Интернет-журнал Республика Карелия

А счастья нет

Антон Миронов 28 мая 2013
Голосовать -7 | +95 +
Алексей Балабанов перед показом «Я тоже хочу» на Венецианском фестивале в 2012 году. Источник - http://news.mail.ru

Алексей Балабанов перед показом «Я тоже хочу» на Венецианском фестивале в 2012 году. Источник - http://news.mail.ru

Вы не смотрели последнюю картину Балабанова? Тогда прошу прощения за спойлер. «Я тоже хочу» вышел в прошлом году, и среди тех, кто этот фильм не видел, настоящих поклонников творчества Алексея Октябриновича, полагаю, не осталось.

Я тоже не фанат, но это не мешает мне считать Балабанова талантливым художником. Попробую обойтись одним дифирамбом. Многие, кого раньше тошнило от «Груза 200» и прочих лент режиссера, теперь называют его «неудобным, но таким пронзительным». Вот только для настоящей оценки нужны не эпитеты, а глаголы и междометия.

Сюжет «Я тоже хочу» прост. Пять человек накапливаются во внедорожнике и отправляются за счастьем. Обрести его можно, добравшись до колокольни, из которой люди вроде как возносятся в иные эмпиреи, где им непременно становится невообразимо хорошо. А еще, по слухам, вокруг колокольни царит ядерная или не очень зима, поэтому есть риск сгинуть, до счастья не доехав.

Компания путешественников прекрасна. За рулем — бандит-мокрушник, рядом ним — алкаш с боксерским прошлым, за ними — недееспособный папаша алкаша плюс типичный питерский полубард из 80-х с гитарой и проститутка с высшим философским образованием и лицом кустодиевской доярки.

У Балабанова под отечественную «синьку» мчатся к колокольне пять никому не нужных людей. 

Ехали они долго ли, коротко ли, да только одну бутылку водки выпили, как нарисовался на их пути блок-пост со шлагбаумом. Добры молодцы в камуфляже, как бы намекая на то, кто теперь у них самый главный, сообщили, что «патриарх велел всех пускать, но оттуда никто еще не возвращался». После этих слов бандит решил пожалеть проститутку и высадил ее, припугнув, что женщин туда за шлагбаум пускают только голыми.

Следующие минут 10 внедорожник мчится по деревням и весям мимо пустых домов и брошенных коровников, а проститутка скачет по сугробам в чем мать родила. Не бежать к колокольне счастья она не может, поскольку уже произнесла магическую фразу «я тоже хочу». Товарищей по хотению она нагоняет, когда они рассаживаются у костра перед финальным марш-броском и пьют водку, добытую в разоренном сельмаге. Вокруг картинно валяются трупы таких же, как и они, искателей счастья — тех, кого таинственный портал в колокольне не принял.

Во время привала родитель алкаша-боксера тихо преставляется. Сын роет ему яму, а затем сам ложится рядом с могилой, поскольку решил «остаться с папой». В итоге до полуразваленной колокольни добираются трое — убийца, бард и проститутка. Двое последних сразу возносятся, а их криминальный спутник в недоумении выходит из храма и натыкается на автора фильма, которого тоже «не взяли». Балабанов говорит: «А я счастья хочу» — и умирает, заваливаясь на бок, прямо как у Рождественского — «некрасиво, неправильно». Бандит возвращается в храм и со словами «я тоже хочу» также заваливается на бок. Титры.

В кого ни плюнь — всем необходим как минимум исход, а лучше вознесение. Одного пока не пойму: для нас с вами эта кинолента — прогноз или диагноз?

Рецензенты уже сравнивали последнее балабановское произведение со «Сталкером» Тарковского-Стругацких. Явная схожесть лишь в канве — группа неравнодушных к себе товарищей идет туда, где, возможно, будет хорошо. Но в «Сталкере» нет вознесения, а в «Я тоже хочу» нет проводника.

По мне так «Я тоже хочу» чем-то напоминает «Достучаться до небес» Томаса Яна. Там, напомню, два смертельно больных героя, которым в обществе уже совсем никак и незачем, пускаются под текилу к морю, которого они никогда не видели. А у Балабанова под отечественную «синьку» мчатся к колокольне пять никому не нужных людей. Заерзанный российскими литераторами образ лишнего человека опять вылезает подобно грыже пенсионера-гиревика. Но что тут поделать?

У бандита есть тачка, ствол, понятия, баня, пиво и вобла, а счастья нет. У его кореша-алкаша есть водка и настырный друг-бандит, который практически с боем вырвал его из наркологической клиники, а счастья нет. У папаши-алкаша есть сын, который даже в смерти не бросит, а счастья нет. У барда есть гитара и то ли убогие, то ли божественные песни, которые никто петь не запрещает, а еще он может пойти в православный храм и прочитать там протестантскую молитву, а счастья нет. У проститутки есть философское образование и физиологические способности, позволяющие не умереть с голоду, а счастья нет. В кого ни плюнь — всем необходим как минимум исход, а лучше вознесение. Одного пока не пойму: для нас с вами эта кинолента — прогноз или диагноз?

Проститутке Любе по пути к счастью достаются самые тяжелые испытания. Кадр из фильма "Я тоже хочу"

Проститутке Любе по пути к счастью достаются самые тяжелые испытания. Кадр из фильма "Я тоже хочу"

Казалось бы, последний фильм Балабанова примитивен, как притча какого-нибудь очередного Коэльо. Был бы прост, если бы режиссер, умирающий взаправду, не присел в финале своего фильма на приступок храма в безысходной печали, что его тоже не берут туда, где счастье, и если бы не устроил для зрителя свою тренировочную кончину. Не всякий художник, согласитесь, имеет силу и смелость вот так показательно обделить себя и святостью, и бессмертием.

  • Очень хорошая рецензия. Очень.

    Вопрос: вы пишете: «Одного пока не пойму: для нас с вами эта кинолента — прогноз или диагноз».

    Почему вы противопоставляете прогноз диагнозу? В данном случае это не одно и то же?

    Голосовать - -7 | +7 +
    Анастасия
    28.5.2013 в 12:47
    • Это не проноз и не диагноз, но одно и тоже- [удалено] на смерть и связанный с нею массовый [удалено] псевдо искусствоведов в маасссссссмедиа...

      А диагноз там или прогноз, так он забудется уже до следующего бокала пива в пятницу.

      Так что рецензия, какой бы она не была, тут не имеет смысла. Пошловат сам факт ее написания.

      Романовъ, ваш комментарий изменен. Воздержитесь, пожалуйста, от ненормативной лексики.

      Голосовать - -5 | +1 +
      Романовъ
      28.5.2013 в 16:22
      • Романов, ПНХ. Надеюсь, расшифровывать не надо?

        Голосовать - -3 | +3 +
        Маузер
        30.5.2013 в 23:54
  • именно. прогноз = диагноз.

    рецензия как таковая теперь перестаёт иметь смысл. есть фильм. режиссёрское ИМЯ. (какое-никакое). не хочешь отстать от времени — смотри. предпочитаешь голливудщину — твоё дело. только здесь не Рио-де-Жанейро.. почему наши сограждане знают их затрапезных «звездулек», а отечественных не помнят?!

    Голосовать - -4 | +2 +
    una
    29.5.2013 в 20:20
  • Интересно, если А. Балабанов бы не умер, был бы такой ажиотаж вокруг его кинолент, а особенно около его последней картины? Когда был день премьеры этого фильма в Петрозаводске, то в зале вместе со мной сидели еще 3 человека. На сегодняшний день кинокритиков и рецензентов куда больше набирается. Рецензия в простоватой форме отражает содержание фильма. И что дальше? Посмотрел — пересказал?

    В этом фильме играет сын Алексея Балабанова — Петр. Возможно, это центральный герой этого фильма. На него надо посмотреть в первую очередь. А не на то, как героиня фильма бежит обнаженной в условиях радиационной зимы. И одежду она сбросила свою из-за шутки. Только, когда наступает разговор о счастье, а тем более о своем собственном, а не о чужом, то здесь не до юмора. За счастье, как оказывается, надо бороться.

    Помните, как в «Доживем до понедельника»? — «Счастье — это, когда тебя понимают», а здесь, судя по рецензии: «Счастье — это, когда забирают».

    P.S. «Я убил в фильмах слишком много людей. У меня нет ни единой картины без убийств. Это не очень-то помогает достичь счастья. Я действительно не очень счастлив, хотя мне повезло — у меня семья, жена и двое детей, и огромная квартира с домашним кинотеатром. По ночам я смотрю кино — по телевизору масса всего хорошего бывает с полуночи до 6 утра, — а днем сплю».

    Голосовать - 0 | +5 +
    Artem
    3.6.2013 в 22:01
  • диагносты плохие.прогнозы всегда не сходятся с реальностью.

    Сами себе что то не так пишем.снимаем.гадаем.прогнозируем...больные на голову что ли?

    Голосовать - 0 | 0 +
    не то
    4.6.2013 в 02:39
  • Балабанов — это режиссёр — поэт! И в каждой его работе, как и в любом стоящем стихотворении, переплетены все направления поэзии о каковых мы всегда разглагольствуем дабы придать себе умный вид, но так и не смогли в сущности передать значения, отличия и вместе с тем надобности того или иного направления.

    Такие художники как Балабанов, не нуждаются в иных направлениях оглашённых в манифестах на жирных светских раутах где в принципе, как правило, поэзией и не пахло никогда.

    Я его фильмы понимаю, но если спросить у меня, о чём они говорят, то мне придётся потрудится дабы ответить, потому что, на то и был, на то и есть — Балабанов!

    Я не следил за выходами новых фильмов его, — как наткнусь, так и посмотрю. Вот и благодаря Республике, наткнулся на фильм — «Я тоже хочу»:

    Не спроста в фильме все герои разные; каждый себя в ком-либо узнает. Я, как правило, узнал себя в самом классическом герое. То есть, я не пью уже два с половиной года, но если бы мне предложили поехать за счастьем, я бы сразу взял бутылку водки и поехал...

    Голосовать - 0 | +1 +
    Дмитрий Дианов
    4.6.2013 в 16:59
  • Так ответ довольно прост.Алексей Балабанов сам всегда говорил о том, что его фильмы о людях, обычных людях, таких как вы или я. У него в фильмах зачастую не найдешь настоящих актеров, ибо никто не играет «роль», — «все играют сами себя». Фильмы о каждом из нас.

    Голосовать - 0 | +5 +
    Artem
    4.6.2013 в 21:51

Для того, чтобы высказать свое мнение, регистрация не требуется.
Но, по желанию, вы можете зарегистрироваться или или войти на сайт
через свой профиль в социальных сетях:

  • Ваше имя *
  • E-mail
  • Сайт
  • Текст мнения *



Мы в соцсетях
Лучшие