Интернет-журнал Республика Карелия

Семь индусов стояли на палубе

Михаил Гольденберг 26 сентября 2013
Голосовать -5 | +48 +
Фото: из фондов Национального музея РК

Фото: из фондов Национального музея РК

Историк Михаил Гольденберг «читает» архивную фотографию и пытается разгадать ребус: что в начале ХХ века забыли индусы в северном порту. 

Кто это? 

Это индусы. Как они попали сюда? Великие фантасты отдыхают.

Индусы привезли грузы для строительства Мурманской железной дороги. Кто только не строил эту дорогу! Вспомните материал об участии китайцев в строительстве железной дороги, которая скоро отметит свое столетие. Да, Карелию ждет череда юбилеев, и один из них посвящен этой важнейшей по сей день транспортной артерии.

Может, это моряки? Тем более что внушительные канаты напоминают такелаж. Скорее всего, это наемные рабочие. Может, у них даже есть опыт подобного строительства. Ведь англичане в это время  строили железные дороги в самой Индии. Строительство этой дороги шло под патронажем англичан.

Четверо из индусов в головных уборах, причем третий слева в феске. Значит, мусульманин. Да и пиджак у него застегивается направо. У индусов — налево. У большинства рубашки европейского покроя – очевидно, они горожане, наверное, из портового города. У левого белый платок в верхнем кармашке. Нет, не простые это рабочие. Они разные.

Фото: из фондов Национального музея РК

Где это?

Это порт Кандалакша. Индусы в Приполярье! Через этот порт шли боеприпасы, оружие, техника и материалы для этого строительства. Европа утопала в болоте первой мировой. Россия была участницей этой бойни. В фондах Национального музея есть винтовки стран Антанты, французские ящики для динамита. Есть в коллекции музея и рельсы с английским клеймом.

Когда?

Это 1916 год. Стоящий справа индус босой. У других обуви не видно, но босоногость – типичное явление для индусов. И это на севере России! Очевидно, это лето 1916 года. Да и растительность видна на дальнем плане.

Середина 1916-го… Значит, жить Российской империи оставалось чуть более полугода. В ноябре этого же года торжественно забьют серебряный костыль, то есть дорога будет готова.

Эта железная дорога — своеобразная Вавилонская башня. Ее строили русские, финно-угры, пленные немцы и представители Австро-Венгерской лоскутной империи, китайцы, ну, вот и индусы…

Вспоминайте об этом, «трясясь в прокуренном вагоне». Эта железная  дорога – неофициальный памятник культурного наследия.

В музее хранится коллекция фотографий, посвященных этой действительно великой стройке, сделанных прекрасным инженером-строителем железных дорог Александром Матвеевичем Азанчеевым.

Было бы хорошо к юбилею в вагонах сделать небольшие постеры-наклейки с этими фотографиями, и чтобы по радио передавали небольшую информацию об истории дороги. А пока из вагонного репродуктора часто несется: «Владимирский централ — ветер северный…».

Задание: придумайте биографию этим индусам.

  • Я сначала мельком на фото глянул-и сразу : "А чего это на ней Андрюшка делает? " Слесарь такой у нас на заводе был. Тот, что посерёдке в пиджачке -фигурой один в один. Да и лицо похоже. Пиджак и шапку Андрюха так же носил. Родителей он не знал, неужто прадед нарисовался?:)

    Голосовать - 0 | +4 +
    kuznecik
    26.9.2013 в 10:59
  • Вот так находка!

    Голосовать - 0 | +1 +
    *
    3.10.2013 в 22:45

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие