жизни. Не всегда будет сладко, не всегда судьба наши права соблюдает — надо быть готовым отказаться от своих желаний. И когда я говорю «послушание», я не имею в виду безропотное забитое чадо. Разговаривайте с ребенком не с позиции силы, а с позиции доверия: доверься мне, я знаю, как лучше. Объясняйте, аргументируйте, наказывайте — этот метод тоже, увы, приходится применять...

— Отец Константин, мои неверующие друзья часто задают вопросы, ответы на которые мне понятны, но трудно их грамотно сформулировать. Например, почему в рай попадут только крещеные? Почему только их Бог спасет для вечной жизни? Ведь очень много безусловно хороших, не творящих зла, созидающих людей – но они без креста. Так неужели Бог их накажет?

Начнем с того, что крещение – это не путевка в рай. Когда человек в сознательном возрасте приходит креститься, это означает, что он решился изменить свою душу к лучшему и призывает для этого Бога – так же, как мы вызываем настройщика для плохо звучащего инструмента. Это мгновенно не произойдет – вместе с Богом придется очень долго и мучительно подтягивать струны своей души, чтобы она звучала в гармонии с мирозданием Божиим. Если человек стремится к совершенству, развивается, он, по идее, должен двигаться к крещению. Если безусловно хороший человек не крещен, значит, он просто еще не готов. И Господь его, конечно же, любит и не отринет – потому что этот человек живет в соответствии с законами Всевышнего.

Почему непременно в церковь нужно ходить? Например, у меня в душе есть Бог, я согласен с православными догмами, но вполне могу общаться с Богом наедине...

Это все равно что с родным отцом — по телефону или лично, есть разница? Наверное, лучше лично прийти пообщаться?..

Придешь лично пообщаться — народу тьма, все толкаются, к иконам не пробиться...

А вы приходите, когда народу мало, — по будням, после работы приходите, допустим. Я, знаете, в самом начале «своего» православия тоже так считал, что достаточно дома молиться. А потом смотрю — сил-то и желания поступать по-христиански все меньше, убывают мощности. Можно долго иллюзией тешиться, какой ты хороший, смиренный и праведный... А случись что непредвиденное, обида какая, несправедливость или с деньгами чего, тут мы всю свою благонамеренность и сбрасываем, как пальтецо. Церковь — это такой аккумулятор силы для тех, кто постоянно хочет быть праведным.

Зачем Богу наше слепое подчинение, наше раболепство? Зачем нужно непрестанно кланяться, креститься?

Бог человека создал со свободной волей, Он никого никогда не принуждает. Просто стоит рядом и ждет, призовет Его человек или сам справится. Представьте, что жизнь - это минное поле. А карта — у Господа. Вот обратишься за помощью — Бог возьмет тебя за ручку и проведет целехоньким. А сунешься со всей самоуверенностью сам — погибнешь. И чаще как происходит? Бога по протянутой руке — хлоп! Карту скомкаем — и в сторону. И напролом, через все мины, руки-ноги отрывает, а мы ползем к своему земному рубежу — еще и Бога клянем, за что нам все это и почему он это допускает!

А в самом деле — почему допускает? Если Он нас так любит, почему одним мановением всемогущей руки не уничтожит все мировое зло и не сделает мир добрым?

Так Он же и создал мир добрым! И законы человеку дал, по которым Его громадная добрая система может существовать. Но человек законами пренебрег, у него же воля-то свободная, помните? Зашел человек на коварный сайт, подцепил вирус - и все, гармоничная система начала давать сбои, ни одна программа нормально не работает. И чем дальше человек практикуется в грехе, тем меньше законы Божии действуют. Власть над миром сейчас у того, кому человек доверил управление. И это не Бог, к сожалению. Отсюда и гибель невинных младенцев, терроризм, войны и все человеческие беды. Если мы все начнем выполнять законы Христа хотя бы даже на бытовом уровне, зло будет повержено. Так что каждому надо с себя начинать.

— Очень многие, привычные нам и кажущиеся безобидными радости церковь не одобряет, а некоторые и вовсе считает грехом. Столько отнимая у человека, что она, вера, дает взамен, как обогащает?

Когда человек духовно растет, ему доступны радости высшего порядка. Любишь поесть — попробуй попоститься, пост ведь это своеобразная тренировка. Пройдет время, и так радостно тебе будет оттого, что ты теперь не зависишь от своего желудка! Или не зависишь от обидчиков, от своего плохого настроения, своего гнева. А мы воспринимаем жизнь как прыжки из удовольствия в удовольствие. Закончилось одно, чувствуем пустоту, срочно ищем другое — и так до финиша. А потом, конечно, те, кто душой не занимался при жизни, получают «двойку»... Учитель его любит, но в новый класс перейти он не сможет — не готов совсем, свойства души у него другие.

Что самое главное в жизни надо сделать, чего нельзя упустить?

Вот подготовку-то и нельзя упустить. Душу надо готовить, работать над ней, растить ее надо, пока еще время есть!

  • Как любитель истории отмечу, что «исторические» изыскания господина Савандера суть мракобесие и ересь, вызванные православием головного мозга.

    Голосовать - -2 | +2 +
    Sokolov Anton
    4.3.2011 в 17:13
  • Вот таких бы попов — да числом поболе. Только... cдаётся мне, грешному, что православие тут ни при чём: и начальник политотдела получился бы из Вас, отец Константин, превосходнейший!

