Интернет-журнал Республика Карелия

«Тогда в хоккей брали всех! »

Голосовать -4 | +104 +
«Тогда в хоккей брали всех! »

Почему внук Валерия Харламова ушел из футбола в плавание? Должен ли детский спорт быть основанным на игре «на результат»? Почему Никита Михалков не доверил бы снимать фильм о хоккее нашим киношникам? Можно ли считать двух канадских хоккеистов из фильма «Легенда №17» «нашим ответом за Ивана Драго из «Рокки»? Эксклюзивное интервью Александра Харламова, сына знаменитого хоккеиста. Специально для «Республики».

Топ-топ, топает малыш... Ему всего 3 года, на ногах у него коньки, и топает он в них по своей квартире... Таким вспоминает свое детство Александр Харламов, сын прославленной советской «легенды №17» Валерия Харламова.

— В четыре года я уже вышел на коньках во двор. Тогда были такие ящики металлические, в которых перевозили бутылки с молоком, кефиром. Найти их можно было, наверное, в любом московском дворике. Вот, держась за них, и учился кататься на коньках. А в 6 лет меня отвели в хоккейную секцию ЦСКА. Тогда туда всех брали, независимо от того, сын ли ты хоккеиста или просто мальчишка с улицы. Сейчас все по-другому, отсев в таких клубных детских школах начинается уже на стадии первого просмотра. Тренеров понять можно, от них клубная система требует результат уже на детском уровне. Я вот считаю, что раньше детские тренеры были лучше, все-таки это должны быть особые люди. На результат все-таки позже надо начинать работать, не с самыми маленькими, это точно. Выход из такой ситуации на сегодняшний день один — «Золотая шайба», где борются между собой не клубные системы, а команды тренеров-энтузиастов.

Сыну Александра Харламова — 14. И он тоже столкнулся с этой системой детского спорта «на результат».

— Очень важно, чтобы желание заниматься тем или другим видом спорта было в первую очередь у самого ребенка. Не у родителя, не у тренера... Заставлять тренироваться из-под палки — точно не мой стиль. Так вот и с моим сыном получилось. Он в футбольной школе ЦСКА занимался, но в основной состав по своему возрасту не проходил. Ребенку очень трудно объяснить, почему вот он тренируется, старается, а за команду играют другие. Это тренеру нужны только победы и места, а юному спортсмену немножко другое требуется — признание, что ли, заслуг его работы. В общем, мы с сыном поговорили — теперь он занимается плаванием и очень доволен. Для физического развития вид спорта очень хороший. Сыну 14 лет, а он уже выше меня вымахал. И размер обуви — 45-й...

Вышедший на экраны фильм «Легенда №17» — тоже вклад в популяризацию хоккея среди детей. Вынашивалась и рождалась кинокартина долго, но только так можно было избежать поверхностного взгляда на те времена.

— Идея фильма принадлежит Муслиму Товбулатову. Вызревал сценарий очень долго. Когда мы отнесли первый вариант сценария в «Студию ТРИТЭ» Леониду Верещагину, он, прочитав, сказал: «Хорошо, но это не сценарий для фильма». И вот сценаристы все это дописывали, дорабатывали, чтобы литература превратилась именно в кино. Свой ценный совет дал и Никита Михалков. Он сразу сказал: «Хоккей из наших киношников никто профессионально снимать не умеет, надо приглашать спецов из-за океана». Получалось, конечно, затратно, но это того стоило. Так что все хоккейные съемки в фильме делали у нас канадцы и американцы. Они привезли свою аппаратуру, камеры Phantom (так называемые «быстрые» камеры для высокоскоростной съемки, с помощью которых можно замедлить изображение на экране, не потеряв при этом ни одной детали — прим. авт.), даже на шайбу микрокамеры специальные цепляли. Я когда увидел, как заокеанские мастера снимают хоккейные эпизоды, обалдел: порядка 30 камер, подвешенные там и тут, ездившие по рельсам... Зато получилось здорово! Очень трудно пришлось режиссеру Николаю Лебедеву. Когда фильм начали снимать, он сказал мне: «Я же хоккей до этого видел лишь из-за угла». И надо отдать ему должное, он полностью погрузился в этот вид спорта: сутками смотрел хронику, проштудировал кучу материалов.

И еще одна идея режиссера — запечатлеть для истории в фильме настоящих Харламовых. Так, Александр сыграл эпизодическую роль чебаркульского хоккеиста, родная сестра Валерия Харламова появилась в фильме в роли кассирши, которой достаются цветы, предназначенные для девушки главного героя. Да и в испанской части фильма снимались в том числе и родственники Валерия Харламова по материнской линии.

— Я понял, насколько тяжела работа киноактера. В хоккей, по-моему, играть легче. Я появился-то в фильме всего на 30 секунд. На съемки же этих эпизодов мы потратили 10 съемочных дней. И это с учетом того, что съемочная смена длится 12 часов. Например, тот чебаркульский матч на открытом воздухе мы снимали глубокой ночью, да еще, как назло, морозы тогда ударили до -30. И все замерзали, но работали. Все во имя искусства!

И искусство отплатило им всенародной любовью. Фильм в России приняли так, как давно уже не принимали русского кино.

— Очень переживали перед первым закрытым показом фильма. Там собрались в основном люди из мира кино, профессионалы — критики, представители проката, кинотеатров. Когда все закончилось, ко мне подошел Леонид Верещагин и так риторически спросил: «Александр, мы много смотрели русского кино, где зрители в зале во время просмотра хлопают, плачут, смеются?» Потом еще показ — и снова такая же реакция. И еще, и еще... Вот на днях позвонил из Уфы бывший хоккеист Денис Афиногенов. Сразу после сеанса, на который пошли они всей семьей. Жена его из кинотеатра вышла вся в слезах, потом села в машину и еще плакала. А сын Афиногенова после фильма сказал: «Мама! Мне скучно жить Максимом, зовите меня Валерой!»

Кстати, накануне силу искусства испытали на себе и футболисты нашего футбольного клуба «Карелия». Перед матчем в Твери они всей командой пошли в кинотеатр. Так получилось, что в матче не смог принять участие капитан команды Иван Маркелов, и капитанская повязка перешла к Сергею Васецкому, который обычно играет под десятым номером. Впечатленный фильмом, он уговорил тренеров в этом матче выступить в футболке под №17, благо, такая возможность была (выступающий под этим номером Дима Барков сейчас травмирован). Ту игру наши выиграли, а победный гол забил Сергей Васецкий.

Наверное, единственные образы, вызвавшие неоднозначную реакцию у зрителей, обсуждающих кино в Интернете, — это два канадских хоккеиста. Кто-то считает их излишне карикатурными, кто-то даже шутит: «Это наш ответ американцам за Ивана Драго из «Рокки».

— Два канадских профессионала, антигероя-злодея — это канадский и немецкий актеры. И, вы знаете, они, по-моему, такие и были: здоровые, накачанные и злые... И слово «война», которое произносится в фильме в канадской раздевалке, не случайно. Для них это была действительно война. Вот лично я считаю, что тут мы планку не перегнули.

О современном канадском хоккее Александр Харламов знает не понаслышке: 5 лет сам играл в заокеанских командах, правда, в низших лигах, не в НХЛ.

— Хоккей в Канаде и США — это большая и отлаженная система. Я видел это собственными глазами. Да, у фарм-клубов бюджеты, естественно, поменьше, но стадионы на всех матчах заполнены. Атрибутика, сувениры продаются с не меньшим успехом, чем у команд НХЛ. Кстати, в процентном отношении от общего бюджета клубов, выручка от продажи клубной атрибутики в низших лигах даже выше, чем у клубов-грандов. В КХЛ, пожалуй, лишь питерский СКА более-менее приближается к уровню заокеанского менеджмента. Сделать из хоккея шоу, праздник — тут тоже надо особое умение. Национальной хоккейной лиге все-таки уже почти 100 лет. Представляете, это бизнес с вековой историей! А мы только в начале пути. И первое, что надо делать сейчас, это приводить в порядок стадионы, ледовые дворцы. Большинство арен, на которых выступают команды нашей КХЛ, уже устарели, изжили себя. Зрителю, кроме самого хоккея, нужны и комфортные условия вокруг.

Кстати, осенью Александр снова собирается в Канаду. «Легенда №17» будет участвовать в кинофестивале в Торонто. Харламов-младший уверен: фильм вызовет огромный интерес и за океаном.

— В Канаде те матчи тоже очень хорошо помнят. Приведу лишь один пример. Год назад на аукционе майка Пола Хендерсона, в которой он забил победную шайбу в решающем матче в Москве в 1972 году, была продана на аукционе за 1 миллион долларов. И банкир, который ее приобрел, провез эту реликвию по всей Канаде, показывая как музейную ценность. Так что эта серия — историческое событие и для нас, и для них.

Те, кто сделали это кино, установили очень высокую планку. Леонид Верещагин так и сказал мне: «Саня, я не знаю, что мне теперь снимать. Как и чем еще зацепить теперь зрителя. Вот уже месяц хожу и думаю...»

  • Хорошая статья.

    Но чтобы в 1981 году, когда во всем СССР было 10 хоккейных дворцов в ДЮСШОР ЦСКА можно было просто «привести» ребенка и при этом всех туда принимали — я что-то очень сомневаюсь.

    Голосовать - -2 | +5 +
    PK
    30.4.2013 в 15:26
  • И сейчас наверняка берут всех-хороший товар для продажи за рубеж

    Голосовать - -5 | 0 +
    Андроид
    30.4.2013 в 19:31
  • интересный герой. Не тянет на себя одеяло в связи с родством и рассказывает хорошо))

    Голосовать - 0 | +3 +
    не про кино
    4.5.2013 в 00:44

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие