Жулье мое

Журналист «Республики» в целях эксперимента побывал в роли потенциальной жертвы телефонного мошенника и попытался проанализировать приемы, при помощи которых его пытались обдурить. Получился материал из серии «Покажите родителям».

Всю последнюю неделю жители Карелии находятся под пристальным вниманием телефонных мошенников. С прошлой пятницы в республике зафиксировано семь случаев «дистанционного» жульничества , ущерб составил более трехсот тысяч рублей. Самыми щедрыми оказались петрозаводчане, обогатившие аферистов аж на четверть миллиона.

Схема старая и проверенная – сообщение, будто банковская карта заблокирована либо действие ее приостановлено. Человек, звонивший по указанному в sms номеру, слышал следующее: чтобы исправить проблему, надо срочно бежать к банкомату и, руководствуясь указаниями «специалиста», произвести ряд операций. В конечном итоге это упирается в перевод денег на один или несколько мобильных телефонов. Как правило, все они зарегистрированы в других регионах страны.

«Просчитать» схему несложно, для этого нужно всего лишь спросить «оператора», например, о карте какого банка идет речь. Подобные сообщения рассылаются сотнями, мошенники действуют вслепую и наугад, потому любой конкретный вопрос введет их в ступор. Проблема в том, что задать этот вопрос не всегда получается, особенно если жертва застигнута врасплох. Журналист «Республики» решил «повестись» на грозное сообщение и показать своим читателям, на что обращать внимание, если с вами связались подозрительные личности.

Предполагаемый мошенник: — Здравствуйте, меня зовут Владимир, чем могу помочь? (Голос приятный, интонации вежливые, подкупающие. Интересная деталь: название организации не звучит, однако если вы позвоните в любой, абсолютно любой банк, это будет первое, что вы услышите. Ясное дело: жуликам невдомек, какая у вас карта).

Журналист: — Здравствуйте, у меня заблокирована банковская карта.

П.М.: — Не заблокирована, а приостановлена. Фамилию, имя и отчество назовите, пожалуйста... (Важный момент: преступники быстро получают от вас информацию, которой затем пользуются. Растерянный или рассеянный человек этого не заметит, ему будет казаться, что к нему сразу обращались по имени-отчеству).

Ж.: — Семенов Иван Петрович.

П.М.: — Иван Петрович, на какой номер телефона вы получили sms-уведомление? (Зачем представителю банка эта информация? Какая разница, какой у меня телефон?).

Ж.: (Диктует номер).

П.М.: — Иван Петрович, назовите, пожалуйста, последние четыре цифры своей карты.

Ж.: — 1576.

П.М.: — Когда вы последний раз расплачивались по карте и какой на ней сейчас остаток? (Хотя бы номер и серию паспорта для приличия спросили…)

Ж.: — Пару дней назад, сейчас на ней семьдесят тысяч.

П.М.: — Секундочку подождите, пожалуйста… Иван Петрович, приостановление вашей банковской карты связано с техническим сбоем при начислении платежей. Сейчас, для того чтобы снять приостановление, вам нужно пройти до ближайшего банкомата, перезвонить по этому же номеру и произвести ряд операций под руководством нашего специалиста. У вас далеко банкомат? (Обратите внимание на казенные, официальные формулировки. Они создают впечатление серьезности происходящего. По сути же сказанное не имеет смысла; что за «платежи» имеются в виду, если о них даже речи не шло? С каких пор технические сбои исправляют сами клиенты при помощи ближайшего банкомата? И опять «оператор» произносит имя-отчество «клиента» – это должно вызывать доверие звонящего. Дальнейшее – дело техники: «окученная» жертва, добравшись до банкомата, будет беспрекословно следовать всем указаниям).

Ж.: — Скажите, пожалуйста, а у вас есть родители?

П.М.: (Долгая пауза, затем – ответ ошарашенным голосом) Нет. (У мошенника «порван шаблон» нестандартным вопросом. Заметьте: если бы такое спросили у настоящего банковского оператора, он бы наверняка поинтересовался, какое это вообще имеет отношение к делу, и уж точно не стал бы отвечать)

Ж.: — То есть вы не боитесь, что кого-то из ваших родственников так обманут, как вы меня сейчас пытаетесь?

П.М.: — Я никого не обманываю!

Ж.: — Ну как же!.. Я ведь никакой не Иван Петрович, и банковскую карту мою никто не блокировал… (Долгие гудки).

Как говорил Михаил Булгаков, никогда не разговаривайте с неизвестными. В век разгула телефонного мошенничества этот тезис надо бы тиражировать на рекламных носителях. Но раз уж заговорили – будьте начеку. Имейте в виду: профессиональные преступники гораздо умнее, хитрее и проницательнее, чем это может показаться обывателю, они умеют импровизировать и находить подход к людям. Жаль только, что использовать эти таланты в мирных целях они не собираются.