Послевкусие: сладко или горько?

Юлия Утышева 22 Сентябрь 2011
Послевкусие: сладко или горько?

В медиа-центре «Vыход» начался сезон выставок и образовательных программ. Открыла его выставка фотографии двух молодых художников Анны Даниловой и Виктории Копейкиной. Опять у зрителей появился повод для критики. 

Во-первых, как обычно в «Vыходе», экспозиция оформлена весьма лаконично – никакого изобилия работ, много воздуха и пустого пространства, чтобы сделать акцент на самой фотографии.

А во-вторых, объекты для съемки барышни выбрали не самые «фотогеничные», рискуя навлечь на себя гнев защитников красоты.

Аня и Вика бесстрашно препарируют действительность, словно дети во дворе, ковыряющие палочкой трупик убитой птички. Выставка называется «Послевкусие». И привкус у него скорее горьковатый, чем приторно-сладкий. Авторы фиксируют моменты перехода объекта из одного состояния в другое.  И часто это «другое состояние» является смертью в прямом или переносным смысле. Но не является ли и сама смерть частью жизни?

Документалист и метафизик

Две подруги, две сокурсницы, ученицы художников Аркадия Морозова и Артема Стародубцева сказали свое слово в области современного искусства Карелии. И хотя слово это не новое в мировом контексте, в Петрозаводске любой выход за рамки традиции можно воспринимать как нечто из ряда вон. Подруги не похожи между собой. Анна - с волосами, вызывающе выкрашенными в синий цвет. Вика - с немного несовременным лицом, или даже ликом, такие можно увидеть на полотнах голландских и немецких мастеров.

Анна в фотографии скорее документалист, исследователь, который фиксирует признаки перехода в иное состояние, находя их в окружающей среде, где сама природа часто выступает художником. Ее интересует «утрата первоначального содержания, наполнение новым смыслом, переход в новое качественное состояние».

Вика же работает с метафизикой, передавая в своих снимках нечто, что трудно разглядеть глазами. Она говорит: «Человек и мир вокруг находятся в постоянном движении. Если замедлить это движение, можно зафиксировать едва уловимые изменения. Изменения во внешнем облике, в восприятии окружающего мира, в возникающих ощущениях и мыслях...».

Наблюдать и рефлексировать 

Скорее всего, далеко не каждый зритель захочет понять поиски молодых художниц, ведь легче пройти мимо мертвой птицы, брезгливо отвернувшись. И тем более сложно увидеть в ней «художественный объект». Но наверняка найдутся и те зрители, которые смогут оценить и «лабораторную» лаконичность языка, и умение работать с объектами съемки из обыденной жизни как с художественными знаками. Неслучайно фотография убитой птицы заставила меня вспомнить великого русского писателя  Бунина. В своих дневниках он писал о том, что в разные возрастные периоды человек познает разные стороны жизни. Пока он совсем маленький, он пробует все на вкус, становится старше – и ему интересно понять, что же такое жизнь и смерть. Кстати, писатель даже рассказывал, как в возрасте восьми или девяти лет забил насмерть птицу…

К счастью, Анна и Виктория не идут на столь жестокие эксперименты, предпочитая наблюдать и рефлексировать на заданные темы. И очень хочется, чтобы они не застряли в том «детском возрасте», когда все пробуют на вкус, а выросли в настоящих художников, которые, может быть, наконец покажут карелам, что такое настоящее современное искусство.