    Голосовать - 0 | 0 +
    Андрей Тюков
    4.3.2011 в 17:52
  • Мудрые и правильные слова. Когда-то я прочитала замечательную статью отца Константина о Карелии.

    Голосовать - 0 | +2 +
    4.3.2011 в 18:20
  • Отец Константин, верно Вы подметили: разговор по душам, он, конечно, хорош, только в этом спасения не найдёшь.

    Голосовать - 0 | +1 +
  • даже сам не отрицает того что вера лишь идеология

    Голосовать - 0 | +1 +
  • Илья, все мы во что-нибудь да верим: кто в Бога, кто в его отсутствие. И все это можно назвать идеологией. Это нисколько не мешает одним «расти духовно и испытывать радости высшего порядка», а другим — оставаться при своем мнении.

    Голосовать - 0 | 0 +
    5.3.2011 в 03:08
  • а вы уверены что корректно сравнивать «оставаться при своем мнении» и «испытывать радости высшего порядка» — то есть тем самым вы говорите о том что оставаться при своем мнении — есть вещь низшего порядка. это на мой взгляд не то чтобы некорректно, но даже несколько оскорбительно. но ладно, это можно проглотить, тем не менее интересно, кто устанавливает шкалу радостей? испытав наслаждения (эти люди верят в бога ради наслаждений что ли?) они сами оценили их как высшие?

    кстати я бы не ставил знак равно между «расти духовно» и «развиваться». это не одно и то же.

    Голосовать - 0 | 0 +
  • Не согласен, что все во что-то верят. Путать веру и знание не стоит.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Sokolov Anton
    5.3.2011 в 10:03
  • Замечательное интервью получилось. Спасибо, Юлия!

    Очень похоже, что наша жизнь есть единственно диалог с Богом. Кто-то может ответить Ему: "Отойди! Тебя нет! ", кто-то отвечает на этот вопрос иначе. И знание здесь скорее всего ни при чем. Вряд ли знание может ответить на вопрос о существовании Того, кого и определить-то толком невозможно. Попробуйте уместить Бога в какое-то понятие!

    Получился очень интересный рассказ о той встрече, которая произошла в жизни отца Константина. Встрече с Богом.

    Голосовать - 0 | +1 +
  • Вообще-то, «главное, ввязаться в драку, а там посмотрим» — это не Суворов, а вовсе даже Наполеон Бонапарт. Граф Александр Васильевич, тот, скорее, сказал бы: "На бога надейся, а сам не плошай! ". Ну, да это мелочь, «истина в интересах правды»...

    Из текста не очень понятно, как там у отца Константина сложилось с воинской повинностью, но похоже, что не служил... Может, потому и тянет пастыря к военно-патриотической тематике, что нет в прошлом своих «730 дней в сапогах»?

    Голосовать - 0 | 0 +
    Андрей Тюков
    5.3.2011 в 15:16
  • Андрей, служил отец Константин, как выпускник вуза.

    И позвольте дать Вам совет: Вы бы хоть раз попробовали не искать блох в других, а бороться со своим внутренним врагом. Мир стал бы тогда намного лучше.

    Голосовать - 0 | +2 +
    • Вот, представьте себе: кто-то на экзамене, или в другой важной жизненной ситуации, процитировал этого «лже-Суворова», и — что? И потерпел безвинно, и затаил обиду на отца Константина: что ж ты, батька, неправильно меня выучил?! А обида — она многих ошибок мать-анархия. Сам же отец Константин и говорит в интервью: «Убеждения человека строятся на информации. При отсутствии информации или когда она неправильная, и убеждения у человека неправильные формируются…». Исключительно из любви к правильной информации, а не ради ловли чужих блох (зачем мне чужие, своих в достатке, увы и ах...), и взял я на себя непопулярное это бремя: поправлять чужие ошибки и оговорки. Раз уж сам журналист не уточнил и не поправил. И редактор пропустил. Эх, грамота.ру(сская)...

      Голосовать - 0 | 0 +
      Андрей Тюков
      5.3.2011 в 18:27
      • «Настоящие атеисты — не те, которые отрицают Бога, а те, которые присваивают себе Его атрибуты». — не помню, кто сказал, но очень подходит к портрету Тюкова, который всегда выше всех, никогда не делает ошибок и судит всех: батюшек, раввинов, мулл и пр. пр.

        Голосовать - 0 | +1 +
  • Я хоть и не Андрей, но мне интересно, как вы по одному его посту выяснили что он всегда ищет блох? И как связана ловля блох и внутренний враг?

    Голосовать - 0 | 0 +
    • Я хоть и не Светлана, но думаю, она простит по-христиански. Тут всё очень просто. Пару лет назад я имел неосторожность обнаружить некую смысловую нелепость в стихах С. Захарченко, притом обнаружить публично. Ну, и с той поры... знаете, какие служители Аполлона обидчивые и памятливые. Содрать с меня шкуру, как её патрон с Марсия, ей не под силу, вот и ограничивается выдиранием волос из моей седой бородёнки. Помяни, господи, царя Давида и всю кротость его...

      И в заключение. Остаётся сожалеть, что такой интересный материал был не очень-то хватски принят читателями. Поблагодарим всё же Ю. Троицкую. Будем надеяться, что не за горами — аналогичные беседы с представителями католицизма, лютеранства, ислама и пр., и пр. Россия — светское, многоконфессиональное государство!

      Голосовать - 0 | +1 +
      Андрей Тюков
      5.3.2011 в 19:15
  • Илья, г-н Тюков известен по его публикациям в интернет-журнале «На досуге». Про стихи не помню, а вот что ни один практически материал, особенно христианского свойства, г-н Тюков не пропускал, чтобы не куснуть, это легко проверить: журнал в сети есть.

    Голосовать - 0 | 0 +
    • Вы уже дважды в своих комментариях, но в одном посте говорите о том что вы не помните о том что говорите. не уверен что стоит продолжать.

      Голосовать - 0 | 0 +
      • Что ж поделать, Илья, если с детства приучена не помнить обид и не забывать тех, кого люблю. С Масленицей Вас!

        Голосовать - 0 | +1 +
  • Не уверена, что стоило начинать — в тексте достаточно более глубоких мыслей, чем оговорка.

    Андрей, блог называется «Персона», а не «Религиозный вестник». Если среди представителей перечисленных выше конфессий найдется такой же деятельный и созидающий персонаж, не сомневайтесь — мимо не пройдем:))))

    Голосовать - 0 | 0 +
    6.3.2011 в 00:52
  • По-моему, г-н Тюков никогда не заявлялся как атеист или хотя бы как агностик? Могу ошибаться, конечно, может чего пропустил. Возможно, он человек как раз верующий, по крайней мере, предметом владеет на «пять».

    Вообще, Андрей Иванович известный «краснобай и баламут», но нужно признать абсолютное бессилие оппонентов перед тайнами его «бермуд» :-) Большинство споров с г-ом Тюковым выглядит как избиение младенцев в Иерусалиме. Тяжёлый удар у Андрея Ивановича, поставленный, акцентированный :-)

    За сим желаю нашему мэтру не терять форму, а «младенцам» повзрослеть, набрать массы, может, тогда мы и увидим действительно интересные бои, а не нокауты на первой минуте.)))

    Голосовать - 0 | 0 +
    Sokolov Anton
    6.3.2011 в 10:38
  • А пока младенцы наращивают мышечную массу... :-)

    Не будучи восторженной поклонницей всего, продвигаемого о. Константином (в особенности — его «политпросвета» по части креационизма), все-таки не могу не ликовать, что в Карельской епархии имеется такой «деятельный и созидающий персонаж», такой неустанный «ньюсмейкер».

    Ликованьице это, однако, с сильной примесью страха: ой съедят ведь, ой съедят... Как о. Николая Озолина уже съели... Уж на что был «деятельный и созидающий»... :-(

    Голосовать - 0 | 0 +
    6.3.2011 в 21:20
  • Добрый вечер!..по первых, спасибо большое за статью! взять интервью и опубликовать статью — это труд!

    Зная о.Константина, считаю это было уместным рассказать о нем людям.И всё не потому, чтобы прославить человека, а потому что такова информационная система сейчас. Если рекламируется очень много плохого или доброе поливается грязью — то нужно выводить в свет хорошее, чтобы другие знали, что добро есть..

    во-вторых, читая разные мнения в комментариях — хочется сказать — что говорить можно много и умного и заумного, а вы попробуйте сделать хоть чтото хорошее для кого-то... говорить заумно могут многие, как правильно и как нет, но на практике деятелей — отнюдь меньше, чем тех, кто только критикует. «слова кричат громче дел». Ведь делать добро другому, без корысти — это непросто. Одно дело сделать для себя, это и труда не составит. Тем более, если говорить о вещах духовных. Как можно говорить о вкусе лимона, никогда его не попробовав. Так и о вещах духовных нельзя говорить, не окунувшивь в них, не пожив этой жизнью. Каждому человеку рано или поздно придется предстать пред Богом и ответить за свою жизнь. Ведь никто не отрицает что у него есть душа, имеющая волю, чувства и разум. Поэтому если сегодня есть те, кто занимается духовной работой — нужно это ценить! не будь врачей, не все смогли бы сами себя вылечить, не будь духовных отцов, мы бы наврятли смогли помочь своей душе, когда у нее куча вопросов..

    Слава Богу за тех, кто не только называет себя верующим, но стремится так жить и другим помогает.

    Голосовать - 0 | +4 +
    7.3.2011 в 19:00
  • иногда знаете ли заботиться о своей семье, детях — полезней чем растить бороду и ходить с кадилом

    Голосовать - -2 | 0 +
    • «иногда знаете ли заботиться о своей семье, детях — полезней чем растить бороду и ходить с кадилом» Илья!!!:))) У отца Константина пятеро(!!!) детей!!! а у тебя?? И по моему он не плохой отец;)

      Голосовать - 0 | 0 +
      НАДЕЖДА
      14.8.2012 в 12:03
  • у каждого свой путь — это раз!

    и каждый даст ответ за свои сделанные дела, или несделанные. Ведь человек может делать гораздо больше, чем кажется. Есть то, что мы делаем для себя и есть то, что мы должны сделать для общества — привнести туда что-то.. не делая чтото для общества — не было бы ничего..просто каждый выполняет свою функцию. а человек не обратившийся к Богу, не поймет что такое христианская жизнь. Незнающий Писания — может гнать верующего, хулить и прочее.. Писание учит многому: думать о своей душе — каков ты — если тебя взвесят на весах — легок или тяжел, также заботиться о своих близких и о других людях...

    " Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего "

    "бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо. "

    Голосовать - 0 | 0 +
    8.3.2011 в 16:36
  • Людмила, я постараюсь быть максимально корректен в нашем диалоге и хочу вам сказать что не стоит так однобоко судить о людях. Еще ведь бывает так что человек может быть знаком с христианской литературой, но не принять при этом христианской веры. Так же как и не каждый пробовавший наркотик станет наркоманом. Это я не к тому что вера есть опиум, и даже не ради сравнения, а всего лишь говорю о том что варианты бывают разные. И вам стоит все же это понимать, а не говорить что человек, не верующий в Бога лишь невежда.

    Это первое что я хотел сказать, а второе — это ваше цитирование. Удачно подобранные цитаты это конечно хорошо, бесспорно. Когда вы пишете не своими словами, а цитатами — вы взываете к авторитетному мнению Священного Писания, с которым верующему человеку нельзя не согласиться. Но для неверующего человека — личное мнение его оппонента в споре важней чем слова из тех книг, в которые он не верит. Простые человеческие истины совсем не обязательно обрамлять в религиозные каноны.

    Голосовать - 0 | 0 +
  • Тоже постараюсь быть корректной и скажу лишь, что не совсем корректно сводить нелегкую священническую деятельность к отращиванию бороды и маханию кадилом... А что, Илья, в вашем понимании означает заботиться о детях и семье?

    Голосовать - 0 | +1 +
    9.3.2011 в 11:57
  • это значит работать, растить детей, платить налоги — быть обычным человеком

    Голосовать - 0 | 0 +
  • Никто из современников факта избиения младенцев при Ироде не подтверждает, по-видимому, сие есть не более чем вымысел. Или ужасное злодеяние следует понимать в «таинственном» смысле, что, впрочем, противоречит правилу акривии и может завести нас слишком далеко. Поэтому, вернёмся лучше к герою статьи, он того стоит.

    Для меня отец Константин (Савандер) служит примером традиционного русского православного батюшки, несмотря на всю свою «медийность» и увлечение фэнтэзи. Это Пересвет, или же лесковский Очарованный странник: если будет нужно, он тоже рясу скинет, а наденет «амуничку» и за народ пострадает, ну, будем надеяться, что до этого не дойдёт. А рука у батюшки тяжёлая, это я сам изведал. Нет, не на кулачки: прощаясь после диспута на факультете политологии ПетрГУ год назад, крепко пожали друг другу руки. Э-э, ещё подумал я тогда, а тяпка-то у пресвитера, того... хирургическая... не дай, как говорится, Б.г... Впрочем, в ходе битвы мнений, которой блистательно, надо сказать, руководил Григорий Воеводин, иерей показал себя находчивым, остроумным и вполне независимым в суждениях диспутантом. Рассуждал смело и без оглядки как на Синай, так и на расположенную в пределах досягаемости епархию. Правда, оговорился, что высказывает частное богословское мнение, другими словами — официальная позиция МП РПЦ по некоторым вопросам из числа обсуждаемых может быть несколько иной...

    Мне всю жизнь не даёт покоя такой вопрос: а почему такой дуализм? Вот, как это: Иисус одновременно Б.г и человек? Папа Римский чихает и кашляет, и активно дышит на ладан, но стоит только понтифику открыть рот по вопросам богословского свойства — и всё, и он уже непогрешим экс катэдра? Поп и пашет, и сеет, и рожает детей в промежутках между сельхозработами, но на нём священство, и он тоже есть тот камень, на котором воздвигнута Церковь... ну, в идеальном плане, разумеется. Где же заканчивается план бытия и начинается другой, умонепостигаемый план, та борозда, которую жеребцом не вспашешь, и даже трактором «Кировец», и что происходит с человеком (происходит ли), когда, отставив топор и пилу, он берёт в руки кадило?

    А если Б.г так решил — быть кому-то атеистом, то следует принять и это, потому что «следует нам исполнить всякую правду», а правда есть информация, а чтобы получить оную — должен, ведь, кто-то задать вопрос...

    Голосовать - -1 | 0 +
    Андрей Тюков
    9.3.2011 в 15:01
  • Андрей, при всем вашем блестящем владении терминами, цитатами, именами и датами вы все же бороздите по поверхности и предметом спора глубоко не владеете. Иначе бы вы знали, что «камнем, на котором церковь созиждется» может быть не только священник, но и пахарь, и сеятель, и плотник, и вовсе для этого не нужно кадило в руки брать — главное не что в руках, а что в голове и на сердце. Об этом все жития святых. И нет у этого «камня» разделения бытия на собственно быт и служение Богу — вся его жизнь сплошное служение. Вы даже и данный текст невнимательно прочли — не Бог решает, быть человеку атеистом или верующим, это выбор личности. А вопросы верующие щадают — и гораздо чаще, чем атеисты:))) и практически все — по существу:)))

    Голосовать - 0 | 0 +
    9.3.2011 в 16:14
  • "Солидный Господь для солидных господ! « — говаривал классик. Ежели отец Константин не только бородой богат, речью красен и кадилом грозен, но и десницей крепок, то это ему в большой плюс поставить можно, ибо „Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины“. (из «Послания пастырям» Митрополита Сергия от 23 июня 1941 года). Вслед за Андреем Тюковым верую, что пойдёт, не задумываясь, отец Константин на битву с басурманами, даже если коротка кольчужка. Но вот сдается мне, что наводить псевдоисторические мороки на неокрепшие души православные — дело отнюдь не богоугодное, если, не побоюсь этого слова, и вовсе не богомерзкое.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Sokolov Anton
    9.3.2011 в 16:47
  • Ну, вот и нормальное, хорошее козлогласие на форуме завязалось. Что ж, давайте рассуждать. Trula пишет (кстати, почему не под своим христианским именем — под «ником»? это тоже «выбор личности» — мера искренности и открытости...): «Камнем, на котором церковь созиждется» может быть не только священник, но и пахарь, и сеятель, и плотник, и вовсе для этого не нужно кадило в руки брать». Другими словами, Trula отрицает священство и церковную иерархию, я правильно понял Вас?

    Далее. «Нет у этого «камня» разделения бытия на собственно быт и служение Богу — вся его жизнь сплошное служение». Простите за вульгарность, когда «камень» спит с женой — это тоже «служение»? Или, всё-таки не «вся жизнь», а только определённые моменты? Тогда какие? Когда надевает рясу? Офицер в гражданском платье ведёт себя как штатский и честь не отдаёт, а священник? Другими словами, священство — это профессия или качество личности? Если профессия, то — «от 9 до 17», зарплата, пенсия и пр. Если это качество личности, тогда чем хороший священник, который «этим живёт», в принципе отличается от хорошего педагога (врача, милиционера)?

    Далее. "Вы даже и данный текст невнимательно прочли — не Бог решает, быть человеку атеистом или верующим, это выбор личности. ". Я очень внимательно прочёл текст, уверяю Вас. Если «выбор личности», а «не Б.г решает», — так, может, Б.га-то и нет? Я выбрал веру, а кто-то неверие, тот вообще язычник, а эти двое пряча лица идут в синагогу... где же Б.г у Вас, Trula? Остались только люди с их выбором... как и всегда.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Андрей Тюков
    9.3.2011 в 16:56
  • Да! И вообще, вопрос о количестве ангелов, способных уместиться на конце иглы, до сих пор так и остается невыясненным, не смотря на битвы «слонов» и «китов» христианской средневековой схоластики. :-)

    Предлагаю наводить хулу на Святую Церковь исключительно в аспекте её, Церкви, невозбранного попрания храма науки и прочей подобной реституции дореволюционной собственности, причем, не только идеологической, но и вполне себе материальной.

    Троллить рядовых православных — унылое занятие, Андрей Иванович, хотя и сам в этом грешен, каюсь.

    Голосовать - -1 | 0 +
    Sokolov Anton
    9.3.2011 в 17:12
  • Sokolov Anton, противу распространённого заблуждения, я не занимаюсь троллингом. Мне действительно интересна «химия» этого таинства — священство. Что происходит (и происходит ли?) при хиротонии? Почему благодать носит ограниченный, иерархически обусловленный характер? Почему женщины исключаются из числа достойных благодати (речь о МП РПЦ)? Почему священство признаётся не всеми христианами? Почему священство возникло относительно поздно (хотя официальные богословы и привыкли утверждать обратное, таинство священства не принадлежит к числу установленных Иисусом)? И, наконец, самое главное. При ответе на вопрос: "Почему непременно в церковь нужно ходить? Например, у меня в душе есть Бог, я согласен с православными догмами, но вполне могу общаться с Богом наедине... " — отец Константин отвечает: "Это все равно что с родным отцом — по телефону или лично, есть разница? Наверное, лучше лично прийти пообщаться? ". Ведь, это логическая ошибка. Уж, наверное, тот Б.г, что в моей душе, и есть личный. А вот в церковь — как раз-таки, «по телефону», да ещё и в присутствии посторонних, как правильно подметила Ю. Троицкая.

    Вопросов-то много, и кто лучше ответит на них, как не священник? Но отец Константин молчит, а то, что говорят аноники, простите, есть истина в энной инстанции. Впрочем, и разведённое вино — всё вино...

    Голосовать - -1 | 0 +
    Андрей Тюков
    9.3.2011 в 17:38
  • Андрей Тюков, я, человек, испорченный новоязом, под «троллингом» подразумевал как раз то самое «избиение младенцев», с которым Вы почему-то не согласны, т.е. с моей стороны это комплимент, а не упрек.

    На все Ваши вопросы есть логичный ответы в рамках материалистической парадигмы, которые Вы, безусловно, и без моего знаете.

    В аспекте же христианской картины мира осмелюсь предположить следующее. Бог в христианской традиции — прежде всего личность, а не какой-то там абстрактный универсум. Ему свойственно любить, переживать, быть милостивым или строгим. Поэтому подозреваю, что просто блажит барин, а природа Его блажи нам, грешным, неведома, ибо не достигли мы ещё Царствия Его. Боюсь, более логичных ответов в христианстве, в т.ч. и в православии, Вы не найдете. Возвращаясь опять же к вопросу о Вашем «троллинге».

    Голосовать - 0 | 0 +
    Sokolov Anton
    9.3.2011 в 18:03
    • «Не найду» — возможно, но моя неудача, подлинная или мнимая, ещё не предполагает самого отсутствия таких ответов. Христос, ведь, тоже не ответ, не «хлебная карточка» (хотя, у некоторых он таков именно...), и не пропуск в рай. Христос есть путь, то есть поиск, и он столь же противоречив (почитайте Евангелие), как всякий поиск, и столь же бесконечен. А свечку поставить в церкви... так это и язычник может, ему это даже и понравится: красиво... огонёк... отражения...

      Голосовать - -1 | 0 +
      Андрей Тюков
      9.3.2011 в 18:43
  • Полностью соглашусь с Антоном — придет время, и все нам откроется, вся Всевышняя «блажь», а кому-то, если повезет, и блаженство:))))) читаю пост и приходит на ум диалог . Один человек спросил у священника: "А вы не боитесь, что после смерти не попадете в тот рай, в который вы так верите? "

    "А вы не боитесь, что после смерти попадете в тот ад, в который вы так не верите? "- ответил священник.

    Голосовать - 0 | 0 +
    9.3.2011 в 18:18
    • Анекдотцем-с закончить изволили...

      Голосовать - 0 | 0 +
      Андрей Тюков
      9.3.2011 в 18:44
  • trula, вот только вопрос с волей человека остается непонятным.

    Вообще, по моему мнению, в православии не хватает здорового ревизионизма. Католики, покарай их Аллах, ещё в 1921 (ой, или в 1926, булла была на этот счет) признали научную постигаемость Бога, открыв лютому материалисту неограниченный простор для самоутверждения за счет невнятных стад агнцев божьих :-)

    А мы всё по-старинке — ходим бить младенца иерусалимского острогой здравого смысла, не ведая о хитросплетениях промысловых сетей эволюции религиозной философии. :-)

    Голосовать - 0 | 0 +
    Sokolov Anton
    9.3.2011 в 18:54
  • Андрей Тюков, прозевал Ваш пост про «не будет».

    Иисус как путь... Хм, какое-то «православное дао» получается. А если тогда вообще смысл постижения сути бытия в рамках какой-либо конфессии или философско-религиозного учения, ибо «когда появилось мудрствование, возникло и великое лицемерие»? (стырил у Конфуция)

    Голосовать - 0 | 0 +
    Sokolov Anton
    9.3.2011 в 20:14
    • В рамках конфессии? Суть бытия постигается только «в рамках», ибо суть есть ограниченный рамками хаос, если угодно — первородный грех. Ограниченный рамками жертвы Христа, Одина, самопригвождённого копьём (и заметьте — вниз головой!), Мохаммеда с его припадками, Джозефа Смита с его урим и туммим... да мало ли их, вышедших с сетью остроги супротив. Эти ретиарии всегда почти обречены на смерть, что и видим в Новом Завете, но смерть только в рамках Слова, ими же изреченного. Это поэзия — поэзия любви: нищих всегда имеете, Меня же — не всегда... Это именно то, что проповедует отец Константин. И о чём с такой горячностью писал Владимир Владимирович, именно: себя под Лениным чистить. Под Лениным, под Иисусом (я не думаю всё-таки, что он был истинно Христос, то есть Машиах), под молодой луной — какая разница?! Мы тянем, тянем себя за волосы из болота, а результат один. Учитель Кун надорвал животики, забавляясь. Ведь, «персик и слива не умеют говорить, но к ним не зарастает народная тропа» (он же). Надо стать персиком, стать сливой, надо забыть слова и надуть пушистые щёки. Эх, ма.

      Голосовать - 0 | 0 +
      Андрей Тюков
      9.3.2011 в 20:49
  • «На каждого хитрого ретиария гопломах с винтом найдется» (с) Времечко.

    Я понял Ваш пафос, Андрей Иванович, и во многом его разделяю, но вот не нахожу подтверждение сему в речах отца Савандера, из тех, что опубликованы в Сети.

    А то, знаете ли, враг видит — фронт с дырой, враг пролазит щелью этою. А за ним, напомню, золоттозадый рой лезет в дырку, блестя эполетою, в миру — рясой. :-)

    Голосовать - 0 | 0 +
    Sokolov Anton
    9.3.2011 в 21:31
  • Ваш пафос, Anton, мне также понятен, но не близок, и вот почему. Да, там и такие тоже встречаются — с «эполетом» под рясой, и чем выше туда, к стране Московии, тем чаще, наверное. Но суть православной идеи, как я своим худым умишком её понимаю, не в человеке как таковом, и даже не в Б.ге, она — в Иисусе, который, как я уже имел сегодня случай заметить, мыслится как путь к Б.гу, как предикация, если угодно, между Субъектом и Объектом. И как предикация есть свойство Субъекта, так и Дух Святой исходит от Б.га-Отца, но к Б.гу-Сыну. Ну, мы не католики, мы филиокве не принимаем-с, и ладно-с, хотя вскорости, не исключено, что возьмём, да и примем-с... А отсюда — самое главное: не имеет значения — какой ты: умный или глупый, красивый или безобразный, может, ты вовсе юродивый, или без рук и без ног. Преподобный Серафим Саровский, тот пострадал от рук разбойников, да и медведь его, помнится, мял изрядно. Один из оптинских старцев, Амвросий, был вовсе инвалид, да и Матрону Московскую тут можно было бы вспомнить... Не часами Breguet белого золота, не этим ты богат, красив и мил, но даже если и это, Ему — не важно... «Не противься злому» — не так ли? Или, может быть, даже — как митрополит Сурожский Антоний о себе: "Я очень нехороший человек... ". Путь — не больше ли идущего?

    Голосовать - 0 | 0 +
    Андрей Тюков
    9.3.2011 в 21:59
  • Андрей Тюков, не смог Вам вчера ответить, т.к. сдулся под гнётом мирских забот, отчасти инициированных Бахусом и Морфеем. Вредная, но эффективная парочка, согласитесь. Что могу сказать Вам? Да, собственно, ничего. Обмен мнениями считаю состоявшимся, за что Вам спасибо.

    Хотелось бы, конечно, услышать мнения и других обитателей сайта, но за отсутствием таковых (не обитателей, но мнений) придется вспомнить байку от одного небезызвестного обладателя эполетов по фамилии Кураев о том, как китайцев крестить пытались, переведя «слово» как «дао». Получилось, что «вначале было Дао, и Дао было от Бога, и Дао было — Бог». :-) Китайцы негодуэ, результат христианизации известен :-)

    Это так, в качестве исторического курьёза и, возможно, почвы для обсуждения почтенной публикой «Карелии».

    Голосовать - 0 | 0 +
    Sokolov Anton
    10.3.2011 в 10:05
    • Ответ засчитан :)

      Спасибо и Вам, заставили помести по сусекам, ну а колобок... думается, разговор этот не окончен.

      Молодёжный отдел Петрозаводской епархии акцию провёл в канун Дня Розы и Клары, 7-го марта. Всем желающим предлагали пригвоздить к позорному столбу свою самую плохую привычку. Натурально, гвоздём и молотком. Право, забавно.

      Не знаю, как Вы, а я бы пригвоздил cвою привычку писать на форумах :)

      Голосовать - 0 | 0 +
      Андрей Тюков
      10.3.2011 в 16:15
  • Андрей Тюков, памятуя о витиеватостях Ваших мыслеформ боюсь даже представить, что кроется под Вашим «я бы пригвоздил cвою привычку писать на форумах»... Осуждение? Христианское смирение? Комплимент? А, может, наставление?

    Голосовать - 0 | 0 +
    Sokolov Anton
    10.3.2011 в 16:52
    • Да какая уж там витиеватость... бросьте... средняя пушистость.

      Слушайте, я Вам стихами отвечу! Они того стоят, стихи. Вот, не угодно ли: «Есть пустынь на озере Важе, в глуши, в вековечных лесах. Она исцеляет от страждущих и радость вселяет в сердца». «Исцеляет от страждущих»! Что скажете?

      Автор этих строк – член Союза российских писателей, кандидат филологических наук Светлана Захарченко. Публикация в журнале «Север». Вот, это и есть то самое яйцо, которое породило ту самую курицу, которая... и т. д.

      Голосовать - 0 | 0 +
      Андрей Тюков
      10.3.2011 в 17:22
      • За сделанную и размноженную корректором «Севера» опечатку (добавили предлог «от»") передо мной уже извинился редактор, а за её злопыхательское распространение ОТ Тюкова — увы и ах — видимо, никогда покаяния не будет.

        Голосовать - 0 | 0 +
  • Андрей Тюков, зверя греет не столько шерсть, сколько подшерсток.

    Про Захарченко сильно, конечно. Блин, реально так было?))) Помнится, где-то на задворках литературного рунета встретил интересную форму от глагола «сосать» — «сося», и что-то про лошадь там было. В результате у Вашего покорного слуги родилось: "

    Голосовать - 0 | 0 +
    Sokolov Anton
    10.3.2011 в 18:26
  • Ой, случайно получилось...

    Дак вот, продолжу. «сося конину и немножко коньячек он теребил копытом свой стручек»

    Голосовать - 0 | 0 +
    Sokolov Anton
    10.3.2011 в 18:33
  • О, как расцвёл бы скромный вертоград карельской словесности, если бы не корректоры и не те палки, которые вставляют они в колёса некоторым пегасам... :)

    Жаль, что остался, по-видимому, в далёком прошлом культурный феномен диспутов на темы религии. Это, когда сходились нарком А. Луначарский и митрополит А. Введенский, и при всём честном народе обсуждали и cпорили, потрясая доспехом эрудиции. Эрудиция, ведь, не мешает вере. И евангельский Христос взял на себя труд явиться Фоме, дабы убедить неверующего, и убедил ведь. А стань заушать, да стыдить — мол, ищешь тут блох, лукавый и неверный... и не было бы тогда христианства. Ну, РПЦ-то появилась бы всё равно. Это «ведомство православного вероисповедания» необходимо государству безбожников, и так было, и будет, пока не обретём Бога истинного, а не того, что берёт мзду за совершение таинства крещения.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Андрей Тюков
    15.3.2011 в 15:19
  • Да, Андрей Иванович, ушла традиция таких публичных диспутов, а ведь это было бы полезно обоим сторонам. А, быть может, и критически необходимо в наши дни! Вот приснопамятный протоиерей Александр Мень много говорил и писал о религии и науке, давая блестящие экскурсы в историю вопроса. И если бы подобное пасторское слово звучало бы во всеуслышание сейчас, да ещё и в формате спора с матёрыми материалистами и богоборцами, то, быть может, не услышали бы мы столь горькие слова от представителя другого лагеря, академика РАН Эдуарда Круглякова.

    "Россия дичает. Это совершенно очевидно. Чтобы описать, что происходит сейчас с образованием, у меня подходящих эпитетов не находится. ", — говорит в интервью академик.

