Вся власть советам

Лариса Жданова 20 Январь 2012
Вся власть советам

Каждое третье обращение в комитет «За честные тарифы» начинается словами: «Управляющая компания подняла цены на обслуживание. Но мы не голосовали за повышение тарифа! Нас обманывают». Как такое могло случиться?

Кажется, уже общеизвестно: расценки на услуги управляющих и обслуживающих компаний - содержание и управление домом,  техобслуживание, капитальный ремонт -  определяют сами граждане решением общего собрания. Это закон. А что происходит в жизни?

Один за всех?

Формально инициатором общего собрания всегда выступает один из жильцов дома, но фактически, как правило, управляющая компания. В Петрозаводске компании действуют очень похоже. В бюллетене для голосования, который разносится по квартирам, людям предлагают два варианта повышения платы. Один – процентов на 25-35, другой – в два раза. Многие ставят галочку против первого, дабы избежать второго, кто-то голосует против, кто-то выбрасывает бюллетень, а кому-то его и вовсе не приносят.

Но со следующего месяца управляющая компания выставляет  счета уже по новым, более высоким расценкам. И объясняет разгневанным собственникам, что именно они приняли такое решение. В чем дело?

Не нытьем, так катанием

Схема простая. Для признания собрания легитимным нужно, чтобы в нем приняли участие 50+1 процент собственников дома (проценты исчисляются по площади, а не по числу владельцев жилья). Любое решение считается законно принятым, если из этих 50+1 участников собрания за него проголосовала половина. То есть… 25 процентов собственников дома. Из этих 25 процентов какая-то часть — муниципальное жилье, за них решение принимает «Жилконтроль». К сожалению, «Жилконтроль», как правило, голосует за рост цен на услуги УК.

И получается, что несколько собственников квартир, убежденных в праве управляющей компании навязывать нам любые решения,  совместно с «пофигистами» (теми, кто ставит «галочки», не раздумывая), а также с «Жилконтролем» голосуют за повышение тарифов.

Теоретически возможен и второй, криминальный вариант, когда управляющая компания «лукавит», то есть в протокол решения общего собрания вписывает вовсе не реальные результаты голосования, а те, что выгодны компании.

Сейчас в нескольких петрозаводских домах собственники проводят расследования, пытаются вытребовать все бюллетени голосования и провести свой подсчет голосов.

Доверяйте и проверяйте

Как же избежать обмана или же неверно принятого решения?

Первое правило: власть в доме должна принадлежать не «уполномоченному», назначенному управляющей компанией и исполняющему ее волю, а совету (комитету) дома, который избран вами и которому вы доверяете.

Второе правило: к собранию нужно готовиться. Сразу же, как только в доме узнали о проведении собрания по инициативе одного из соседей, нужно бить тревогу. Задача домового совета — получить от управляющей компании ВСЕ БЮЛЛЕТЕНИ для голосования, исходя из числа собственников дома.

Далее домовому совету нужно провести переговоры с жильцами. Вот почему предпочтительнее очные собрания – для домового совета меньше беготни по соседям. И только после согласования с жильцами активисты принимают решение, основываясь на мнении большинства: повышать или не повышать цены на обслуживание, если повышать, то на какой процент и - главное! – на каких условиях.

Мнение и имущество – общие

Допустим, большинство жителей дома считает, что тариф на обслуживание и управление поднимать не нужно, а вот тариф на капитальный ремонт – да. Лично мне как председателю комитета «За честные тарифы» такое решение кажется более разумным, нежели простое повышение тарифа на обслуживание. Почему?

Да потому что затраты на обслуживание дома проконтролировать крайне сложно, это требует от домового совета серьезной работы в течение года. Да и деньги эти, хоть и немалые (в больших домах они достигают от 2 до 4,5 миллиона в год), вовсе не решают глобальных проблем дома, разве что некоторые дыры на них латают.

Капитальный ремонт – другое дело. Ни копейки с этого счета нельзя израсходовать без решения общего собрания, и все средства могут быть потрачены только на конкретные ремонтные работы. Впрочем, повторю: право собственников определять, за что платить и сколько.

Но, допустим, жильцы, подискутировав, устно свое решение высказали. Теперь совету дома снова придется поработать. Нужно донести до всех соседей это решение. Чтобы дом уже на бумаге проголосовал консолидированно.

Конечно, несогласные с мнением большинства вправе голосовать так, как хотят, заставить их никто не вправе. Но мое личное убеждение:  в таких вопросах все-таки лучше прислушаться к большинству. Пойти навстречу соседям. Принять их решение. Из-за конфликта между собственниками (а таких случаев в Петрозаводске хватает) в конечном счете проигрывают все: имущество-то у нас общее!

Что еще нужно сделать, чтобы управляющая компания не смогла проигнорировать решение собственников, «Республика» расскажет в следующем посте блога «ЖКХ».

Читатели «Республики»! Вы можете записаться на прием к председателю общественного комитета «За честные тарифы» Ларисе Ждановой по телефону: (8814-2) 79-00-14. А также здесь, в комментариях, вы можете задавать редактору блога вопросы, на которые она ответит сразу или подробнее в своих следующих постах.

Фото: www.nedelya.ru