Интернет-журнал Республика Карелия

Жемчужный ряд, серётка улицы

Елена Фомина 21 ноября 2011
Голосовать 0 | +4 +
Жемчужный ряд, серётка улицы

Что делать в Поморье зимними вечерами? Собираться на «бесётки» и петь. Фольклорная группа Сумского Посада осенью отметила семьдесят пять лет. Поют здесь песни свадебные, лирические, хороводные. Вот только приезжие специалисты говорят: не то! Старики уходят, манера исполнения утрачивается...

Поморьска говОря

…Летось насекла бабка в лесу дрофф, да во костёр-от на кулиги их склала. Зимой бабка за тема дровама в лесы покатила. На кулигу-то разъехалась, гленула: нако-цего элако-то? На костру-от мЕдвёдь сидит!..

Так в Сумском Посаде, конечно, давно никто не говорит – разве что бабушка-другая. Хотя во время последней переписи населения на вопрос о родном языке можно было ответить: поморский. Поморьска говОря шла в списке под номером 132.

 

 

«Костёр» на говОре – груда сваленных в беспорядке предметов: «посуда не мыта, костром стоит». Так что «костёр дрофф» – это поленница.

«Костёр» на говОре – груда сваленных в беспорядке предметов: «Посуда не мыта, костром стоит». Так что «костёр дрофф» – это поленница.

– Поют сейчас в Поморье тоже усреднённо. «Вычищенная» такая манера, – говорит Валентина Кузнецова, фольклорист, кандидат филологических наук. – Но петь очень хотят, прямо жаждут! Когда наши экспедиции приезжают – никого уговаривать не надо. Хотя, конечно, до настоящего поморского исполнения сегодня о-о-очень далеко. Петь, «как тётки», – это не значит по-поморски. Утрачивается манера…

В 60-х, 70-х годах сотрудники Карельского института языка, литературы и истории много записывали в Поморье – и песен, и сказок, и легенд. Одним из первых «за говОрей» ездил писатель Дмитрий Балашов. Магнитофонные записи на плёнке теперь хранятся в архивах института. На современные носители пока перенесли только часть – в ИЯЛИ на оцифровку очередь.

– Мы и сейчас каждый год ездим в экспедиции – в Кемь, в Гридино, – говорит Кузнецова. – Улов, конечно, уже не такой. Раньше-то Поморье просто кипело сказками, причитаниями…

Сумляне

Куда глядит поморская красавица? Вдоль улицы под названием Жемчужный ряд, на мост, переброшенный через речку Суму…

– Тимур! Тим-у-ур!!! Ну-ка слазь оттуда!

У Натальи Навагиной (она работает в Сумпосадской школе) – трое детей. Воспитывать приходится одной. Пока мама готовилась к фольклорной фотосессии, старшие копали картошку. Ну а младший (Тимур, как вы уже поняли) лазал «на мосту да под мостом».

– Тимур! Я кому сказала!.. Опять ведь, выпорок, уделается: мост покрасили недавно, до сих пор не просох толком…

Покрасили мост к празднику: летом Сумский Посад отмечал 575 лет. Если раньше жизнь села зависела от моря, то теперь – от железной дороги. Работа есть только на станции «Сумпосад». И в местной школе: сюда на пятидневку приезжают ученики из окрестных Маленги, Колежмы и Хвойного.

 

 

Чисто, нарядно и солнечно. Бани топятся, бабушки моют на камнях половики, дети лазают по мосту, пачкаясь в свежей краске.

Есть в Сумпосаде и клуб – шьют поморские сарафаны и повойники, пляшут «шестёрку», припевая: «Я по бережку похаживала, пароходика посматривала!». Танец исполняют девять человек, а ходят по «восьмерке» – в общем, не всё понятно у поморов с арифметикой.

Каки мы те, к лешшому, бабы?

– Приезжают очередные специалисты из Питера или из Москвы и говорят: дайте нам бабушку! А мне хочется им сказать: уже нас послушайте, хватит бабушкам славы! – шутя сердится Наталья. Девушка, как мы выяснили, строгая.
– Каждый раз одно и то же слышим: «Утрачена манера исполнения», – согласна с ней и Светлана Кирьянова, методист Сумпосадского дома культуры. – А как пели сумские бабушки? Мы-то рады послушать – дайте записи!..


 

 

…Я косила на потоке – на реке,

дружка видела в суконном сюртуке.

Я кошу-кошу – не косится.

Погулять с милёнком хочется…

– Зимой собираемся часто – дел не так много, –  рассказывает Светлана. – В фольклорной группе у нас двенадцать человек (бабушки тоже, конечно, есть). Это такая отдушина!
– Все костюмы шьём сами. Беломорский-то хор из муара может сарафаны себе позволить, а нам это не по карману, – подключается Наталья. – Собираемся вечерами, поём… Сиди, делай да лАбадай – так моя бабушка говорила.

Правильно сшить поморский костюм (сорочку, сарафан, повойник) непросто. Есть свои правила: чем старше женщина – тем темнее сарафан. Говорят, у поморов примета была: чем шире на подъюбнике кружево – тем рукастее девушка. Опять же, чем больше украшений, тем статуснее. Муж, значит, у жонки богатый.

Кстати, слово «бабы» поморские женщины всегда воспринимали в штыки. Есть деффки, есть жонки. «Бабой-то сваи бьют! Каки мы те, к лешшому, бабы!..»

Утушка ты, цифрова-а-а-я…

– Сумпосадскую фольклорную группу я слышала в октябре, в Беломорске, на презентации Словаря живого поморского языка Дурова, – вспоминает Валентина Кузнецова, старший научный сотрудник ИЯЛИ. – Хотят, говорите, послушать архивные записи? Я посмотрю, есть ли что в картотеке именно из Сумского Посада. Но записей может быть недостаточно – с этими исполнителями музыканту бы поработать, чтобы поставить грамотное исполнение…

…В архиве института Валентина Павловна нашла не только плёнки, но и цифровые копии:

– Записи были сделаны этнографами в Сумпосаде в 1959 году. Песен много: лирические, хороводные, «утушные» (под них «утушку» ходили, танцевали). Так поют тонко, просто ультразвук! Высоко-высоко, поморская манера настоящая. Я скоро собираюсь в Сумпосад – отвезу им флешку…

P.S. Так как же пели поморы? По-правильному?

Аудиозапись из Фонограммархива Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН. Исполнитель: З.М. Ломова, 56 лет. Записано в Кеми в 1963 году.

Audio MP3

«Из-под камешка водичка спротекла»

Из-под камешка водичка спротекла,
да не своей волей взамуж бедна пошла.
Да чужи людюшки просватали меня,
да родна маменька не знала про меня.
Да догадалася желанна у меня,
да когда я стала со личика бледна,
да стала маменька выспрашивать у мня:
«Да ты зачем, зачем со личика бледна,
да ты зачем приуплаканы глаза,
да приутерты кисейны рукава?»

Да я головушку платочком подвяжу,
да на родимую сторонку погляжу.
Да посмотрю я, кто по улице пройдет,
да, может, милый на окошко поглядит,
да меня, девушку, поклоном подарит.
Да, может, скажет, повернувшися вокруг:
«Да я люблю тебя по-прежнему, мой друг…»


 

 

Фото: Игорь Георгиевский.

  • так вот откуда пошел олбанский))

    Голосовать - 0 | 0 +
    школота
    21.11.2011 в 14:09
    • — Ты пошто не скинывашь мОкру-то рубаху?

      — Дак, быват, и такО дородно. Быват, не порАто мОкра рубаха-

      то!..

      «ПорАто» — значит «очень».

      По словарю полазаешь — сказка! Скажем, гулящая женщина называется ВАЛЯФКА. Есть и слово ПОРНО — означает «прочное соединение»:

      ПОрно приколОцена пОлоцька-то!

      Голосовать - 0 | 0 +
      Имя
      21.11.2011 в 17:42
  • Как жалко, что от традиции современно общество открещивается как от чего-то нафталинового и ненужного. Как жалко, что относится ко всему народному как к немодному и ненужному «лубку». Банальны слова про мудрость прошлого — но ведь это правда. Вот недавно из любопытства открыл советский «Домострой». Это ведь чудо, а не книга. В мелочах — она про то самое пространство быта, которое было совершенно вырезано из нашего менталитета совком, а сегодня вернулось на ТВ и в медиа, в виде бьющих все рейтинги программ про ремонты и кухню. А глобально — это книга про то, как мужчина не может обойтись без женщины. Возможно, в том, что поморские напевы сегодня нужны только их же поющим женщинам виноваты и СМИ в том числе. Поэтому вам, Елена, спасибо за глубокие и каждый раз неожиданные материалы из районов. Вы делаете пусть сегодня не рейтинговый, не топовый, но очень нужный труд. Вы создаете историческое пространство. Которое, может быть, вашими усилиями, завтра станет привлекательнее для обывателя.

    Голосовать - 0 | 0 +
    демагог
    21.11.2011 в 14:59
  • какое симпатичное поморское имя — Тимур;)

    Голосовать - 0 | +1 +
    Петя
    21.11.2011 в 15:33
    • Ага, мне тоже имя котика понравилось)

      Голосовать - 0 | 0 +
      Timur Bazarov
      21.11.2011 в 16:20
  • Это же имя младшего сына, а не котика)

    Голосовать - 0 | 0 +
    Ирина Добродей
    21.11.2011 в 16:47
    • Выпорок, кстати, по-поморски — балованый ребенок *).

      Голосовать - 0 | +1 +
      Елена Фомина
      21.11.2011 в 17:58
  • Чудесные тексты, замечательная тема, Лена!

    И фото — глаз не оторвать! Игорь молодец!

    Голосовать - 0 | 0 +
    Снежана Слепкова
    21.11.2011 в 17:03
  • Статья хорошая, фотографии чудесные, женки поморские красавицы! Только почему мать троих детей одета в девичий костюм? Неправильно это, не по-поморски!

    Голосовать - 0 | +1 +
    поморочка
    21.11.2011 в 17:44
    • манеру утрачивают? *)))

      Голосовать - 0 | 0 +
      Елена Фомина
      21.11.2011 в 17:56
    • девичий костюм ....и речь не свободна — понимают но не говорят ....умер язык нет его и не будет. Можно конечно Гемп начитаться да со словарем Дуровским но даже ударения не там будут, что поделаш этногенез — взял бы ево лембой

      Голосовать - 0 | 0 +
      выходец
      22.11.2011 в 14:21
  • Странно, что сумляне перестали хвастаться своими капитанами. Там многие годы работала мореходная школа, из которой вышли известные мореплаватели. В семье Ворониных было, если мне не изменяет память, четыре капитана дальнего плавания, в том числе знаменитый Владимир Иванович Воронин, капитан легендарного парохода «Челюскин».

    А материал — блеск!!!

    Голосовать - 0 | +1 +
    davydov
    21.11.2011 в 17:57
    • Не перестали хвастаться. Просто тема другая. Если б мы в Белое море на кАрбасе отправились — то я б про капитанов написала.

      Голосовать - 0 | 0 +
      Елена Фомина
      21.11.2011 в 18:00
  • Чудесный текст, как в 3D, объемный))

    Голосовать - 0 | 0 +
    Анна Гриневич
    21.11.2011 в 22:06
  • А жемчуг искусственный? В беломорских реках встарину жемчуг добывали. Назывался скатный. В Керети это был просто промысел. И сейчас попадается жемчуг. И в Суме должен быть — река плотинами не испорчена. Узнать бы...

    Голосовать - 0 | +1 +
    davydov
    21.11.2011 в 22:20
    • Раньше добывали — сейчас вряд ли. Бижутерия...

      Голосовать - 0 | 0 +
      Елена Фомина
      21.11.2011 в 22:59
  • В связи с жемчугом: а про молевой сплав забыли? Какой уж тут жемчуг, коли даже рыба исчезла. А семга и жемчужница, кстати, составляют некое соединение (часть биоценоза как говорят биологи). Таков остался сейчас только в Варзуге. Но, похоже, скоро не будет: говорят сплав собираются делать, добрались, больше-то негде взять будет. Помните, в советское время рубки называли хищническими (правда, в основном капиталистические))

    Голосовать - 0 | 0 +
    Хмм
    22.11.2011 в 01:55
  • Да может скажет, повернувшися вокруг-Да я люблю тебя по-прежнему, мой друг.

    Очень по-настоящему всё!

    СПАСИБО.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Имя
    22.11.2011 в 13:23

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие