Право на съем

Антон Миронов 15 Ноябрь 2011
Право на съем

Немногим, наверное, доводилось лично проверять оперативность работы наших спецслужб. У меня это вышло случайно в лихие 90-е, которые, как многие нынче уверены, были временем анархии и вседозволенности. Тем не менее даже тогда органы пытались уследить за тем, чтобы граждане не зафиксировали на фото какой-нибудь очень стратегический и при этом весьма доступный объект. Нынче даже гарант Конституции согласен, что иногда подобные запреты «вырождаются в глупости».

Кремлевский путь

Приехал я как-то в Москву на какой-то журналистский семинар и в перерыве между лекциями отправился прогуляться по Новому Арбату. Иду-шагаю вдоль транспортной артерии, никого не трогаю, дышу выхлопными газами. Останавливает меня семейство туристов-провинциалов – мама, папа и двое ребятишек, просят их сфотографировать на их же недорогую пленочную камеру. Почему бы и нет? Беру аппарат, делаю пару шагов назад, прицеливаюсь, щелкаю, и в тот же миг меня крепко хватают под руки. Как в сказке – трое в штатском из ларца. Точнее, один - из резво припарковавшегося авто, а двое - из воздуха за моей спиной.

— Что снимаем, молодой человек?
— Не видите, семью.
— Зачем?
— Попросили.

Хватка парализовавших меня добрых молодцев слабеет, а их коллега забирает камеру и поворачивается к опешившему семейству. Слышу краем уха, что они, мол, «сибиряки, первый день, как приехали, и вот попросили юношу сфоткать». Тем временем сам я подтверждаю свое безупречное алиби справкой, которую предусмотрительно выдали мне организаторы учебы.

— Телевизионщик, значит, — думает вслух один из добрых молодцев, глядя в мою бумаженцию, — из Карелии на семинар. Ладно, вы свободны.

Дойдя до перекрестка, оборачиваюсь и вижу, что сибиряков сажают в подъехавшую милицейскую «буханку». Вернувшись на семинар, я поведал коллегам о своем приключении. Наш же лектор спокойно заметил, что действительно есть в Златоглавой трассы для кремлевских машин, где видео- и фотосъемка запрещены, и добавил, что задержанное семейство, скорее всего, уже проверили по базам и отпустили из отделения.

 

Новый Арбат - направление важное: он ведет от Кремля на знаменитое Рублевское шоссе. Тем не менее, запрет на съемку этой магистрали сразу показался мне странным. Трассу можно запечатлеть, например, проехав по ней на машине. Не говоря уже о том, что на Новом Арбате стоят несколько жилых высоток, из окон которых можно «поливать» камерой хоть круглосуточно. Фото: moscowvision.ru

Новый Арбат - направление важное: он ведет от Кремля на знаменитое Рублевское шоссе. Тем не менее запрет на съемку этой магистрали сразу показался мне странным. Трассу можно запечатлеть, например, проехав по ней на машине. Не говоря уже о том, что на Новом Арбате стоят несколько жилых высоток, из окон которых можно «поливать» камерой хоть круглосуточно. Фото: moscowvision.ru

 

Пройдемте-ка… за паровоз

Насколько мне известно, в Карелии нет автомобильных трасс, которые нельзя фиксировать на фото и видео. Но есть различные объекты и территории, где появление человека с камерой может вызвать вопросы силовиков. После сентябрьского общения с матерью Ходорковского у меня на диктофоне осталось эхо: «Просим прекратить съемку, просим прекратить съемку, просим прекратить…». Двое полицейских настойчиво требовали от телеоператоров выключить камеры, а сотрудница железной дороги подсказывала, что съемку никто не разрешал, и это, мол, нарушает правила РЖД. Произошедшее позже в ряде СМИ назвали инцидентом, но справедливости ради надо заметить, что к остальным журналистам никто претензий не предъявлял, телеоператоров не повязали, да и полицейское противодействие закончилось после того, как репортеры с Ходорковской просто перекочевали с перрона за паровоз, украшающий привокзальную территорию.

К слову, в бытность телевизионщиком в те же 90-е, я сам раза три был вынужден беседовать с милиционерами, когда, не предупредив железнодорожников, являлся вместе с оператором на вокзал. Однажды мою съемочную группу отругали, когда, не получив разрешения, мы сняли шлюзы Беломорканала. Каждый раз нотации сводились к тому, что, мол, стратегический же объект, но дальше нотаций, к счастью, дело не шло.

Есть данные, что данных нет

Лет 15-20 назад в Петрозаводске, полагаю, насчитывалось десятка два профессиональных видеорекордеров и десятка три-четыре фотокамер с приличной оптикой. Прогресс на месте не стоит, и сейчас аппаратов, выглядящих, как профессиональная аппаратура, пруд пруди. Кто-то из коллег недавно даже констатировал, что в нулевые было модно называться ди-джеем, теперь же модно, освоив эффект боке, изображать из себя крутого фотомастера. Кроме этого, в городе полно частных операторов  с более-менее приличными видеокамерами, стригущих капусту на свадьбах. Выходит, что у различных ведомств, следящих за соблюдением режимов секретности и просто написанных кем-то правил, поводов для самовыражения стало гораздо больше. На обычные «мыльницы», как правило, внимания уже никто не обращает, а вот появление у режимного объекта человека с внушительных размеров объективом может сработать, как команда «фас».

При попытке в лобовую выяснить у местных силовиков, есть ли в Петрозаводске конкретный список объектов, на съемку которых требуется чье-то разрешение, выяснилось, что общего бумажного реестра вроде как и нет. Впрочем, одно уполномоченное лицо в режиме анонимности выдало приблизительно следующее.

— Аэропорт, вокзалы. Насколько знаю, заводы тоже входят. Полиция, ФСБ, воинские части.

Но по закону, многие объекты на самом деле можно снимать с территории, не принадлежащей данным объектам. Через дорогу перешел и щелкай. Но не каждый, кто контролирует, закон читал. Поэтому возникают вопросы.

Намедни президент России на встрече с представителями интернет-сообществ, отвечая на вопрос о справедливости запретов на съемку, в частности, отметил, что мест, где действует особый режим поддержания безопасности, слишком много, и это зачастую «вырождается в глупости».

«Республика» оставляет за собой право на поиск точных сведений, где в карельской столице лучше не демонстрировать умение снимать и кто за этим стоит.

Иллюстрация: demotivatori.info.