Пострадают все

Игорь Усынин 23 Март 2012
Пострадают все

22 марта Законодательное собрание Республики Карелия приняло ряд решений, последствия которых касаются финансовой политики правительства РК.

Во-первых, депутатское большинство выразило фактическое несогласие с применением в республике общефедеральных норм межбюджетного регулирования. Ключевое слово — общефедеральных.

Во-вторых, препятствуя принятию этих норм, депутаты ставят в экономически ущербное положение все муниципальные образования республики, включая Петрозаводск. И это на фоне стенаний о городских дефицитах!

Абсурдность протестного голосования — ещё и в том, что даже внесенный главой республики законопроект, не касающийся ни финансовых, ни социальных вопросов, а вносящий только редакционные правки в действующий закон для приведения его в соответствие с Законом Республики Карелия «Об образовании», также отклонен. Как министр, непосредственно работавший над этим законопроектом, должен сказать, что еще удивительнее ситуация выглядит при детальном рассмотрении предложений главы РК. Конкретно они касаются того самого распределения НДФЛ, вокруг которого, с подачи городских властей Петрозаводска, ведётся паникерская кампания в подконтрольных СМИ.

Если кому не понятна суть дела, ещё раз объясню: в соответствии с законопроектом, внесённым главой республики в декабре 2011 года, доходы территорий от НДФЛ сохранились бы практически на прежнем уровне: 60% — субъекту федерации, 40% — муниципалитетам. Отказ от предложенной региональной схемы влечёт за собой прямое применение на территории республики общефедеральной нормы: 80% — субъектам, 20 — муниципальным образованиям. При этом местные бюджеты понесут потери по доходам в объеме более 700 млн рублей, в том числе муниципальные районы — более 300 млн рублей. Для многих районов это потеря почти пятой части годовых бюджетных доходов и… неизбежная социальная напряженность.

Кому это выгодно? Поборникам интересов городского бюджета или сторонникам хорового плача о том, как республика «раздела город». Хотя, думается, первые и вторые — это одни и те же люди.

О попытках шантажа республиканских властей пусть размышляют политологи.

Что же произошло по факту? Не приняты два законопроекта, внесенные главой Республики Карелия, но одобрены два законопроекта, представленные на комитете по бюджету ЗС РК администрацией Петрозаводска. Эти документы приняты в нарушение Бюджетного кодекса и республиканской Конституции и влекут за собой сокращение доходов бюджета РК посередине финансового года. Тем самым подрывается главный принцип сбалансированности бюджета: доходы должны равняться расходам. От каких расходов, утвержденных в бюджете, будем отказываться? От и так небольших по объему инвестиций в социальные объекты и коммуналку? От резерва на повышение заработной платы бюджетникам?

При принятии законопроекта, вносящего изменения в методику расчета «отрицательных трансфертов», теряются рычаги выравнивания муниципалитетов, исходя из объективных различий, сложившихся по территориям в стоимости бюджетных услуг. Для примера: разрыв в бюджетной обеспеченности  Петрозаводского городского округа и Калевальского муниципального района составляет 5,75 раза, между Костомукшей и Калевалой — 4,3 раза. Этот разрыв  обуславливают  различия по территориям и в совокупной северной надбавке к заработной плате, и в стоимости коммунальных услуг, а также плотность и структура населения, проживающего на территории муниципалитетов.

Другой законопроект предусматривает внесение изменений в методику определения объема субвенции на образование. При этом районы дополнительно практически не получат ничего, поскольку при принятии данных поправок финансовые потоки — более 80 млн рублей — перераспределятся опять в пользу бюджета Петрозаводска. Тем более что сельские учреждения требуют больше затрат, чем расположенные в черте городского округа. При этом названные в законопроекте «удаленными учреждениями» (а фактически они находятся в черте города!) приравниваются к сельским, что противоречит нормам действующего законодательства.