    Приведу ссылку на полное интервью, в т.ч. и в видеоформате, честно стыренную с Дёти.ру:

    kp.ru/daily/25650.5/814480/

    И ещё. Продолжать наш неспешный разговор без участия в нем последователей упомянутого Вами митрополита не стоит, пожалуй. А, например, тот же отец Константин, столь деятельный, пылкий, красноречивый и наверняка искренний в своих суждения, вполне бы подошел на эту роль. Ибо что мы имеем в сухом остатке? Поп с церковной пропагандой «на глагне», благодаря количеству комментариев... По мне так уж лучше «сиське»...

    Голосовать - 0 | 0 +
    Sokolov Anton
    15.3.2011 в 17:16
  • Ой, «пастырское слово», конечно.:-) Хотя прот. А.Меня некоторые официальные представители РПЦ обвиняли в экуменизме, за сим думаю и «пасторское» сойдёт:-)

    Голосовать - 0 | 0 +
    Sokolov Anton
    15.3.2011 в 17:21
  • Да, пожалуй, Вы правы. Хотя, можно обсуждать спектакль и в отсутствие режиссёра и драматурга, но это не тот случай. Поэтому, уходим с поклонами во все стороны света.

    Вообще говоря, молчание наших просвещённых оппонентов вещь довольно неожиданная, даже, я бы сказал, неоправданная. Вот и недавний Архиерейский Собор РПЦ почёркивает: «Христиане не могут быть безразличными и оставлять без ответа публичные проявления непочтения к Богу, святыням, основам христианского вероучения и церковным обрядам». А тут — молчание... придётся, видно, погибать во мраке невежества, что же ещё остаётся...

    Надеюсь всё же, что наши «при» были хоть чуточку полезны для тех, кто привык думать самостоятельно, рассуждать по логике вещей, а не по «хотению». Поэтому, закончу словами персонажа Н. Лескова из повести «Запечатленный ангел»: "Утрудил я вас и много кое-где с собою выводил... и простите, Христа ради, меня, невежу! ".

    Голосовать - 0 | 0 +
    Андрей Тюков
    15.3.2011 в 18:45
  • Подчёркивает. Собор подЧёркивает.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Андрей Тюков
    15.3.2011 в 18:46
  • «По моему глубокому убеждению, главное качество, которому на самом деле стоит уделять внимание и которое в первую очередь нужно прививать в детстве, — это послушание родителям без рассуждений, споров и капризов».

    Комендант Аушвица Рудольф Хёсс на вопрос — зачем надо убивать столько людей, отвечал: " Прежде всего, мы должны слушать фюрера, а не философствовать. "

    Голосовать - -1 | 0 +
    23.3.2011 в 02:02
  • мой дваюродный брат(отец Константи Савандер)может частично фанатик но он по крайней мере патриот.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Иван Канидьев
    29.3.2011 в 19:25
  • Ребята!!! Ну давайте честно сознаемся.Все мы верим. И все верим в то, что что- то есть... Там... Где-то...

    Я никогда не поверю человеку, который скажет, что за смертью будет бесконечное падение в черную беззвучную бездну.

    И батюшка безусловно чудесный, и мысли конечно правильные, и жить хочется именно так. Но вот одна проблема. Живи я в далекой деревне, не соприкасающейся с миром, и различными СМИ. И чтобы отец Константин был единственным, таким по истине верящим, и правильно живущим человеком, то возможно христианство и стало-бы моей религией. Но пока это лишь предположение, и я имею огромное количество мною виденных несправедливостей, творимых представителями именно этой веры.А от этого веры(извините за невольный каламбур) лично во мне как-то не прибывает. Хотя буддисты... Они как раз не являются религией воинствующей, да и ко всем остальным относятся как «дитя малое, не разумное», так как считают, что верить ты можешь в Бога, Аллаха, партию, пионерию, светлый путь, утреннюю зарю, обещания президента...Словом во что угодно.В конечном итоге ты веришь в Будду.

    Но это только рассуждения. Ведь свечи я возжигаю именно в нашей маленькой и уютной Екатерининской церкви.

    Голосовать - 0 | 0 +
    18.4.2011 в 16:49
  • Не хочется жёсткости. Тем более, имею честь знать о. Константина и в прежней, студенческой, его ипостаси, и в нынешней.

    Безусловно, достойный и правильный (видимо, вернее — праведный) человек.

    А образ мыслей — ну, сану нужно соответствовать... Лично меня шокировал пассаж из интервью:

    "(Ю.Т.): — Почему непременно в церковь нужно ходить? Например, у меня в душе есть Бог, я согласен с православными догмами, но вполне могу общаться с Богом наедине...

    (К.С.) — Это все равно что с родным отцом — по телефону или лично, есть разница? Наверное, лучше лично прийти пообщаться?..

    По-моему, как раз общение с Богом напрямую — это и есть «лично». Не в революционном запале Маяковского ("вылезу, грязный — от ночёвок в канавах, сяду бок о бок, наклонюсь и скажу ему на ухо... ") — а отождествляя Figur'у с кантовским «нравственным законом внутри нас».

    А вот общение посредством церкви — это как раз и есть «по телефону», причём через телефонистку. И дай-то Бог, чтобы «барышня» оказалась не глуха и не бестолкова...

    Голосовать - 0 | +2 +
    27.6.2011 в 00:56

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие