Интернет-журнал Республика Карелия

Вы в самодеятельности участвовали?

Михаил Гольденберг 25 февраля 2013
Голосовать -6 | +91 +
Олонецкий народный хор

Олонецкий народный хор

«Вы в самодеятельности участвовали?» — спросил оперативник Михаил Иванович у героя незабвенной «Бриллиантовой руки» Семена Семеновича Горбункова. «Участвовал, — ответил Семен Семенович, подумав: — Зачем я сказал, что участвовал?» 

А потому, что в самодеятельности в советские времена участвовали практически все. В том числе и автор этих строк с удовольствием вспоминает свою короткую театральную карьеру в факультетском театре и студенческих фестивалях.

Олонецкий народный хор

Олонецкий народный хор

Эти фотографии сделаны в Олонце в 1981 году. Дату установить легко. Сценографию районного конкурса самодеятельности венчает панно с надписью «XXVI съезду КПСС — наш вдохновенный труд». На сцене хор. Практически полностью он укомплектован женщинами. Можно домыслить, что аккомпанирует женщинам мужчина-баянист. Обратите внимание на костюмы. Они скорее напоминают смесь эстрадности с псевдонародностью. Часто слышал я возмущения великого хореографа Виолы Мальми, которая и тогда добивалась в своем коллективе этнографической точности. Она боролась со сценическими китчами. Но этнография и сама Виола Мальми были тогда не в почете. Интернациональное, этнически бесформенное тогда забивало фольклор.

Cамодеятельность была везде: в каждом коллективе, воинской части, школе, вузе, предприятии. Люди выступали, творчески проявляли себя и, главное, гораздо больше общались друг с другом. Дома культуры были переполнены. Конечно, на фотографии чувствуется идеологический контроль, но людьми занимались, их организовывали…

Гремел тогда, например, Петровский народный хор из села Спасская Губа, которым руководил самородок И.И.Левкин. Мой брат работал врачом в этом селе, и, приезжая к нему, я любил слушать этот коллектив. Больница эта сейчас разобрана по бревнышку, и сегодня даже не каждый район имеет народный коллектив.

На этих фотографиях жители  Олонецкого района справляют Масленицу. Массовые праздники тогда в основном носили идеологический характер. Но на рубеже 1970-80-х годов в поисках народных традиций Масленицу разрешили. Все-таки праздник не религиозный.

Видно, что люди разных возрастов веселятся от души.

Олонецкие красавицы

Олонецкие красавицы

Вглядитесь в их лица. Это типичные советские люди. Живут они небогато, со средним  достатком, но лица счастливые. У них есть работа, они уверенно смотрят в будущее. Их одежда не носит в себе следов социального расслоения. У них есть набор социальных гарантий, пусть и небольшой. На фотографии видны молодые женщины с колясками, а эту фотографию так и хочется назвать «Олонецкие красавицы». Да, в магазинах свирепствует дефицит, живя за железным занавесом, им не с чем сравнивать свою жизнь. Но они счастливы.

Вглядитесь сегодня в лица людей в маршрутке: усталость, озлобленность, готовность к конфликту. Люди раздражены социальной несправедливостью.

Сегодня тоже проводятся массовые праздники. Но народ чаще всего — пассивный зритель дорогих артистов, завезенных из столиц и других городов.

Эта фотоколлекция назидательна. Людьми надо заниматься. О них надо заботиться. Они привыкли жить так. Сегодня их многое пугает, раздражает. Им многое непонятно, они ощущают себя попавшими на другую планету.

Можно ссылаться на ветер новых времен, но народ-то остался тот же.

Благодарим Илью Серко, научного сотрудника Национального музея Республики Карелия, за предоставленные фотографии.

  • Все правильно, уважаемый Михаил, так и было, как Вы написали: " Вглядитесь в их лица. Это типичные советские люди. Живут они небогато, со средним достатком, но лица счастливые. У них есть работа, они уверенно смотрят в будущее. "

    Хотелось бы обратить внимание ещё вот на что. Пели ведь не только организованные самодеятельностью. Гораздо больше пели люди просто так, от чистого сердца, в гостях, на праздниках, просто в компании.

    На мой взгляд, потребность в пении это — самый точный, самый объективный показатель «счастливости» народа. Можно силой заставить человека идти, бежать, работать. Но петь из-под палки человек не способен.

    Вот написал, и начал вспоминать, из какого окна я последний раз слышал песню? Увы...

    Голосовать - -4 | +23 +
    Леонид Вертель
    25.2.2013 в 11:14
    • Вы правы, Леонид. Эстетика и этика повседневности изменились резко. Сейчас невозможно, чтобы вся страна запела одну песню, посмотрела один фильм, прочитала одну книгу... Народ разобщен, разрушены связи поколений. В этом направлении нужна политика, направленная на организацию свободного времени. Домов культуры нет или они сменили функции, почти все платно и малодоступно. Людьми надо заниматься. Не все способны к самоорганизации.

      Голосовать - -2 | +2 +
      Михаил Гольденберг
      26.2.2013 в 06:44
  • раньше пьяный по улице идет и песню поёт

    а теперь не поют

    другие мы

    с днем рожденья Вас

    Голосовать - -1 | +9 +
    выходец
    25.2.2013 в 13:02
  • из какого-то старого фильма :

    «-Вы в самодеятельности участвовали?

    -Участвовал.., но удовольствия не получил» :)

    Голосовать - -4 | +5 +
    una
    25.2.2013 в 13:38
  • Я прожила в Карелии 35 лет, а на Масленицу впервые попала, переехав в Куопио. Здесь фото vk.com/album-47799013_170132682.

    Голосовать - -7 | +4 +
    Ila
    25.2.2013 в 14:26
  • Настоящая масленица в средней России. Самовары, блины с икрой, баян.балалайки и трещотки, ярмарки с медведями и цыганами! В Суоми --не то немного.

    Голосовать - -2 | +3 +
    lle
    25.2.2013 в 15:59
    • Конечно не то, кто ж спорит! Уж мне не понаслышке известно, как проходят праздники в южной России — там все по старым русским традициям — особенно свадьбы шикарные! Что ни говори, а праздновать на наших югах умеют, на Севере я такого размаха не видела....А что касается суоми, то здесь важен сам факт попытки сделать в чужой стране в центре города праздник чужой культуры, причем среди организаторов была только одна русская, остальные финны, индийцы, эфиопы))))))))))))).

      Голосовать - 0 | 0 +
      Ila по финской Масленице
      1.3.2013 в 11:27
  • «Обратите внимание на костюмы. Они скорее напоминают смесь эстрадности с псевдонародностью».

    Думаю, что это эстрада и есть. Даже если такие хоры (а подобный есть и в моем городе (Пудоже)) включают в свой репертуар народные песни своего района, все равно мы имеем дело с обработкой — от разбивки на голоса, выделения солистов до сценической картинки — хороводы, костюмы, словом, делается продукт массового потребления.

    Но с другой стороны, настоящий фольклор и не рождался как сценическое произведение песни, былины, сказки, танцы исполнялись «для себя» или для круга знакомых и близких — на деревенских праздниках или дома. И там эта фольклорная аутентичность была органична, интересна, а при точном переносе действия на сцену появляется какая-то неестественность, теряется атмосфера этого действа.

    Поэтому, мне кажется, и такой эстрадный вариант имеет право на существование, главное, чтобы это делалось с любовью, искренностью и талантом руководителя и исполнителей и, конечно, нельзя переходить границ и ударятся в шоу, как это происходит с известным ансамблем «Золотое кольцо» (и ему подобными), который уж точно к народной песне не имеет никакого отношения.

    Михаил Леонидович, спасибо за интересную тему и чудесные фотографии!

    С прошедшим юбилеем Вас! Мира, добра, душевной гармонии и интересных событий и открытий!

    Голосовать - 0 | +4 +
    Фёдор
    25.2.2013 в 20:00
  • Как в Пудоже самодеятельность? Есть ли народный театр? Когда то «Грозу» Островского ставили.

    Голосовать - 0 | +1 +
    луч света
    25.2.2013 в 21:53
  • Когда то «Запорожца за Дунаем» даже самодеятельно ставили.

    Голосовать - 0 | +1 +
    Одарка
    25.2.2013 в 21:55
  • Организованная «самодеятельность» была не сколько формой выявления талантов у СОВЕТСКИХ ЛЮДЕй, а скорее формой контроля за мышлением и усонастроением «народных масс». Тотальная власть потом у и ТОТАЛЬНО, что контролировала и труд и отдых и творчество всех, заключенных в совковом лагере. М, Гольденберг тоскует не по свободному творчеству, а по отсутствию возможности сейчас ТОТАЛЬНО все и всех контролировать. СМ: — "Сейчас невозможно, чтобы вся страна запела одну песню, посмотрела один фильм, прочитала одну книгу... Народ разобщен, разрушены связи поколений. В этом направлении нужна политика, направленная на организацию свободного времени. Домов культуры нет или они сменили функции, почти все платно и малодоступно. Людьми надо заниматься. Не все способны к самоорганизации. "

    Уж он-то (ГОЛЬДЕНБЕРГ) всегда будет в руководителях и указывать, какие песни петь, каки е книги читать, каким руководителям задницу лизать

    Голосовать - -4 | +2 +
  • (ошибки исправил и дополнил)

    Организованная «самодеятельность» была не сколько формой выявления талантов у СОВЕТСКИХ ЛЮДЕй, а скорее формой контроля за мышлением и умонастроением «народных масс». Тотальная власть потом у и ТОТАЛЬНА, что контролировала и труд и отдых и творчество всех, заключенных в совковом лагере. М, Гольденберг тоскует не по свободному творчеству, а по отсутствию возможности сейчас ТОТАЛЬНО все и всех контролировать. СМ:

    — "Сейчас невозможно, чтобы вся страна запела одну песню, посмотрела один фильм, прочитала одну книгу... Народ разобщен, разрушены связи поколений. В этом направлении нужна политика, направленная на организацию свободного времени. Домов культуры нет или они сменили функции, почти все платно и малодоступно. Людьми надо заниматься. Не все способны к самоорганизации. "

    Уж он-то (ГОЛЬДЕНБЕРГ) всегда будет в руководителях и указывать, какие песни петь, каки е книги читать, каким руководителям задницу лизать...

    См. «О введении единомыслия в России» М.Е Солтыкова-Щедрина.

    Сейчас «САМОДЕТЕЛЬНОСТИ» гораздо больше, чем в совковые времена: -

    — каждый графоман, издавший книгу рифмованой чепухи, именует себя «поэтом»:

    — любая девица, удачно раздвинувшая ноги перед продюсером, и прыгающая по сцене, — уже певица и звезда;

    — любой придурок, полуголый покатавшийся по фекалиям в выставочном зале, уже считается художником и перформансистом;

    ... но по сути своей они так и останутся САМОДЕТЕЛЬНОСТЬЮ, — т.е. профессиональными недоучками.

    В совковое время из самодеятельности вышли в профессионалы такие большие художники, как народный художник России Суло Юнтунен и академик Лео Ланкинен, не получившие профессионального художественного образования. Профессионал тем и отличается от самодеятельности, что сам строже всех судит свой труд.

    Голосовать - -3 | +2 +
  • Доброго времени суток. А еще раньше трава была зеленее и солнышко ярче, не так ли, тезка? Анекдот по этому поводу вспомнился, когда берут интервью у долгожителя, который пожил и при царе, и при советах, и при президенте. -Когда же лучше жилось? -Конечно при царе! -А почему? -Так при царе у меня стоял!

    Естественно, каждый хвалит свою молодость и сравнивает лица людей с празднеств с лицами людей в общественном транспорте.

    Голосовать - 0 | 0 +
    Михаил
    9.3.2013 в 13:12
  • очень хорошее доброе воспоминание, спасибо автору публикации.

    Взгляните на фото и Вы увидите, что песня пелась вем сердцем, душой, ней были слова.

    Талантов сегодня не меньше, но нет той доброжелательности подачи этих талантов, я бы сказала эгофинансовая конкуренция поработила социум и более развивается брендовая культура, туристическая, у нее другие задачи и в этом теряется красота совершенства мира.

    Голосовать - 0 | 0 +
    22.3.2013 в 18:34

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие