Интернет-журнал Республика Карелия

Синдром блокадника

Евгения Волункова 28 декабря 2011
Голосовать -4 | +49 +
Синдром блокадника

Я часто вижу страшный сон. О том, что мне не хватает еды. Вот недавно приснилось, что я на семинаре. Много народу, обед. Все толкаются у шведских столов. У меня паника: не достанется салата, не успею хватануть десерт! Накладываю горячее, ставлю на стол. Проталкиваюсь за ананасами. Взяла! Возвращаюсь к тарелке — а ее нет. Кто-то спер. И еда закончилась, нет больше. Я начинаю плакать и просыпаюсь. Ужас.

Все и сразу

Мы сидим в Москве на увлекательном семинаре. После него — обед. Минут за пятнадцать до конца я начинаю нервничать. Скоро люди потянутся в столовую. 150 человек! Будут толкаться и забирать лучшие куски. А я не успею! Я затеряюсь в толпе! Мне не достанется рыбы!

«Волункова, пойдем на обед за пять минут до конца? — предлагает хороший друг. — Чтобы не толкаться?» Радостно киваю. Мне спокойно, только если никто не дышит мне в затылок, когда я наливаю себе суп.

Чем больше еды — тем больше я переживаю. Хочется съесть все и сразу. 

У меня всегда две тарелки, на которых всего по чуть-чуть. И потом я еще иду за третьей. Как-то в Польше мне не хватило кабачков с сыром, которые я планировала «взять потом». У меня испортилось настроение и к горлу подступили слезы. Милые мои кабачки! Как же так?!

Если я покупаю шоколад, я ем его целиком. Если я в кафе с мужчиной, то заказываю больше, чем могу съесть. И каждый раз думаю: «Вот зачем мне был нужен этот салат, этот суп с грибами?» А не есть стыдно: платит-то он. И я либо давлюсь, либо прошу его доедать. Коллеги говорят, это все потому, что у меня было голодное детство. Травма из прошлого.

Замуж за яйцо

Девяносто какой-то там год. На завтрак — чай без сахара и хлеб «хэнд-мэйд». Как такую вкусноту мама печет в обычной газовой духовке?

В школе на переменах все бегают в столовую за булочками. Мне тоже хочется булочек. Мягких, с корицей. Но денег нет. Я смотрю, как одноклассники их едят, и грущу. Если предлагают, отказываюсь: «Я не голодная». Ничего. Мама наверняка опять испекла хлеб. Прихожу домой, заглядываю в хлебницу. Пусто. «Мама! А где хлеб?» Она прячет глаза: сегодня было не из чего... И мы едим вареный горох. Без всего. Очень невкусно.

С братом мы придумали клевую штуку: лазать по чужим огородам и выкапывать картошку. Мама ругается, но мы же немного выкапываем! Только чтобы разок пожарить. Еще после обеда в школе остается  хлеб. Мы собираем его со столов и несем домой.

Есть хочется постоянно. Я не могу думать ни о чем другом.

Папе задерживают зарплату. Иногда на месяц, иногда дольше. Его прихода с работы мы ждем, как чуда. И смотрим на часы. Если ключ проворачивается в двери в половину шестого, значит, зарплату не дали. Если около семи вечера, значит, папа ходил по магазинам. Значит, дали деньги! Мы бежим его встречать. Первый взгляд — на руки: держит большие пакеты или нет? Когда нет, становится обидно-преобидно —  снова спать голодными. Но если да, мы кричим от счастья. Правда, кричим. «Ура-а-а! Дали деньги!!!» Выхватываем сумки. Как они пахнут! Хлебом, колбасой, яблоками... «Не хватайте!.. Не так быстро, вы подавитесь... Да подождите вы, давайте обед приготовим!»

Я ем и счастлива. Я счастлива, когда я ем.

Этот голодный период детства, кажется, был не очень долгий. Может, год, может, два... Я не помню. Но, наверное, этого достаточно, чтобы на всю жизнь. Наверное, поэтому я не могу сдержать слезы в очереди, если передо мной старушке не хватает на хлеб. Или если в чьей-то корзине в «Ленторге» лежит очень скромный набор продуктов. Может быть, из-за этого я очень проникаюсь к тем людям, которые меня кормят?  Когда говорят: «Кушай, кушай. Доедай. Может, еще чего-то хочешь?», я млею и хочу броситься на шею.

Вот недавно пришла в гости к другу, а он мне яйцо сварил. Всмятку. Захотелось выйти за него замуж.

Фото автора

  • Путь к сердцу этой женщины лежит через ее желудок.

    P.S. В черством цинизме прошу не обвинять, жить впроголодь приходилось

    Голосовать - 0 | 0 +
    Глум
    28.12.2011 в 09:10
    • Я хорошо запомнила рассказы бабушки своей Клавдии Николаевны (21-го года рождения), пережившей блокаду Ленинграда, о том, как она, студенточка еще, работая в госпитале и помогая раненым, держалась на больших прессованных таблетках соли, которую растворяла горячей водой и пила, чтобы создать себе иллюзию сытости, что потом через годы повлекло тяжелое заболевание колен. И мемориал Блокады Ленинграда на станции метро «Звездная», что на Московском проспекте, я всякий раз посещаю, бывая в Питере. По «Дороге жизни» потом бабушка ехала аж до Самарканда, тяжко родив и трагически потеряв в пути младенца-сына. Но она выстояла. После войны вышла замуж за бойца, дошедшего пусть не до Берлина, но оставившего ногу на полях сражений в Польше, и всю дальнейшую жизнь живущего на скрипущем протезе, куда надо было запихивать каждый день отрезанную культю. Потом уже родились у них две прекрасных дочери: моя мама с сестрой. Их детство было разным. Но не голодали-родители кормили детей. А потом и наше детство с сестрой подоспело очень скоро. Разное случалось и в стране, и в мире, но мама нас с сестрой кормила хорошо. И лишь изредка приходилось испытывать легкое неудобство от того, что в школьной столовой в часы дневной продленки у меня не каждый день были деньги на второй обед, однако, я знала, что дома всегда ждет вкусный горячий ужин и думала только об учебе.

      Голосовать - 0 | 0 +
      Катерина Ларичева
      15.1.2012 в 07:35
  • Многие после дефолта испытывали такие проблемы. Папина зарплата закончилась, а жить еще как-то надо полмесяца. Помню виноватые мамины глаза, смотрящие на двух голодных детей. Но мы не голодали, конечно. Просто сильно ограничивали себя во всем.

    Автора понимаю. Но сама синдромом блокадника, вроде, не страдаю. Пережилось как-то)

    Сейчас я даже думаю, что это было полезно для становления личности. Совсем другое отношение к вещам, к еде, чем у людей, которые никогда и ни в чем не испытывали недостатка.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Ирма
    28.12.2011 в 13:25
    • Да, отношение ко многим вещам другое...

      Что до синдрома, то я дома себя совершенно нормально чувствую. Нормально ем. Он проявляется только там, где много еды на халяву. Тут у меня начинается паника. Загадка)

      Голосовать - 0 | 0 +
      28.12.2011 в 14:01
      Автор поста
      • Ой, загадка то...А я не верю в искренность и в не провокационность темки дутой:). Ты возьми, да научись сама себя кормить...(без помощников и провокаций) а потом и других кормить самой... Или слабо? Женя?

        Голосовать - -2 | 0 +
        Катерина Ларичева
        28.12.2011 в 22:07
  • Те жуткие времена прошли, дети уже взрослые. Я тогда поставила себе диагноз — болезнь боязни пустого холодильника. Болезнь не излечима по сей день — надо, чтобы в холодильнике у меня были продукты (а буду я их кушать или нет, про это не думается). Они есть на полках — и мне спокойно.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Ольга
    28.12.2011 в 13:32
  • придется таки пожарить картошки с начёсом для тебя в этом году))))

    Голосовать - 0 | 0 +
    М Г
    28.12.2011 в 14:30
  • Женя, текст хороший. Вызывает понимание и сочувствие, особенно у тех, кому знакомо долгое недоедание. Значит, и у меня, которому тоже есть, что рассказать. К примеру, в середине 50-х годов мама, бывало, по утрам одно яйцо на четыре части делила (по количеству членов семьи). А весь первый курс я на завтрак изо дня в день неизменно ел в маленьком кафетерии сдобную булочку и стакан кофе на сгущённом молоке. Большего позволить себе не мог. С тех пор такой кофе в рот не беру.))

    Но я просто хотел бы уточнить понятия. То, что Вы описываете, не есть «синдром блокадника». Блокадники после войны обычно не испытывали страха перед возможной нехваткой пищи (им к этому было не привыкать). Они не переносили вида НЕСЪЕДЕННОЙ пищи и были неспособны отправлять еду в отходы. Согласитесь, это нечто другое.

    Понимаю, что мой пост непринципиален для Вашего текста. Но всё же...

    Голосовать - 0 | 0 +
  • Спасибо, Владимир... Яйцо на четыре части — это круто. Мы так же делили яблоки и картошку. Как вспомню, так вздрогну.

    А на названии я не н6астаиваю. Оно условное, в общем. Я прекрасно понимаю, что это у меня не синдром блокадника, а что-то другое. Только вот что?

    Голосовать - 0 | 0 +
    28.12.2011 в 15:30
    Автор поста
  • Призываю в помощь Л.А. Берштейн! :)

    Голосовать - 0 | 0 +
    28.12.2011 в 15:33
    Автор поста
    • Женя! Краткий комментарий по этой серьёзной теме невозможен. Если дадите день на раздумья, отвечу обстоятельно.

      Голосовать - 0 | 0 +
      Людмила Берштейн
      28.12.2011 в 16:43
      • Ну, конечно! Хоть два...

        Голосовать - 0 | 0 +
        Волункова
        28.12.2011 в 17:27
  • Да, мы тоже голодали из-за отсутствия зарплаты. Ходишь каждый день на работу и целый день пьешь пустой чай с одной заваркой, чтобы не так есть хотелось. А в обед гуляешь по парку и стараешься не думать о пище. Никогда не забуду- прихожу в гости, а у них в чулке на кухне висит лук(все так хранили зимой) и одна мысль бьет по голове-сколько еды! Ужас! Помню как болело сердце, когда с дочерью не ужин ели жареную морковину на двоих. Сама -то уж бог со мной-но ребенок... Мечты были-будут деньги-все попробую. Вот так и жили больше года с высшим образованием и государственной службой.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Жанна
    28.12.2011 в 17:58
  • Что за люди. Боятся возврата 90х годов, а сами ходят на митинги Немцова и компании. Как раз тех, кто и был во власти в те годы.

    Голосовать - 0 | 0 +
    kuznecik
    28.12.2011 в 19:40
  • В середине 90-х, когда зарплату задерживали на 4-5 месяцев, неделями питался отварной вермишелью с рыбными дешевыми консервами.

    Вспоминаю — и самому не верится. Но ведь было.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Roland
    28.12.2011 в 20:51
  • А Немцов тут особо ни при чем. Если бы нефть тогда была не по 10-12 баксов за бочку, а по 100 — как сейчас, то имхо не было бы многих страстей 90-х.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Roland
    28.12.2011 в 20:54
  • В СССР умели находить месторождения нефти, умели добывать её, А вот продать по хорошей цене не могли. Нынешние власти это умеют.

    Голосовать - 0 | 0 +
    kuznecik
    28.12.2011 в 21:07
    • Ага, умеют они — в свой карман! С ужасом вспоминаю 90-е. Прочитала и всё вспомнилось, до боли знакомо. Сколько же у нашего народа терпения, это уму непостижимо!!!

      Голосовать - 0 | 0 +
      marusya
      28.12.2011 в 21:31
      • Да, 90-е годы вспоминаются действительно как-то не то что «с ужасом», но сильно отличительно. В 90 году мне пришлось перенести две операции и клиническую смерть, после которых вес составил 42 кг против 58. Правда, потом он в скорости смог вернуться, свой вес, бараний:) Прошло еще два года-роды, потом хлопоты за дитем, потом первый супруг ушел к другой женщине, оставив нас с 1,5 летней крохой вдвоем... вот тут-то и пришлось задуматься о яслях, но проблема была в том, что девочка не могла отвыкнуть от груди, а мне нужно было работать, чтобы мы могли жить. Период был недолгим, но действительно голодным. Мой рацион в те дни был лишь пакет литрового молока с молочной кухни, которое я заставляла себя пить=иначе бы ребенку нечего было есть.Помню- встаешь с кровати утром вся такая стройная и субтильная, а грудь нагрубает и арбузами тянет к земле. В глазах по утрам от недоедания светлые мушки и туман. Что делать. Три летних месяца так мы промыкались с моими утренними полуобмороками, пока я не приняла решение срочно пойти работать, плавно отлучая дитя от груди. Нашла ясли, устроилась на две работы и к 12 часам ежедневно еще отпрашивалась, чтобы прибежать в эти самые ясли и дать ребенку грудь, иначе она не засыпала по словам воспитателей. Потом стало легче, когда в 1,8 мне наконец удалось перевязатиь грудь и приучить ребенка к новой пище.Быстро девочка научилась и сама кушать ложкой, и говорить, и ходить, и маму понимать.

        Голосовать - 0 | +1 +
        Катерина Ларичева
        15.1.2012 в 08:03
    • "А вот продать по хорошей цене не могли. Нынешние власти это умеют. "

      Зомбированные глупости. То есть, конечно, могли, но только если это позволяла капиталистическая рыночная конъюнктура. Т..к. падение в 1985 г. цены на нефть до 7 баксов за бочку спровоцировали саудовцы, и СССР АБСОЛЮТНО ничего не мог с этим поделать. И вскоре развалился как карточный домик. Вот и весь сказ.

      А теперь насчет «умеют». При нынешних 100-120 баксах за баррель, управлять страной могла бы и обезьяна. Особого ума при ТАКОМ потоке нефтедолларов не требуется. Знай присваивай да грабь, иногда кидая подачки народу.

      Сорри за оффтоп.

      Голосовать - 0 | 0 +
      Roland
      28.12.2011 в 22:54
      • Кстати, если вдруг цена за баррель нефти вновь упадет до 10 долларов за бочку, и продержится таковой хотя бы пару лет, то РФ как государство тоже прекратит свое существование. Особенно при таких «лидерах», как ВВП. Которые больше ничего и не умеют-то.

        Голосовать - 0 | +1 +
        Roland
        28.12.2011 в 23:10
      • "Зомбированные глупости. То есть, конечно, могли, но только если это позволяла капиталистическая рыночная конъюнктура. Т..к. падение в 1985 г. цены на нефть до 7 баксов за бочку спровоцировали саудовцы, и СССР АБСОЛЮТНО ничего не мог с этим поделать. "

        саудовцы справоцировали в результате нажима Америки. Никто не мешал нашей дипломатии предпринять аналогичные действия. В крайнем случае, организовали бы конфликт между Ираком и ещё кем- нибудь.

        Голосовать - 0 | 0 +
        kuznecik
        29.12.2011 в 20:54
  • Очень трогательная статья. Мы не голодали, но до сих пор с восхищением вспоминаю, сколько разных вкусных блюд мама могла сотворить из банальной картошки с огорода, сейчас это уже по большей части забытое искусство

    Голосовать - 0 | 0 +
    Лукреция
    28.12.2011 в 21:44
  • В общем то это сурьёзно так печально, что молодая да резвая журналисточка голодует не про делу... или пишет... или:)))))))))))))

    Голосовать - 0 | 0 +
    Катерина Ларичева
    28.12.2011 в 22:11
    • Мною было написано по русски и иное. Предыдущий НЕ МОЙ КОММЕНТАРИЙ! Понимаю с натяжкой ваш кураж, уже неуважаемая редакция. И это, ей Богу, по меньшей мере=нечестно-так делать. А по сему-комментировать более ваш ресурс не желаю. Правите, меняете собственные мнения тех, кто вас читает, сути не видите или ее видоизменяете. В общем, нет к вам ни веры, ни доверия. Впрочем, как и ко всем существующим ресурсам. Вы не оригинальны в своей лжи. Отверзаю.

      Голосовать - 0 | 0 +
      Катерина Ларичева
      29.12.2011 в 00:28
      • Уважаемая Катя. Никто ничего не правит и не удаляет. Только, если откровенно хамите (а у вас бывает). В данном случае просто сработало правило сайта — если ваш пост сильно заминусовали, он удаляется автоматически. Чур, я ничего руками не трогала)

        Голосовать - 0 | 0 +
        29.12.2011 в 00:33
        Автор поста
        • А ты, Женя, его прочла? Или тоже оболгаться готова? Не понимаю я вашей субординации дутой. И не желаю понимать. И вовсе не имею ни малейшего желания далее участвовать в никчемных и лживых переговорах ни о чем. Не верю я теперь ни вам, ни вашему ресурсу. На то имею четкое обоснование, начиная с сегодняшнего казуса.Он показателен. И всего доброго. Разгребай, Евгения, сама, эти непонятки=а мне, поверь, не до них вовсе:)

          Голосовать - 0 | 0 +
          Катерина Ларичева
          29.12.2011 в 00:45
        • Ответ Волунковой: Ты пишешь «Чур я ничего руками не трогала». Трогала не ты. Но текст был английским и исправлен не сразу. Ты конечно же в чуриках. Оно и понятно. Однако, считаю необходимым вернуться к полемике, не смотря на субъективные «минусовки», которые меня, признаться, мало тронули. Было обидно за себя и за тот подлог, который сделали администраторы сайта.

          Итак, надеюсь, тебе стало понятно из статьи уважаемой Людмилы Берштейн, что к чему и как должно и ты мотивационно предприняла шаги тебе рекомендованные? Весьма авторитетное мнение профессионала и человека с большим опытом жизни и работы в профессии вполне корректно и исчерпывающе изложено было по твоей же просьбе. Поблагодарим.

          Далее, хочу сказать о том, что ситуация голода так или иначе в некий промежуток времени, будь он длинный или короткий, настигала любого из живущих на земле людей. Это всем ясно.

          И старшему поколению всегда найдется что сказать на этот счет. Достойно и без оправданий.

          Голосовать - 0 | 0 +
          Катерина Ларичева
          15.1.2012 в 07:02
  • Жень, не лучшая статья... В оконцовке ждал фразу «Отдамся за вареное яйцо».

    Голосовать - -1 | 0 +
    Cаныч
    28.12.2011 в 23:52
  • Саныч, за яйцо... ну ты придумал)

    Голосовать - 0 | 0 +
    28.12.2011 в 23:56
    Автор поста
    • Я вполне справедливо требую удалить чужое непонятное, написаное под моим именем, но не мною, и вернуть написанный мною пост. Вам дан кредит доверия, причем с огромной такой натяжкой, дамы.

      Голосовать - 0 | 0 +
      Катерина Ларичева
      29.12.2011 в 00:56
      • Катерина, ваш комментарий автоматически свернулся из-за немного не корректных настоек. Сейчас все починили и ваш комментарий восстановился в изначальном виде. Все виновные уволены. С наступающим!

        Голосовать - 0 | 0 +
        Михкель Алатало
        29.12.2011 в 01:29
        • И вас с наступающим, Михкель! Ну и спасибо за починку. А то вдруг я гляжу...и вижу буковки английские под своим то именем... содержанием будто наполненные. И чувствую: о ужас:) Пожалуйста, работайте честно и вечно:) Пусть работа не перестает............. С новым годом!

          Голосовать - 0 | 0 +
          Катерина Ларичева
          29.12.2011 в 01:36
  • Да, статья не очень...Все мы жили в то время, и моя маленькая сестренка говорила маме: « Не купила колбасу — читай книгу», и мама не знала, плакать или смеяться при этом. И Владимир очень точно заметил, что голодавшие люди не оставляют еде недоеденной. Даже при сегодняшнем достатке мама моя (родилась в 1954 году и жила в Беломорске) доедает всегда и все до конца. Но хочу сказать о другом. О чувстве собственного достоинства. Как-то моя однокурсница поразила меня одной фразой: «Меня на свидание парень в ресторан пригласил — хоть мяса поем». И вот прочитав эту статью, я вспомнила именно об этой фразе. Это как надо не уважать себя, чтобы так переживать из-за упущенной еды, на свидании набивать желудок... да еще и трезвонить об этом на весь свет...

    Голосовать - 0 | 0 +
    Наташа
    29.12.2011 в 12:10
    • Да, фраза впечатляет)) "Если я в кафе с мужчиной, то заказываю больше, чем могу съесть. " А я вот всю жизнь берегу чужие деньги) Оттого, возможно, и сытая, что все на свои...

      Голосовать - 0 | +1 +
      Margo
      29.12.2011 в 12:58
      • Марго, я тоже почти всегда на свои). Но есть один (ну еще один, может) мужчина, который мне на свои не разрешает. Считает оскорбительным для себя, когда я лезу за кошельком.

        Голосовать - 0 | 0 +
        29.12.2011 в 13:20
        Автор поста
        • Это мне знакомо)) Но зачем-же откровенно лишнее заказывать? Или этим мальчикам нравится, когда Вы перекушали??)

          Голосовать - -1 | 0 +
          Margo
          29.12.2011 в 13:31
      • Солидарна с Марго. Тоже всю жизнь стараюсь рассчитывать лишь на собственные силы, либо помогать кому-то и вместе радоваться бытию. А бывает случается какой банкет или праздник... толпа... еда... стою, как дуреха, боюсь за стол присесть, если мест немного. Так полуголодная и уйду. Дома вкуснее:)

        Голосовать - 0 | 0 +
        Катерина Ларичева
        15.1.2012 в 08:14
  • Я не откровенно, я машинально. Кажется, что голодная и съем)

    Голосовать - 0 | 0 +
    Волункова
    30.12.2011 в 10:46
    • Да не переживайте, Евгения! Кушайте много и ВКУСНО! С наступающим Вас! И пусть в новом году количество мужчин, считающих «оскорбительным для себя, когда Вы лезете за кошельком», станет больше!)

      Голосовать - 0 | 0 +
      Margo
      30.12.2011 в 11:03
      • Спасибо, Марго) И Вас с наступающим!

        Голосовать - 0 | 0 +
        Волункова
        30.12.2011 в 13:59
    • «Кажется, что голодная»... Женя! ... Знаешь, вот не сердись на меня, но выскажу как на духу тебе. Я, работая в вашей «Губернии» всего месяц с небольшим, тебя там почти и не видя, услышала и поняла несуразность.Ну зачем кричать матом на людей, которые вдвое старше тебя и опускать их ниже плинтуса лишь за то, что тебе, юной якобы бедолаге, вдруг, и по непонятным причинам не досталась таки банка с бартерным медом, который на 5 рублей всего дешевле, чем в магазине....? Зачем ты людей, старше себя, способна опускать ниже плинтуса вскользь? А? Они тебя ни чем не обижали, а ты в мат! Я тебя не понимаю. Сложная ты соплюха.

      Голосовать - 0 | 0 +
      Катерина Ларичева
      15.1.2012 в 10:08
  • Спасибо, Женя, что напомнили об этом времени. Все так и все знакомо. Пусть никогда это не повторится. С Новым годом!

    Голосовать - 0 | 0 +
    Женя
    30.12.2011 в 14:05
  • я думал, будет история про то, как кое-кому не хватало халявных булок в столовке в школе на обеде, потому как не умеет кое-кто быстро бегать в столовку на обед, а кто-то умеет. у нас такие были.

    Голосовать - -1 | 0 +
    param
    31.12.2011 в 23:27

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие