Интернет-журнал Республика Карелия

Самураи

Евгения Волункова 14 октября 2011
Голосовать 0 | +13 +
Когда требуется сказать какую-то длинную фразу, ученицы очень напрягаются, даже привстают с места. Настя начинает говорить, сбивается, мотает головой, снова говорит. Опять сбивается, тихонько ударяет себя по губам и начинает сначала. Когда себя не слышишь, трудно понять, правильно ты произносишь слова, или нет.

Когда требуется сказать какую-то длинную фразу, ученицы очень напрягаются, даже привстают с места. Настя начинает говорить, сбивается, мотает головой, снова говорит. Опять сбивается, тихонько ударяет себя по губам и начинает сначала. Когда себя не слышишь, трудно понять, правильно ты произносишь слова, или нет.

«Зима. По льду семенит старушка. Поскальзывается и падает. Понятно, как это?» - учительница 4 «в» класса Наталья Ивлева, жестикулируя и растягивая слова, задает ученикам простой вопрос. Дети молчат. Тогда Ивлева взмахивает руками, падает на пол и всем своим видом молит о помощи. Ученики кивают: поняли. Со стороны все действо похоже на театр одного актера. Но на самом деле всего лишь идет урок по развитию речи в 25-й школе, в классе для слабослышащих детей.

 

________

 

С трудом Наталья нашла сурдопедагога, которая познакомила ее с языком жестов и подсказала, как помочь познать мир глухому ребенку.

— У нас в доме было подписано все. Каждый предмет: стол, стул, шкаф, лампа. Но научить говорить было все равно невозможно. Поскольку дочь не слышала, то и понять, как произносить слова, она тоже не могла. Я скупала всевозможную литературу по обучению глухих, познакомилась с людьми, у которых такое же горе. А потом мы открыли классы для глухих. Учителем, естественно, стала я.

ПоуаааниииехенИк

В четвертом «в» учатся три человека. Сегодня на уроке только две девочки: Таня и Настя. Третья ученица болеет. Всего классов восемь, и в каждом – от трех до шести человек. Это норма, которую нельзя превышать. Ученики должны хорошо видеть своего учителя, его жесты, мимику. А для этого чем меньше человек, тем лучше.

В классе уютно: комната поделена на две зоны – учебную и игровую. В игровой много игрушек, в учебной - на партах большие наушники, обмотанный скотчем микрофон. Сажусь на свободное место, листаю лежащий на парте учебник по математике для слабослышащих. Начинается урок по развитию речи.

 

С учебниками для глухих в России проблема. Их почти не выпускают. Вот этот потрепанный учебник математики – 1980 года. Специфика таких учебников в том – что в них мало слов, нет заданий, построенных на логике. Все конкретно и понятно.

С учебниками для глухих в России проблема. Их почти не выпускают. Вот этот потрепанный учебник математики – 1980 года. Специфика таких учебников в том, что в них мало слов, нет заданий, построенных на логике. Все конкретно и понятно.

 

— Какой сегодня день недели? – Ивлева говорит медленно, вытягивая губы и жестикулируя.
Девочки как-то очень рьяно тянут руки. Как будто соревнуются, кто быстрее и правильнее ответит. Слово дают Насте.
— ПоуаааниииехенИк! — выкрикивает Настя. Невольно всплывает в памяти фильм «Сегун». Там были такие маленькие самураи, которые вот так же непонятно и громко кричали, делая ударения на совершенно неожиданные слоги.
— Правильно! Молодец! – восклицает Ивлева и тянет Насте руку. Девочка «дает пять» и светится счастьем. Угадала. Произнесла. Победа.

 

 

Всякий раз, когда кто-то из девочек удачно произносит слово или угадывает ответ, учитель протягивает им руку - вместо привычного «молодец».

Всякий раз, когда кто-то из девочек удачно произносит слово или угадывает ответ, учитель протягивает им руку - вместо привычного «молодец».

— Они все воспринимают тактильно, поскольку слова не понимают. Что им мое «молодец», когда они не слышат? — поясняет Наталья.

Что такое «шуршат»?

Тема урока – золотая осень. Ивлева несколько раз ее проговаривает, девочки тянут за ней, не отрываясь следя за губами учительницы.

— А что это за лист? – спрашивает Наталья и показывает девочкам лист рябины.
— РеабинуунуаааА! — восклицает Таня и получает заслуженную ладошку учительницы.
— А что делают листья? – следующий вопрос.

Девочки молчат. Ивлева поднимает руку и бросает лист на пол.

— Что сейчас сделал лист?
— Упуахххл? – догадывается Таня.
— Умничка! А что листья делают еще?

Снова молчание. Ивлева несколько раз проходит по листу. Тишина. Тогда она раздает девочкам кленовые листья и просит их потереть. Трут. Я слышу шелест. Я знаю ответ: они шелестят! Ну, ясно же, как день! Но девочки не слышат шелеста… И даже когда Наталья говорит ответ, на их лицах читаю недоумение. Как понять, что означает слово «шелест», если ты не слышишь?

 

Когда требуется сказать какую-то длинную фразу, ученицы очень напрягаются, даже привстают с места. Настя начинает говорить, сбивается, мотает головой, снова говорит. Опять сбивается, тихонько ударяет себя по губам и начинает сначала. Когда себя не слышишь, трудно понять, правильно ты произносишь слова, или нет.

Когда требуется сказать какую-то длинную фразу, ученицы очень напрягаются, даже привстают с места. Настя начинает говорить, сбивается, мотает головой, снова говорит. Опять сбивается, тихонько ударяет себя по губам и начинает сначала. Когда себя не слышишь, трудно понять, правильно ты произносишь слова или нет.

Потом еще мы идем по осеннему лесу. Любуемся красотой. Все наглядно: Ивлева шагает по кабинету, девочки шагают вместе с ней. Поднимают ноги, перешагивают через воображаемые коряги. Машут руками – раздвигают ветви деревьев. Смотрят на солнышко и гладят себя по лицу – этот жест означает «красиво».

У меня начинает болеть голова: так все медленно, донельзя разжевано, громко. Когда-то одна знакомая учительница рассказывала, что отвести один урок у обычных детей – большая работа. А каково учителю глухих: скакать по классу, махать руками и на полную использовать мимические мышцы лица? Вопросов к Наталье к концу урока у меня много.

Спектакль

Девочки хоть и плохо, но говорят… Как? Откуда они знают, как произносить ту или иную букву?

— Когда они пришли в школу, то умели читать. А говорить не могли совсем – не знали звуки. Научить глухого говорить – это титанический труд… Русский язык – он для них неродной. Это как для вас итальянский. Только вы его можете выучить «на слух», а им совсем трудно. Но возможно. Во-первых, они следят за артикуляцией и пытаются повторять. Во-вторых, чувствуют звуки. Вот приложи руку к горлу и скажи «а».

Прикладываю. Акаю.
— Чувствуешь?
Я чувствую вибрацию.
— А теперь приложи руку к голове и скажи «и».
Прикладываю, мычу. Чувствую, как вибрация идет от рта к голове.

— Вот так мы и пытаемся говорить… Медленно, но разучиваем звуки, слова. Нормально говорить они, конечно, не будут никогда.

Так девочки совсем ничего не слышат?

— Слабослышащие – все равно, что полностью глухие. Им даже не помогают слуховые аппараты. Ну, немножко они могут слышать гласные – «а», «у» — они громче. А согласные не слышат совсем.

А микрофоны, наушники? Они помогают?

— Плохо. Да и они у нас старые. Не только в Карелии, но в России в целом проблемы глухих государство почти не заботят. Так что мы рассчитываем только на свои средства. Которых, в общем, нет.

А дети, которые здесь учатся, они из нормальных семей?

— По большей части – из неполных. Когда рождается глухой ребенок, родители впадают в панику. И не каждый может смириться и нести этот груз…

Сильно отстаете от основной программы?

— Немного… Мы идем медленнее. К старшим классам, правда, должны выровняться. Но здесь другая проблема: после пятого класса дети учатся по обычной программе. Учителя уже не изъясняются жестами, и приходится очень сложно. Надо улавливать артикуляцию, а это непросто. К тому же учителя изъясняются терминами, много заданий на логику, пространных выражений… У глухих очень маленький набор слов, поэтому, даже если они уловят по губам слова, то не поймут их значения. Так что в старших классах им очень тяжело.

Как же вы справляетесь?!

— Ну, уже привыкла. А поначалу было очень сложно. Проходим мы, например, Пушкина. И мне надо им рассказать стихотворение: «Унылая пора, очей очарованье…» Вот как я им его расскажу, чтобы они поняли? Как я объясню, что такое «очей очарованье», «пора» и «унылая»? И приходилось изобретать целые сценки. Со стороны – будто спектакль идет, а я – актер. Я и бегаю, и прыгаю, и лежу, и… в общем, чего только ни делаю! Я и сейчас не все жесты знаю. Многие слова не могу объяснить. Вместе придумываем жестовые обозначения.

 

Стучала по кастрюлям

Вместе со мной на урок пришла Елена Огнева - председатель КРОО «Родное слово». Эта организация, объединяющая родителей глухих детей, была создана с ее подачи, с нуля.

 

Сын Елены Слава родился здоровым, но подхватил золотистый стафилококк и оглох: «спасибо» антибиотикам, которыми лечили мальчика. Диагноз Елена поставила своему сыну сама – врачи отрицали, что ребенок глухой.

Сын Елены Слава родился здоровым, но подхватил золотистый стафилококк и оглох: «спасибо» антибиотикам, которыми лечили мальчика. Диагноз Елена поставила своему сыну сама – врачи отрицали, что ребенок глухой.

– Я ведь видела: что-то не так. Говоришь с ним – он не реагирует. Стучала по кастрюлям – никакой реакции. А врачи говорили, мол, вам кажется.

В очередях поликлиники Огнева познакомилась с единомышленниками – родителями, чьи дети тоже не слышали. И вместе они добились того, чтобы в древлянском детском саду открылась группа для глухих детей. А потом появились спецклассы в 25-й школе. Огнева не раз ездила в Финляндию - перенимать финский опыт в лечении и обучении глухих детей. О том, как далеко Финляндия шагнула в этом вопросе, она говорит с блеском в глазах.

Служба переводчиков

– Финляндия для нас стала примером того, как должна быть организована жизнь глухого человека. У финнов во главе всего лечения стоит язык жестов. У них есть специальная служба переводчиков. Если нужно решить какой-то вопрос, человек обращается туда за помощью, приезжает специалист и помогает объясниться. В школе то же самое – к каждому ученику приставлен переводчик. Поэтому дети учатся в обычных классах, на одном уровне со здоровыми учениками. А наши вынуждены мучиться, всматриваясь в губы преподавателей... Потому что переводчиков нет. Как нет и средств на то, чтобы их содержать.

Специалистов-дефектологов Петрозаводский педагогический университет выпускает каждый год. Но работать по специальности идут единицы. Потому что работа тяжелая, а надбавка за труд – всего десять процентов.

— Девочки у меня умнички. Стараются, – говорит Наталья Ивлева. – Между ними даже конкуренция есть – кто быстрее поймет. Сначала они чурались нормальных детей, а потом подружились со многими. Дети из других классов приходят ко мне и спрашивают, как показать то или иное слово – хотят общаться. Одна беда: после школы им все равно некуда идти…

Мест нет

На работу глухому человеку в России устроиться сложно. Во-первых, работодатели берут неохотно. Кому нужен мычащий человек, который тебя к тому же не понимает? Во-вторых, чтобы получить допуск хотя бы к одному виду деятельности, нужно пройти все круги ада.

— Служба занятости требует медицинское заключение и список профессий, которые разрешены человеку, — поясняет Елена Огнева. – Сначала глухой должен пройти всех врачей. Они, как правило, вписывают только одну специальность. Например, швеи. Идешь с заключением в центр занятости. Начинаешь учиться на швею. Потом оказывается, что тебе эта работа не подходит. Тогда ты снова идешь по всем врачам и добиваешься другой специальности… И так по кругу.

— И даже если ты очень хороший, трудолюбивый человек, все равно тяжело, — подхватывает Наталья Ивлева. – Вот моя хорошая знакомая – глухая, хотела устроиться посудомойкой. Когда я звонила работодателю и перечисляла ее достоинства: не курит, не пьет, здоровая, трудолюбивая, то трубка радостно хмыкала. Но как только сказала, что женщина не слышит, мне сообщили, что надо подумать. Я отправила знакомую сходить к директору лично. Та пошла. Потом позвонила и сказала, что ей сообщили, будто мест нет… Так что идти глухим людям, в общем, некуда.

Остается любить

Наталья и Елена мечтают только об одном: чтобы государство вспомнило о глухих людях. О том, что им нужна работа, нормальные условия обучения. Чтобы пенсия по инвалидности составляла не пять тысяч рублей, на которые не прожить. Чтобы появилась, как в Финляндии, служба переводчиков, которая значительно облегчила бы им жизнь. А пока все, что остается – это хорошо делать свою работу и любить учеников, не думая о десятипроцентной надбавке.

Напоследок захожу в первый класс – посмотреть на самых маленьких глухих детей. Не успеваю перешагнуть через порог, как из-за парты срывается мальчик, подбегает ко мне и крепко обнимает. Стоит, уткнувшись в мое пальто, и снизу вверх заглядывает в глаза. В растерянности смотрю на учительницу Марину Севостьянову.

— С теми, кто ему нравится, он так здоровается, — поясняет она.

Я совсем забыла о том, что выразить свои чувства по-другому он просто не может.

Фото: Мария Гудкова

  • хороший материал, спасибо

    Голосовать - 0 | 0 +
  • Спасибо, отличная статья.

    Помогает задуматься и опуститься на землю.

    Очень хочется помочь ребятам.

    Голосовать - 0 | +1 +
    Ольга
    14.10.2011 в 10:07
  • Статьм Евгении это единственное что можно и даже нужно читать на этом сайте.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Имя
    14.10.2011 в 10:28
  • Статьи Евгении это единственное что можно и даже нужно читать на этом сайте!

    Голосовать - 0 | 0 +
    Имя
    14.10.2011 в 10:28
  • сразу понимаешь, что название фильма «страна глухих» — отнюдь не про этих детей...

    Голосовать - 0 | 0 +
    bonrenard
    14.10.2011 в 11:34
  • сколько оказывается интересных, самозабвенных и с такой полной отдачей своему призванию людей

    с огромным уваженеим и всего самого лучшего Вам и вашим подопечным деткам, Наталья

    Голосовать - 0 | 0 +
    14.10.2011 в 11:36
  • Лена Огнева, о которой, в частности, идет речь в этом материале — просто герой нашего времени. Знаю ее лично несколько лет, и восхищение мое только растет день ото дня. Человек, для которого в принципе не существует преград, когда речь идет о защите прав более слабых и уязвимых людей, детишек. Горы свернет. Удивительный, чистый, искренний и смелый человек. Боец и принцесса одновременно:) Очень ее люблю и горжусь знакомством.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Снежана Слепкова
    14.10.2011 в 12:26
    • Снежана, я когда с Леной познакомилась, тоже была очарована...

      Голосовать - 0 | 0 +
      Евгения Волункова
      14.10.2011 в 19:00
  • да да

    и Елене-конечно же- всего самого наилучшего

    Голосовать - 0 | 0 +
    14.10.2011 в 12:31
  • Пробирает..

    Голосовать - 0 | 0 +
    Мимо
    14.10.2011 в 13:25
  • Отличная статья. Спасибо.

    Моя мама — дефектолог, но тифлопедагог, обучала слепых и слабовидящих детей.

    Я выросла в окружении книг для слепых, бумаги и ручек для письма по Брайлю.

    Работа очень тяжелая, поддержка семей со слепыми детьми минимальная. Слепым детям также помогали финны.

    Евгения, обратитесь в библиотеку для слепых на Кукковке.

    Очень интересные тактильные книги изготавливают ручным способом для слепых детей.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Наталья Ругачева
    14.10.2011 в 14:48
    • Наталья, спасибо. Я про слепых давно думаю. Обязательно схожу в библиотеку и напишу.

      Голосовать - 0 | 0 +
      Евгения Волункова
      14.10.2011 в 18:59
  • Автору. Не многовато ли неточностей для небольшого материала? Может, стоит иногда отправлять макет статьи на вычитку специалисту, если сам не очень «копенгаген» в теме? Да и редакторский карандаш был бы в некоторых местах даже очень востребован: ну, что это — «Ученики должны хорошо видеть своего учителя, его жесты, мимику. А для этого чем меньше человек, тем лучше»?! «Меньше человек»...

    Мне кажется, напрасно был удалён комментарий с уточнениями (и благодарностью, кстати...).

    Голосовать - 0 | 0 +
    Андрей Тюков
    14.10.2011 в 16:13
    • Андрею Ивановичу. Мы с Еленой Огневой договоились, что когда текст появится здесь, она посмотрит и подскажет, если что-то надо будет править. Подсказала. В комметариях. А блогодарность я по телефону получила. Мне достаточно)

      Голосовать - 0 | 0 +
      Евгения Волункова
      14.10.2011 в 16:42
      • Автору. Краситесь и переодеваетесь Вы тоже после того, как вышли на улицу? А «до холстов» — не проще ли поправить ошибки будет?

        Голосовать - 0 | 0 +
        Андрей Тюков
        14.10.2011 в 16:53
        • Да, Андрей. Вот я сегодня вышла на улицу без косметики. Сходила в солярий, и прямо там накрасилась.

          Голосовать - 0 | 0 +
          Евгения Волункова
          14.10.2011 в 17:04
          • Ну, «девушке в осьмнадцать лет — какая шапка не пристанет»... А получить качественный омлет с первого предъявления? Без реконструкций и реверансов со стороны повара — мол, сыр забыл положить, дак щас насыплю, извольте? Мало кто перечитывает труды. Большинству достаточно одного раза. Можно сразу?

            Голосовать - 0 | 0 +
            Андрей Тюков
            14.10.2011 в 17:18
            • Начала отвечать. Стерла. Вы с Катей — хороший тандем.

              Голосовать - 0 | 0 +
              Евгения Волункова
              14.10.2011 в 18:58
            • Евгения, уважаемая, поймите правильно, что Вы, как «журналист», не выдерживаете никакой критики. Даже я, человек очень далекий от литературы и прочего письменного творчества, вижу у Вас ошибки на уровне 3-4 класса советской школы)) У самого редко бывали оценки, более, чем «4» за грамотность))Но меня с первого класса учили перечитывать два-три раза текст, чтобы исправить ошибки))

              У меня вообще раздвоение личности по поводу Вас — с одной стороны, проблематика, Вами поднимаемая, более, чем близка, с другой — подаваемая форма печалит) Тоже, более, чем...

              Голосовать - 0 | 0 +
              Sokolov Anton
              15.10.2011 в 21:12
    • Согласна, Андрей Иванович. Комментарий Елены Огневой напрасно удален, он пояснял и прояснял более суть написанного. Силовик, видимо, подсуетился. То ли редактор, то ли автор. «Гнутся шведы». А зря. Рано рано на лаврах почивать.

      Голосовать - 0 | 0 +
      Екатерина Ларичева
      14.10.2011 в 16:58
      • Катя, это я подсуетилась. Исправила пару предложений и убрала комментарий Елены. Если вам что-то по тексту не понятно — спрашивайте. Ответим. Я или она.

        Голосовать - 0 | 0 +
        Евгения Волункова
        14.10.2011 в 17:03
        • Приблизительно понятно. Объясню, почему приблизительно: про звук «и», а не «м» вижу — ты исправила. А где исправления о 5-м, а не 9-м классе?

          Голосовать - 0 | 0 +
          Екатерина Ларичева
          14.10.2011 в 17:13
  • Где статья? Или я один её не вижу?

    Голосовать - 0 | 0 +
    Chrome
    14.10.2011 в 17:57
  • Не клюйте автора!!! Проблемы наши острые, больные. Их обязательно надо освещать в прессе! И я благодарна тебе, ЖЕНЯ, что ты взялась за нашу тему! Слёту трудно «въехать» во все нюансы! Надеюсь на дальнейшее сотрудничество!

    Голосовать - 0 | 0 +
    Огнева Елена
    14.10.2011 в 17:58
    • Лен

      Вы не переживайте-этого автора здесь не клюют-просто такая форма не общения что ли...а мы же знаем друг друга

      Голосовать - 0 | 0 +
      Марина Галаничева
      14.10.2011 в 19:42
  • До слез пробрала статья. Бедные дети. Сейчас они наверное еще не понимают, что ждет их в будущем. Не дай бог такого никому.

    Голосовать - 0 | 0 +
    14.10.2011 в 18:51
  • Ника, может, в их будущем все уже изменится к лучшему.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Евгения Волункова
    14.10.2011 в 18:58
  • Жень, статья хорошая! И правда, не клюйте. Я еще понимаю, Андрей Тюков, про ошибке в статье про какое-нибудь мероприятие, и вообще про здоровых люде

    Голосовать - 0 | 0 +
    Кристина Корто
    14.10.2011 в 19:05
  • ...людей. Но не тут... Это не обязательно.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Кристина Корто
    14.10.2011 в 19:06
    • Все правильно Андрей Иванович Тюков высказал.

      И это обязательно. Тыкаете вы, молодежь, а мы как-то сторонкой, огородами дрейфуем, вам помогая... Так.

      Голосовать - 0 | 0 +
      Екатерина Ларичева
      14.10.2011 в 21:56
  • Писать и не ошибаться — да, надо, но не обязательно в это тыкать было тут.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Кристина Корто
    14.10.2011 в 19:06
    • 2 Кристина. Тут — тем более. Такой материал требует повышенной ответственности. А система коррекции «пост фактум» на этом ресурсе мне представляется вообще извращением. Тема «острая», кто-то уже успел скопировать себе текст со всеми ошибками, Вы не подумали об этом, Кристина? Да и перечитывают не все. И потом. Значит, если я о посевной кампании пишу — обязан всё проверить и перепроверить. А если о несчастных детях — не замай? Так получается, по-Вашему? Кстати, ошибку про «меньше человек» так и не исправили. Из принципа?

      Голосовать - 0 | 0 +
      Андрей Тюков
      14.10.2011 в 19:24
      • Андрей, когда вы узнали, что, когда я прикладывала руку к горлу, произнесла «и», а не «м» — что изменилось? Вот вы читали, вы о чем думали? О детях, об их беспросветном будущем, или выискивали, к чему бы придраться?

        Голосовать - 0 | 0 +
        Евгения Волункова
        14.10.2011 в 19:33
      • Принципы у них пока не сформированы.

        Голосовать - 0 | 0 +
        Екатерина Ларичева
        14.10.2011 в 21:57
  • Кристина, все нормально, спасибо). Кате Ларичевой и Андрею Тюкову повода большого не надо. Как ни пиши — все одна реакция. Любят меня).

    Голосовать - 0 | 0 +
    Евгения Волункова
    14.10.2011 в 19:15
    • о

      я прям в тему

      ты же знаешь, что АТ тебя любит)))

      Голосовать - 0 | 0 +
      Марина Галаничева
      14.10.2011 в 19:23
    • Когда выводы делаешь — да, любим . Бережнее к слову — бережнее к делу. Никто ж мыслей твоих не видит и переживаний не видит. Читают твои слова. Большая ответственность. Ты словами и управляй: подчиняй их фактам, мыслям, анализу. А эмоциям ход давай потом, уже вдогонку... Хотя без них-никуда. Они у читателя должны возникнуть:) Вот прочли- и всем больно.

      Ну и тетрадочки универовские перелистай между делом, взбодрись. Твой хлеб, твое жалование, твоя зона отвественности.

      Молодец, Женя, что все подправила. «Не просто чисто, а безупречно чисто» (реклама Тайда) Тему не оставляй. Это важно.

      P.S. Для Кристины Корто: « А сейчас мы идем к вам» (реклама Тайда) =шутка= но берегитесь:))))) Не ошибается тот, кто ни чего не делает.

      Голосовать - 0 | 0 +
      Екатерина Ларичева
      14.10.2011 в 19:47
  • а я на стороне Андрея

    он как умный мам (или пап) для Жени- дает пряник, но не забывает и про кнут.

    его придирки не от злости-оттачивает мастерство.

    думаю, так

    разве нет, Жень?

    Голосовать - 0 | 0 +
    Марина Галаничева
    14.10.2011 в 19:22
    • Не знаю, Марина.

      Голосовать - 0 | 0 +
      Евгения Волункова
      14.10.2011 в 19:27
      • Лучше бы проблемы, обозначенные в тексте, обсуждали.

        Голосовать - 0 | 0 +
        Евгения Волункова
        14.10.2011 в 19:28
        • не люблю обсуждать проблемы в твоих текстах, Жень.их лучше решать.

          это сейчас не ты написала "Лучше бы проблемы, обозначенные в тексте, обсуждали. "

          если это была ты- я тебя не знаю видать совершенно.

          Андрей разбирает твой текст, как журналиста.как Человека он тебя, безусловно ценит, думаю.

          не стоит обижаться.находи плюсы даже в негативе.

          читатель сам решает-что именно ему надо оставить в комментах под твоей(заметь, твоей) статьей.

          так что- успехов тебе, и роста.профессионального.

          Голосовать - 0 | 0 +
          Марина Галаничева
          14.10.2011 в 19:37
          • Марина, я имела ввиду Катю, а не читателей. Все первые комментарии от нее — с указанием на ошибки и оскорблениями. Мне это странно.

            А Андрей, конечно, ценит. По-своему.

            Да, и кстати, иногда, чтобы что-то решить, необходимо обсудить.

            Голосовать - 0 | 0 +
            Евгения Волункова
            14.10.2011 в 19:43
            • ну Катю я в комментах вообще не заметила (извините меня, Катя)

              и, кстати, я тебе очень благодарна за твои животрепещущие темы, но не подумай, что взрослые люди без обсуждения твоего материала или темы на форуме не обсуждают эти же животрепещущие темы.

              кроме этого сайта-ты не повершь-тоже есть Жизнь)))реальная причем

              Голосовать - 0 | 0 +
              Марина Галаничева
              14.10.2011 в 20:01
            • Боже:) Женя, тож не оскорбления. Даже странно. Где вы их нашли? Это бескорыстная «помощь зала». Другой вопрос: как ее услышали вы... Вот так же и читатель: один слышит одно, другой противоположное. А ремесло у вас не простое. Отнюдь.

              Марина Галаничева, Андрей Тюков, спасибо за понимание. Здесь вопрос отцов и детей. Поколения у нас разные с начинающей пишущей братией:) Ну, и функции, соответственно.

              Голосовать - 0 | 0 +
              Екатерина Ларичева
              14.10.2011 в 20:33
        • Волункова Евгения-супер пупер провокатор и холодный нос. :)

          Голосовать - 0 | 0 +
          Екатерина Ларичева
          14.10.2011 в 22:03
  • Одна фирма брала на работу глухих. «Вот! — подумала я. — Это показатель того, что они могут работать. Что такие же люди». Позвонила в фирму, чтобы услышать о работе глухих хорошие слова. Оказалось, что в этой фирме глухих осталось двое или трое. Остальные не удержались. Директор говорил, что не такие уж они были трудолюбивые. Не все быстро схватывали. Часто чего-то не расслышат, тут же себе что-то надумают, замыкаются в себе. В общем, работать, говорит, с ними было сложно. Как-то это меня совсем расстроило. «И ведь понять их можно, — говорил директор. — Сложно им. Но и нами работать с ними тоже».

    Голосовать - 0 | 0 +
    Евгения Волункова
    14.10.2011 в 19:26
  • Прекрасный материал. Спасибо вам, Женя! Ошибок не искала и не заметила, потому что на каждом слове больно читать, и больно осознавать, что наше государство так мало помогает самым слабым и беззащитным, тем, кому без помощи ну никак не обойтись... Ведь это правительственный сайт, поэтому обсуждать на этом сайте, думаю, важнее, чем дома на кухне. Может кого из сильных мира сего тронет за сердце судьба этих детишек...

    Голосовать - 0 | 0 +
    marusya
    14.10.2011 в 21:02
    • Маруся, жаль вы не прочитали удаленный комментарий. Если я не ошибаюсь, то там было написано, что эти самые «сильные мира сего» ездили в Финляндию, перенимали опыт, охали и ахали, но ничего подобного в городе для глухих детей не сделали. Если конечно представителей министерства считать «сильными мира сего».

      Голосовать - 0 | 0 +
      Margo
      14.10.2011 в 21:11
      • Согласна я с вами, Марго. Не понятно... Зачем таки автор удалил обстоятельный толковый комментарий неравнодушного и зрелого человека, который значительно умнее, мудрее, милосерднее ... Елена Огнева не просто думает о проблеме. Деятельно. Это видно по всему. Их обеих жизнь заставила. Спасибо вам, женщины: Наталья Ивлева и Елена Огнева за ваш милосердный труд и благородные нечеловеческие усилия не только в отношении своих детей, но и других несчастных. Очень больно было все это узнать. Выдержки вам, золотые наши женщины.

        Голосовать - 0 | 0 +
        Екатерина Ларичева
        14.10.2011 в 21:23
      • Марго, я читала удалённое, просто не было времени комментировать сразу. А «сильных» у нас ведь много, кто-то может и по-настоящему поможет, даст пинок какой-нибудь, кому-нибудь :-)

        Голосовать - 0 | 0 +
        marusya
        15.10.2011 в 19:25
  • что и требовалось доказать

    впрочем- и доказывать то ничего не надо...

    Голосовать - 0 | 0 +
    Марина Галаничева
    14.10.2011 в 21:19
  • Редакторские правки, возможно, здесь уместны... Однако... Евгения, СПАСИБО Вам за эту статью! За то, что озвучили эту проблему! Так мало тех, кто понимает ситуацию, освещенную в статье!!! А Елена Огнева, Наталья Ивлева, Марина Севостьянова — люди, которым цены нет!!!

    Голосовать - 0 | 0 +
    Екатерина Кудряшова
    14.10.2011 в 21:54
    • Екатерина, а кто это Марина Севостьянова?

      О ней тут не было ни слова..

      Голосовать - 0 | 0 +
      Екатерина Ларичева
      14.10.2011 в 22:07
      • расскажите

        Голосовать - 0 | 0 +
        Екатерина Ларичева
        14.10.2011 в 22:15
  • О Марине Севостьяновой нужно написать отдельно. Это еще одна прекрасная трогательная и отважная душа! И очень красивая женщина. Я была с Мариной и Еленой в путешествии в Нижний Новгород, они взяли меня в гости (вроде обмена опытом) к удивительному коллективу — детскому театру «Пиано», в котором играют глухие и слабослышащие дети. (Наберите театр «Пиано» в любой поисковой системе — упадете от того, что, оказывается в России могут глухие дети) . С ними занимается театральный педагог, актер Владимир Чикишев, его жена художник и их дети. Фантастический коллектив. который знают во всем мире. А Елена Огнева и Марина Севостьянова (я в них просто влюбилась в путешествии) стараются сделать жизнь своих подопечных максимально интересной, насыщенной, осмысленной.Вот и отыскивают людей, таких как Владимир...

    Голосовать - 0 | 0 +
    Имя
    14.10.2011 в 22:52
  • Предыдущий коммент — мой.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Снежана Слепкова
    14.10.2011 в 22:53
    • Снежана, а кто Владимир? Я, видимо, каюсь, не совсем внимательно вычитала всех... Не поняла про Владимира-объясните, пожалуйста.

      Голосовать - 0 | 0 +
      Екатерина Ларичева
      14.10.2011 в 23:02
      • Владимир Чикишев — руководитель театра ПИАНО. Это есть в комменте.

        Голосовать - 0 | 0 +
        Снежана Слепкова
        14.10.2011 в 23:15
  • Прежде всего хочу сказать спасибо за статью, в Петрозаводске никогда не поднималась данная проблема.

    Сама я слабослышащая.По этому не понравилось несколько пунктов:

    1)нужно уметь отличать понятие «глухой» человек и «слабослышащий».

    2)По статье складывается ощущение, что написано о каких — то неполноценных людях, без будущего.У меня есть масса знакомых среди слабослышащих и глухих, в том числе в нашем городе, которые получили и высшее образование и устроились на работу.думаю о таких людях тоже стоит написать, хотя им пришлось пройти все круги ада.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Имя
    14.10.2011 в 22:58
  • Господа комментаторы! Сколько же можно?

    Читаешь интересный, действительно берущий за душу материал, надеешься после него увидеть толковую дискуссию по существу, какие-то вопросы, предложения, идеи, чувства, наконец... А вместо этого натыкаешься на собрание кружка «Умелые руки — все поправят от скуки». Может быть это и важно, и запятые, и неточности, и еще чего противно-филологическое, так может быть стоит это в личку автору кинуть? И даже не из соображений деликатности, нет, такого героизма от здешних завсегдатаев не жду. Просто пожалели бы братьев читателей! Почему, чтобы увидеть пару дельных комментариев, надо прочитать кучу занудных нравоучений и демагогии?

    Не гуманно это, господа! Определитесь уже куда -нибудь редакторами что ли, а не возьмут в школу всегда можно пойти, дефицит хороших филологов нынче и вперед — с ручкой красночернильной наперевес!

    Голосовать - 0 | 0 +
    14.10.2011 в 23:05
    • О да., Люсенька. И... увы, как нам ним прячься.

      Голосовать - 0 | 0 +
      Екатерина Ларичева
      14.10.2011 в 23:22
    • Людмила, + 100. Отличный материал.

      Голосовать - 0 | 0 +
      Имя
      14.10.2011 в 23:33
    • Людмила Сулима, знаете ли Вы, что такое «эффект котёнка»?

      Голосовать - 0 | 0 +
      Андрей Тюков
      15.10.2011 в 15:45
      • Другого ответа я и не ожидал. Должен сказать, Людмила Сулима, что вы как психотерапевт делаете себе неплохую антирекламу на данном ресурсе. Ничего личного... Да, кстати, «негуманно» пишется слитно в этом случае.

        Голосовать - 0 | 0 +
        Андрей Тюков
        17.10.2011 в 18:29
        • Я не имела возможности ответить Вам Андрей, просто потому, что была в отъезде. А теперь и не вижу в этом смысла, тем более, что Ваше ожидание уже удовлетворила) И еще, я не психотерапевт. Но, это уже совсем мелочи.....

          Голосовать - 0 | 0 +
          21.10.2011 в 11:08
          • Прошу простить великодушно за ашыпки.

            Голосовать - 0 | 0 +
            Андрей Тюков
            21.10.2011 в 16:16
  • Марина Севостьянова — это Учитель, творчески и самозабвенно работающий с глухими детьми почти с самого начала существования этих классов.Уникальный сурдопереводчик, готовый в любое время дня и ночи, задвинув все свои личные дела, помогать глухим — и взрослым, и детям. Все наши внеурочные мероприятия — школьные праздники, театральный кружок, лагеря для детей и их семей, поездки глухих школьников в Питер, Москву, на конкурсы жестового пения и пр. творчества — всегда яркие и незабываемые, благодаря МАРИНЕ и НАТАЛЬЕ.

    Пафосно, конечно, написано, но — по-другому никак!

    Голосовать - 0 | 0 +
    Огнева Елена
    14.10.2011 в 23:22
    • пишите дальше..пишите...

      Голосовать - 0 | 0 +
      Екатерина Ларичева
      14.10.2011 в 23:31
    • еще раз повторюсь-вы молодцы!!

      написано ничего не пафосно-все отлично написано

      Голосовать - 0 | 0 +
      М Г
      14.10.2011 в 23:47
  • ???

    я конечно проснулась

    не пафосно-Екатерина, это я разговаривала с Еленой Огневой

    не пафосно- даже Жени не касается, у нее тоже не пафосно.

    Вам правда негде жить боле, чем в блогах((

    сами с собой уже тут

    извините

    Голосовать - 0 | 0 +
    15.10.2011 в 10:24
  • Снежана, спасибо за информацию по театру «Пиано» Прочла-порадовалась за настоящих энтузиастов и просто тружеников благородных. Нижегородцы и впрямь молодцы. Стоит у них поучиться тем, кто по роду деятельности связан с этой нелегкой проблемой. Поистине «ограниченные... казалось бы... возможности»

    Голосовать - 0 | 0 +
    Екатерина Ларичева
    15.10.2011 в 12:29
  • По поводу формулировок . Наталья — профессиональный сурдопереводчик. И жесты-то она знает все. Другое дело — как объяснить смысл детям, которые на слышат, не знают слов и жестов. Поэтому приходится прибегать к пантомиме и прочим творчествам

    Фраза «чураются нормальных детей» . Не надо отсебятины. Уж коли цитируется человек, искажения не допускаются — Некорректно. ! Было сказано "СТЕСНЯЛИСЬ СЛЫШАЩИХ!

    По мелочам «прикапываться» уже не буду.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Огнева Елена
    15.10.2011 в 14:42
  • Состоялся ли в сентябре набор слабослышащих для обучения по специальности «Автослесарь»? Набор планировался в петрозаводском училище № 8. Информация прошла в карельских «Вестях» (ГТРК «Карелия») 17 июня с. г. Планировалось, что освоить профессию детям помогут выпускники совместного российско-финляндского проекта «Обучение жестовому языку», реализованного на базе КГПА. Получилось ли?

    Извините, не соглашусь с комментатором «Имя»: данная проблема поднималась и поднимается в СМИ. Мало, редко? Приходится согласиться: редко, мало. Но, к примеру, о специализированном обучении слабослышащих и глухих детей в общеобразовательной школе № 25 г. Петрозаводска тоже рассказывали наши «Вести», ещё в 2007 году. И Елене Огневой мы неоднократно предоставляли трибуну, на сайте petrozavodsk.rfn.ru выложены сюжеты с её участием. Очень жаль, что все эти и многие другие материалы, как видно, прошли мимо ушей и глаз и зрителей, и журналистов. В своём соку варимся. А в этом отчасти и корни обсуждаемой проблемы, которая в более общем виде называется «создание безбарьерной среды». Говорим — и не слышим друг друга. Кстати, это можно было бы сказать и по поводу обсуждения материала Е. Волунковой. Тему обозначить? Дело нужное, кто спорит. Но тема обозначена не сегодня (см. выше). Тему пора углублять и делать постоянной. А у журналиста, похоже, проблемы и с тем, и с другим. Времени не хватает? 13-го — бодибилдинг, 14-го — слабослышащие дети. В день по статье... Куды спешим — хватай мешки, вокзал отходит? Кстати, Вы там, в Америке, сделайте personal request принимающей стороне: попросите познакомить с их опытом инклюзивного обучения, они обожают это показывать иностранцам. А по приезде — расскажете здесь. Только не торопясь.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Андрей Тюков
    15.10.2011 в 15:43
    • Андрей

      успокойся уже... ну на пару дней, дорогой и хороший.

      Голосовать - 0 | 0 +
      Екатерина Ларичева
      15.10.2011 в 19:09
  • Да, наши ребята — 4 выпускника школы с ПОЛНЫМ СРЕДНИМ образованием (2 «свежих» и 2 — прошлых лет) с 1 сентября начали обучаться в училище №8 по специальности «АВТОМЕХАНИК». С получением на выходе 3-х специальностей — «автослесарь», "водитель категории В " и «заправщик транспортных средств».Обучение сопровождается сурдопереводом — 2 выпускницы Педакадемии переводят учебный материал на жестовый язык .Учёба рассчитана на 10 месяцев. Конечно, мы рассчитывали, что учиться будет гораздо больше инвалидов по слуху. И взрослые глухие хотели учиться — но, к сожалению.у желающих не оказалось или полного среднего образования, или уже была получена какая-то специальность. А вторая профессия — уже платная!(((Таков закон. Бесплатно вторую специальность могут получать только сироты.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Огнева Елена
    15.10.2011 в 17:17
  • Пафоса я тоже никакого не вижу, но мне просто показалось мало. Что дальше, что у них впереди? получается — совсем ничего. Кто-то же должен что-то делать. Кто и почему не делает?

    Женя, а корректора у вас нет что-ли? Из-за ошибок получаются несоответствующие комментарии, с этим надо что-то делать.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Лариса Красавцева
    17.10.2011 в 21:41
    • Лариса, корректор не правит содержательную сторону. Это прерогатива редактора. Ну и автор несёт кое-какую ответственность, я думаю...

      Голосовать - 0 | 0 +
      Андрей Тюков
      18.10.2011 в 14:30
  • Женя, а ведь есть же специализированный интернат для слабо слышащих, только я все путаю 22 -й это или 23-й? А я вот, например, верю в этих девочек и верю что у них есть будущее!!!! Нужно просто помочь им социально адаптироваться и помочь укрепить свою веру в себя в свои возможности. Ведь слабо слышащие это диагноз, а не приговор!!!!

    Голосовать - 0 | 0 +
    Алена Моор
    17.10.2011 в 22:28
  • Свой социум у слабослышащих и глухих людей есть, и всегда был. Он, может, и меньше в физическом выражении, чем социум условно-нормальных, но зато отличается куда большей сплочённостью. Лет 20 назад я побывал на большом чаепитии, которое это community устраивало для иностранного гостя, израильского бизнесмена. По-моему, где-то на улице Гоголя собирались. А я был переводчиком, благо какой-никакой специалист английского языка. Мой перевод синхронно переводился участникам чаепития. Большинство собравшихся были слабослышащие, только двое, если не ошибаюсь, полностью глухие. Вы бы видели, как общаются эти люди! Они все как одна семья, все родные, все близкие... Я потом долго не мог отойти, всё думал — ну и кто из нас глухой?!

    Голосовать - 0 | 0 +
    Андрей Тюков
    18.10.2011 в 13:34
  • это точно, Андрей

    скорее- глухое общество

    и скорее они называют нас-глухими

    впрочем чем мне нравится их сообщество- что они на нас мало и надеются то, и потому мало в нас нуждаются.счастливы своим миром, думаю.

    Голосовать - 0 | 0 +
    М Г
    18.10.2011 в 14:05
  • В 22 интернате проживают наши же дети — из районов Карелии. Завтракают, ужинают, ночуют + выходные. Их сейчас всего 8 человек. Учиться ходят в 25 школу.

    Основная проблема сообщества глухих в нашей стране — то, что жестовый язык считается только языком межличностного общения. В школах в классах глухих цель — научить глухих говорить.Благое намерение, но это адски тяжело! Сурдопереводчики в штатах школы не предусмотрены. Если бы наши, российские инвалиды по слуху рассматривались хотя бы как в Финляндии — как ЯЗЫКОВАЯ ЕДИНИЦА, и обучение велось, отталкиваясь от жестов, картина была бы намного радостнее.

    А то, что они как одна семья — это действительно так! И то, что наших ребят в школе всего 34 человека, это не значит, что они одиноки! — Сужу по собственному сыну: даже то, что единого жестового языка в мире не существует (в каждой стране свой Ж.Я.), им гораздо проще найти друзей для общения из других стран. Лично наблюдала, как сын живо общался по скайпу с глухими афроамериканцем, китайцем — подтаскивали к видеокамерам глобусы, показывая, где живут;посылали друг другу СМС-ки с именами и пр.

    Так что надеемся, что безбарьерная среда в лице сурдопереводчиков придёт в школу в ближайшее время! Бьёмся за это.

    .

    Голосовать - 0 | +1 +
    Огнева Елена
    18.10.2011 в 14:55
  • Лена

    я Вам желаю искренне силы духа, Вам и сынуле

    если вдруг пригодиться могу- позвоните- чем смогу-то помогу.

    телефон есть на стене в контакте

    Голосовать - 0 | 0 +
    М Г
    18.10.2011 в 15:26
  • СПАСИБО огромное всем единомышленникам за моральную поддержку и тёплые слова!

    Возвращаюсь к нашей основной теме! Конечно же, нашим детям жить не с глухими всего мира, а в нашем слышащем социуме! Поэтому главная задача — развить ребёнка с нарушениями слуха всеми возможными способами, и, в первую очередь, научить грамотному ПИСЬМЕННОМУ русскому языку!

    Голосовать - 0 | 0 +
    Огнева Елена
    18.10.2011 в 16:00
    • Вот это правильно! Язык всему основа. Человеческий мозг имеет «встроенный» определитель «правильности» речи, её соответствия нормам грамматики, орфографии и т. п. Когда мозг «видит» ошибку, он реагирует на неё. При этом даже меняется электрическая активность коры, что зафиксировано экспериментальным путём. Как знать: а вдруг существует и вербальный корректор речевых и слуховых центров? В общем, больше читать хорошей литературы! Русская классика!!! К этому нечего добавить.

      Голосовать - 0 | 0 +
      Андрей Тюков
      18.10.2011 в 16:07
  • Андрей! Вот как раз круг и замкнулся! Не знают жестов — не знают слов — читать глубоко «фиолетово»!

    Голосовать - 0 | 0 +
    Огнева Елена
    18.10.2011 в 16:55
    • А писать? Как же тогда «научить грамотному ПИСЬМЕННОМУ русскому языку»? Ведь, письмо и чтение — две стороны одной «медали»

      Голосовать - 0 | 0 +
      Андрей Тюков
      18.10.2011 в 17:00
  • Андрей, конечно, но я, например, всегда рассчитывала на корректора. Если со стилистикой проблем нет, то обязательно хромает орфография. Да и в стилистике тоже может обнаружиться брешь. Русский язык все-таки сложен. Здесь тоже нужен специалист, который будет заниматься чисто вычиткой. Я с трудом перечитывала свои тексты, а порой и не перечитывала, потому что знала, что кто-то это сделает за меня.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Лариса Красавцева
    18.10.2011 в 17:17
  • Лариса, мне в данном случае только остаётся пожать Вашу мужественную руку. Я сам перфекционист, и хочу, чтобы в тексте всё было прекрасно: и лицо, и мысли, и запятые. Но мы находимся в блоге, а в блоге несколько другие правила и критерии, среди которых грамотность не на первом месте. Поэтому, к запятым я давно не придираюсь, было бы дело изложено точно и хватски. В данном случае пострадала именно точность. А это и для блога непростительно... И ещё, это грустно сознавать, но ушёл-таки в прошлое корректор прежних времён, который мог и запятые расставить по местам, и дату битвы в Тевтобургском лесу назвать. Грамотность есть, но зачастую отсутствует гораздо более важная вещь: общий культурный контекст, дающий возможность если и не знать всё обо всём, то хотя бы представлять — где искать недостающее...

    Голосовать - 0 | 0 +
    Андрей Тюков
    18.10.2011 в 17:42
  • Завидую, Андрей, а у меня со стремлением к совершенству. трудновато складываются взаимоотношения. Но даты и названия пока еще проверяю))

    Кстати, взяла вторую кошку, хотя — не кстати)) в общем — пытаемся ужиться третий день.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Лариса Красавцева
    21.10.2011 в 01:35
    • Лиха беда начало)))

      Голосовать - 0 | 0 +
      Андрей Тюков
      21.10.2011 в 16:17
  • бля, какие все умные — Волункова не так летает, не так поет. вообще, конечно, обожаю манеру рунета обсуждать не текст, а автора. пошли бы сами какой-нибудь душевный текст написали, который бы хоть кому-то хоть на какую-то проблему открыл глаза. почему-то мало таких знаю людей, кто умеет, а, главное, хочет это делать. мне самой, например, быстро надоело.

    журналистика — это, в первую очередь, не грамотность и точно выверенные фразы, а эмоции. и тут уж всем комментаторам до Волунковой как до звезды. Женя маладец!!!

    Голосовать - 0 | 0 +
    Мария Кузнецова
    2.11.2011 в 03:16
  • Статья хорошая, Ничего плохого говорить не буду))) Но Плохо только то что Евгения обращается часто к учительнице по фамилии, и после первой фотографии написано про Настю (моя сестра) а фото Тани (((((И ВСЁ)) На ошибки нечего обращать внимания у нас тут ни урок русского языка !!!!!!!!!!! Вы вникайте в суть статьи !!!!!!!!!!!!! Евгения и правда большая молодец))) Это настолько трудно — попробуйте сами ........ В место того чтобы разводить здесь болтологию лучше бы стали детям помогать ....)))))))))))))))))))))

    Голосовать - 0 | 0 +
    Диана ))))
    10.7.2013 в 22:31

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие