Интернет-журнал Республика Карелия

Вялые, непродолжительные

Наталья Ермолина 22 января 2013
Голосовать -9 | +36 +
Вялые, непродолжительные

Наблюдая много лет за карельской публикой, можно прийти к выводам: она скупа на цветы, аплодисменты и «браво» для своих и готова часами бить руки на москвичах. Конъюнктура или плохое воспитание?

Заглянула на днях на огонек подруга-хореограф. Выпили чаю за искусство, поговорили за людей. Речь зашла о гастролях в Германии. Маша делится впечатлениями:

— И вот мы на представлении в Штутгартском балете. Какие-то нарезки из танцевальных миниатюр, 15 минут каждая. И вот, представляешь, 15 минут они танцуют, потом 15 минут овации, крики «браво», восторги. Перерыв. Потом опять: сколько танцуют, столько и слышат после аплодисменты. Ценят у них брата-артиста.

И в самом деле, как приятно наверняка танцовщикам получать помимо хорошей зарплаты еще и порцию народной любви. Я сравниваю эту маленькую зарисовку с нашей театральной действительностью. И вот что наблюдаю.

Бурные и продолжительные аплодисменты у нас раздаются вот в каких случаях:

— на любых премьерах, потому что приходят свои: родственники, друзья, коллеги; да и сама премьерная атмосфера располагает к духу успеха;

— на звездных спектаклях, когда в главных ролях — известные артисты страны, люди из сериалов, телевизора или просто кумиры прошлых лет, в этом случае есть весь театральный набор: «браво», букеты, бисирование;

— на творческих вечерах, когда юбилейность момента логично ведет к отбиванию ладошек – ведь все мы любим и ценим этого седого старика, отдавшего театру столько лет;

— на действительно гениальном спектакле, когда зритель не думает, надо хлопать или нет, он просто неистово бьет в ладоши, не помня себя.

Мы сделали вид, что сыграли вам, вы сделали вид, что похлопали нам. Как флирт двух рыбок в ледяной воде.

Иные случаи демонстрируют нам низкую возбуждаемость публики от местного искусства. Или ее поразительно низкую благодарность. Сколько раз, посещая давние спектакли, идущие уже год-два-три, да даже месяц-два после премьеры, я редко наблюдаю букеты, овации, вообще какое-то электричество между залом и сценой. Мы сделали вид, что сыграли вам, вы сделали вид, что похлопали нам. Как флирт двух рыбок в ледяной воде. Проплыли мимо друг друга, не коснувшись плавниками и не изменив температуры тела.

От чего это идет? От отсутствия престижа артистического труда вообще?

— Ты кем работаешь?

— Артистом.

— Да нет, без шуток, серьезным делом каким-то занимаешься?

В сознании общества артист – не серьезная работа, даже не профессия, а фиглярство: «Ты артист? А ну прикинься кем-нибудь». Вполне понятно, что часть такого неуважения идет от самой нищенской в стране зарплаты. Когда судьи, таможенники, приставы могут получать  в районе ста, а служители Мельпомены не дотягивают и до десяти, то вполне объяснимо, что перед первыми трепещут, а перед вторыми даже жилятся похлопать от души.

Для него что кино, что театр, что ресторан – это досуг, а не событие.


Как-то наблюдала тошнотворную картину, когда сытые, видимо, только от стола буржуа, чавкающие все первое отделение жвачку, тайком снимали на айфон самые зрелищные сцены спектакля, тут же твиттили, постили и размещали в сетях, освещая зал цифровым светом, мешая другим. Надо же дать понять сообществу – мы вот окультурились. Зато они же первые после окончания спектакля встают и бегут в гардероб, не хлопнув ни разочка, топча ноги тех, кто по традиции благодарит артистов за труд традиционными аплодисментами.

Не хочу показаться ворчуньей, но с горечью замечаю, что культура долгих аплодисментов уходит в прошлое. Зритель, купивший билеты онлайн, а не доставший их по блату, теряет нематериальную ценность театра как такового. Для него что кино, что театр, что ресторан – это досуг, а не событие. А потому зачем хлопать после ужина в ресторане, я же заплатил и еще дал на чай. А меж тем я еще помню времена киноклуба в «Калевале», когда после хорошего фильма зрители не встают, пока не кончатся титры и пока не отгремят аплодисменты. Режиссер их не услышит, зато услышат другие зрители. В этом – единение, порыв киноманов, до которых дошел истинный посыл создателей.

В театре же, когда чуть только вышли артисты на первый поклон, в глазах еще стоят слезы последних сцен, а зрители уже бегут за «польтами», становится горько. Неужели не дошло? Неужели непонятно сыграно? Да все понятно. У меня вот мурашки по коже, а задние ряды уже гремят сапогами, и звучат сигналы включаемых «нокий». Тонкий мир театральной магии, сплетенный мастерами за три часа постановки, обрубается, как канаты перед отплытием. От этого и больно, и горько, и обидно.

Что случилось со всеми нами? Еще лет десять назад хлопали каждому спектаклю. Букета два-три было всегда. А нынче театры вынуждены закупать охапки гвоздик и хризантем, чтобы не обидеть артистов, у которых на свою профессию все еще горит глаз. И без цветов этот огонь может затухнуть, как от порывистого ветра или хулиганских выходок вдруг угасает Вечный огонь на площади Ленина.

Люди, зрители, не жалейте ладошек. Это такая малость. Для вас это лишние пять минут зарядки на укрепление грудных мышц, на которые за день так и не хватает времени. А для артиста это лекарство, допинг, смысл жизни, топливо, которым он питается. Ведь той зарплаты, что у него в ведомости значится, на нормальную еду никогда не хватит. Так подкормите же артиста!

Фото: fotki.yandex.ru

  • Вы и правы и не правы одновременно. Лет эдак ...надцать назад, когда актерам не на что было жить, и они ринулись осваивать просторы глубинок, в Олонце ходил на Михаила Пуговкина. (Ох, лучше бы я пошел на «Мюллярит» или на олонецких самодеятельных актеров!). Москвичи по большей части просто отрабатываю хлеб, да и то это не всегда им удается, а наши же, «доморощенные», выкладываются от души. И талант присутствует, и многое другое. Иное дело — некому таланты эти раскрутить. А ведь талантам надо помогать, бездарности пробьются сами. (Я не говорю, что Пуговкин не талант. Он талант, но заевшийся. Во всяком случае, таковым казался мне лет эдак ...надцать назад).

    Голосовать - 0 | +2 +
    Василий Вейкки
    22.1.2013 в 10:11
  • Ох, прямо в точку!! Спасибо за тему!

    И стоишь ты в восторге, аплодируешь, довели тебя до катарсиса, и не только тебя, вы все прям гремите... и тут какая-то «окультурившаяся» (да-да!) личность начинает пробираться, да. Обычно еще и сидит она в центре. Миг назад был волшебный мир, и ты в нем, а тут начинает закрадываться соблазн переключиться на иное: вот взять и не пропустить к выходу. Стоять насмерть. А еще лучше тихонько убить. Под гром тех самых аплодисментов... И самой эта кровожадность не нравится, не для того пришла, но вот что поделать?

    Голосовать - -1 | +9 +
    Ирина
    22.1.2013 в 10:18
  • Надо же, какие разные ощущения. Я тоже хожу в театр. И как-то поймал себя на совершенно противоположной мысли: как мы все-таки горазды аплодировать, независимо от качества спектакля. Ну, плохо иногда сделано, а публика неистовствует в восторге... Правда, я на дневной спектакль ходил последний раз году в 1982 в БДТ.

    Голосовать - 0 | +8 +
    Александр Фукс
    22.1.2013 в 10:49
  • Прошерстил Интернет на предмет зарплат таможенников и приставов (их доходы выкладываются ежегодно в Инете). Никаких в «районе ста» не наблюдаю. Вы о ком пишете, Наталья? Не очень честно вставать на сторону артистов (честь им и хвала!), но при этом незаслуженно попирать представителей других профессий.

    Голосовать - -2 | +6 +
    госслужащий
    22.1.2013 в 11:09
  • Фуксу: понимаю, о чем ты. Я тоже недоумевала на спектакле Ad Liberum «Игра в похороны», насколько его уровень не соответствует бурным аплодисментам. Но предпочитаю, чтобы зрители хлопали плохому, чем не хлопали хорошему. Артистам надо аплодировать уже хотя бы за то, что выходят на сцену, вопреки всему. А о качестве должны писать критики. Публика должна хлопать, не обязательно неистово, достаточно выдержать хотя бы вежливых 2-3 минуты. А то ведь порой два жалких хлопка как пощечина всему делу жизни. Вот это обидно.

    Голосовать - -2 | +4 +
    Наталья Ермолина
    22.1.2013 в 11:18
    • Ага, а иногда аплодисменты заканчиваются, когда еще занавес не закрылся...

      Голосовать - 0 | 0 +
      Иванов В.В.
      22.1.2013 в 13:35
    • Наташа, а почему артисту надо «аплодировать уже хотя бы за то, что выходят на сцену»? Почему надо благодарить за работу, если она сделана например плохо?

      Голосовать - 0 | +2 +
      Ленка
      22.1.2013 в 23:44
  • Госслужащему: вчера только разговаривала с судьей. 120 000.

    Голосовать - -2 | +3 +
    Наталья Ермолина
    22.1.2013 в 11:19
    • Осталось только поговорить с таможенником и приставом. Т.е. сначала узнать, а потом писать. Никак не наоборот!

      Голосовать - 0 | +15 +
      госслужащий
      22.1.2013 в 12:03
  • Театр вернулся к своим истокам — к балагану!

    Голосовать - -1 | +7 +
    Дед Дремучий
    22.1.2013 в 12:28
  • Наташ, что уж далеко ходить. В последнее время редко встречаются известные журналисты, культурные обозреватели, которые сами напрашиваются на репетиции, на встречу с режиссером и актерами, в дни премьер или прогонов штурмуют театральные залы. Порой, уходят, не дождавшись окончания ХОРОШЕГО (!) спектакля. Ладно мол, в другой раз посмотрим. А потом появляются рецензии, написанные с чьих-то пересказов. И цветов, кстати. тоже не дарят, и даже за кулисы не подойдут поздравить... Так что не надо писать о безликой зрительской массе.

    Голосовать - -2 | +10 +
    Коллега
    22.1.2013 в 12:36
  • О, это вечная тема!

    Даже Шостакович мечтал о публике, которая «слушает очень внимательно и начинает бежать за галошами только после падения занавеса» :)

    Но всё же не стоит перегибать палку. Аплодисменты в качестве не-денежной милостыни – идея занятная, но сомнительная.

    Я готова аплодировать исключительно для моральной поддержки только двум категориям выходящих на сцену – детям и инвалидам. Потому что для них выход на сцену – это саморазвитие, преодоление, подвиг, если хотите, который стоит поддержать и поощрить.

    А вот почему я должна притворяться всеядной и морально поддерживать плохо, халтурно сделанную работу тех, кто считает себя профессионалами? Только потому, что им платят мало? Ну уж увольте. Халтурщикам не подаю.

    Голосовать - -1 | +20 +
    Skywalker
    22.1.2013 в 12:46
    • А за чем Вы ходите на такие представления (к халтурщикам)?

      Голосовать - -1 | +1 +
      Иванов В.В.
      22.1.2013 в 13:39
      • А что, у нас на афишах уже начали предупреждать «Осторожно, халтура»? :)

        Голосовать - 0 | +5 +
        Skywalker
        23.1.2013 в 09:01
  • Коллега, каждое ваше слово — правда. Начнем с цветов, редко от журналистов их дождешься. Если только особый случай, давняя любовь к артисту или юбилей. Это вроде как работа, а на работе принято зарабатывать, а не тратить. Если в день смотреть по спектаклю, то на каждый день букетов не накупишься...

    На счет — напроситься на репетиции, встречи с режиссерами, тоже в точку. Ажиотажа нет. И даже трудно теперь вспомнить, кто первым начал — журналисты из-за своего потока и занятости по другим делам редакции или театры, которым накануне сдачи не до прессы, все нервничают, не хотят показывать сырой материал раньше времени. Хотя, ваш театр в этом упрекнуть нельзя. Музыкальный всегда зовет, инициирует встречи с творческим составом. Этот упрек справедлив. Но, если посмотреть на проблему шире, то практика публичных обсуждений театральной жизни вообще ушла. Обсуждения театрального сезона, проходившие еще год назад, были неплохим начинанием (вспоминанием старого) при СТД. Может, начнем с азов?

    Голосовать - -1 | +4 +
    Наталья Ермолина
    22.1.2013 в 12:49
  • Какая театральная жизнь? Что рецензировать? «Тв. мастерская» так и не открылась, "Ad lib. " еле сводит концы с концами. Остался у нас один «Национальный». Премьерами не балует, но спасибо ему — цены приемлемые, чтобы сходить семьей. Скоро будем благодарны просто за то, что гаснет свет и хотя бы в начале чувствуешь чудо погружения в вымышленный, условный и такой притягательный мир сцены. Живем словно на руинах.

    Голосовать - 0 | +7 +
    А.П.
    22.1.2013 в 18:59
  • Наташа, открою маленькую, но довольно-таки большую тайну: для любого зрителя кино или спектакль — всегда просто досуг. Событием оно является для создателей и касты истинных ценителей, которые варятся внутри своей тусовки. Чтобы всё это стало массовым событием, нужно а) хорошее театральное образование в обществе, чтобы со школы прививали любовь к искусству, чтобы был отдельный предмет в школе с большим количеством часов (а возможно ли это?) и б) чтобы спектакль или кино действительно стали чем-то из ряда вон выходящим. Настоящим событием. А часто ли это происходит? Зритель, он ведь не дурак, пусть даже и без театрального образования. Симонов стал событием в культуре Карелии только на фоне того, что было до него. Но его работа не идёт вообще ни в какое сравнение с работами классических театров Москвы и Питера. Обрати внимание на такой факт: в наш театр ходят в основном те, кто не был на постановках «Современника», «Сатирикона» или Большого. А кто был — сравнение не в пользу карельской Мельпомены. Само это чудо, атмосфера, сама романтика театра, когда душа замирает в предвкушении — её нет. И жирные богачи тут совсем ни при чём.

    Голосовать - -1 | +4 +
    Норка
    23.1.2013 в 14:17
  • По поводу выступления Норки: Мда, централизованная империя Россия)) Если посмотреть на Европу, то такого безобразия все-таки нет, чтобы настоящие театры были только в Москве, где деньги платят)

    Голосовать - -1 | +1 +
    Хмм
    23.1.2013 в 16:16
  • Не очень согласна с Норкой. Ну была я в «Сатириконе» несколько лет назад, на «Короле Лире» с К. Райкиным в гл. роли и в постановке знаменитого Бутусова, сидела в первом ряду, выдержала только первое действие, ушла со словами: «Даже у нас в Национальном театре лучше спектакли». Вслед за мной ушла и большая часть драматургов (был семинар драматургов). И вынесла глубокое убеждение: если Москва, и если пресса хвалит — это не значит, что обязательно хорошо. В юности много московских театров обошла — в институте давали конрамарки почти во все театры — что-то нравилось, что-то нет. Так что не будем про Москву с придыханием, всяко бывает.

    Голосовать - 0 | +5 +
    Р. М.
    23.1.2013 в 19:26
  • Да и зачем же с придыханием про 500 театров московских? Ясно дело, что среди них всякое бывает, но если в каждом из этих 500 хоть два раза в год бывает что-то хорошее, то зритель имеет 1000 добротных спектаклей. А у нас, если два театра поставят туфту, то сколько останется? Вот и весь сказ.

    Голосовать - 0 | +1 +
    Хмм
    24.1.2013 в 02:36
  • вначале было слово.... Как правильно задана тема, подумать о зрителе, вернее о его таланте и готовности быть благодарным миру искусства, дарующим выражение сопричастности глубины своего сердца, философии нравственного уровня человеческого общения, готовности самовыражения, а ведь без всего этого не может быть искреннего диалога на сцене для зрителей, вот этот интеллектуальный ресурс эмоционального состояния общетва мы теряем и обесцвечиваем свою идентичность...

    Голосовать - 0 | 0 +
    galina54
    11.5.2013 в 22:49

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие