Интернет-журнал Республика Карелия

ЁПРСТ

Вадим Штепа 4 октября 2011
Голосовать 0 | 0 +
ЁПРСТ

Пожалуй, правы эксперты, утверждающие, что региональные бренды в России либо вовсе заброшены, либо, в лучшем случае, делаются «на коленке». Попытаемся разобраться в последних тенденциях регионального брендинга.

«Сейчас есть несколько негативных трендов: первое – быть столицей чего-нибудь, второе – присваивать первую букву: Екатеринбург – это Ё, Пермь – П. Тогда уж должно быть несколько городов ЁПРСТ – это было бы забавно. А просто буквы – это безумие», – заявила на конференции по имиджу регионов советник Минздравсоцразвития Юлия Грязнова.

Если региональные бренды уже заботят чиновников от здравоохранения, видать, дело серьезно!

Спор столиц между собою

Но действительно – объявлять себя какой-то «столицей» уже звучит банально, и потому не брендово. Классический случай здесь – Казань, провозгласившая себя «третьей столицей России» и даже зарегистрировавшая этот статус в Роспатенте. Причем за право так именоваться разгорелась настоящая средневековая междоусобица между Казанью и Нижним Новгородом. Казанцы все же успели подать документы раньше, так что Нижнему пришлось ограничиться статусом «столицы Поволжья». (Кстати, признают ли эту «столичность» другие поволжские города – от Твери до Астрахани – вопрос тоже еще далеко не решенный…)

Однако выиграла ли на самом деле Казань от этой «третьестоличности»? Такой числительный бренд, несмотря на борьбу за него, на самом деле ассоциируется скорее с какой-то провинциальностью, чем с собственной культурной спецификой этого города.

Пермь тоже давно уже объявила себя столицей – только «культурной», но зато с замахом на всю Европу. Однако утверждение этого бренда зависит от европейских чиновников – пока статус «культурной столицы Европы» присваивается только городам ЕС. Но пермяки не теряют надежд, что он, как и конкурс Евровидение, скоро выйдет за рамки Евросоюза. Как бы то ни было, свою красную «П» они уже действительно раскрутили до глобально узнаваемого бренда. Так что Петрозаводску здесь, увы, уже не потягаться.

Что вместо «газоскрёба»?

Удивительно, что сегодня нет своего лаконичного и однозначного бренда даже у Санкт-Петербурга! Парадокс в том, что изобрести его мешает именно богатство этого города – скульптурное и архитектурное, из которого трудно выбрать какой-то один символ. Да и множество разных эпох накладываются друг на друга – от Ниеншанца до Ленинграда. Впрочем, питерская общественность сегодня рада уже тому, что таким брендом не стал 400-метровый «газоскреб», который планировали возвести в центре. Возможно, свою роль в отмене его строительства, помимо массовых гражданских протестов, сыграла и угроза ЮНЕСКО исключить Петербург из списка объектов Всемирного культурного наследия.

Победившие противники башни предлагают сегодня альтернативный проект – организовать на Охтинском мысу археологический музей, который действительно мог бы стать неожиданным, «древне-новым» брендом города. Но власти, похоже, их вновь пока не слышат…

От Волги и до Енисея…

Однако инертность властей не повсеместна. Приятным исключением сегодня выступает та же Нижегородская область, где на статусе «столицы Поволжья» не остановились. Губернатор Валерий Шанцев в своем блоге объявил о продолжении конкурса на лучший бренд региона и призвал местных и российских креативщиков активнее в нем участвовать.

 

Вообще, пока московские эксперты теоретизируют за «круглыми столами», регионы переходят к практике. Правда, иногда не совсем понятной. Так, Республика Алтай зарегистрировала в сентябре бренд «Горный Алтай». Звучит, конечно, красиво, но по смыслу похоже на то, как если бы Республика Карелия зарегистрировала бренд «Лесная Карелия». Региональный логотип, конечно, симпатично смотрится на кружках, вымпелах и флажках – но ведь смысл бренда состоит в том, что он является своеобразным «знаком качества» той или иной продукции, производимой в регионе. Если же лепить его на все подряд, бренд девальвируется.

Тем не менее мода на создание городских и региональных брендов все ширится. Докатилась она даже до заполярной Воркуты, администрация которой недавно тоже озаботилась туристической привлекательностью своего города. И вправду – чем тундра хуже египетских пустынь, ЁПРСТ? Но если всерьез – на Полярном Урале действительно есть свои уникальные и малоизведанные красоты:

 

Фото Максима Матвеева

Фото Максима Матвеева

У нас же в Карелии региональный брендинг – по крайней мере, для властных органов – до сих пор остается каким-то диковинным зверем... А вот, кстати, в эстонском городке Нарва-Йыэсуу именно такого зверя – миногу – и сделали своим городским брендом.

  • Никакие выдуманные бренды и символы не помогут. Пермь чем была тем и осталась, и лишь сама может гордиться приватизированной буквой «П» и званием культурной столицы Европы. На бумажных пакетах можно песчатать что угодно, славы региону это не прибавит. Бренды и символы рождаются сами, десятилетиями и столетиями. Эйфелеву башню в Париже считали в свое время уродством, портящим город, и ее должны были разобрать после Всемирной выставки. Кто знает, чем бы стал газпромовский член для Питера через сто лет, если бы осуществился?

    Для примера возьму то, что мне лучше знакомо.

    Что есть символ Хельсинки? Кафедральный собор на Сенатской площади, здание построенное первоначально как православная церковь российскими «оккупационными» властями.

    Что есть символ Тампере? Заводы пришлеца Финлейсона, старый промышленный комплес посреди города, который еще пятдесят лет назад считали подлежащим сносу уродством. Сейчас это компекс музеев. театров. клубов, и прочей культуры.

    Голосовать - 0 | 0 +
    4.10.2011 в 12:01
    • Согласен с Вами. «Выдумать бренд» можно для водки или кроссовок, но для города / региона / страны — затея, на мой взгляд, бессмысленная.

      Голосовать - 0 | 0 +
      Чентемиров
      4.10.2011 в 12:12
      • Бессмысленная? Ездили бы миллионы туристов ежегодно в лапландскую глушь, если бы там не догадались построить деревню Санта-Клауса? =)

        Голосовать - 0 | 0 +
        4.10.2011 в 18:10
    • Арви, насчет Перми ты не совсем прав. Она уже больше известна европейским художникам, чем российским. =)

      www.russ.ru/pole/Permskij...russkoj-kul-tury

      А что касается Тампере — то это как раз и есть пример правильного регионального ребрендинга.

      Голосовать - 0 | 0 +
      4.10.2011 в 19:03
  • Питер сам по себе знаковый город, и мест-символов там валом. Так что ему ни к чему пошлый брендинг — это не водка и не мороженое.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Chrome
    4.10.2011 в 17:15
  • Насколько я знаю, Матвиенко сама отправила в Юнеско документы, чтобы Петербург исключили из Всемирного культурного наследия. Так что башенку, скорее всего, построят.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Виктор Давидюк
    5.10.2011 в 01:21
  • Напоминает недавнюю зарисовку из Русского Репортера...

    Голосовать - 0 | 0 +
    Тюленёнок
    6.10.2011 в 23:48

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие