Интернет-журнал Республика Карелия

Брендовая семейка

Вадим Штепа 11 октября 2011
Голосовать -1 | +1 +
Брендовая семейка

Региональный брендинг отдаляется от старой геральдики и индустриальных стереотипов, обращая особое внимание на живую – природную и культурную - специфику различных территорий.

Отвечая на вопрос нижегородской журналистки об отличии гербов от брендов, директор Пермского музея современного искусства Марат Гельман провел забавную, но доходчивую параллель: «Это как сравнивать президента РФ и мужа. По сути, это может быть один и тот же человек, но функции у них разные. Так же и здесь. Есть  символ области – это герб, а есть бренд – это образ живого города или области».

Разработчики региональных брендов действительно не зацикливаются на каких-то геральдических традициях. И самые эффективные бренды возникают именно тогда, когда им удается «поймать» непосредственное впечатление, которое производит тот или иной город, с чем он сам хочет ассоциироваться в бурной современной жизни.

Дизайн вместо геральдики

Радует, что эту специфику иногда понимают и государственные чиновники. Правда, не всегда в России, но в регионах соседних стран. Вот как первый заместитель мэра крымского города Саки Андрей Ивкин мотивирует необходимость нового городского бренда:

«То, что ранее было принято изображать с помощью элементов геральдики и гербов, сегодня раскрывают дизайнеры с помощью современных инструментов и технологий. Город Саки, конечно же, имеет свой герб, сложившийся веками. Проблема в том, что и наш горожанин, и курортник сегодня живет в совершенно иной визуальной коммуникативной среде, которая сформирована рекламой, брендами потребительского рынка, дизайном. Геральдика перестала быть понятной, поскольку оперирует образами, оставшимися в далеком прошлом. Она больше не несет той информации и эмоций, на которые была когда-то рассчитана. Брендинг создает открытый, приветливый, дружелюбный образ города».

В итоге был разработан новый и яркий бренд этого курортного городка, совместивший в себе стилизованную морскую волну, сердце – как символ гостеприимства, зеленый лист – как символ городских парков и каплю местной лечебной грязи:

Бренд стремится к лаконичности,  но вместе с тем он должен быть весьма содержателен. Творцы бренда Ненецкого автономного округа умудрились вписать в него практически все, с чем ассоциируется этот край – чум, оленьи рога, рыбу и вновь каплю, только уже, видимо, нефтяную. При этом логотип отражает и традиционный ненецкий орнамент, а своей конфигурацией напоминает географические очертания округа. Некоторые специалисты по дизайну даже находят этот знак лучшим среди регионов России:

Долой дымные трубы!

Пожалуй, это уже тенденция – во многих регионах сегодня думают о необходимости отхода от привычных индустриально-сырьевых ассоциаций. Именно такое развитие бренда Тюменской области предлагает генеральный директор ВЦИОМ Валерий Фёдоров: «Если область хочет себя раскручивать не только как регион, где много нефтяных вышек и газопроводов, то необходимо в бренд добавлять новые качества. Например, Тюмень – хорошее место для жизни или Тюмень – город, где дают качественное образование. Подобных граней можно найти большое количество».

Аналогичные размышления приходят и в Череповец, который пока ассоциируется в основном лишь с гигантской «Северсталью». Как пишет местная газета «Речь», «городские власти уже приступили к реализации некоторых задумок в формировании имиджа города. Так, 2012 год в городе станет годом художника В. В. Верещагина — исполнится 170 лет со дня его рождения. В ближайших планах — организация рок-фестиваля памяти поэта и музыканта Александра Башлачева. Отсюда и баннеры, посвященные этим двум уроженцам Череповца, появившиеся на улицах города».

А в индустриальном Челябинске брендом могут стать… шахматы. Именно такую идею предложил местный омбудсмен Алексей Севастьянов, вспомнив, что Челябинская область – родина Анатолия Карпова, и, кроме того, местными шахматистами разработано несколько глобально известных игровых комбинаций. Поддержал эту идею и губернатор. Что ж, посмотрим, возникнут ли там классические Нью-Васюки? Помнится, Кирсан Илюмжинов уже однажды обещал превратить Калмыкию в нечто подобное…

Впрочем, кое-где уникальным брендом региона может стать именно природное сырье. Как, например, в Республике Коми, которая в этом году принялась активно позиционировать себя как грибное место. Более подробный материал об этом проекте читайте в ближайших выпусках нашей рубрики.

В общем, именно природная специфика все более становится мейнстримом регионального брендинга. И понятно, что когда дело касается Байкала, это особенно очевидно. Но как лучше «продать» это озеро туристам – об этом эксперты ведут напряженные дискуссии. Все-таки далековато… Член гильдии маркетологов России Андрей Пуртов уверен: «Байкал наряду с Горным Алтаем, Карелией и еще двумя-тремя территориями является одним из наиболее конкурентоспособных туристических направлений в России».

Эксперт вспомнил про Карелию – а ведь и наше Онежское озеро (второе по величине в Европе) также заслуживает своего уникального бренда. Причем одной регаты явно мало – на его тысячах островов можно проводить уникальные соревнования по экстремальному спорту. Это наверняка отразится и на новом облике (а может быть, даже и имени?) нашего города – который, заметим, является единственной российской и европейской столицей на таком крупном озере. Но пока символом Петрозаводска считается лишь старый герб с ядрами, которые давно улетели…

  • Пока экстремальные виды спорта не отразились на названии города, в народе он продолжает называться Петромагазинском. Сооружения типа Тетриса больше впечатляют наших соотечественников, чем любые регаты, сплавы и кроссы.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Ирина
    11.10.2011 в 16:00
  • Может быть, на новом бренде города изобразить всех владельцев торговых сетей за одним большим прилавком? =)

    Голосовать - 0 | 0 +
    11.10.2011 в 16:34
  • Правильно, региональный брендинг нам край как нужен, без него не прожить. Без штанов и шапки, но с логотипом республики и «таргетированной айдентики в мейнстриме регионального ребрэндинга».

    Голосовать - 0 | 0 +
    NeXXt
    11.10.2011 в 16:41
    • ...айдентикой

      Голосовать - 0 | 0 +
      NeXXt
      11.10.2011 в 16:55
    • Не желая знать законов современной экономики, рискуете как раз остаться без штанов и шапки...

      Напомнило классику:

      — Да что тут предлагать?.. А то пишут, пишут... конгресс, немцы какие-то... голова пухнет! Взять все да и поделить... 

      =))

      Голосовать - 0 | 0 +
      11.10.2011 в 17:50
  • Надеюсь, вы «Суровые годы уходят...» над требником современной экономики не поете? А то дальше Полиграфа Полиграфовича в ассоциативном ряду уйти сложновато будет.

    Давайте вместе попробуем перечислить уникальные элементы, которые можно обыграть, развить в символе современной наибрэндейшей республики. В конструктивном русле, так сказать. Я начну, а вы можете дополнить или поправить.

    1. Природные образы (озера, реки, поля и леса). Самый распространенный образ. Присутствует в подавляющем большинстве региональных и государственных логотипов (не гербах).

    2. Ремесла (народный промысел). Сувениры из бересты, карельской березы и шунгита?

    3. Промышленность. Добыча талькохлорита, мрамора и прочих безусловно полезных ископаемых? Деревообработка? Машиностроение? Электроника?

    4. Туризм. Развитая инфраструктура на всех уровнях и высокие конкурентные качества?

    5. Сельское хозяйство. Животноводство, фермы, рыбохозяйства?

    6. Культурное наследие. Многострадальная «Калевала», кижско-беломорские памятники или ориентир на актуальность для молодежи? Легенды, способные привлечь любопытных?

    6. Исторические личности. Для республиканского масштаба личность должна быть соответствующей, подскажете кого-нибудь?

    Голосовать - 0 | 0 +
    NeXXt
    11.10.2011 в 19:45
    • Многие из перечисленных вами тем как раз и обсуждаются в этой рубрике, полистайте архив. Но к чему эти перечисления? Если у вас есть конкретная и конструктивная статья о том, какой республиканский бренд следовало бы развить, присылайте — опубликуем!

      Голосовать - 0 | 0 +
      11.10.2011 в 20:23
      • Хоровой фестивать имени Г.И. Терацуянца.

        Чем не начинание, чем не личность?

        Давайте поддержим :)

        Голосовать - 0 | 0 +
        Саша
        11.10.2011 в 23:32
  • Савва Григорьевич Бродский. Его иллюстрации к «Дон Кихоту» признаны лучшими в мире. Иллюстрировал классиков, оформлял экстерьер Финского театра.

    Собрав ярких карельских деятелей, можно создать серию плакатов в общем стиле и оформлении.

    Голосовать - 0 | 0 +
    NeXXt
    11.10.2011 в 23:55
  • Один из самых стильных брендов регинона я видела в винной провинции La Rioja (Испания).

    www.lariojaturismo.com/tu...logico/index.php

    Голосовать - 0 | 0 +
    Наталья Ругачева
    13.10.2011 в 14:13
  • по поводу знака Ненецкого автономного округа — стиль немного устаревший, этому нас учили 15 лет назад.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Наталья Ругачева
    13.10.2011 в 14:15
    • Мало разработать бренд, потом его раскручивают, в том числе и через продажу сувенирки. Прикольная получиться футболочка с оленьими рогами. Мужчины выстроятся в очередь, чтобы ее купить.

      Когда я нанесла на борта грузовиков наш логотип"Петрозаводский бройлер", элементом которого является петух, водители отказывались работать на этих машинах.

      Голосовать - 0 | +1 +
      Наталья Ругачева
      13.10.2011 в 14:24

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие