Верни, я все прощу!

Максим Берштейн 25 Сентябрь 2013
Фото: http://volsk64.ru/

Журналист «Республики» с тревогой ждет принятия закона о компенсации северянам расходов на оплату стоимости проезда в отпуск.

Карелия рулит: именно жительница нашей республики добилась, чтобы отныне проезд в отпуск оплачивался не только бюджетникам, но и тем, кто горбатится на капиталистов. Если кто не в курсе: до сих пор жителям северных регионов, тем, кто трудится в коммерческих предприятиях, компенсация выплачивается лишь в том случае, если она была прописана в коллективном договоре. Но вот работница одной из петрозаводских фирм решила подать иск на своего работодателя и, в конце концов дойдя до Конституционного суда, смогла защитить свои права. Прецедент подтолкнул правительство России к внесению изменений в Трудовой кодекс: теперь  компенсацию проезда к местам отдыха на Севере будут выплачивать работникам всех без исключения предприятий.

Казалось бы, здорово, но кому? Поставьте себя на место северного бизнесмена.

Вот организовал я прямо посреди сугробов фирму, произвожу, скажем, тротуарную плитку. Набрал штат. Денег им плачу — по-белому! — в полтора раза больше, потому как к зарплате добавляются северные плюс районный коэффициент. Пенсионные отчисления плачу, налоги. И это помимо затрат на производство, расходов на транспортировку, откатов за выигранные конкурсы. И вдруг — здрасьте: теперь я должен оплачивать проезд работников к месту отдыха. Отдыхать народ предпочитает не на даче, а на зарубежных югах — могут себе позволить, я же плачу много! Вот и стал я жертвой собственного альтруизма. Выход: любо снова переходить на «серые» зарплаты, экономя тем самым на социальных отчислениях, либо валить куда-нибудь в среднюю полосу России, где ни северных надбавок, ни проезда в отпуск. Да и просто выгоднее: снега там нет, по голым тротуарам народ ходит круглый год, плитка снашивается быстрее — а значит, менять ее надо чаще и заказов будет больше. Адью.

Самым простым выходом из ситуации было бы облегчить финансовые затраты предпринимателя: убрать компенсацию проезда из налогооблагаемой базы. Да вот только смущает меня приписка, оставленная под законопроектом: «Принятие проекта не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета». А поскольку наши налоги учитываются в бюджете задолго до того, как они реально туда поступят, могу предположить, что никто их оттуда не вычеркнет.

Но есть и еще один аспект, который меня крайне настораживает. Как мы сейчас получаем компенсацию? От поезда — билеты, от самолета — справка из авиакасс, в которой нарисуют любую сумму. В принципе всех устраивает. Но в новом законопроекте появляется интересная формулировка: «Установить минимальный размер компенсации расходов на оплату стоимости проезда». Вы понимаете, куда я клоню?  Установят они минимальный размер в три тысячи рублей — и все, остальное — на усмотрение работодателя. Догадайтесь, как работодатель посмотрит на возможность увеличить размер компенсации, если закон его к этому не обязывает.

И ведь теперь это будет касаться всех, в том числе и бюджетников! Государственные и муниципальные учреждения с удовольствием сэкономят на своих служащих. Пример: если обычно билет за границу оплачивают до последнего в России аэропорта, то, как я слышал, одна крупная федеральная организация упорно компенсировала своим сотрудникам только билеты российских авиаперевозчиков. Мол, зашли на борт иностранной авиакомпании — вот вы и за границей...

Возможно, я в своих прогнозах ошибаюсь. Пожалуйста, докажите мне это. Буду крайне признателен.