Интернет-журнал Республика Карелия

Высоко, красиво и пыльно

Голосовать -2 | +25 +
Высоко, красиво и пыльно

Георгий Чентемиров и Виталий Голубев залезли на колосники, побывали под сценой, подержали в руках бутафорские мушкеты, а также выяснили, какие сигареты курят оперные артисты на сцене и зачем театральным художникам ванна.

…Свою третью экскурсию по задворкам Музыкального театра мы начали с постановочной части. Собственно, отсюда и начинается производство самих спектаклей. Да-да, именно производство: кто думает, будто искусство – штука исключительно воздушная, эфемерная и не зависящая от грубого материального мира, никогда не был за кулисами. Можно ли «проверить алгеброй гармонию»? Решайте после нашего фоторепортажа.

Заведующий постановочной частью Анатолий Наумов работает с эскизами для нового детского спектакля: его будут возить по детским садам и школам, так что декорации должны быть легкими и компактными.

Заведующий постановочной частью Анатолий Наумов работает с эскизами для нового детского спектакля "Осторожно, Баба Яга!": его будут возить по детским садам и школам, так что декорации должны быть легкими и компактными.


Декорации к балету «Золушка». Премьера состоится в мае. Макет – необходимый этап производства: по нему можно понять, как будут монтироваться все элементы конструкции.

Декорации к балету «Золушка». Премьера состоится в мае. Макет – необходимый этап производства: по нему можно понять, как будут монтироваться все элементы конструкции.

— У нас тут настоящее конструкторское бюро, – считает Анатолий Наумов, ранее 25 лет проработавший на «Тяжбуммаше». – Декорации по сложности сравнимы с нестандартным оборудованием, к каждому спектаклю – совершенно разные подходы. Но иногда желания художника и режиссера невыполнимы технически; театр все же предполагает условность.

Заместитель и будущий преемник завпоста – Клим Климов. Столяр по образованию, на службе у Мельпомены он уже три года.

Заместитель и будущий преемник завпоста – Клим Климов. Выпускник факультета технологии и предпринимательства, на службе у Мельпомены он уже три года.

– Я просто шел мимо театра и устроился в столярную мастерскую, — рассказывает Клим. — Затянуло! Работа очень интересная, насыщенная, никогда не знаешь, что будет завтра.

Постановочная часть – связующее звено между художественной идеей и реальностью. Здесь прорабатываются все детали спектакля вплоть до винтика, закладываются материалы, готовится смета.

Переходим под сцену. Над головой – гигантский крутящийся диск. Конструкцию приводит в движение электромотор. Сколько в нем «лошадей», не знают, но мощи хватает даже на металлическую семиметровую ротонду из «Евгения Онегина».

Декорации под сценой хранятся из-за дефицита места. А еще здесь тепло, на удивление уютно и вкусно пахнет деревом.

В столярном цехе задумки художников обретают плоть. Кстати, сейчас здесь хотят сделать деревянный пол: на бетоне, говорит Клим, работать больше часа невозможно.

Задача постановочной части – не только соблюсти идею художника, но и сделать так, чтобы декорации при всех их масштабах можно было хранить и транспортировать.

Пропеллеры тоже из «Золушки». Как вы уже поняли, это будет не совсем обычная трактовка известной сказки.

Семиметровый лифт для декораций.

Семиметровый лифт для декораций.


А еще элементы сценографии поднимаются лебедкой через специальные люки.

А еще элементы сценографии поднимаются лебедкой через специальные люки.

В комнате для хранения реквизита в глаза бросается россыпь электронных сигарет. Это для «Кармен»: работницы табачной фабрики курят, однако на сцене нельзя разжигать огонь. Постановщики пошли путем безопасным, но чувствительным для театрального бюджета.


Светящееся конопляное зернышко из «Черной курицы». Никакого чуда, просто лампочка и батарейки.

Светящееся конопляное зернышко из «Черной курицы». Никакого чуда, просто лампочка и батарейки.


Реквизит для разных спектаклей хранится на разных полках, чтобы не было путаницы. Это – атрибуты из «Корсара».

Реквизит для разных спектаклей хранится на разных полках, чтобы не было путаницы. Это атрибуты из «Корсара».

 

На колосниках пыльно и страшно. Пыльно – потому что уборщица сюда не добирается, страшно – потому что высоко. Здесь подвешены задники, элементы декораций, фонари и вообще все, что может висеть. Разобраться в этом хитросплетении под силу только профессионалу. Высота – семнадцать метров. Наверное, примерно так чувствуют себя под куполом цирка. Зато во время спектакля сюда можно «утянуть» любые, даже самые масштабные декорации, которые в данную минуту не нужны на сцене.

Еще здесь имеется железный занавес, который отделяет зрительскую часть от сценической – на случай пожара.

Кстати, декорации в опере «Кармен» тоже фактически подвешены в воздухе. Говорят, что все тросы и крепления проверяются очень строго, так что упасть не должно. Но из-за трудоемкого монтажа спектакль показывают два дня подряд.

В обычной жизни переезд приравнивается к пожару, но в театре так быть не должно. Гастроли – дело рядовое, костюмы здесь терять не принято.

— Есть паспорт на спектакль, где каждая мелочь отражена. А вообще мы всё и без шпаргалки помним. Казусов пока не было, – рассказывает  начальник костюмерного цеха Светлана Сайгина. – Правда, декорации однажды в другой город уехали…

 

Здание напичкано автоматическими системами пожаротушения: здесь есть чему гореть.

Что-то можно гладить, что-то – только отпаривать, - объясняет Сайгина.

"Что-то можно гладить, что-то – только отпаривать", - объясняет Сайгина.

В пошивочном цехе сейчас трудятся над «Золушкой». Балет будут ставить в стилистике сороковых годов.

Создают костюмы, ясное дело, женщины. На обращение «швеи» обижаются, называют себя закройщиками и портными. Говорят, техника после ремонта появилась хорошая, профессиональная. Без изысков в дизайне, зато мотор бесшумный. Мы проверили: и правда бесшумный!

Так будет выглядеть наряд хозяина бала. Брюки уже готовы.

Так будет выглядеть наряд хозяина бала. Брюки уже готовы.

Театральный костюм делается не для быта. Носить его просто так невозможно. Во-первых, он очень тугой, шьется без каких-либо прибавок. Пытались как-то «посадить» наш костюм на обычную девушку – попросила выпустить ее оттуда, рассказывают работники.

Новоиспеченные театральные костюмеры – из колледжа технологии предпринимательства. Тонкости профессии осваивают на ходу.

А тонкостей хватает. К примеру, в костюме танцовщика рукав не должен тянуть за собой все изделие. Чтобы этого достичь, нужен особый крой. В опере он уже не используется.

Без комментариев. Просто хвастаемся: да, мы были на фронтоне Музыкального театра.

Без комментариев. Просто хвастаемся: да, мы были на фронтоне Музыкального театра.

Художественный цех – самое крупное помещение театра. После зала, конечно. Здесь можно разложить полотнище любых размеров – хоть задник, хоть покрытие сцены. Помещение расположено прямо под крышей, которую специально снабдили окнами. Из-за этого здесь всегда хороший, ровный свет. Зато летом цех превращается в раскаленную сковороду; спастись от жары, рассказывает художник-декоратор Владимир Левицкий, можно было лишь в ванне.

Работают в театре водорастворимыми красками, в основном анилином. На полу – метровая разметка: по ней проверяют соответствие эскизу, при таких масштабах ошибиться проще простого. Сейчас художник трудится над трафаретами для детского спектакля – их эскизы мы уже видели в постановочной части.

Художник-декоратор Владимир Левицкий

Художник-декоратор Владимир Левицкий


Царство художника-бутафора Николая Коппалина. Плотник и столяр по первому образованию, этот человек умеет руками делать вообще все. Впрочем, как уверяет Коппалин, он лишь жалкий подмастерье по сравнению со своим отцом. В театре с 1974 года.

Царство художника-бутафора, в прошлом артиста балета Николая Коппалина. Плотник и столяр по первому образованию, этот человек умеет руками делать вообще все. Впрочем, как уверяет Коппалин, он лишь жалкий подмастерье по сравнению со своим отцом. В театре с 1974 года.

— Иногда художник приходит и говорит: сделайте. Как – не знаю, из чего – не знаю, но сделайте, – рассказывает мастер. Такие виртуозные макеты для него – «проза жизни».

 

Николай Коппалин

Николай Коппалин

— Я, наверное, единственный шляпник в Петрозаводске, – рассуждает Николай Коппалин. – Головные уборы сам учился делать. Как-то получалось, получалось… Мозги работают нормально, взгляд хороший. Вот и результат.

В мастерской есть самые разные инструменты — от булавок и швейной машинки до шуруповерта и ленточной пилы.

Кажется, будто в этой комнате сосредоточена сама суть театра – с его способностью создавать иллюзии, которые ярче оригинала, и ремеслом, неизбежно переходящим в искусство.

Все репортажи серии:

«Щелкунчик наизнанку»

Цыганочку!

Фоторепортаж по теме
  • Уважаемый Георгий Чентемиров, здравствуйте ! К Вам срочное обращение ! Как можно скорее свяжитесь с руководством театра и поставьте их в известность, что все кто на сцене — находятся в смертельной опасности ! В.Голубев документально зафиксировал ГРУБЕЙШИЕ НАРУШЕНИЯ крепления тросов для подъема тяжеловесных декораций : как минимум видны три нарушенных крепления, а также неправильное расположение зажимных скоб на стальных тросах, что значительно снижает их держащую способность ! И это только на одном фото ! Пожалуйста не затягивайте — люди в опасности !

    Голосовать - -2 | +12 +
    • Вы не шутите?

      Голосовать - 0 | 0 +
      Юзер
      9.4.2012 в 11:16
  • Ничего себе! Вы серьезно?

    Голосовать - 0 | 0 +
    Arlekin
    9.4.2012 в 11:28
  • К сожалению я совершенно не шучу. Если кликнуть по любой фото, то уходишь на страницу к И.Добродей, там есть еще много разных фотографий и с тросами тоже. Я их внимательно просмотрел и нашел еще 4 (четыре !) подобных нарушения. Неправильно установленные зажимы на 30% ослабляют соединение, а исходя из того, что установленно только по 3 шт, что является минимальным колличеством при диаметре троса менее 16 мм, плюс по одному зажиму сдвинуто и они не работают как положено, то выводы нетрудно сделать и человеку не профи в такелажном деле. Вывод однозначен — декорации подвешены с грубейшими нарушениями, контроль не производится, заделка грузоподъемного такелажа произведена неквалифицировано. Артисты и работники сцены в СМЕРТЕЛЬНОЙ ОПАСНОСТИ !!!

    Голосовать - -2 | +10 +
  • Гос.инспекция труда по Республике Карелия в лице Невайкиной Тамары Михайловны тел. (8142) 76-96-58 поставлена в известность. Если кому не сложно, пожалуйста проконтролируйте реакцию ГИпоРК, мне немного проблематично т.к. сейчас нахожусь в Ростове. Заранее спасибо.

    Голосовать - -2 | +5 +
  • Никогда, Гоша, не знаешь, как твое слово отзовется!))

    Голосовать - 0 | +2 +
  • Как бы такого специалиста да на работу в театр! Еще предлагаю дать фоторепортаж на какую-нибудь медицинскую тему. Это чтобы диагноз нашлось кому по фото поставить. Чем и хорош интернет — можно себя обозначить хоть по какому вопросу специалистом!

    Голосовать - -1 | +1 +
    Инна
    9.4.2012 в 23:04
  • Супер репортаж!

    Голосовать - -1 | 0 +
    Наталья
    9.4.2012 в 23:07
  • Очень интересно. Знакома с кухней любительских театров, но тут зато масштаб какой. Вот бы еще в закулисье Мариинки попасть...

    Голосовать - 0 | 0 +
    Софико
    10.4.2012 в 17:40
  • Увы.

    Рассказ крайне поверхностный.

    История болезни кончика ногтя. Про организм — ни слова.

    Истрачены чудовищные деньги на создание театра оперы и балета

    в Карелии.Ради этой бредовой идеи убит Драматический театр со 100

    летней историей. Итог — пять спектаклей в сезон. Пять — шесть представлений в месяц при полупустом зале. Самоокупаемость — ноль.Жилья для артистов нет. Оркестр — балаган.

    Перспектив — никаких. Что дальше- пустота....

    Аферист Алекзндров сдуется в любой момент с обидой.

    Аренды зала — проблем не решат, очевидно.

    Как быть и что делать — должна разъяснить госпожа Брун, которая все эти затеи из нашего с вами кармана проплачивала.

    Да что-то затихла...

    Голосовать - -2 | +1 +
    орворвоарвораовра
    14.4.2012 в 02:11
    • Рассказ, мягко говоря, не об этом. Я провел читателей «Республики» по закоулкам театра, не более. Экскурсовод в «Эрмитаже» не обязан плакаться посетителям на проблемы отрасли и ругать политику Минкульта. То, о чем вы говорите, — проблема отдельного материала. Давайте не мешать мух с котлетами, это невкусно.

      Голосовать - -1 | +1 +
      Чентемиров
      15.4.2012 в 17:08
      • Я не могу не признать Вашу правоту в части "....по закоулкам театра не более... "

        Да. Репортаж. Про театр.Про театр без проблем.

        Весело и интересно побывать в мастерских и на фронтоне.

        «К пуговицам претензий нет» и "...в остальном, прекрасная маркиза... "

        Вы ведь свою позицию так примерно обозначили?

        Всякое явление имеет позитивную и негативную стороны.Да, да —

        те самы мухи и котлеты.Вкусно — невкусно, а кушать приходится.

        Голосовать - -1 | +1 +
        ввааваы
        16.4.2012 в 19:38

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие