Интернет-журнал Республика Карелия

В поисках Беломорской Карелии. Вокнаволок

Кристина Корто 16 июля 2013
Голосовать -14 | +58 +
Часовня Вокнаволока

Часовня Вокнаволока

Чем отличается Беломорская Карелия времен Элиаса Лённрота от сегодняшней? Чего опасаться и чем наслаждаться в современной северной деревне? Путевые заметки журналиста «Республики». Часть первая — о селе Вокнаволок.

В начале лета в составе маленькой группы я отправилась в Беломорскую Карелию на поиски мифической деревни, собирательный образ которой нарисовала себе в воображении по рассказам экскурсоводов краеведческих музеев на Русском Севере, по воспоминаниям карелов и финнов, теперь живущих в городах, по книгам, фильмам и фотографиям.

В моей воображаемой деревне люди живут без мобильной связи и без Интернета, в массивных бревенчатых домах с маленькими окнами на воду, рядом с большим шевелящимся и дышащим лесом, язык которого понимают даже дети. Часовня там спрятана под древними елями за оградой из замшелых валунов. Жители молятся в часовне Богу, а за ее порогом просят покровительства духов и общаются с умершими. В деревне есть шаманы и знахари, охотники и рыболовы. Поля там распаханы и засеяны. Сено убрано в стога. В этой деревне есть другая, неведомая городским обитателям жизнь.

Старые деревни Беломорской Карелии хорошо изучены и описаны десятками этнографов, собирателями фольклора и участниками музейных экспедиций. В этих деревнях Элиас Леннрот записал руны, из которых составил эпос «Калевала». На старых фотографиях северокарельских деревень и их жителей запечатлен мир магического притяжения как параллельная цивилизация, понять которую можно, только став ее частью.

Сохранили ли деревни свой первоначальный облик и карельский язык? Можно ли еще почувствовать в них дух Северной Карелии XIX века? Кто живет сегодня в исторических деревнях: Вокнаволоке, Калевале, Суднозере, Хайколе и Панозере?

Вокнаволок

Вокнаволок находится в семидесяти километрах от Костомукши. Это старая деревня на берегу озера Верхнее Куйтто. По пыльной проселочной дороге, засыпанной крупным гравием, мимо костомукшского комбината до деревни ехать меньше часа.

Вокнаволок

Не доезжая девяти километров до указателя «Вокнаволок. Vuokkiniemi» будет Толлорека. Раньше здесь находилась карельская деревня Толло, расселенная Хрущевым в 60-е как бесперспективная. Жители перебрались в Вуоккиниеми и больше не вернулись. Сегодня в Толло только дачи. О старой деревне напоминает карельское кладбище: сразу за мостом через реку Толло налево будет тропинка в лес. На крутом берегу под соснами в своих срубах с крестами живут души предков толловских карел.

Карелы верили, что душа после смерти остается жить на земле, и для нее ставили крошечную избу прямо на могиле. В день поминовения усопших карелы приходили навестить  родственников на кладбище, иногда приходили к предкам за советом. Знахари умели вызывать души и разговаривать с ними, как с живыми людьми. На толловском кладбище всего несколько срубов-надгробий, вероятно, восстановленных родственниками. Над остальными могилами только холмики, едва различимые подо мхом и черничными кустами. Посреди кладбища — огромный муравейник, почти по грудь. И по наполовину заросшим тропкам между могилами ползают крупные черные муравьи.

От карельской традиции ставить на могиле сруб маленькой избушки до нашего времени сохранились кресты с «крышами» которые символизируют дом для души усопшего.

От карельской традиции ставить на могиле сруб маленькой избушки до нашего времени сохранились кресты с крышами, которые символизируют дом для души усопшего.

Муравьи атаковали. Укусы болезненные, как маленькие удары током. Со мной на кладбище пришли еще два человека, оба карелы – их не кусали совершенно. Может, души карельских предков не жалуют туристов, оттого и наслали муравьев. Или им не понравился фотоаппарат у меня в руке. Уже через минуту я убегала с кладбища, высоко подпрыгивая и дрыгая ногами, бормоча извинения то ли муравьям, то ли могилам. Карелы не спеша шли позади. Как только все вышли на дорогу, лес за нами сомкнулся. Если бы не тропинка, как пуповина, связывающая кладбище с живыми, никто бы не поверил, что крутой берег реки так густо населен.

«Пойду-ка я отсюда»

На въезде в Вуоккиниеми еще одно кладбище, современное, с цветными оградками и покосившимися в разную сторону крестами — понятное и не страшное. Солнце высоко в зените, печет. Людей нигде не видно.

В центре деревни расположен сельмаг. Перед ним в тени заброшенного павильона автобусной остановки среди пустых пивных банок сидят три мужика с осоловевшими глазами.

— Сельсовет, — прокомментировала наша сопровождающая.

Позднее эти же мужики на синей «копейке» обогнали нас справа по придорожным кочкам, примяв траву и мелкие кустики.

Бревенчатые корпуса Вокнаволокской школы радуют новизной.

Бревенчатые корпуса Вокнаволокской школы радуют новизной.

В деревне нас ждали в одном из домов – семья местных жителей, знакомые знакомых. Дом их выкрашен на финский манер: в красный цвет, а углы — в белый, вместо цветов на клумбе растет большой куст ревеня. Хозяин, сидящий у открытого окна, лениво кивает, заметив нас.

Пожали руки, хозяйка налила чаю. Стали обсуждать общих знакомых на карельском языке. Мы сразу попросили лингвистической экзотики. Хозяева оба карелы, и со своими тремя детьми говорили на родном языке. Дети же на карельском говорят, только если их специально попросить. Местный диалект карельского – ближайший родственник финского языка, русские его не понимают совершенно.

В разгар беседы с пляжа в дом вошла внучка лет двенадцати. Услышав карельскую речь, она состроила недовольную рожицу:

— Все с вами ясно, пойду-ка я отсюда! – сказала девочка и снова убежала на двор играть.

— Вот такие внуки растут, — как-то без эмоций сказала хозяйка. — Подружки у внучки все на русском разговаривают, а в школе им финский язык преподают. Вот они нос и воротят.

— В нашей семье мы с мужем всегда на своем говорили. А есть такие семьи, где оба карелы, и язык знают, а все равно по-русски говорят. У нашего друга жена из Белоруссии, она, когда слышит карельский, аж свирепеет: «Вы зачем на нем говорите, если на русском можете». Хотя сама понимает. Такие люди есть.

После чая мы пошли на местный пляж: небольшая бухточка с серым речным песком. В воде визжали дети. Взрослые бродили у берега. Бутылки из-под пива были сложены на берегу в аккуратную горку.

Вид из бухты

— Вода у нас в Верхнем Куйто хорошая, последнее время только стала илиться. Рядом рыбные хозяйства, тонны рыбы выращивают, кормами воду портят, — рассказали местные. — Но на рыбном хозяйстве хотя бы работа есть. Так-то у нас только школа, медпункт, магазин и почта. Другой работы нет. Кто где халтурит.

Медпункт

Прошлогодняя картошка свежего урожая

Карел Петя уже десять лет строит себе в Вокнаволоке дом, времени не хватает, он работает вахтовым методом: две недели в Костомукше с финнами, неделю дома. Дома еще и порыбачить надо, и на огороде дел хватает. Для гостей Петя закоптил свежепойманных окуней, нарубал салатик из магазинных помидоров, но лук с грядки. Мы привезли картошку, купленную в костомукшском овощном ларьке.

— Вот, — говорим, — свежего урожая. Давайте запечем?

— Какая же это свежая картошка, если она с ростками? Они ее моют и продают городским втридорога.

Брат Пети Сергей учился в Финляндии, ему предлагали работу в Костомукше, но он отказался, вернулся в Вокнаволок. Ни в Костомукшу, ни в Финляндию переезжать не хочет – дома лучше, хоть и без работы. На что он живет – непонятно. Как и многие другие.

Вечером мы отправились бродить по деревне. Дошли до часовни, рядом с часовней на жилом доме объявление по-фински: «Размещение и питание». Финны бывают часто, в финском путеводителе по Карелии даже указано несколько вокнаволокских адресов, где местные принимают туристов. Деревенские уверяли, что на улице у них туристов не оставят, надо по домам пройти-поспрашивать. Кто-нибудь обязательно приютит.

Мне показалось, что к русским туристам здесь относятся с подозрением, да и платят они за постой отечественной валютой. Чтобы в деревне приняли как своего, нужно быть или карелом, или финном, или сочувствующим.

Часовня Вокнаволока

Фумигатор важнее телевизора

Ночевали мы в доме рядом с часовней. Было слышно, как буянили те деревенские с автобусной остановки – оказались соседями. Ночью я проснулась от звука низко летящего реактивного самолета. Мы забыли закрыть форточку, и комаров в комнате было больше, чем на улице. Кожа зудела. Снова заснуть удалось, только обмотав голову курткой: рукавами обернула шею, и оставила отверстие для носа. Получился джинсовый шлем. Главный урок Вуоккиниеми – фумигатор в доме важнее телевизора.

В шесть утра мы проснулись окончательно и решили сразу ехать дальше. Вуоккиниеми не располагал задержаться. То ли комары виноваты, то ли шумные соседи, а может,и общая атмосфера скуки и бесцельного шатания жителей от дома к дому. Вуоккиниеми больше напоминал дачный кооператив, чем старинное карельское поселение. Несмотря на все еще живой карельский язык, чувствовалось, что корни деревни перерублены, и энергии хватает только на существование, но не на жизнь.

Раньше в этом доме располагался ночной клуб, от которого сохранилось только название «Крутая изба».

Фото автора

  • Пиво, пиво, пиво... Нечего делать народу, вот и пьют. Да и следить за народом некому и незачем.

    Голосовать - 0 | +2 +
    Леписто
    16.7.2013 в 11:22
  • странно, недавно побывала в Вокнаволоке, и у меня сложилось совсем другое впечатление о деревне....В деревне есть отличная школа, детский сад, дом престарелых, дом деревни (так сказать самодеятельный дом культуры) с разными коллективами и кружками для населения и даже самодеятельным театром! В большинстве деревень культурная жизнь ограничивается только магазином и в лучшем случае клубом....

    А домов старинных действительно не осталось почти, потому что вроде бы вся деревня в войну сгорела...

    Голосовать - 0 | +12 +
    Инна
    16.7.2013 в 14:56
  • Кристина, а чем насладиться то можно в деревне? или об этом будет следующая статья?

    Голосовать - 0 | +3 +
    Инна
    16.7.2013 в 16:06
  • Кстати на снимке не часовня, а церковь — алтарная часть как раз на передней части фотографии. Есть и поп и приход, если на то пошло)) Видно, знакомые Кристины в церковь не ходят)

    Голосовать - 0 | +5 +
    Хмм
    16.7.2013 в 16:59
    • Действительно, на фотографии церковь. Прошу прощения за оплошность.

      Голосовать - 0 | +2 +
      Корто
      19.7.2013 в 12:40
  • «...в массивных бревенчатых домах с маленькими окнами на воду, рядом с большим шевелящимся и дышащим лесом, язык которого понимают даже дети. Часовня там спрятана под древними елями за оградой из замшелых валунов. Жители молятся в часовне Богу, а за ее порогом просят покровительства духов и общаются с умершими. В деревне есть шаманы и знахари, охотники и рыболовы. Поля там распаханы и засеяны. Сено убрано в стога».

    Да, действительно 19 век, даже еще кое-где середина 20-го. Но, похоже, Кристина опоздала, кое-какие следы еще в 1980-х были, но не сейчас. Деревню уничтожали десятилетиями (советская власть была врагом собственности, для всех, кроме начальства), но особенно интенсивно уничтожали с этих самых 80-х, а в 90-х просто бросили, да так и не восстановили. Некогда, надо своими личными вкладами заниматься... Что там говорить: Вокнаволок благодаря финнам еще картинка, а есть и другие адреса, думаю, называть не стоит. Там впору Сталкера снимать.

    Голосовать - 0 | +6 +
    Хмм
    16.7.2013 в 17:10
  • Деревня Вокнаволок — это ведь на территории Калевальского национального парка, первой в республике охраняемой природной территории? Одна из т. н. «рунопевческих деревень»? Это там несколько лет назад при финансовом содействии ЕС открылся Дом деревни? И как он — несёт информацию и культуру в широкие массы селян и приезжих? Самая известная ныне живущая исполнительница карельского эпоса Александра Андреевна Ремшуева тоже ведь, если не путаю, в деревне Вокнаволок имеет жительство... или? Ещё доходили до меня слухи, чтобы якобы там же организовали совместное российско-финляндское форелеводческое хозяйство. Правда ли это? И как, joint venture не загнулось ещё под спудом шкуры неубитого медведя бюрократии? Или свирепым карельским комарам удалось-таки эту форель sagnat w butilku (пивную, разумеется)?

    Написано хорошо и взаболь, подмечено многое, хотя и отстранённым глазом. Но только, всё это на уровне: «комары и бутылки»... А где жизнь? То, что автор подметила и описала, скорее похоже на выживание. Так и напрашивается вывод: «...И до тех пор, пока не придёт в эти края рачительный финский хозяин, ... etc».

    Голосовать - 0 | +5 +
    Андрей Тюков
    16.7.2013 в 19:11
    • Александры Андреевны Ремшуевой нет с нами уже 3 года. Это была известная сказительница, к сожалению, больше в Финляндии, чем в Костомукше. Все, кто её знал, помнят её, как умную, мудрую маму, бабушку и просто хорошую женщину.

      Голосовать - 0 | +9 +
      Нина
      16.7.2013 в 22:20
  • Мне посчастливилось в этой деревне пожить неделю. Дом деревни там действительно живет. Пусть и скромненько, но для людей, а не для приезжих туристов. Есть ткацкая и столярная мастерская (в столярной учат детей делать кантеле), есть творческие коллективы из бабушек, есть из детишек. Нам проводили мастер-классы по карельским танцам, так дети (которые там постоянно живут, а не на каникулы приехали) охотно к нам присоединились и отлично танцевали, команда из Вокнаволока играет в кююккя (карельские городки), участвует в соревнованиях...А картину, которую описала Кристина, наивно ожидать увидеть в любой современной деревне. От этих ожиданий и Кристинино разочарование, как мне кажется. Если деревня хочет выжить, ей нет смысла держаться всеми силами за прошлое. А люди там хорошие. Все друг с другом здороваются, и заборов нет. А еще там хуторная система, вся деревня очень разбросана и состоит из нескольких частей, это было в новинку

    Голосовать - 0 | +11 +
    Инна
    16.7.2013 в 19:52
  • Что касается карельского языка, то правильно, что родители и жители говорят на нем! и НЕ СТОИТ слушать всяких так белорусов и других. Они приезжие, вот и пускай изучают местный язык и не заставляют людей говорить на иностранном для них языке.

    Карельский язык жив и выполняет все функции, не все это понимают.

    А зная то, что советская власть сделала для карелов и карельского языка, то неудивительно, если люди относятся с опаской к приезжим русским. К тому же, думаю, что москвичи и питерцы уже и там скупают все подряд.

    Голосовать - -1 | +9 +
    1
    17.7.2013 в 16:46
  • На своем пути встречал многих людей. Одни не изучали и старались забыть карельский язык, другие говорили и говорят на нем. Дак вот те, кто не говорит более на карельском, уже много раз пожалели, т.к. никак финский не могут выучить, хотя он им так нужен. Те, кто говорят на карельском, на финском без проблем общаются, ездят туристами в Финляндию, справляют дела с финнами и никаких сложностей.

    Голосовать - 0 | +10 +
    A
    17.7.2013 в 16:50
  • Вы не правы в том, что говорите:будто бы русских не любят здесь.

    Мы ко всем относимся нормально.Но как и везде:один делает на деревне деньги, другой спивается........Понятно, что карелы и финны близкий народ(если говорить о корнях и группах).

    И не надо на национальность грешить.В России живешь так ты россиянин.А русские культурой поведения не отличаются нигде, да просто не умеют вести себя.

    Когда фотографируют туристы бардак уличный или мужика пьяного...лично меня это бесит.Мы что обезьяны? Вам в диковинку, а это местная боль.

    Я приму на ночлег любого, не важно кого.Но ко мне надо идти с уважением.Да и к любому из нас и вас.

    И конечно, если писать о чем то, то надо точнее информацию давать.

    Каждый видит то, что хочет видеть.

    Голосовать - -1 | +13 +
    Наталья
    17.7.2013 в 17:26
  • Вам платят за то, что Вы посещаете рекламные страницы, регистрируетесь на сайтах, читаете письма, смотрите видео. В этом нет ничего сложного просто присоединяйтесь к нам прямо сейчас и вы начнете получать стабильный доход ежедневно.

    Ссылка на сайт:

    tinyurl.com/qyqnoum

    Удачи Вам!

    Голосовать - 0 | 0 +
    VorsVarma
    19.9.2013 в 18:26
  • Вам платят за то, что Вы посещаете рекламные страницы, регистрируетесь на сайтах, читаете письма, смотрите видео. В этом нет ничего сложного просто присоединяйтесь к нам прямо сейчас и вы начнете получать стабильный доход ежедневно.

    Ссылка на сайт:

    tinyurl.com/qyqnoum

    Удачи Вам!

    Голосовать - 0 | 0 +
    spoinoliato
    22.9.2013 в 19:56
  • Вам платят за то, что Вы посещаете рекламные страницы, регистрируетесь на сайтах, читаете письма, смотрите видео. В этом нет ничего сложного просто присоединяйтесь к нам прямо сейчас и вы начнете получать стабильный доход ежедневно.

    Ссылка на сайт:

    tinyurl.com/qyqnoum

    Удачи Вам!

    Голосовать - 0 | 0 +
    Effokevok
    23.9.2013 в 19:24

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие