Интернет-журнал Республика Карелия

«Скорей бы кончился спектакль! »

Голосовать -4 | +67 +
«Скорей бы кончился спектакль! »

Сергей Лавренов – актер Национального театра. Одно время, примерно лет десять назад, он, на мой взгляд, был самым интересным актером в  Петрозаводске. Играл главные роли в сложных спектаклях («Три пьесы Уильямса», «Чайка», «Забавы доктора Ариэля»): красиво, как опытный шахматист, заманивал противника-зрителя в ловушки, отпускал, просчитывал все ходы вперед, и все действие держал зал в напряжении. На пике, можно сказать славы, он написал заявление и навсегда ушел из театра в шоферы. 

«Садись за руль – поехали!»

— Я помню спектакль «Чайка» Виктора Терели на сцене Театра драмы. Людмила Филипповна играла то Аркадину, то Гертруду, а ты Треплева, который становился Гамлетом. Спектакль произвел странное впечатление на публику – такого в городе еще не видели…

— Я после второй премьеры сломал ногу, и спектаклей с моим участием больше не было. Сделали ввод. До конца сезона он продержался, потом его закрыли. Но опыт, который я приобрел в этой работе, был мощный. Это было совсем не тем, чему меня учили. Совсем другой способ существования. Режиссер Виктор Тереля – ученик Анатолия Васильева — меня, наверное, немножко испортил на несколько лет… Очень на меня повлиял. Потом мне трудно было какое-то время работать с другими режиссерами.

— Ты не из-за этого ушел тогда из театра?

— Отчасти из-за этого. Было скучно работать по-прежнему. Потом пошла такая полоса – я долго не был занят из-за сломанного колена. В общем, стало грустно. Решил, что все, больше не могу. Написал заявление. Даже не знал, куда я пойду работать…

— Не слабо. Тяжело было?

— Уходить? Нет. Я почувствовал себя свободным человеком.

— Кем пошел работать?

— Шофером. Три года. Чем я еще мог заниматься? Все детство прошло на  машинах. Папа был шофером профессиональным, брал меня в рейсы, научил всему.

— Сейчас у тебя нет машины?

— Были бы деньги, купил. Хотя куда она мне? Я живу один. Ездить с работы домой? В торговом доме «Ярмарка» проработал месяца четыре, а потом ушел. Там меня решили переквалифицировать в менеджера по отправке грузов железнодорожным транспортом. Надо было бегать договариваться с букетами-конфетами-бутылкой. Я так работать не умею. Говорю: «Я лучше шофером». А они: «Или так, или уходи». Я ушел. Потом какое-то время работал по частным объявлениям. В те годы это было возможно. Пол-Карелии объездил, фотографов возил по районам в детские сады… Потом вдруг позвонил директор «Онегостройавто», предложил постоянную работу.

— Никто не знал, что ты актер?

— Нет, зачем?

— А театр вспоминал?

— Я ходил на спектакли. Иногда бывало обидно: «И я бы так же смог! Ну, ладно, садись за руль — поехали!»

Никогда не говори «навсегда»

Навсегда оказалось не навсегда. Возвращение в театр Сергей Лавренов объясняет житейскими вещами. Говорит, что стало скучно быть шофером, а тут предложили неплохую зарплату. Фразы типа: «Не могу жить без сцены» или «Театр – это мое призвание» здесь точно не к месту.

— Ты мне почти отказал во встрече.  Сказал, что ты — человек не публичный. Как это понимать?

— Я практически нигде не бываю. Если я актер, то это не значит, что мне нравится бывать на людях. Одно дело – работа, другое – жизнь.

—  А слава каким-то образом тебя интересует?

— Странно прозвучит, но нет. Я – актер без амбиций.

— И это не кокетство?

— Нет, меня это действительно мало интересует. Если я сам уверен в себе, если мне не стыдно, то чужое мнение не сильно влияет на меня. Хотя есть два-три человека, чье мнение для меня важно.

Ты думаешь о них, когда выходишь на сцену?

— Когда я выхожу, то думаю только об одном: скорей бы кончился спектакль. Это, в общем, тяжелая работа. И это волнение.

— С опытом волнение не пропадает?

— У меня — нет. Я до сих пор трясусь перед выходом на сцену. Всегда думаю: «Господи, если бы сказали, что спектакля не будет, я был бы самым счастливым человеком».

— Никогда бы не подумала...

— Я не очень верю актерам, когда они говорят, что живут на сцене. Мне кажется, что сцена – это только для работы. Расслабиться невозможно, каждую секунду нужно контролировать себя, следить за партнерами, думать о том, чтобы попасть в свет…

— Что вы сейчас репетируете?

— Пьесу по сказкам Василия Фирсова. Называется «Время собирать картошку», рабочее название спектакля «Ходари».

— Интересно?

— Сложно, много сюрреализма.

— Мне кажется, это сюрреализм – это твоя стихия, нет? Я помню твоего Поприщина в «Записках сумасшедшего» в спектакле Алессио Бергамо.

— Это был кошмар для меня: полтора часа не выходить со сцены, 70 листов текста, да еще на финском…  Меня за неделю трясти начинало, когда я видел в расписании этот спектакль. Очень было страшно.

Ограничились выговором

Всегда знала, что актеры с режиссерами не спорят. Сергей Лавренов тоже не спорит. Просто уходит, когда становится невмоготу…

— Работать с Алессио Бергамо интересно было?

— Очень необычно, но сейчас мне бы с ним было трудно. Я изменился,  стал умнее.  Сейчас поспорил бы со многими вещами, которые он нам представлял.

— Ты вообще споришь с режиссерами?

— Все разные. Кто-то не ставит себя по другую сторону баррикады, а другие находятся на стороне артистов. Дружеское объяснение – лучший подход к делу.

— Твой интерес в профессии зависит от чего?

— От материала, в первую очередь. Потом идет  режиссер.

— Актер — сильно зависимая профессия?

— Сколько людей уже отвечало на этот вопрос! До сих пор артисты как-то примиряются с этой зависимостью.

От мастера до ученика

Как люди попадают в театр? Практически все говорят, что оказались там случайно. Сергей Лавренов пришел в студию при Национальном театре за компанию. Компания провалилась, а его взяли. Наверное, это судьба.

— Чем ты занимался до театра?

— Практически ничем. Я ремонтировал фотоаппараты в «Рембыттехнике». Там у меня дела шли не очень: на пленку снимали мало, да и мастером я был не очень – всего год работал. Когда  выяснилось, что меня берут в театр, я оттуда уволился.

— А как ты попал в «Рембыттехнику»?

— Устроился туда после того, как меня отчислили из лесотехнического техникума – я там учился на электрика. Сначала учился, а  потом стал дурака валять – понял, что это мне не интересно. Отчислили за неуспеваемость, но с двумя «пятерками» – по английскому и по черчению.

«Просто у меня лицо умное»

Вообще, из этого человека слова не вытянешь лишнего. Предположить не могла, что актеру может быть так не интересно говорить о себе! 

— Какие вещи тебя волнуют по-настоящему?

— Как и всех. Как жить дальше? Один раз я был на приеме у психолога, и с тех пор зарекся к ним ходить. Сейчас у нас беседа начинает напоминать тот прием. Пусть что-то личное останется при мне.

Кого-то считают веселым, кого-то просто органичным актером, а про тебя все говорят, что ты умный…

— У меня лицо, наверное, такое, серьезное.

— Интеллект необходим актеру?

— Обязательно. Чем играть иначе?  Только память и воображение. Житейский опыт, прочитанные книги.

— Что ты читаешь?

— Все, начиная от энциклопедий, справочники и словари, конечно, тоже. Учебники школьные очень люблю. Настольная книга сейчас – «Тихий Дон». Я ее бесплатно оторвал в библиотеке, когда была акция и все приносили книги, которые им не нужны.  Я много набрал.

— Записан в библиотеку?

— В три. В городскую, юношескую и публичную.

— Тебе нужен человек, который бы вдохновлял?

— Конечно. Но сейчас такого нет.

«Я театр не люблю»

Мне очень жаль, что сейчас такого нет, потому что я точно знаю, что актерский потенциал у Сергея Лавренова очень приличный. 

— Тебе хочется чего-то от профессии?

— Наверное, я уже успокоился. В театр давно не хожу. Стало не интересно. Боюсь прийти и уйти с плохим настроением. Требовательный стал, может быть? Юра Николаев на репетиции «Гранатового браслета» — мы сидели за столом – как-то спросил шепотом: «Сережа, а ты почему к нам на спектакли не ходишь?» Я ему ответил: «Юра, я театр не люблю».

— А что ты любишь?

— Вот что я не люблю, так это футбол. Кроме финала чемпионата мира –  там эмоции зашкаливают. Спектакль выходит захватывающий на два часа.

— Тоже ведь театр!

— Нет, я люблю театр. Но мне нравится уходить со спектакля с чувством зависти. Лет пять назад Райхельгауз привозил спектакль «Город». Так мне понравилось! Два раза ходил. И мне не нужно ни костюмов, ни яркого действия.  Мы с публикой разными глазами смотрим, наверное.

 

  • Анна, благодаря Вашему материалу для меня неделя началась с праздника. Актера Сергея Лавренова я запомнила по «Гранатовому браслету» . Причем у Куприна, признаюсь, меня этот литературный образ не задел, вроде как должен по сюжету обязательно быть муж влиятельный и порядочный — да и пусть будет. А в игре Лавренова некрикливо и точно раскрыт герой, видящий сложившуюся в его жизни ситуацию с особого ракурса. Его герой ведь какой-то там руководитель (предводитель дворянства и т.д. ), попадает в ситуацию, когда в своем доме должен принимать решения, не прописанные ни в одной инструкции, нет готового шаблона. В тот просмотр для меня только один штрих выпал из общего рисунка роли. Задавая в конце спектакля свой самый главный вопрос любимой жене, герой закурил: по-моему у этого актера полно других более тонких возможностей показать внутреннее волнение героя нежели дымить на сцене. Очень интересно играет Лавренов в «Фрекен Жюли». Когда появляется Элли Нярья, кажется, что до конца спектакля от нее невозможно будет оторвать глаз. Ан нет! Сергей Лавренов за короткое время срывает со своего героя одну маску за другой: то он скромняга слуга, то циничный карьерист, то упоенный любовью молодой парень, то расчетливый делец. В общем в напряжении зрителя держит. Честно говоря, в этот вечер вспомнилось полузабытое в наше безденежное время правило:по дороге в театр успеть купить букетик цветов. Как-то было неловко сидеть без них в конце этого спектакля.

    Наверное, интересного актера не стоит знать вне профессии. Обязательно должна быть, по-моему, дистанция. Я прочла это интервью бегло — впереди рабочий день, но знаю, что позже перечитаю вновь, чувствуется, что человек глубокий, живущий по-своему. Хорошо, что он с нами.

    Голосовать - 0 | +2 +
    А.Т. Петрова
    26.3.2012 в 09:14
    • Спасибо большое! Настоящая рецензия!

      Голосовать - 0 | 0 +
      26.3.2012 в 22:49
      Автор поста
      • Это лишние слова.

        Голосовать - 0 | 0 +
        А.Т.П.
        26.3.2012 в 23:08
      • К сожалению я лично не знакома с Сергеем Лавренёвым, но чисто внешне я вижу он очень похож на Шукшина.. И даже по интервью я вижу сходство.Очень приятно, что есть ещё такие актёры.

        Голосовать - 0 | 0 +
        Ривкина Людмила
        14.2.2014 в 13:48
  • ВОТ С ЭТОГО МЕСТА: -

    "Что вы сейчас репетируете?

    — Пьесу по сказкам Василия Фирсова. Называется «Время собирать картошку», рабочее название спектакля «Ходари»...... "

    — ПОЖАЛУЙСТА, ПОДРОБНЕЙ!

    Кто автор? Кто режиссер? Люблю Фирсовские сказки, и рад, что театр обратил на его творчество внимание. Жаль, н при жизни...

    Голосовать - 0 | 0 +
    • Да, ставит Андрей Дежонов. Инсценировка Яны Жемойтелите + совместная работа режиссера и актеров над текстом спектакля.

      Премьера «Ходари» состоится в первой декаде мая.

      Голосовать - 0 | 0 +
      Наталья Саханова
      26.3.2012 в 11:22
  • Про сказки Василия Фирсова знаю со слов Сергея. Репетирует спектакль Андрей Дежонов. Что из этого получится, пока, видимо, не понятно. Но интересно, да!

    Голосовать - 0 | 0 +
    26.3.2012 в 10:23
    Автор поста
  • Захотелось в театр — поддержать актера. Это действительно тяжелая работа и большое напряжение. И только в этом случае, когда актер отдает все свои силы и нервы работе, зритель чувствует особую энергетику. Так что пойду скоро. За большим, светлым и новым)

    Голосовать - 0 | 0 +
    Незнайка
    26.3.2012 в 12:01
  • Очень полюбила Лавренова после «Песен синего неба». Хочу еще раз сходить.

    Голосовать - 0 | 0 +
    lalka
    26.3.2012 в 12:02
  • Потрясающие фотографии!

    Голосовать - 0 | 0 +
    Ник. То
    26.3.2012 в 16:26
  • Фотографии классные! Необычные. Только герой грустный очень...

    Голосовать - 0 | 0 +
    все тот же ряд, все то же место
    26.3.2012 в 16:56
  • да, сергей притягательный актер, и видимо его образ «смирившегося человека» работает на эту притягательность. Аня снова молодец в выборе героя.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Корто
    26.3.2012 в 21:59
  • За последние месяцы это первая статья-интервью, которая меня заинтересовала!

    Анна, спасибо большое!

    Голосовать - 0 | +1 +
    Ольга
    26.3.2012 в 22:21
  • Анна, великолепный герой, просто прекрасный. Спасибо.

    Голосовать - 0 | +1 +
    Тимур базаров
    27.3.2012 в 04:38

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие